birmaga.ru
добавить свой файл

1
История школы

Что такое школа? Прежде всего - это государственное учреждение, в котором осуществляется воспитание и обучение детей. У каждого из нас была своя школа, но когда мы вспоминаем о ней, то воспринимаем не как учреждение, а, прежде всего, как коллектив своих товарищей, друзей, учителей. История школы пишется их судьбами, они – главное её содержание.
История Новоникольской средней школы уходит своими корнями в прошлое, к первой учительнице – Альбановой Феоктисте Ивановне. Со старой пожелтевшей фотографии, сделанной в Астраханском фотоателье, доходят до нас черты интеллигентной и, судя по лицу, строгой «классной дамы». Сколько лет этой фотографии сказать трудно, но сделана она фирменно.
Феоктиста Ивановна Альбанова была дочерью священника, который рано похоронил свою жену. Феоктиста с малолетства жила и воспитывалась у дальних родственников в Петербурге.
В 1885 году 18-летняя курсистка Альбанова сошлась с людьми, которые именовали себя социал-демократами. Сошлась не потому, что её захватила идея политического преобразования России – она плохо понимала, чего хотят её знакомые и друзья – просто они были интересные, умные люди, образованные, пылкие, смелые. Народовольцы говорили о мужицком счастье и молодую неокрепшую душу Альбановой распирали жуть и восторг. В июне 1887 года Феоктиста получила извещение о скоропостижной смерти отца. Друзья посоветовали ей вернуться в родной край, в родное село, она так и сделала. Поселилась в доме отца, стала учительствовать.
Дом, где жила Феоктиста Ивановна, выделялся своей добротностью и большими окнами. Вечерами в нём играли на фортепьяно, из-за неплотно прикрытых дверей пробивался необычно яркий свет. С опасливым уважением приходили к дому мужики и бабы – подивиться складной музыкой.

Из Петербурга она привезла «фонарь» и диапозитивы. Воскресными зимними вечерами созывала в школу односельчан. В шубах, в бараньих шапках, в валенках мужики и бабы, старые и молодые набивались в большой класс, рассаживались за партами, на подоконниках и на полу. Тушили свет, на белой стене загорался квадрат, на нём появлялась картина…

Альбановой приходилось начинать с того, что земля – круглая. Но всё, что показывала Феоктиста Ивановна, о чём рассказывала, не вызывало в людях ничего, кроме изумления и недоверия. Интересы не шли дальше своего подворья. Учительница была небольшого росточка, худенькая и бледная, закрытый воротник старого чёрного платья, казалось, душил её, она всегда ходила в нём. Говорила она всегда тихим, грустным голосом о мирской несправедливости, порой односельчанам, глядя на неё, было жаль это крохотное 20-летнее создание.
После Октябрьской революции школа постепенно расширялась.
В 30-е годы это была уже семилетка, расположившаяся в 3-х зданиях. В первом - начальная школа, называлась Альбановской школой, т. к. там раньше жила первая учительница Феоктиста Ивановна. Это здание впоследствии при затоплении было перенесено наверх и сейчас в нём находится сельская библиотека. Второе здание, для старших классов, называли Попова школа. Третье здание стояло на горе. Учились в две смены, классы были приспособленные, освещение плохое.
Директором работала Голованова Надежда Ивановна, она преподавала биологию. Уже в то время работала в начальных классах Пригарина Мария Фёдоровна, она стала учить детей в 1932 году и, проработав 50 лет, ушла в 1982 году на заслуженный отдых. Большая часть жителей села - её ученики.
Кроме неё в школе преподавали Бурденко Пётр Васильевич и Крестобинцева Анна Петровна - начальные классы, Зайченко Иван Иванович- литература, Берман Валли Августович - тоже преподаватель литературы. Учителя в понимании учеников были организаторами, общественниками, они готовили художественную самодеятельность, были агитаторами.
Позднее директором школы стала Мария Григорьевна Компаненко, а Мария Фёдоровна Пригарина - завучем.

Природа в старом селе была очень богата. Займище ровное и красивое, заливалось весной водой, рядом лес, речка. Но в связи со строительством ГЭС и предстоящим затоплением в 1954 году село было перенесено на новое место, школа расположилась в 4-х небольших зданиях.

С августа 1955 года по август 1970 года коллектив школы возглавляла Меглинская Антонина Ивановна. В коллективе трудились Пригарина М. Ф., Апортова М. А., Сказкоподателев С. И., Дудина Т. П., Носкова Т. В., Чернавина В. М.
За годы существования семилетки было выпущено 149 учащихся, из них с отличием: Карпачёв А., Антонов Е., Небесчётов А.
В августе 1962 года вышел приказ о преобразовании школы в восьмилетнюю.
С августа 1962 года директор школы Меглинская Антонина Ивановна пишет приказы уже по восьмилетней школе. А через год, в июне 1963 года появляется приказ об окончании группой учащихся восьмого класса. Кто они – первые выпускники восьмилетки?
Всего 25 выпускников. Среди них Небесчетова Анна Васильевна (теперь она Мелякова), проработвшая много лет бухгалтером сельского Совета, а затем администрации села и в 2003 году вышедшая на заслуженный отдых. Типцов Виктор Алексеевич, работавший главным инженером в совхозе «Новоникольский», затем директором совхоза «Лугопролейский», главой администрации села Луговая Пролейка. Много хорошего можно сказать о каждом из этого выпуска, все они стали достойными людьми.
За 11 лет восьмилеткой было выпущено-301 человек, из них с отличием: Носкова Л., Меглинская В., Горбачёва Т., Петрунина А., Жаркова Л., Дудина Т., Гринин А., Карназина Л. и другие.
Все это время школа располагалась в нескольких приспособленных зданиях, ещё старой постройки, которые были подняты сюда при переселении в 1954 году. В каждом из них было несколько классных помещений. Эти здания до сих пор стоят в школьном дворе. Не уцелело здание, стоявшее напротив школы. Оно не использовалось несколько лет, окна давно были выбиты, там играли мальчишки и, однажды, здание сгорело.

