birmaga.ru
добавить свой файл

1








Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ютановская средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»






Дорога в космос

(эссе)

Учитель Жменя Александр Анатольевич

Поехали!

Ю.А. Гагарин

Наиболее яркая дата 2011 года, несомненно, 50-летие первого в мире орбитального полета космического корабля «Восток», пилотируемого Ю.А. Гагариным. Он стал первым человеком, который преодолел земное притяжение. С одной стороны, это событие подвело итог усилий нескольких поколений, с другой стороны, открыло небывалое доселе поле деятельности для творческих людей.

50 лет... Много или мало? Для человеческой жизни – много; для истории народа – мало. Для науки 20 века – много, для науки 19 века – мало... (!!!)

Давайте вспомним, когда возникла мечта летать. Это сделать достаточно трудно. Например, миф об Икаре, сыне Дедала, датируется 1500 г. до н.э. ... Мне кажется, что именно мечта летать сыграла роль «ускорителя» процесса создания летательных аппаратов. Наверное, кстати будет процитировать слова Павла Кондратьевича Ощепкова: «Мечта! Как много соединяем мы в этом слове надежд и желаний. Мечта всегда окрыляет человека – она опережает время».

Понятно, что технологическая возможность полета в космос появилась только в XX веке. Однако, столь стремительное осуществление этого было заложено всей историей человечества, его мечтой его фантазией. Фантазии мы обязаны многим; это начало науки, начало исследований наряду с любопытством. Альберт Сент-Дьердье, американский биохимик, говорил: «Основная ткань исследователя – это фантазия, в которую вплетены нити рассуждения, измерения и вычисления». Хорошо развитой фантазией обладали все ученые. И еще не известно, у кого было больше фантазии, у великого поэта Шекспира или у великого математика Ньютона. А Леонардо Да Винчи? Это просто «человек-фантазия»!

Итак, желание летать жило в человеке всегда. Оно терпеливо ждало своего часа. И он наступил. С чего началось? Конечно, как всегда, с войны и развлечений. История сохранила нам предания, согласно которым в Китае более 2000 лет тому назад ракеты применяли для развлечения во время народных праздников. Известно успешное применение китайцами боевых ракет против монгольских орд еще в 1232 году. В конце XVII века при завоевании Индии англичанам пришлось встретиться с отрядом обученных воинов-ракетчиков. Индийский князь Гайдар-Али создал корпус для ракетных стрелков из 1200 человек еще в 1766 году. Первым, кто заинтересовался индийскими боевыми ракетами на европейском континенте, был английский генерал Уильям Конгрев (1772-1828). В 1806 году в успешном обстреле ракетами Копенгагена, в котором участвовал Конгрев, было выпущено около 25000 ракет. В России первое ракетное заведение было организовано в конце XVII века, сам Петр I руководил изготовлением фейерверочных ракет и организовывал грандиозные увеселительные фейерверки. В 1717 году была разработана знаменитая сигнальная ракета, которая состояла на вооружении русской армии почти без всяких изменений свыше 150 лет.

Наиболее крупным вкладом в создание боевых пороховых ракет явились работы русских военных инженеров: Александра Дмитриевича Засядко (1779-1837) и Константина Ивановича Константинова (1818-1871). Константинов был идейным руководителем школы ракетчиков, создавшей в России передовые методы производства боевых пороховых ракет и разработавшей основы экспериментальной ракетодинамики. Дальше – больше... 1886 год, выходит книга Н. Соковнина «Воздушный корабль»; 1887 год – Ф. Гешвенда «Общее основание устройства воздухоплавательного парохода (паролета)»; 1918 год – Н.И. Кибальчича «Проект воздухоплава-тельного прибора». Далее следует отметить «Лекции по теоретическим основам воздухоплавания» Н.Е. Жуковского, которые вместе с успешным полетом братьев Райт послужили толчком к переходу от теории к практике. Мы не будем здесь приводить фамилии инженеров, конструкторов и пилотов, опасаясь кого-нибудь забыть. Отметим только вклад Д.И. Менделеева. По его инициативе в декабре 1880 года был организован VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. А еще в 1875 году Менделеев предложил проект первого в мире стратостата.

