birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3




ФИЛОСОФИЯ

Философия возникла в 6-7 вв. до н.э. , по-видимому, одновременно в Древней Греции, Индии и Китае.

История философии делится на несколько важных этапов, хотя хронология философии всегда представляет большую проблему, но условно можно выделить несколько этапов, которые в той или иной степени связаны с делением самой истории человечества. Здесь соблюдается некий общий принцип.

Границы между эпохами философии размыты и довольно относительны. Поэтому когда мы говорим об «эпохах философии» нужно понимать всю условность этого разделения.

Первой эпохой является – античная философия.

Вторая эпоха начинается с рождеством Христовым. Нижней границей этой эпохи является возникновение христианского мира. Здесь следует иметь в виду, что христианство не является философией (религия шире, основательней философии; философия все-таки остается наукой). Поначалу христианский мир относится враждебно к философии, она осуждается. Это можно объяснить тем, что при достаточном обосновании религией всего сущего, философия теряет свою значимость.

Со временем внутри христианства происходит переоценка философии, дело в том, что требование самого христианского богословия предполагает обращение к греческой философской терминологии (природа, сущность, ипостась и ряд других важнейших терминов).

Говоря о христианской античности (раннехристианская философия, философия средних эпох), можно сказать, что это время «чистых» философов. В строгом смысле этого слова философией специально занимаются очень небольшое кол-во людей. Из выдающихся богословов и философов этого времени можно назвать Блаженного Августина (Аврелий Августин), Фенон Александрийский.

Если говорить о средних веках (западное средневековье), то здесь возникает два очень важных направления: схоластика и мистика.

Мистика известна меньше, нежели схоластика. (Ансельм Кентерберийский, Бонавентура). Самый крупнейший представитель этой эпохи Фома Аквинский. Кроме того Дунс Скот и Оккам. На смену этому этапу идет эпоха возрождения. Эпоха нового времени. Были найдены и опубликованы сочинения древних авторов, что отразилось на философии. Сама философия эпохи возрождения не очень оригинальна. Самый выдающийся – Николай Струганский (?).


Следующий этап: новоевропейская философия. Исторически она совпадает с новым временем. У ее истоков стоят выдающиеся философы: Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Беркли, Спиноза, Юм. Свойственно свободомыслие (Ж.Ж.Руссо, Вольтер, Дидро). Развивается направление, которое получило название атеистической философии (Дидро, Гальбах, Гельвеций и т.д.).

Именно эти направления подготовили и французскую революцию. Эти направления философии связаны с развитием общественно-политической мысли и занимают наименее важное место в философии.

Важный период связан с развитием немецкой философии. В 18 веке появляются философские сочинения на национальных языках. Уже Лейбниц пишет на латинском, французском и немецком. После Лейбница появляется Вольф, но значение его было невелико в истории немецкой философии. Новый период немецкой философии начинается с Кантом. Его сторонников, последователей, противников называют – немецкой классической философией.

Основные представители – это Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. После смерти Гегеля происходит разделение Гегельской школы на левую и правую, многие его ученики становятся в оппозицию его философии. Идейный противник Гегеля – Шопенгауэр. Фейербах, последователь Гегеля, а затем Фейербаха – Карл Маркс.

Самыми известным философом уже 19 века, который испытал на себе влияние Гегеля – это Киркегор. К концу 19 года можно назвать только одного выдающегося философа – Фридриха Ницше (1844-1900).

В 19 веке получает рапространение философия позитивизма. В частности позитивисты – Огюст Конт, Спенсер. Философия Ницше представляет собой переход от новоевропейской философии к современной.

Современная философия богата направлениями, но это не значит, что она превосходит в чем-то античную философию или философию нового времени. Большое количество школ. Но нельзя сказать, что эти философы все были оригинальны. Зачастую современная философия сводится к повторению или усложнению тех направлений, которые уже существовали. В частности на смену позитивизму идет неопозитивизм, который развивается в первую очередь на основе логики (Вингетштейн, Рассел). Очень важное направление – феноменология – наука о явлениях сознания. В основании этой философии лежит особое понятие феномена. Уже в 19 веке еще у Канта можно было найти зачатки этой философии, в частности Гегель пишет работу «Феноменология духа», но родоначальником современной феноменологии был Гуссерль. Это направление очень серьезное и получило развитие в совершенно разных областях (искусстве, медицине, религии и проч). Гуссерль выработал методику анализа феномена.


