birmaga.ru
добавить свой файл

1
Элективный курс


«Занимательные Эксперименты»

Составитель: Можарова В.В.

Пояснительная записка к программе элективного курса «Занимательные эксперименты».

Данный курс рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 8 классов. Он ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности, интеллектуальной деятельности учащихся, их познавательной активности.

Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления, происходящие с веществами в окружающей жизни, стремление собственноручно осуществить то, о чем говорится в учебнике.

Поэтому данный курс позволит учащимся попытаться самостоятельно раскрыть тайны природы и привить интерес к предмету. Так как химический эксперимент является источником знания о веществе и химической реакции, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений, методом контроля усвоения материала и формирования умений и навыков учащихся. Именно демонстрационный опыт является своеобразным объектом изучения, источником и средством нового знания.

Цели курса:


  • сформировать у учащихся основные теоретические понятия химии,

  • обеспечить наглядное восприятие химических явлений и конкретных веществ,

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию их логического мышления для постановки и решения практических проблем и выявления значения химии в современной жизни.

Задачи курса:

  • научить школьников планировать эксперимент, выдвигать гипотезы о способах решения экспериментальных задач,

  • сформировать умения формулировать индуктивные и дедуктивные умозаключения и выводы, обсуждать содержание экспериментальных заданий и полученные в процессе экспериментирования результаты,
  • научить осуществлять само- и взаимоконтроль,


  • развить творческие способности личности ученика.

  • подготовить учащихся к самостоятельному выбору профильного обучения на старшей ступени школьного образования, а также специализации вузовского образования.

Данная программа пронизывает все темы школьного курса химии, способствуя раскрытию его содержания и являясь своеобразным методом обучения.

Элективный курс «Занимательные эксперименты» реализуется с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, а также урочных технологий – игровых и компьютерных (мультимедийных).

В программу включены демонстрационные опыты, проводимые учителем, и практические, лабораторные работы, выполняемые учащимися. При выборе опытов учитывались педагогические требования – опыт должен быть наглядным, убедительным и безопасным, заинтересовать тем, чему он учит.

Химический эксперимент помогает приобретать знания, концентрировать внимание, вырабатывает умение владеть им. Одна из главных задач практических работ – отработка навыков точной, аккуратной, педантичной работы, ибо химия не терпит и не прощает оплошностей.

В данном курсе используются мультимедийные программы, составленные мною «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Генетическая связь между основными классами неорганических веществ», а также учениками «Разделение смесей», «Типы химических реакций».

Представляемый элективный курс предполагает более глубокое по сравнению с общеобразовательным уровнем, изучение тем – «Смеси, их разделение», «Химические реакции», «Электролитическая диссоциация», «Гидролиз солей». Кроме того, в программу курса включена тема, изучение которой не предусмотрено базовым курсом – «Молярная концентрация. Нормальность раствора», с целью познакомить учащихся с разными способами выражения концентрации и подготовить их к решению более сложных расчетных задач.


В силу практической значимости данная программа направлена на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников. А для учащихся, которые пока не проявили заметной склонности к химии, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету, вызвать желание узнать больше, помочь в освоении нового предмета.

Тематическое планирование.

Требования к результатам обучения.

По окончании курса учащиеся должны уметь:


  • наблюдать и описывать явления и свойства веществ;

  • выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;

  • выбирать из общего главное;

  • принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;

  • производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, нормальности, готовить растворы определенной концентрации;

  • составлять уравнения химических реакций, характеризующих происходящие химические процессы и свойства изучаемых веществ;

  • уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретенные знания и умения в дальнейшем изучении химии.

Формы и методы работы: лекция, демонстрационный эксперимент, лабораторные работы, практические работы, компьютерные программы.

В заключение курса проводится обобщающий урок – игра “Ключи от форда ГСМКВ”, который подводит итоги изучения курса или турнир “Что мы знаем, что мы умеем” с использованием мультимедийной программы.

Приложение

Список литературы.


  1. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.

  2. Нестандартные уроки по химии. Л.М. Брейгер.
  3. Химия 8 класс. О.С. Габриелян.


  4. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова.

  5. Занимательные опыты по химии. В.Н. Алексинский

  6. Занимательная химия В.И. Левашов.

  7. Методика обучения химии в школе-гимназии. Практикум по химии. И.Я. Курамшин.