А после был Константин Эдуардович Циолковский. Говорить подробно о работах этого человека не представляется возможным, настолько они многочисленны, глубоки и перспективны. Давайте лучше послушаем, что говорит о нем энциклопедический словарь.

«Циолковский Конст. Эд. (1857- 1935), сов. Ученый и изобретатель в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник совр. космонавтики... Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указав рацион. пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инж. решений конструкций ракет и ЖРД. Технические идеи Ц. находят применение при создании ракетно-космич. техники».

И при этом не стоит забывать, что он в детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя; всю жизнь преподавал физику и математику.

У кого-то еще есть сомнения в бессмертии этого человека и его идей?

Интересно, что же все-таки побудило Циолковского к работе в этой области? На этот вопрос отвечает сам Константин Эдуардович: «Не помню хорошо, как мне пришло в голову сделать вычисления, относящиеся к ракете. Мне кажется, первые семена – мысли – были заронены известным фантазером Жюль Верном: он пробудил работу моего мозга в известном направлении. Явились желания, за желаниями возникла деятельность ума... Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже, в конце концов, исполнение венчает мысль... Исполнению предшествует мысль, точному расчету – фантазия». Эта цитата как нельзя, кстати, к вопросу о мечте и фантазии. Кто-то может возразить, что теория – теорией, а практика – практикой; между ними пропасть. Так ли это? На этот вопрос здорово отвечает Людвиг Больцман: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

И все-таки этот шаг от теории к практике еще только предстояло сделать. Кому суждено было его осуществить? Нашей стране, нашей Родине – России. Мне кажется, что это было высшей справедливостью, ведь наибольший вклад внесли именно русские ученые, инженеры, пилоты.

А путь этот был трудным. Ошибки, оплошности, разочарования, откровенные неудачи... Все было. Это может остановить любую даже хорошо отлаженную машину, и тому много примеров. Нужен был человек, который бы собрал вокруг себя коллектив единомышленников, направил их работу в нужное русло, беззаветно верил в осуществление мечты человечества. И такой человек нашелся именно в России. Это Сергей Павлович Королев. Под его руководством создали баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и другие), космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории и были совершены космический полет человека и выход человека в открытый космос.

Поговорим несколько подробнее о первом полете и о первом космонавте. Почему? Это событие стало неким рубежом, поскольку перед людьми была неизвестность. А все мы знаем, что после отчаяния неизвестность есть состояние, которое труднее всего переносить человеческому сердцу.

Команда Королева работала очень продуктивно, и к 1961 году был создан надёжный космический корабль, пригодный для полета человека в космос. Параллельно с этим шла подготовка будущих космонавтов. Это были высококлассные летчики, окончившие Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Летчик-космонавт должен быть достаточно образованным человеком, чтобы разобраться в сложной технике. В последствии первый космонавт Ю. А. Гагарин говорил: «Помните, друзья: путь в космос для каждого из нас начинается здесь на Земле. Он пролегает через хорошие сочинения по литературе, через отличную контрольную по математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы. Он, этот полет, начинается на ваших спортивных площадках, в ваших слесарных и столярных мастерских... Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы».

Неплохо бы сделать эту цитату девизом в наших школах! Но вернемся к отряду космонавтов. Эти люди для того, чтобы удачно осуществить космический полет, должны были знать такое количество разделов науки и техники, что простое их перечисление заняло бы не одну страницу. И, конечно, знать, как свои пять пальцев космический корабль «Восток». Сейчас, в начале XXI века, нелишне будет вспомнить, что же собой представлял корабль, в котором впервые человек прорвался в космос. Конструктивно он состоял из двух отсеков: спускаемого аппарата и приборного отсека. Спускаемый аппарат с кабиной космонавта выполнен в форме шара диаметром 2,3 метра и покрыт теплозащитным материалом. Его вес 2,4 тонны. В кабине космонавта три иллюминатора, защищённых жаропрочным стеклом. Вес корабля составляет 4,73 тонны. Космонавт в скафандре располагается в катапультируемом кресле в положении, удобном для перенесения перегрузок. В кресле находится система вентиляции скафандра, парашютные системы и наземный аварийный запас, в состав которого входят вода, пища, радио и сигнальные средства. Кресло служит одновременно и для катапультирования на старте в случае возникновения аварийной ситуации.

