birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 8 9


Уральский государственный университет имени А.М. Горького

Факультет журналистики

Кафедра русского языка и стилистики

МОРФОЛОГИЯ

(ГЛАГОЛ, НАРЕЧИЕ, СЛОВА КАТЕГОРИИ

СОСТОЯНИЯ, СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ 2 КУРСА

ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ


Екатеринбург

2004

Рекомендовано к печати

кафедрой русского языка и стилистики

факультета журналистики

Составитель: Е.Г.Соболева, доцент, кандидат филологических наук

© Е. Г. Соболева, составление, 2004
СОДЕРЖАНИЕ


1. Глагол………………………………………………………….………………………………….. 4

1. 1.Определение глагола как части речи…………………………………….……………….. 4

1. 2. Семантические классы глаголов……………………………………………….………… 4

1. 3. Система глагольных форм…………………………………………………………..……. 6

1. 4. Инфинитив………………………………………………………………………………… 7

1. 5. Категория вида……………………………………………………………………………. 7

1. 6. Переходные и непереходные глаголы………………………………………………...…. 8

1. 7. Категория залога…………………………………………………………………..………. 9

1. 8. Категория наклонения………………………………………………………….………… 9

1. 9. Категория времени………………………………………………………………………. 13

1. 10. Категория лица…………………………………………………………………...…….. 20

1. 11. Категории числа и рода……………………………………………………..…………. 25

1. 12. Причастие……………………………………………………………………………….. 25

1. 13. Деепричастие…………………………………………………………………...………. 26

2. Наречия………………………………………………………………………………...………… 26

3. Слова категории состояния……………………………………………………….……………. 28

4. Служебные части речи…………………………………………………………………….……. 29

4. 1. Союзы………………………………………………………………………...………….. 30

4. 2. Частицы………………………………………………………………..………………… 31


5. Образец анализа текста……………………………………………………….………………… 33

Литература……………………………………………………………………………….…………. 36


  1. ГЛАГОЛ


1.1. Определение глагола как части речи.
Части речи – это выработанные языком классы слов, которые называют те или иные элементы ситуации, моделируемой в предложении. Так, имена существительные называют предметные компоненты ситуации (Мальчик читал книгу – существительные мальчик и книгу называют субъект и объект ситуации). Прилагательные называют постоянный, статичный признак предметных элементов ситуации: читал интересную книгу. Прилагательное интересную называет постоянный признак объекта книгу. Числительные называют количественный признак предмета: Два мальчика читали книгу. Числительное два указывает на то, что в моделируемой в предложении ситуации субъект мальчики представлен в количестве, равном двум.

Глагол как часть речи называет процессуальный (т.е. изменяющийся во времени) признак предмета. Ср.: Мальчик читал. – Мальчик читает. – Мальчик будет читать книгу. Разные формы глаголы читать показывают, что действие субъекта изменялось во времени.

Именно глагол позволяет связать ситуацию, моделируемую в предложении, с коммуникативной ситуацией. Используя форму того или иного наклонения, говорящий сообщает адресату, происходит ли действие субъекта ситуации реально (изъявительное наклонение - Мальчик читает книгу), или оно возможно (Мальчик читал бы книгу, если бы хотел), или же действие желательно для говорящего (Мальчик, читай книгу!).

С помощью категории времени говорящий показывает, как протекает действие относительно момента речи. Если говорящий строит фразу Мальчик читает книгу, то он сообщает адресату, что действие мальчика совпадает с моментом речи. Если говорящий строит фразу Мальчик читал книгу, то он дает понять адресату, что действие мальчика происходило до момента речи. Предложением Мальчик будет читать книгу говорящий сообщает своему собеседнику, что действие мальчика произойдет после момента речи о нем.


Категория лица позволяет говорящему показать, кому по отношению к участникам общения принадлежит действие: действие совершает сам говорящий (Я читаю книгу), адресат (Ты читаешь книгу) или лицо, не участвующее в обмене репликами (Он читает книгу).

Категории наклонения, времени, лица связывают ситуацию, отраженную в предложении, с ситуацией общения. Это переменные, непостоянные признаки действия, которые зависят от точки зрения говорящего на ситуацию. Категории наклонения, времени и лица называются предикативными категориями глагола (вспомним, что предикативность – это связь субъекта и его признака в зависимости от ситуации общения).