  8. Химический эксперимент в школе. Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова.

  9. Химический эксперимент. И.Н. Чертков, П.Н. Жуков.

  10. Опыты без взрывов. О.М. Ольгин.

  11. Химия. Энциклопедия для детей.

  12. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойников, А.В. Яшукова.


Приложение

Практическая работа №2
Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Изучение их физических свойств.

Оборудование и реактивы: химические стаканы, пробирки, шкала твердости, прибор для измерения температуры кипения, ареометры, химический справочник, железо (метал.), медь (порошк.), сера (кристалл.), оксид алюминия, гидроксид кальция, сульфат меди (II), 3% раствор уксусной кислоты, вода.
Ход работы: 1. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: какие физические свойства веществ известны из курса физики? Ответы учащихся систематизируют и записывают на доске и в тетрадях в виде следующей схемы, которая служит планом изучения физических свойств веществ:


Название вещества

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Твердость

Плотность

Температура плавления и кипения


























2. Учащимся выдаются образцы, все наблюдения должны фиксировать непосредственно в процессе работы. С каждым этапом работы учитель знакомит, объясняет. Все операции учитель показывает на соответствующих таблицах или экранных пособиях для того, чтобы учащиеся хорошо видели правильные приемы их выполнения.

3. Ознакомившись с правилами проведения операции, учащиеся проделывают их самостоятельно, учитель контролирует правильность их выполнения.


Приложение

Карта-инструкция
Решение экспериментальных задач по теме

«Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»


  1. Получите задание с указанием номера варианта.

  2. Прочтите внимательно каждую из задач.

  3. Составьте план решения каждой задачи.

  4. Проверьте на рабочем столе наличие необходимого оборудования, реактивов и материалов.

  5. Запишите в тетради тему занятия, номер варианта, оформите отчет по схеме:




Условие задачи (кратко)

План решения, последовательность действий

Наблюдения. Объяснения. Уравнение реакций

Выводы, ответы















  1. После окончания работы приведите в порядок рабочее место.



Вариант 1

  1. Определите, в какой из трех пробирок находится вода, серная кислота, известковая вода.

  2. Докажите опытным путем, что оксид меди(II) – основный оксид.


Вариант 2

  1. Выделите химическим путем медные опилки из их смеси с железными.

  2. Получите оксид меди(II) из гидроксида меди(II).


Вариант 3

  1. Дано: магний, оксид магния, соляная кислота. Получите хлорид магния двумя способами.

  2. Получите из оксида меди(II) хлорид меди(II).


Вариант 4

  1. Из меди получите оксид меди(II), а затем сульфат меди.

  2. Докажите, что известковая вода имеет основные свойства (двумя способами).


Вариант 5

  1. Получите оксид углерода(IV) разложением малахита и докажите, что это кислотный оксид.

  2. Докажите, не применяя индикатор, что выданный раствор – кислота.


Приложение
Карта – инструкция

Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией



  1. Рассчитайте массу твердого вещества (соли), необходимую для приготовления указанного в задании объема раствора с заданной молярной концентрацией.

  2. Взвесьте на весах нужную навеску.

  3. Перенесите навеску в мерную колбу или мерный стакан.

  4. Добавьте в мерную колбу воды до 1/2 ее объема.

  5. Закройте плотно колбу пробкой и тщательно перемешайте содержимое.

  6. Долейте дистиллированную воду до метки (последние капли добавляйте пипеткой), закройте колбу пробкой и снова перемешайте.

  7. Для расчетов пользуйтесь таблицей:



Расчеты для приготовления растворов

С заданными объемом и молярной концентрацией растворенного вещества


Дано

Найти

Расчет по формуле

Vр-ра(мл)

С (моль/л)

mв-ва(г)

mв-ва=(СМ·M·V)/1000

Vр-ра(мл)

С (г/эквив)

mв-ва(г)

mв-ва=(СН·M)/Эв-ва



Примеры задач
Задача 1. Приготовьте 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
Задача 2. Приготовьте 50 мл 0,5 М раствор соляной кислоты. Плотность кислоты 1,1 г/мл.
Задача 3. Приготовьте 20 мл раствора соды, молярная концентрация которого 0,5 моль/л.

Задача 4. Приготовьте 20 мл раствора хлорида натрия, молярная концентрация которого 0,1 моль/л.