Для ориентирования корабля в космосе служит система одноосной ориентации. Ориентация осуществляется автоматически и вручную. В последнем случае используется оптическое устройство «Взор». По земному глобусу на приборной доске можно определить местоположения корабля относительно Земли.

Система кондиционирования поддерживает в кабине корабля давления в пределах 750 мм рт. ст., нормальную влажность воздуха и концентрацию кислорода, а также температуру в пределах 15-22 оС. Запасы пищи, воды, химических веществ для регенерации воздуха рассчитаны на десятисуточный полёт.

Корабль снабжен радиоаппаратурой для связи космонавта с Землей, телеметрической системой, позволяющей с помощью датчиков постоянно контролировать состояние и самочувствие космонавта, работу бортовых систем и пара метры среды в кабине космонавта.

При сходе корабля с орбиты включается тормозная двигательная установка. Команда на её включение выдается вручную или автоматически с Земли. После окончания работы тормозной двигательной установки происходит разделение отсеков. Приборный отсек сгорает в плотных слоях атмосферы, а спускаемый аппарат тормозится в атмосфере. Температура пограничного слоя при этом возрастает до 3-5 тыс.оС., а аэродинамическое сопротивление достигает 20 тонн. Спуск происходит по баллистической траектории.

Баллистический спуск продолжается до высоты 7000 метров, после чего происходит отстрел крышки люка и раскрытие парашюта. На высоте 4000 метров кресло отделяется от космонавта и приземляется на фале длиной 15 метров. Скорость приземления 6 метров в секунду.

Вот в таких условиях предстояло первому космонавту совершить первый полёт. Итак...


2 января 1959 годапуск космической ракеты в сторону Луны.

12 сентября1959 годавторой успешный пуск космической ракеты.

4 октября 1959 годатретий пуск космической ракеты на борту - автоматическая станция.

15 мая 1960 годазапуск космического корабля на орбиту спутника Земли: этим пуском положено начало сложной работы по созданию надежных космических кораблей, обеспечивающих безопасный полёт человека в космос.

19 августа 1960 годазапуск второго космического корабля на орбиту Спутника Земли.

9 марта 1961 года – на орбиту выведен четвертый корабль-спутник.

25 марта 1961 года – пятый корабль-спутник.
И вот апрель, двенадцатое.

Как рассказать об этом событии? Мы столько слышали, столько видели, столько читали, что, кажется, будто бы знаем все. Говорят, что слова помогают нам скрывать свои мысли и в то же время проявляется сущность человека. Итак, начнем...

- Товарищ председатель Государственной комиссии, летчик-космонавт старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике «Восток» готов (доклад).

- Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далекие пространства Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что было прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с Природой – можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос! Назовите мне большую по сложности задачу, чем выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятком людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим.

Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят друг другу, отправляясь в далёкий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далёких и близких! До скорой встречи! (7 часов. Перед посадкой в корабль. Здорово, что эти слова звучали по-русски!)

- Поехали! (9 часов 07 минут)

- Вижу реки. Складки местности различимы хорошо. Видимость отличная. Различаю снег, лес... Наблюдаю облака над Землёй – мелкие кучевые и тени от них. Красиво. Красота! (9 часов 18 минут)

- Ну, здравствуй, знакомая незнакомка. Хорошо же ты встречаешь гостей. Наступило состояние невесомости. Самочувствие отличное. Чувство невесомости благотворно влияет. Никаких плохих явлений не вызывает. Вот сейчас через иллюминатор «Взора» проходит Солнце. (9 часов 21 минута)

- 10 часов 09 минут 15 секунд. Вышел из тени Земли.