Один из учеников Гуссерля - Мартин Хайдеггер становится родоначальником экзистенциализма. Экзистенция – существование. Основные представители: Карл Ясперс, Гариель Марсель, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Иногда к экзистенциализму относят Николая Александровича Бердяева и Льва Шестова – русских философов.

Еще одно направление называется неотомизм (новый; томизм – от Фомы Ахвинского, иногда читался как Тома). Философия связана с учением Фомы Ахвинского. В этой философии принадлежит: Жильсон. Это философия не принадлежит к числу оригинальных течение, потому что ограничена с одной стороны томизмом, с другой стороны некоторыми положениями самой католической церкви.

Современная французская философия во многом определяется развитием трех факторов: 1. учения Фрейда (и его соратников: Юнга, Адлера); 2. Экзистенциализм; 3. Марксизм.

Структурализм - одна из ветвей позитивизма. В целом, говоря о философии ХХ века можно сказать следующее:

С середины ХХ века замечается значительный упадок философии, после экзистенциализма очень мало оригинальных течений.

Русская философия.

Поначалу представляет собой пересказы европейской философии. В 18 веке практически не было оригинальных философов. Только лишь в 19 веке появляются оригинальные направления. Одно из них – славянофильство. Представители: Аксаковы, Самарины, и проч. В соперничестве словянофилов выступает представитель западничества – Федор Яковлевич Чаадаев.

Философия очень быстро развивается в России. Много направлений. Пожалуй, самым крупным философом 19 века был Владимир Соловьев – автор большого кол-ва философских сочинений. Также известен Лосев (написал несколько работ по Соловьеву). Вместе с Соловьевым русская философия развивается в совершенно другом направлении и появляются новые мыслители, вышедшие из его школы: Розанов, Вячеслав Иванов, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Николай Лоски, Лев Шестов и проч.


Большая часть русский философов была выслана заграницу.

Советская философия. Говорить о ней всерьез достаточно трудно, за редким исключением (Лосев) невозможно говорить об оригинальной философии советского периода. С началом перестройки меняется климат в стране, появляются сочинения некогда запрещенных философов.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античная философия делится на несколько периодов:

- космологическая философия (до Сократа);

- антропологический период (Сократ, его школы + софисты);

- систематическая философия (Платон, Аристотель);

- эллинистический период (Римская философия – неоплатонизм, Плотин).
Возможно также деление и на три периода:


  1. Досократика

Немецкая школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Пифагорейская школа: Пифагор, Филолай.

Гераклическая школа: Гераклин из Эфеса.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский.

Эмпедокл. Анаксагор.

Атомисты: Демокрит и его последователи.

  1. Классика или Систематический период

Сократ и сократические школы.

Платон.

Аристотель.

Софисты? (Протагор, Горгий, Продил).

Стоицизм.

  1. Эллинистическая или Римская

Неоплатонизм.
23.09.04

Апология

Сократа обвиняют в том, что он исследует подземный и небесный мир и выдает ложь за правду. Его слушают юноши и пытаются ему подражать. Он ходил по городам, искал мудрецов, которых бы мог назвать мудрей себя. Бог сказал Керефонту, что Сократ мудрец и мудрее него никого нет. Всякий раз, когда Сократ встречал мудреца, он понимал, что мудрец на самом деле только считается мудрецом, а на самом деле глупей. Мудростью он считал то, что каждый человек может отказаться от звания мудреца. А каждый мудр по-своему: ремесленник, поэт, актер. Люди обижались на него и один из них обвинил его во лжи. Сократ предстает перед людским судом и пытается оправдать себя. ИЗ обвинителей он выделяет теперешних и давнишних. Давнишние – те, кто с самого начала видели, чем он занимается. А теперешние – те, кто по наивности, доверяя старшим, обвинили Сократа. На суде он рассказывает о том, чем занимался и зачем он это делал. Говорит, что является посланником Бога, раскрывает людям глаза, и что если его убьют, то после него останутся люди, которые будут моложе него и некому будет открывать людям глаза. После смерти человек попадает в сон, в котором ничего не чувствует и не видит. А по второй версии – душа переносится в другой мир, что говорит о преимуществах смерти. Когда он говорил речь, обычно его Бог прерывал, а в этот раз не прервал ни разу. В итоге его приговорили к смертной казни. Сократа судил 501 человек. Изначально его осудили за то, что он безбожник, не верит в греческих Богов и привносит новых, подрывает основы веры в Бога. Тогда вопросы веры были в компетенции суда и Сократ рассматривался как государственный преступник. Конечно Эрифонт не мог врать, он передал Сократу, что услышал. В противном случае и его привлекли бы к суду. Сократ ему, естественно, поверил. С другой стороны, касающейся дельфийского оракула. Все, что говорилось оракулом необходимо было истолковать. Оракул никогда не говорил так, чтобы это было однозначно понято, только глупый человек мог его однозначно истолковать. Сократ понимает, что все, что сказано дельфийским оракулом – правда, и поэтому он и идет сравнивать свою мудрость с чужой, не понимая еще, что такое мудрость.

