birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Многоточие»

На одном из занятий в ШИ у А. Гиршона мы работали с темой точки как источником движения. Мы исследовали возможности фокусировки внимания на точках, расположенных вне нас: в пространстве, на партнерах. Занятие меня впечатлило, я заинтересовался этой темой, и скоро получил ее продолжение в техниках буто, где рассматривалась точка в собственном теле, и, по аналогии с основными известными нам центрами движения, такая точка тоже могла быть источником движения. Получила тема отзвук и в КИ, многие из вас знают о важности точки контакта в этом виде.

Все это послужило материалом для данного воркшопа. Мы просто будем исследовать возможность фокусировать во время танца свое внимание на разных точках в теле, пространстве и партнерах в контексте применения всего этого в импровизации.


Работа с точками в теле
И начнем с известного многим из вас упражнения «морская звезда» или «губка», где мы используем паттерн сжатия-расширения на выдохе-вдохе. Начните с дыхания, добавляя на выдохе сжатие, на вдохе – расширение.
(через 3-4 мин.)
А теперь представьте, что во время выдоха, сжатия, вы сжимаетесь до очень малого размера, до размера точки. А при выдохе расширяетесь до космических масштабов, до галактики или даже Вселенной. Один ваш выдох и один вдох – как будто Большой Взрыв, рождение и гибель мира. От одной точки, вмещающей в себя все, до мириадов звезд-точек, которыми наполняется ваше тело при вдохе. Они разбегаются во все стороны, заполняя все ваше тело и тут же сливаются в одно на выдохе.
(3-4 мин.)

Попробуйте поймать это состояние, что ваше тело состоит из звезд, почувствовать, что каждая из которых может повлечь вас в движение. В какой-то момент мы перестаем сжиматься и расширяться и остаемся на спине, ощущая точки-звезды в теле.

Представьте, что откуда-то свысока ко всем точкам тела тянутся невидимые невесомые нити, соединяясь с каждой из точек вашего тела. И какая-то неведомая сила время от времени тянет то за одну, то за другую нить, побуждая точку двигаться за ней вверх.

(2-3 мин.)
А теперь 2-3 нити тянут одновременно и могут тянуть не только вверх, но и в стороны. Ваше тело откликается на это движение. Разные нити могут тянуть с разной интенсивностью. И постепенно натяжение нитей становится сильнее, и они уже не отпускают вас до тех пор, пока вы не встанете.
(3-5 мин.)
Теперь разбиваемся на пары и выбираем, кто из партнеров будет движущимся, а кто – отмечающим точку. Движущийся занимает произвольное положение, двигаясь недолгое время и останавливаясь в некой позе, скульптуре. Указующий партнер выбирает точку на теле партнера и прикасается к ней пальцем. Эта точка становится точкой движения, за которой движется все тело. Палец не отпускаем, но не давим, движение может идти как из тела через точку вовне, так и через точку внутрь.
(5 мин в каждую сторону)
А теперь попробуем поработать с идеей некого флирта с пространством. Но представьте на некоторое время, что вами заинтересовался этот зал, его стены, пол, розетки, дверные ручки и т.д. И пространству хочется проявиться в движении, но сделать это оно может только через вас, через обращение к каким-то точкам вашего тела, которые мы немного пробудили в теле. Импульсы приходят из пространства, от разных его элементов. Попытайтесь услышать их, старайтесь не подменять их своими. Потанцуйте в этом пространстве, позволяя ему двигаться в вас.
(5-7мин)
Работа с точками в пространстве

- выбираем точку в пространстве (флирт в обратную сторону), в верхнем, среднем или нижнем ярусах. Удерживаем фокус нашего внимания в ней сначала только взглядом. Взгляд – тоже конечность. Потом любой точкой в теле. Точка может притягивать, всасывать, или точка может отталкивать, выдувать, выплевывать. Она флиртует с вами, вы флиртуйте с ней.

- потом выбираем 2 точки в пространстве (точки на разных ярусах), разделяя внимание между ними. Мы можем оказываться на прямой, соединяющей их, или сходить с нее. Образы: Магнит с разными полюсами, представьте, что одна притягивает, другая отталкивает, потом это меняется, обе притягивают, обе отталкивают. Не забываем, что взгляд – это тоже конечность. Разделяем наше внимание.

- три точки (опционально). Пробуем удерживать наше внимание на трех точках одновременно. Выбираем на разных ярусах.

- объединяемся в тройки, выбираем точку в пространстве, общую для всех в тройке, и точку личную, относительно которых и будем двигаться. При этом стараемся фокусировку на точке уже выводить в фон, в телесное, вынося слушание партнера на первый план. Можно использовать точку, висящую в воздухе.

- далее в этих же тройках, м.б. большем количестве (4), выбираем общую точку и точку на теле одного из партнеров. И стараемся еще больше выводить внимание на точки в фон, больше слушая партнеров. Это уже танец, импровизация.

- потом тройки показывают то, что получилось, другой тройке (это не успели сделать на воркшопе)

- площадка, разные варианты попробовать эти возможности движения от точек.


Обратная связь.
Инна: Недостаточно точки, как просто элемента пространства, хотелось наделить ее какими-то живыми качествами, общаться, танцевать с ней, как с живым существом.
Галя Ж.: чувствуется потенциал в этом всем, но недоставало уровня энергии, много уходит сил на поддержание внимания. При флирте с залом сначала проявились мои импульсы, и я это поняла. Потом что-то изменилось, возможно, удалось услышать «голос» зала.
Варя: Точка может являться простым, но действенным элементом структуры, может помочь в ее построении.
Аля: легло хорошо, удавалось удерживать фокус в точке даже после недолгого с ней знакомства, три точки удерживала без напряжения.

Лена Ф., Оля Д.: было бы неплохо давать больше времени на проживание ощущения точки в теле.