Вот сейчас во «Взор» наблюдаю Землю. Пролетаю над морем.

- Начало торможения – 10 часов 25 минут.

10 часов 45 минут. Гагарин приготовился к жесткому приземлению, но Земля гостеприимно встретила первого своего космонавта.

Юрий Гагарин совершил посадку в родных местах, сделал первый шаг по родной земле... И одновременно шагнул в бессмертие.

Вот так это было...

А что же было дальше? В освоении космического пространства включились все крупные государства. А позже они объединились. Почему? Всё объективно. Очень трудно одному государству вынести такую финансовую ношу. Давайте вспомним основные вехи в освоении космического пространства, не указывая государства. Думается: после 12 апреля 1961 года все, что делается в этом направлении, принадлежит человечеству в целом.

- 16-19 июня 1961 года – первый космический полёт женщины.

- 18 марта 1965 года – первый выход человека из корабля в космическое пространство.

- 15 июля 1965 года – первое фотографирование Марса с близкого расстояния.

- 3 февраля 1966 года – первая мягкая посадка на поверхность Луны.

- 16 ноября 1965 года 1 марта 1968 года – первый межпланетный перелет Земля – Венера.

- 31 марта 1966 года – запуск первого искусственного спутника Луны.

- 15-21 сентября 1968 года – первый облет Луны с возвращением АМС на Землю.

- 16-24 июля 1969 года - первая экспедиция на Луну.

- 12-24 сентября 1970 года – первая доставка лунного грунта с помощью автоматического аппарата.

- 17 ноября 1970 года – первая доставка на Луну самоходной лаборатории.

- 15 декабря 1970 года – первая мягкая посадка космического аппарата на поверхность Венеры.

- 19 апреля – 12 октября 1971 года – первая долгосрочная орбитальная научная станция.

- 2 декабря 1971 года – первая мягкая посадка на поверхность Марса.

- ноябрь-декабрь 1978 года – первое фотографирование Юпитера с близкого расстояния.

- 15-21 июля 1975 года – первый международный космический полёт.

- 22 и 25 июля 1975 года – передача первых телевизионных изображений поверхности Венеры.

- 11 января 1978 года – создание первого пилотируемого орбитального научно-исследовательского комплекса.


- 9 марта 1986 года – получение первых фотографий ядра кометы Галлея.

- 20 февраля 1986 года – выведение на орбиту научной станции «Мир».

- 25 апреля 1990 года – выведение на орбиту телескопа имени Хаббла.

- 29 октября 1991 года – получение первых фотографий поверхности астероида Гаспра.



- 1998 - ? – сборка международной космической станции «Альфа».

- февраль 2001 года – посадка АМС на поверхность астероида Эрос.

Но все это было потом. А первый шаг, который сделал Юрий Алексеевич Гагарин, останется в людской памяти навсегда.

Итак, 50 лет – это много или мало? Пусть Бог нам даст достаточно мудрости, чтобы не искали ответ на этот вопрос.

Единственное, что должно нас волновать, это мирное использование космоса. Пусть все люди на Земле помнят слова Константина Эдуардовича Циолковского: «Я не работал никогда над тем, чтобы усовершенствовать способы ведения войны... Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать Вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую Солнцем». И, конечно, не стоит забывать наказ первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина: «Пусть космические корабли понесут научные экспедиции к дальним планетам. Но пусть не понесут они никогда смертоносный груз».

Подробности можно найти в следующей литературе:



  1. П. Р. Попович, В. С. Лесников. Не могло быть иначе! – М. Молодая гвардия, 1980.

  2. А. А. Космодемьянский. Константин Эдуардович Циолковский. – М.: Наука, 1976.

  3. С. М. Белоцерковский. Диплом Гагарина. – М.: Молодая гвардия, 1986.

  4. М. Колтун. Мир физики. – М.: Детская литература, 1987.

  5. Слово о науке. – М.: Знание, 1987.