Тут еще одно обвинение: то, что он испытывал что под землей и над землей. Занимался предосудительными с точки зрения веры делами. Однако за это его бы не стали казнить. Все бы это 70-летнему человеку простили бы. А вот безбожие – это очень серьезно.

Казнью Сократа Афины навлекли на себя позор. Обвинители тоже плохо кончили (один удавился и т.п.). Сократ говорил, что мудр на самом деле Бог, это они и рассказывал по городам. Говорил, что мудрец – Бог, а сам он – Сократ – философ, человек, который любит мудрость. Политику он задавал философские вопросы о мудрости.

По Сократу – благо для человека, жить, делая добро. Остерегаться злого, постыдного, быть добрым по отношению к другим. С точки зрения Сократа: добро и зло являются результатом познания. Человек должен знать, что такое добро и зло, чтобы быть добрым и не совершать зла. Невежа не может быть добрым. Невежественный и образованный – это не те, кто хорошо знают физику и математику. Испытание мудрости, есть ни что иное, как совершенствование в добре. Знание добра и зла – самое главное знание для человека. То, о чем говорит Сократ заключено в религии. И он пытается создать некую свою особую философию религии. Поэтому можно было бы предъявить ему различного рода претензии. Сократ ни на секунду не сомневается, что его ждет участь, которая не грозит ему страшными последствиями, что он будет в мире блаженных, что душа его будет разговаривать с великими людьми («С хорошим человеком не может случиться ничего плохого ни при жизни, ни при смерти, и Боги не перестают заботиться о нем»). Вся его жизнь была стремлением к осуществлению добра, поэтому он и не страшиться смерти.

Пир Платона.

Федр.

27.10.04

Основные положения философии Аристотеля

Главное учение Аристотеля – учение о форме и материи или о четырех причинах формально-целевой, действующей силе и материальном – соединены в понятие форма. А четвертая материальная причина кратко называется материей. Чтобы объяснить вещь, надо попытаться ее объяснить через соотношение формы и материи. Форма как активное начало (активная – деятельная), материя – пассивная.


Во-первых, форма – это смысл вещи, идея вещи, то, ради чего вещь существует. В познании форма выступает в качестве понятия вещи. Когда мы говорим о понятии, то это познавательные формы. Познание по Аристотелю возможно только лишь потому, что вещь создана согласно форме и посредством форм человеческого ума (понятия) постигаются формы, присутствующие в самих вещах. Происходит соединение форм нашего мышления с формами вещей. Вещи познаваемы, потому что они сотворены по замыслу Божьему. Бог – есть форма форм. И форма присутствует в самой вещи, образует ее смысл.

Согласно Аристотелю, хотя форма и выступает в качестве движущегося начала, но одна она не может объяснить вещь.

Материя – первая материя (прима-материя) – лишенность (стерелисис). Лишенность формы. Это такая материя, которая может рассматриваться только в качестве возможной формы, которая может получить форму, но формой не обладает. Такую материю Аристотель называет первой. С другой стороны, эту первую материю Аристотель объясняет как совокупность первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух. Вторая материя – материя в самих вещах. Очень близко к тому, что означает слово «материал».

Форма – это замысел, идея вещи. А вторая материя – материал.

Но дело в том, что если рассматривать эту вторую материю, то окажется, что она по отношению к чему-то может быть формой. Если взять кирпичный дом, то дом будет формой по отношению к кирпичу, а кирпич – материал, из которого дом построен. Но сам кирпич будет формой по отношению к глине из которой он сделан. Вторая материя всегда предполагает связь с формой, в то время когда первая – это лишенность этой формы.

