birmaga.ru
добавить свой файл

1
Цель конференции


Создание условий для изучения славной истории и становления подводного флота России, расширение представлений о морской службе, в том числе и о героической профессии моряков-подводников.

Задачи:


  • изучить исторические, документальные и мемуарные источники информации о подводном флоте России;

  • подготовить музейную экспозицию, посвященную памяти Героя Советского Союза капитана первого ранга А.А. Гусева.

  • подготовить выступления лицеистов по материалам, демонстрирующим героизм и самоотверженность героев-подводников;

  • показать особенность службы моряков, несущих службу на подводных лодках;

Оснащение и оборудование: записи песен о моряках-подводниках, фотографии моряков-подводников, иллюстрации, фотографии (коллаж), доклады (сообщения) учащихся, ММ презентация, проектор, экран.

Подготовка к конференции

Работа по группам:

1-я группа – музейщики: составление и оформление докладов (сообщений) о Герое Советского Союза А.А. Гусеве, о моряках-подводниках - выпускниках СШ №28 и ВМЛ;

2-я группа – фотокорреспонденты-оформители: подбор фотографий, иллюстраций, картин, рисунков, оформление фотоколлажа для музейной экспозиции, создание презентации;

3-я группа – историки-архивисты: работа с документальными источниками о Героях Советского Союза – моряках подводниках;

4-я группа – ведущие: подбор стихотворений морской тематики, чтение стихов наизусть, музыкальное оформление.

Функции учителя:

  • распределение учащихся по группам при сборе и обработке материалов и подготовке конференции;

  • организация поисковой работы лицеистов по теме конференции;

  • оформление зала;

  • подбор фотографий, оказание помощи в подготовке фотоколлажа из портретов и фотографий;
  • подбор записей песен и музыки;


  • подбор высказываний поэтов о моряках-подводниках;

  • оформление выставки книг по теме;

  • организация рефлексии по итогам конференции.

ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

(Звучит мелодия песни «Там за туманами…» (Расторгуев «Любэ»), на экране кадр «Подводная лодка в море»)

Открытие конференции. Приветственное слово - Крюкова У.

СЛАЙД №1

За кормой волна седая.
Снова мы на курс легли.
День за днем, не уставая,
На заданьях корабли.
Кратки в слове, в деле строги,
Моряки не подведут —
В мирный день и в час тревоги
Честь России сберегут.
Слава русских корабелов,
Слава русских моряков —
Это всей Отчизны дело,
Это заповедь отцов.



Ведущий 1 Немного есть профессий, к представителям которых мы относимся уважительно только за то, что они ее для себя избрали. Моряки-подводники – именно такая профессия. Потому что только настоящие мужчины, смелые, крепкие, подготовленные, психологически устойчивые, способные принимать мгновенные решения и отвечать за них, способны служить в подводном флоте. Сами моряки считают, что подводный флот - это не работа и не служба - это Судьба и Религия.
Ведущий 2 Самые любопытные и изобретательные представители человечества всегда стремились в космос и в океан. Известно много достаточно древних рисунков и описаний космических и подводных кораблей.
А в 1620 г. голландец Корнелий Ван-Дреббель построил и испытал на Темзе деревянную лодку, обтянутую кожей, которая несла экипаж из двенадцати гребцов и трех офицеров и передвигалась на глубине 4-5 м несколько часов.

Ведущий 1 Спустя почти сто лет простой плотник из подмосковного села, Ефим Никонов построил и в 1724 г. в присутствии Петра I испытал в Петербурге деревянное, похожее на бочку «потаенное судно», которое чуть не затонуло вместе с изобретателем. Петр велел продолжать работы, но после его смерти они были прекращены. (СЛАЙД №3 потаённое судно)

Ведущий 2 Шло время, россияне разных сословий составляли проекты подводных лодок, более сотни, которых до сегодняшнего дня остались в архивах. Были и попытки – уже в 19 в. – строить металлические лодки, закончившиеся неудачей. Наконец в 1904 г. в Петербурге была построена первая русская боевая подводная лодка “Дельфин". (СЛАЙД №4 «Дельфин»)

Слово представляется представителям поисковой группы 8 класса В:

Первая и до осени 1904 года единственная русская подводная лодка "Дельфин" стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить на подводных лодках.