Кроме перечисленных категорий, значение процессуального признака оформляется в русском языке с помощью категорий вида, переходности-непереходности, залога. Это постоянные признаки глагола, которые не зависят от ситуации общения. Эти категории называются непредикативными.

В предложении глагол выполняет уникальную функцию - является простым глагольным сказуемым.

Глагол – это часть речи, которая называет процессуальный признак предмета. Эта частеречная семантика оформляется с помощью категорий вида, переходности, залога, наклонения, времени, лица. В предложении глагол является простым глагольным сказуемым.
1.2. Семантические классы глаголов
Глагол в своем категориальном значении отражает признак предмета как процесс.

Класс глаголов неоднороден по семантике. Одни глаголы называют процессуальный признак и в предложении выступают как самостоятельные члены (Я читаю; Я бегу). В других глаголах процессуальный признак ослаблен, и они не могут выступать в роли самостоятельных членов предложения (Я буду читать; Я могу петь). В зависимости от того, реализует ли глагол свое полноценное лексическое значение и может ли выступать в роли самостоятельного члена предложения, все глаголы делятся на полнознаменательные и неполнознаменательные.

Неполнознаменательные глаголы
Не образуют самостоятельных компонентов предложения. По функции, выполняемой в предложении, эти глаголы делятся на три группы.



Глаголы-связки

выступают в роли грамматической части составного именного сказуемого



Глаголы-модификаторы

выступают в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемого


Глаголы – компенсаторы

являются частью описательного наименования действия

1) незнаменательная связка быть имеет только грамматическое значение наклонение, времени, лица, числа, рода (в прош. вр.): Я буду студентом; Я был студентом;

2) полузнаменательные связки типа являться, становиться, казаться считаться и др.: Я являюсь студентом.

1) фазисные глаголы обозначают временные периоды протекания действия (начало, середину, конец): Он начал (продолжил, закончил) говорить;

2) модальные глаголы осложняют значение основного глагола-инфинитива различными модальными оттенками (желательности, возможности, долженствования): Я хочу (люблю, могу, желаю) петь.

В словосочетании абстрактное существительное называет действие, а компенсатор передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа, рода (в прош. вр.): одержать победу, принимать решение, дать оценку, вести уборку урожая.

Обратите внимание! Глагол-компенсатор и существительное выступают в роли одного и того же члена предложения – простого глагольного сказуемого, осложненного фразеологизацией.




Полнознаменательные глаголы



В предложении выступают как самостоятельные члены и реализуют свое полноценное лексическое значение: Я пою песню; Я иду домой. Подчеркнутые глаголы называют активные действия субъекта и являются простыми глагольными сказуемыми.

В зависимости от того, о скольких ситуациях они сообщают, полнознаменательные глаголы делятся на однопредикативные и полипредикативные.

Однопредикативные глаголы строят предложения, в которых отражается один субъект и его действие: Я читаю; Я умываюсь. По семантике однопредикативные глаголы делятся на акциональные и неакциональные.


Акциональные глаголы

называют действие предмета

Неакциональные глаголы

в виде действия представляют существование предметов, их отношения, их состояния и свойства

1) глаголы движения: лететь, ехать, идти, падать, плыть;

2) глаголы конкретного физического действия: забивать гвозди, вязать носки, поливать огород, ломать стены, печатать статью;

3) глаголы речи и мышления: рассказывать, сообщать новость, думать, размышлять;

4) глаголы эмоционального действия: плакать, любить, презирать, сердиться.


1) глаголы местонахождения: лежать, находиться, висеть, стоять;

2) глаголы бытия, существования: есть, имеется, отсутствует, стоит (о погоде);

3) глаголы классификации, т.е. вида и рода, предмета и класса, целого и части: относиться, принадлежать к классу, содержать, состоять из частей;

4) глаголы принадлежности: иметь участок, владеть домом;


5) глаголы состояния или изменения состояния: выздоравливать, спать, рука ноет, яблоки зреют.