Ко всему прочему в школе был большой интернат, в нем жили дети чабанов, работавших на животноводческих точках и ребята из х. Демидов, где была только начальная школа. Интернат располагался в бывшем доме помещика Панечкина на берегу водохранилища. Позднее там находился филиал ВНИИОЗа, а интернат перешел в два здания в школьном дворе – одно для мальчиков, другое - для девочек.

В 1968 году была заказана проектно сметная документация на строительство нового здания школы. И здесь была допущена ошибка, которая сказывалась на функционировании школы все дальнейшие годы: было решено сначала построить здание восьмилетней школы на 192 учащихся, а потом - сделать пристройку на 240 учащихся. Как всегда бывает в таких случаях - временное становится постоянным, а потом…. отодвигается навсегда. Школу строило ПМК-8, располагавшееся в селе. Строительство шло долго, и как рассказывают, не качественно. Одно время здание стало вообще расползаться и его стянули стальным бандажом, при окончательной отделке скрыв его декоративным бордюром.
Летом 1970 года Меглинскую Антонину Ивановну на посту директора школы сменил Чернышёв Николай Сергеевич. Внешне очень похож на Пьера Безухова, каким мы его знаем по фильму Бондарчука: крупный мужчина, плотного телосложения, круглолицый и в довершение портрета – очки с толстыми линзами.
Средней школа стала с сентября 1972 года. До этого выпускники восьмого класса уезжали доучиваться в Приморск и жили там в интернате. В 1972 году 28 человек остались учиться дома в 9 классе.
Сначала средняя школа по прежнему располагалась в старых зданиях. В январе 1974 г она переселилась в новое здание на 192 учащихся, начальные классы оставались в старом здании. Первые выпускники: Андрюнина Галина, Пригарин Александр, Чернавина Валентина Васильевна, Пригарин Виктор Петрович. Директором школы был Чернышов Николай Сергеевич, который в новом здании проработал только полгода. Завучем была Мироничева Светлана Викторовна.
В августе 1974 года школу возглавил Кириличев Александр Сергеевич, ранее работавший в Чернышковском районе директором и заведующим районным отделом народного образования. Александр Сергеевич проработал в школе 5 лет, уехал летом 1979 г. в Нефтеюганск Тюменской области.

С 1979 года директором школы стал Трошин Владимир Валентинович. Долго продолжались мытарства с нехваткой классных комнат. Занятия в две смены были неудобны детям и давали лишнюю нагрузку учителям. Ко всему прочему, здание казармы, в котором занимались начальные классы, было очень ветхим, проседали потолки и грозили обвалиться, старая система отопления не нагревала помещения, хотя до котельной было 20 метров. Кончилось тем, что эта система вообще разморозилась.

Вся школа стала заниматься в одном здании с девятью классными комнатами, полностью занимая их в обе смены, а группы продленного дня ушли в приспособленные помещения, в том числе и в совхозное общежитие. К тому времени проект пристройки съели мыши, да он и устарел морально. Там планировалось всего 6 классных комнат и всё, кроме того в селе уже не было строительной организации, способной осилить большое строительство. Решено было реконструировать здание совхозного общежития под здание школы. Это двухэтажное, капитальное здание позволяло перевести сюда начальную школу и пришкольный интернат.
Практически неприкосновенными остались только стены, в остальном проводилась перепланировка помещения и полная новая отделка. Ломать - не строить, и в процессе расчистки от сломанных перегородок большую помощь строителям оказывали ученики, работая на выносе кирпичей, мусора. В 1984 году начальная школа и интернат перебрались в новое здание. Туда же перешли четвертые и пятые классы, и школа стала работать в одну смену. После того, что было, все вздохнули с облегчением, но учителям, работающим в старших классах, снова не повезло – приходилось ходить из здания в здание, т.к. многие работали и в 4-5 классах, и в старших. За перемену нужно было успеть перейти, а это почти километр. Хорошо если сухо, но у нас ведь и грязь бывает часто. Проучившись так в течение учебного года, на следующий сделали по-другому: 4-5 классы разместили в основном здании, а в здание начальной школы перенесли только иностранный язык. Теперь ученики всех классов должны были бежать на иностранный язык в другое здание, потом обратно.
Сколько мучений удалось бы избежать, если бы в свое время построили одно, но большое здание школы.

Сейчас школа работает в две смены и все учатся в одном здании. Омолодилась администрация школы, теперь у руля стоят бывшие выпускники Новоникольской средней школы, вернувшиеся в родные стены: директором школы работает Петрунина Ирина Петровна - выпуск 1983, завучем по учебно-воспитательной работе – Мишакова Инесса Ивановна, завучем по воспитательной работе – Ефимова Любовь Александровна. Большая часть коллектива учителей – это тоже бывшие выпускники и это вселяет надежды на будущее. Разваливаются организации вокруг, меняют названия, возникают новые, а школа работает и будет работать. Каждое утро две сотни детишек спешат на уроки, им есть куда идти за знаниями и умениями, их ждет коллектив грамотных и опытных педагогов, энтузиастов своего дела.
Снова и снова звенит школьный звонок – жизнь продолжается.

Из музея МОУ "Новоникольская СОШ"