16 июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 м (22 фут).

В конструкции "Дельфина" имелись недоработки. При погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. После команды "наполнить цистерны" Черкасов опоздал с задраиванием люка. Из-за его ошибки лодка ушла под воду с незакрытым люком и затонула. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.

18 июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран, и лодка была поднята. После ремонта 15 ноября 1904 года подводная лодка "Дельфин" была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первый выход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905 года. "Дельфин" совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.


Ведущий 1. С этого времени начал формироваться новый род боевых сил Военно-Морского Флота России. 19 марта 1906 приказом по Морскому ведомству Российской Империи подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Этот день и стал днем рождения подводного флота. (СЛАЙД №5 - подводники)

Слово представляется Масленко Александру, ученику 7 класса А с результатами поисковой деятельности:

Русско-Японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие, еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей — подводные лодки. Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». В первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.
Ведущий 2 К Первой мировой войне Балтфлот имел бригаду подводных лодок, к началу 1917 – дивизию.

В годы Великой Отечественной войны в походы ходили более 200 подлодок – это была грозная и результативная боевая сила, о действиях и подвигах которой свидетельствуют военные сводки, написаны книги и сняты кинофильмы. (Слайд №6 – лодки дизельные)

За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, 23 подводника были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Вот их имена: Алексеев Б.А., Богорад С.Н., Гаджиев М.И., Грешилов М.В., Иосселиане Я.К., Калинин М.С., Кесаев А.Н., Колышкин И.А., Кучеренко И.Ф., Коновалов В.К., Лисин С.П., Лунин Н.А., Малышев Н.И., Маринеско А.И. (посмертно в 1990 г.), Морухов А.С., Матиясевич (посмертно в 1995 г.), А.М. Осипов Е.Я., Перов И.С., Стариков В.Г., Травкин И.В., Фисанович И.И., Хомяков М .И., Щедрин Г.И.

Перед Великой Отечественной, до 1941 г. ещё пятеро подводников: Бурмистров И.А., Вершинин Ф.Г., Египко Н.П., Коняев А.М., Трипольский А.В. стали Героями Советского Союза.

О героических подвигах некоторых из них расскажут лицеисты 5 класса Грешилов Михаил Васильевич

(15. 11. 1912 - 08.03.2004)

Родился в деревне Будановка Курской области в семье крестьянина. После окончания школы ФЗУ работал электромонтером на магнитогорском коксохимическом комбинате. Призван в ряды ВМФ в 1933 году. В 1937-м окончил ВМУ имени Фрунзе, затем повысил спецподготовку, окончив отделение помощников командиров подводных лодок при высших курсах командного состава (1940). По окончании училища Грешилов назначен командиром БЧ-1 на подводную лодку Щ-202, затем помощником командира А-1, и командиром М-35.

24 ноября 1942 года Грешилова назначили командиром лодки Щ-215, на которой прослужил по ноябрь 1944 года. В июле 1944 года Щ-215 было присвоено звание Гвардейской. Позже Грешилова назначили командиром подлодки Л-25.

Для этого подводника была характерна настойчивость в активном поиске и уничтожении целей. Он смело атаковал в надводном положении артогнем немецкие десантные бронированные самоходные баржи, имеющие артиллерию: потопил их 3 единицы. Всего же Щ-215 под его командованием совершила 6 боевых походов, потопила 4 транспорта и 2 баржи.

После присвоения звания Героя Советского Союза (16 мая 1944 года) Грешилова назначили командиром дивизиона подлодок, потом он служил заместителем начальника штаба Потийской ВМБ. В 1948 году окончил ВМА в Ленинграде.