Полипредикативные, или каузативные, глаголы (типа разрешить, позволить, запретить, вынудить, посоветовать, помочь) строят предложения, в которых есть два субъекта и их действия или состояния. В таких предложениях отражается две и более ситуации. В предложении Отец разрешил сыну погулять два субъекта – отец и сын. Действие отца – разрешил, действие сына – погулять. На уровне предложения полипредикативность оформляется простым предложением. В нашем примере существительное отец, называющее субъекта первой ситуации, выступает в функции подлежащего, разрешил – в функции простого глагольного сказуемого. Субъект второй ситуации – сын - выступает в роли дополнения, действие второго субъекта – погулять – в предложении является дополнением (разрешил что?).

Обратите внимание! Многозначные глаголы в разных значениях входят в разные семантические классы. Сравним: вести больного за руку; тропинка ведет к реке; вести уборку урожая. В первом случае перед нами каузативный глагол со значением движения («помогать идти, сопровождая»); во втором – неакциональный глагол со значением местонахождения («иметь то или иное направление»); в третьем – неполнознаменательный глагол-компенсатор («производить, осуществлять, делать»).

Разные функциональные типы речи (описание, повествование, рассуждение) требуют привлечения глаголов разных семантических классов. Рассмотрим два отрывка:

1. Командир на секунду вскидывает к глазам бинокль и резко командует:

- Срочное погружение!

Находящаяся наверху вахта, мгновенно скользнув на руках, по трапам скатывается вниз. Звенит сигнал погружения. Когда командир, сходящий с мостика последним, задраивает у себя над головой люк, лодка уже почти погрузилась, вода доходит до мостика. Через несколько десятков секунд над водой остается только черный глаз перископа (К. Симонов).


Текст насыщен полнознаменательными глаголами конкретного действия (курсивом выделены вкрапления глаголов бытия). Это позволяет изобразить эпизод большого события (похода подводной лодки к берегам Румынии в 1941 году). Изобразительность, динамичность – главное, что дают глаголы конкретного действия художественному и публицистическому тексту.

2. Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля ещё блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, ещё сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревня (И. Тургенев).

Текст насыщен полнознаменательными глаголами бытия, состояния (один глагол конкретного действия выделен курсивом). Это позволяет дать описание фрагмента действительности.
1.3. Система глагольных форм
Глагол имеет систему спрягаемых и неспрягаемых форм. Спрягаемые формы изменяются по лицам и числам и обладают предикативными категориями наклонения, времени, лица: читал, читаю, буду читать, читай, читал бы. Неспрягаемые формы не изменяются по лицам и числам и не обладают предикативными категориями. К неспрягаемым относятся инфинитив, причастие, деепричастие: читать, читающий, читая. Инфинитив и деепричастие являются неизменяемыми формами глагола.




Категория


Формы глагола

спрягаемые

Неспрягаемые




инфинитив

причастие

деепричастие


1. вид

2. залог
3. наклонение

4. время
5. лицо

6. число

7. род


+

+
+

+
+

+

только в прош. вр.


+

+
--

--
--

--
--

+

+
--

настоящее и прошедшее

--

+
+

+

только действительн. --

--
--

--
--




1.4. Инфинитив
Анализ любой глагольной формы необходимо начинать с определения начальной формы глагола, т.е. инфинитива.

Инфинитив только называет действие и никак не обозначает его отнесенности к реальности/ирреальности, моменту речи, говорящему субъекту. Поэтому у инфинитива не определяются наклонение, время, лицо, число.

Показателями начальной формы глагола являются формообразующие суффиксы - ть (бежать, читать), -чь (лечь, стеречь), - ти (нести, брести).

Обратите внимание! При определении начальной формы ее вид и вид анализируемой формы должны совпадать, т.е. должны отвечать на один и тот же видовой вопрос. Например, начальной формой причастия решавший (что делавший?) будет глагол решать (что делать?), а не решить; начальной формой деепричастия прочитывая (что делая?) будет глагол прочитывать (что делать?), а не прочитать.