Логика Аристотеля

Аристотель родоначальник логики. Логика была создана Аристотелем как наука, в первую очередь дедуктивная логика, связанная с умозаключениями. Аристотеля интересовали случаи, которые в формализованном виде описывали «модусы», всевозможности, и не только утвердительные суждения, но и отрицательные. Изучая логику, с точки зрения логической формы, Аристотель создает очень стройное учение о категорическом силлогизме. Тем самым разрабатывая дедуктивную логику, для которой характерно, что здесь мы от общего знания переходим к знанию о частном. Однако эти переходы не так просты как могут показаться.


Аристотель установил основные законы логики. Все его сочинения («Органом») выполняли особую роль в философском учении Аристотеля. Т.е. логика – средство исследований мира и она не стоит отдельно от философии, средство описания форм человеческого мышления. Логика – есть орудие познания бытия.

Правильно пользуясь средствами мышления мы можем постичь вещи. Потому что постижение вещей осуществляется только лишь разумом и посредством высказываний (суждений). Чтобы не допускать неправильных суждений, логика учит находить ошибки, исправлять, делать выводы из посылов.

Логика почти в неизменном виде дошла до нашего времени.

Учения Аристотеля «О душе»

Если у Платона душа состоит из трех частей (не исключает и двухчастного: разумная и неразумная, а неразумную делит на аффективную и вожделеющую). Т.е. три части: разумная, аффективная, вожделеющая. В голове – разумная, ниже – аффективная, еще ниже – вожделеющая.

У Аристотеля другой подход. Он не критикует трехчастное деление Платона. У Аристотеля есть три классификации:

1. Растительное – животное – разумное. Все три части в человеке можно найти. Аристотель признает существование души у животных.

2. Разумное – неразумное. Считает, что бессмертна только разумная часть души.

3. Ощущение – воображение – стремление - разум. Разделение по способностям. К разуму он относит и волю. Воля - есть некое осуществление того или иного выбора (на основе разума).

Аристотель глубоко понимает, что такое душа – что она не предполагает какого-то механического действия. Стремления, желания, удовольствия могут побеждать, хотя с точки зрения и Платона и Аристотеля разум должен был бы властвовать над чувствами, но они понимают, что так не получается. Человек часто знает, что такое зло, тем не менее поступает так. Разница между знанием и нравственностью большая. Воля подчинена разуму.

Ни Платон ни Аристотель не рассматривают удовольствие, как что-то отрицательное. Они ни говорят, что человек должен избегать всех удовольствий и жить без удовольствий. Потому что вожделение это и естественные потребности (еда, питье). Аристотель считал, что главное, когда разум оценивает удовольствие. Вопрос, который связывает нас с первой темой: ради чего??? Если удовольствие ради удовольствия, то эти удовольствия должны быть отвергнуты разумом. Такие удовольствия требуют постоянного увеличения, и рано или поздно наступает срыв.


Когда идет речь о любви как об удовольствии – здесь вопрос о том ради чего это совершается. Центральный вопрос по Аристотелю – «Ради чего?». Для него не приемлем какой-то аскетический идеал, но тем не менее все стремления, все вожделения должны стать предметом размышлений.

Жизнь – не есть отказ от удовольствий.

Счастье – это центральное понятие этики добродетели. Собственно только один тип жизни – добродетельный – заслуживает имени мудрой жизни по Аристотелю.

Этика добродетели по Аристотелю – в этом вопросе Аристотель стоит на точки зрения уже сложившейся традиции. Добродетельная жизнь – это осуществление добра в жизни. Человек – существо разумное, мыслящее. Бог – есть мышление самого мышления. В этом отношении человек должен уподобляться Богу. Речь идет о человеческом уподоблении в рамках границы земной жизни. Это уподобление должно исходить из возможностей человека. Из того, что он представляет собой единство тела и души. Нельзя понимать это уподобление в том смысле, что человек соединяется с Богом, но он должен стремиться был добрым, благим.

Добродетель – дианэтическая и этическая. Дианэтические добродетели связаны с обучением, с наукой, исследованием, философией. А этические – воспитываются в человеке. Им тоже обучаются, но обучаются с малолетства, поэтому этические добродетели они, скажем так, те, о которых надо знать каждому человеку.