Награжден восемью орденами, орденом Нахимова 2-й степени, медалями, американским орденом «Морской крест» (1943 год).
Кесаев Астан Николаевич

(11.09.1914 - 15.01.1977)

Родился в селе Дигора Северной Осетии в семье служащих. Окончил 7 классов, затем рабфак в Москве. С 1933 года служил в рядах ВМФ, в 1937 году окончил ВМУ и был назначен командиром подлодки М-117.

Под командованием капитан-лейтенанта Кесаева лодка совершила за 11 месяцев 1943 года 7 боевых походов и потопила 5 вражеских транспортов и кораблей противника, в том числе две десантные баржи, общим водоизмещением в 20000 тонн.

22 июля 1944 г. М-117 была награждена орденом Красного Знамени, а ранее Кесаев удостоен звания Героя Советского Союза - 31 мая 1944 года.

После Великой Отечественной войны в 1949 году окончил ВМА, служил в Ленинграде. В 1970 году в звании капитана I ранга ушел в запас, жил в Севастополе. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Его имя присвоено рыболовецкому траулеру, школе, в которой он учился, и двум улицам в городах Орджоникидзе и Дигора.
Морухов Александр Сергеевич

(23.03.1919 - 2001)

Родился 23 марта 1919 года в селе Митьково на Смоленщине в семье крестьянина. Окончил 7 классов и рабфак, работал на строительстве метро в Москве. С 1939 года служил в рядах ВМФ, прошел курс обучения в учебном отряде подводного плавания имени Кирова.

Во время Великой Отечественной войны служил на Черноморском флоте. Был командиром отделения трюмных машинистов гвардейской лодки М-35,и участвовал в тридцати четырех боевых походах!

Экипаж сумел потопить 8 кораблей противника. При выполнении одного из боевых заданий на лодке вышел из строя вертикальный руль, который быстро сумел исправить гвардии старшина Морухов, за что и был удостоен звания Героя Советского Союза (22 июля 1944 года).


В 1946 году старшина Морухов демобилизовался и вернулся в Метрострой. В 1957 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, «Знак Почета», медалями.
Перов Иван Сергеевич

Родился 6 октября 1910 года. 22 июля 1944 года получил Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Перов родился в деревне Заручевье Псковской области в семье рабочего. Окончил 7 классов сельской школы и уехал на заработки в Ленинград. В 1932 году Перова призвали на флот.

Великую Отечественную войну он встретил на Черном море, где служил боцманом-сигнальщиком подводной лодки Л-4.

Звания Героя Советского Союза мичман Перов удостоен за мужество, проявленное при устранении повреждения на лодке, что было сопряжено с большим риском. Благодаря этому лодка смогла вернуться на боевую позицию. Мичман Перов участвовал в 25 боевых походах и остался жив. Его подлодка потопила 7 вражеских кораблей, участвовала в обороне Севастополя.

После войны в 1949 году Перов вышел в запас, жил и работал в Одессе.

Умер 26 января 1989 года в Одессе.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красного Знамени, медалями.


Лунин Николай Александрович

Герой Советского Союза, контр-адмирал Н.А. Лунин родился в Одессе 21 августа 1907 года. Мальчик рос среди моряков. Отец будущего адмирала плавал сначала матросом, а потом боцманом на судах "Российского объединения пароходства и торговли". С раннего детства Николай полюбил море. А когда ему исполнилось двенадцать, его взяли юнгой в команду торгового парохода. Окончив среднюю школу, Николай в 1922 году поступил в Ростовское мореходное училище имени Седова. По завершении учёбы его направили на учебное парусное судно "Вега", - набраться опыта.

В 1935 году Николай Лунин по специальному набору попадает в ряды Военно-Морского флота.

В апреле 1940 года Н.А. Лунин принимает под своё командование новую подводную лодку, недавно сошедшую со стапелей "Щ-421", с молодым экипажем (многие из краснофлотцев служили по первому году). К концу 1940 года эта лодка, несмотря на "юный" возраст, прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны отличилась на учениях Северного флота.