Если в анализируемой форме есть постфикс – ся, то прежде всего нужно определить, является он словообразующим (образует возвратный глагол) или формообразующим (образует форму страдательного залога). Словообразующий суффикс должен сохраняться и в инфинитиве: Он давно не мылся.Не мылся – возвратный глагол действительного залога, начальная форма – мыться, а не мыть. - Постфикс -ся, образующий форму страдательного залога, в инфинитиве не сохраняется: Кукла моется девочкой. - Моется – форма страдательного залога глагола мыть.


При определении инфинитива у глаголов однонаправленного и разнонаправленного движения (типа бежать, идти, лететь и бегать, ходить, летать) начальная форма должна совпадать с анализируемой по направленности движения: несла – нести, носиланосить.
1.5. Категория вида
Категория вида – это непредикативная категория глагола, которая обозначает отношение действия к пределу и состоит из системы противопоставленных друг другу форм совершенного и несовершенного вида.

Что такое «отношение действия к пределу»? Это ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, который и позволяет рассматривать действие как целостный, тем или иным способом вычлененный акт, т.е. акт, имеющий свое начало (запеть), конец (дописать) или обе границы (поговорить – начать и закончить говорить).

Вид глагола определяется по вопросу. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и называют действие, которое не ограничено внутренним пределом: видеть, писать.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и называют ограниченное внутренним пределом целостное действие: увидеть, написать.

Существуют двувидовые глаголы типа женить, казнить, велеть, исследовать, организовать и под. Эти глаголы имеют одну форму для передачи как совершенного, так и несовершенного вида. При определении вида таких глаголов в тексте нужно обратить внимание на обстоятельства (прежде всего на наречия со значением времени и кратности действия), относящиеся к глаголу: Нас вчера неожиданно атаковали осы (однократное действие – совершенный вид) и Солдаты несколько раз атаковали высоту (многократное действие – несовершенный вид).

Рассмотрим два небольших фрагмента, которые показывают, как видовые формы употребляются в тексте.

1. В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (…) В будни ходил он в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Вообще его любили, хотя и почитали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед (А.Пушкин. Барышня-крестьянка)


Насыщение текста глаголами несовершенного вида передает повторяемость, обычность действий либо их сосуществование (как в двух последних предложениях)

2. Он (Санин) тряхнул головою, вскочил с кресла, раза два прошелся по комнате, присел к письменному столу и, выдвигая один ящик за другим, стал рыться в своих бумагах, в старых, большею частью женских, письмах. Развернув наудачу несколько писем, он только плечами пожал и, глянув на камин, отбросил их в сторону, вероятно, сбираясь сжечь весь этот ненужный хлам. Торопливо засовывая руки то в один, то в другой ящик, он вдруг широко раскрыл глаза и, медленно вытащив наружу небольшую коробку старинного покроя, медленно приподнял ее крышку (И.Тургенев. Вешние воды)

Спрягаемые формы глаголов совершенного вида передают последовательность действий, смену их друг другом.
1.6. Переходные и непереходные глаголы
В категории переходности – непереходности отражается отношение действия к прямому объекту.

Переходные глаголы называют действие, которое направлено на прямой объект. Поэтому при переходных глаголах возможна постановка существительного в формах, обозначающих прямой объект: в винительном падеже без предлога или в родительном падеже при отрицании: читать что? – книгу – винительный падеж без предлога, следовательно, глагол читать является переходным.

Непереходные глаголы называют действие, которое не может переходить на прямой объект и замкнуто в сфере субъекта или переходит на косвенный объект. Это значение выражается синтаксически как невозможность постановки при глаголе существительного в винительном падеже без предлога с объектным значением. Например: спать, радоваться, бежать.


Обратите внимание! Чтобы определить, является ли глагол переходным или непереходным, нужно задать от него к зависимому существительному двойной вопрос винительного падежа кого? – что? Если постановка вопроса возможна, глагол переходный: белить кого? – что? – потолок. Если постановка вопроса невозможна, глагол непереходный: командовать чем? – войсками – постановка вопроса винительного падежа невозможна, следовательно, глагол непереходный.

При определении переходности необходимо учитывать лексическое значение глагола, т.к. многозначный глагол в одном своем значении может быть переходным, в другом же - непереходным. Ср.: выиграть сражение (переходный); выиграть деньги по лотерее (переходный); выиграть в чьем-либо мнении (непереходный).

1.7. Категория залога



следующая страница >>