Этика Аристотеля. Греч. слово «Этос» первоначально значит «характер» человека. Со временем оно переосмысливается, получает другое значение. Эти этические добродетели должны заложить основы воспитания человека и в семье и в школе, т.к. они очень существенны. Поскольку Аристотель хочет снабдить человека хотя бы какими-то формальными правилами, надо сказать, что Аристотель правильно понимает, что без такого формального правила очень трудно руководствоваться в постоянно изменяющихся обстоятельствах, то вскоре они получают название некоей «золотой середины». Т.е. по Аристотелю надо избегать крайностей. Самое сложное не в определении середины, а в определении крайностей. Что представляют собой эти крайности? Аристотель выводит формулу: это между избытком и недостатком. Если речь идет о человеке скупом или расточительном, то и то и другое плохо. Нужно выбрать некую середину – умеренность. На этом примере можно понять, что означает избыток и недостаток. Оказывается, что не все ситуации (не все понятия) могут подходить под это правило. Аристотель говорит, что невозможно выбирать между хорошими и плохими нечто среднее. Это нелепо. Там где мы имеем крайности, которые отрицают друг друга, построенные на законе противоречия, тут среднего выбирать не надо. Средний путь выбирается между такими крайностями, которые предполагают лучшую середину.


Представления о Человеке, как существе общественном. Человек – это существо общественное, существо политическое, государственное. Мы живем в обществе, потому что мы существа общественные. Человеку предназначено жить в обществе. «Без общества могут обойтись только недочеловеки или сверх-человеки». Для Аристотеля очень существенно это определение в силу характерной схемы, которой он придерживается: государство возникло: сначала семья – род – селение – город. Не надо думать, что с точки зрения Аристотеля переход от семьи к роду и к государству есть некая эволюция - это ошибочно. Именно общественный характер природы человека и есть та цель, которая с некоторой неизбежностью и неумалимостью осуществляется в жизни людей. Не случайно соединяются семьи в селения, а селения в города. Человек выполняет свое предназначение. Природа человека устроена таким образом, чтобы человек жил в государстве.

Римская философия много заимствовала у греческой. Но для нее характерно определение свободы. Стали стыдиться рабства.

Скептицизм – античный скептицизм представляет собой глубоко разработанную систему аргументов, которая должна была бы убедить в том, что истину постичь невозможно. Родоначальник – Пирон. По убедительности и глубине своих аргументов и идей превосходит любую более позднюю систему скептицизма.

Неоплатонизм – «новоплатонизм» - основные представители – Платин и Прокл. Вносит существенные и важные изменения в философию Платона, что привело к тому, что его философия занимает почетное место в ряду греческих философских течений. На основе одной платоновской идеи (что существует Бог или Единое, что у этого Бога есть ум). Единое, Ум и Душа – это три сущности, три ипостаси. Ипостась = сущность (в греческой философии) и не означает сущность, когда речь идет о сущности. Каждая последующая сущность (реальность) она менее совершенна. Ум Божий – это уже отсутствие простоты. Если Бог – это Единое, непостижимое, то ум божий – уже отражение этой простоты в уме.


Душа – ум всегда в душе. Поэтому душа меньше усовершенствовала сущность или ипостась, нежели ум. Дале на основе души следует наш мир и люди, состоящие из человеческой души, тела. Единое – есть основа всякого единства в мире. Не будь единого, Не было бы никакого единства. Человеческая жизнь с т.з. Платина не смотря на единство раздираема несоответствием души и тела. У Платина единственно ценным является душа. Больше к Платину, чем к Платону относятся слова Платона «тело это темница души». Реально такое понимание тела мы встречаем только лишь у Платина. Платин разрабатывает и концепцию освобождения души от тела. Хотя он не считает возможным самоубийство как средство освобождения души от тела, но он убежден в том, что только лишь способность души выходить за пределы тела позволяет человеку жить, возвышаться до ума Божественного, даже до Единого. Эту способность он называет экстазом.

Прокл – автор большого количества сочинений, толкований трудов Платона. Оригинальный философ, знаменитая книг «Первоосновы теологии». Отличается от Платина очень формальным характером изложения трудов.

Неоплатонизм оказал сильное влияние на развитие последующей философии.


следующая страница >>