В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года Н.А. Лунин выводит свою "щуку" на морские коммуникации противника, и активно действуя, к февралю 1942 года отправляет на дно 7 вражеских транспортов. Второй год войны прошел тоже неплохо - три потопленных судна общим тоннажем 24 тыс. тонн за один зимний поход к берегам Норвегии. Потом торпедированы еще 4 вражеских корабля, оказана помощь гибнущей субмарине "Щ-402"... Военное руководство еще раз убедилось: Лунин воюет дерзко, с размахом, не боится рисковать, скор на решения, не чужд военной хитрости. В феврале 1942 года Военный Совет Северного флота представил капитана 3 ранга Н.А. Лунина к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 656). Подводная лодка "Щ-421" награждена орденом Красного Знамени.


Подводная лодка "К-21" под командованием А.Н. Лунина вошла в историю советского ВМФ именно своей знаменитой атакой 5 июля 1942 года линкора "Тирпиц". Попав в уязвимые места фашистского исполина, кормовые торпеды лунинской "К-21" лишили "Тирпиц" нормальной скорости хода и вынудили врага отказаться от выхода на курс союзного конвоя "PQ-17", печальная судьба которого, была бы ещё более трагична.

В декабре 1943 года капитан 2 ранга Н.А. Лунин был назначен командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. К тому времени на счету "К-21" было 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей - больше, чем у любой другой североморской субмарины.


Николай Александрович Лунин окончил Военно-морскую академию уже после победы, в 1946 году, в звании контр-адмирала. До выхода в запас в 1962 году Лунин занимал целый ряд командных должностей в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ СССР. Он был награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, Британским орденом.

В память о командире подводной лодки "К-21" Герое Советского Союза Н.А. Лунине установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области. Именем Героя названы улицы в городах Полярный и Одесса, школа № 48 города Мурманска.

Ведущий 1.

«Нет выше счастья, чем борьба с врагами.
И нет бойцов — подводников смелей.
И нет нам тверже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей»

Стихи написаны
Героем Советского Союза И. И. Фисановичем

Ведущий 2.

Бурное послевоенное развитие новой техники затронуло все виды Вооруженных сил СССР. В Военно-морском флоте качественно новыми стал океанский ракетно-ядерный флот и особенно подводные корабли с атомными энергетическими установками.

Представители поисковой группы 9В

К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3).


Первенец отечественного атомного кораблестроения рождался под покровом строжайшей секретности. Координатором работ являлось Министерство среднего машиностроения, а от флота в тайну создания К-3 посвятили военно-морского министра адмирала Николая Кузнецова. Позже к нему присоединился начальник управления кораблестроения ВМФ адмирал Павел Котов. Но они не имели возможности влиять на принятие решений.

В результате К-3 предполагалось вооружить одной гигантской торпедой с ядерной боевой частью длиной 24 м и диаметром около 2 м. Предназначалась эта торпеда для нанесения ударов по военно-морским базам противника на расстоянии 50 км.

Впервые в облике субмарины появились китообразные формы, за что ПЛ проектов 627 и 627А получили свое родовое имя «кит». «Киты» благодаря рациональным обводам значительно превышали подводную скорость американского «Наутилуса». Отец советской ядерной энергетики академик Анатолий Александров писал главному конструктору первого советского атомохода Владимиру Перегудову: «Ваше имя войдет в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в кораблестроении, по значению такой же, как переход от парусных кораблей к паровым».

Первый атомоход строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту. В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину – 300 м; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в ЦАГИ. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Первым его командиром стал капитан 1 ранга Леонид Осипенко. Если бы не режим секретности, его имя прогремело бы на весь Советский Союз. Ведь Осипенко провел испытания по настоящему первого «гидрокосмического корабля», который мог уходить в океан на целых три месяца лишь с одним всплытием – в конце похода.


Создание атомного подводного флота шло параллельно с развитием космического комплекса, и потому все «космические» сравнения тут совершенно правомерны. «Попасть в число первых офицеров атомохода было почти также престижно, как несколько лет спустя быть зачисленным в отряд космонавтов», – утверждал второй командир К-3 Лев Жильцов. Именно он получил задачу доказать, что мы способны достичь подо льдами Северный полюса.

Первой атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол» командовал капитан первого ранга, ветеран Великой Отечественной войны Л. Г. Осипенко, возглавивший список Героев Советского Союза атомного подводного флота. Он был удостоен этого звания за мужество и героизм, проявленные при многодневных плаваниях под льдами Арктики. В середине 1962 года лодка дошла до Северного полюса. За этот подвиг звания Героя Советского Союза удостоились также капитан второго ранга Л. М. Жильцов, контр-адмирал А. И. Петелин и инженер-капитан второго ранга Р. А. Тимофеев.

В сентябре 1963 года за достижение точки 90 градусов северной широты другой атомной подводной лодкой звания Героев Советского Союза были удостоены ее командир – капитан второго ранга Ю. А. Сысоев – и командующий Северным флотом адмирал В. А. Касатонов.

Через три года отряд атомных подводных лодок за полтора месяца совершил кругосветное плавание без всплытия на поверхность. Отрядом командовал контр-адмирал А. И. Сорокин. За этот подвиг он был удостоен ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего в послевоенные годы более 20 моряков-подводников были удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий 1. Гусев А.А.

Шел победный 1945 год. 24 января этого года в городе Мурманске в семье военно-морского офицера, участника ВОВ, родился первенец- сын, которого назвали в честь отца.

В 1948 году отца А.А. Гусева переводят по службе на Тихоокеанский флот, а затем на Базу Краснознаменной Амурской флотилии в город Хабаровск.


Именно здесь А.А. Гусев закончил нашу среднюю школу №28, а затем успешно поступил в Высшее Военно-морское училище им.адмирала флота Макарова. В училище Алексей Гусев успешно осваивал минно-торпедное дело и был отличным старшиной роты.

На Северный флот, туда, где помнили его отца, он попросился сам. И сразу понял, что он должен быть таким, как его отец. Служба на флоте шла успешно. Через полтора года старший лейтенант Алексей Гусев уже был помощником командира, а в 30 лет Алексей Алексеевич Гусев получил «свою» первую подводную лодку, чему никто из знавших командира, не удивился.

В 1977 году именно А.А. Гусеву командование Северного флота доверило особое правительственное задание – провести подлодку из Североморска на Камчатку через Северный Ледовитый Океан. Подо льдом. Настало время. Подводная лодка Алексея Гусева ушла подо льды Северного Ледовитого Океана. Уже скоро в центральный пост стала просачиваться вода. Оказалось, что техника хуже, чем люди, переносит трудности. Матрос – приборщик нечаянно задел кнопку на пульте ГЭУ и этим чуть не отправил экипаж «на тот свет». Лодка начала проваливаться, теряя ход. Но слаженный, хорошо подготовленный ко всяким неожиданностям экипаж капитана 3 ранга Гусева Алексея быстро вышел из сложной ситуации. Все задачи подледной одиссеи были выполнены.

А позже, в Москве, в Георгиевском зале Кремля, «за проявленное мужество, высокое мастерство управления и командования в экстремальной обстановке автономного подводного плавания» А.А. Гусеву были вручены Звезды Героев Советского Союза и Орден Ленина. Сам Алексей никогда не считал ледовый поход действительно героическим. «Все было как обычно, ну, может быть, только чуть больше риска»,- признавался Алексей Алексеевич.

По жизни уверенно и целенаправленно шел молодой, тридцатитрехлетний капитан 2 ранга Алексей Алексеевич Гусев, облаченный самым высоким звание – Героя Советского Союза!

Ведущий 2.

Сегодня подводный флот России - это современный флот, состоящий из атомных, дизельных и ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Службу на подводных лодках Российского Военно-морского флота несли выпускники СШ № 28 и несут в настоящее время после окончания ТОВМУ молодые офицеры, выпускники нашего лицея.


Докучаев Е. Цехмистро Степан Степанович.


(СЛАЙД №7 – современные атомные лодки)

Подведение итогов конференции – Крюкова У, председатель лицейского научного общества.
Приветственное слово участникам конференции предоставляется Кузнецову Николаю Митрофановичу – председателю совета ветеранов моряков-подводников г. Хабаровска.