birmaga.ru
добавить свой файл

1
Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА»

Философско-богословский

учебно-методический центр-кафедра
Психология религии

Учебно-методический комплекс


для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения
(специальность 031801 «Религиоведение»)

код и наименование специальности

Москва

2011
Автор: Лагутов Николай Викторович, доктор психологических наук, Grand Doctor of Philosophy, кандидат богословия, профессор АНО ВПО «Православный институт св. Иоанна Богослова».


Рецензенты:

1. Епископ Антоний (Пантелич), доктор теологии, профессор АНО ВПО «Православный институт св. Иоанна Богослова»

2. Петренко Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор НОУ «Современный институт управления»

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031801 «Религиоведение».

Одобрен на заседании кафедры Православного института св. Иоанна Богослова (протокол №____от_____________20___г.).

© Православный институт св. Иоанна Богослова, 2011.

© Н.В. Лагутов, 2011.
Введение
1. Целью курса является:



  • ознакомление слушателей с психологическим подходом в изучении религиозных явлений, что является основополагающим базовым курсом для специальностей гуманитарного и психолого-педагогического направления.


2. Задачами курса «Психология религии»

можно считать:


  • рассмотрение психологических предпосылок религиозности и психологических аспектов религиозного опыта;

  • выявление психологических аспектов религиозной веры;
  • выявление роли религиозности во внутреннем мире личности;


  • изучение социально-психологических подходов в психологии религии;

  • ознакомление с проблемами соотношения религии и душевного здоровья, религии и психопатологии;

  • изучение психологической интерпретации мифа, вероучения и культа различных религий;

  • ознакомление с особенностями пастырской психологии и психологической экзегетики.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Курс «Психология религии» является составной частью фундаментальной теорети­ческой подготовки специалиста – религиоведа и входит в комплекс с дисциплинами: История и социология религии, Философия, Догматическое, Основное, Нравственное богословие (теология), Общая и социальная психология, Этнопсихология и психологическая антропология, Психология искусства и творчества, Дифференциальная и возрастная психология, Психология науки и история психологии, Педагогическая, Экспериментальная и Медицинская психология, и использует при необходимости, вырабо­танные в них понятия и концепции.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен:



  • ориентироваться в психологической терминологии;

  • овладеть теоретическими основами и исследовательской методологией психологии религии;

  • уметь анализировать и прогнозировать сложные явления в области религии, прежде всего религиозного сознания и религиозного поведения.


II. Учебно-тематический план.




п/п

Наименование тем



Очное отделение

Заочное отделение


ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия

(час.)

Самостоя-тельная

работа

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час.)

Самостоя-

тельная

работа

В том числе

В том числе

Лекции

Семи-нары

Лекции

Семи-нары

1.

Раздел 1. Психология религии как научная дисциплина

20

2

2

16

20

2

-

18

2.

Раздел 2. История психологии религии

55

18

18

19

55

4

6

45

3.

Раздел 3. Теоретические проблемы психологии религии

55


20

20

15

55

6

6

43




ИТОГО:

130

40

40

50

130

12

12

106

2. Темы курса и краткое содержание.

Раздел 1. Психология религии как научная дисциплина
Тема 1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования

Место психологии религии в системе религиоведческих, философских и психологических исследований.

Методы психологии религии: интроспекция, наблюдение, изучение личных документов; интерпретация религиозных текстов, культового поведения, культовой символики и т.п.; эксперимент, тестирование, составление психологических шкал; социально-психологический анализ динамики религиозных сообществ; психологический дедуктивный метод.
Раздел 2. История Психологии религии
Тема 2. Предпосылки появления психологии религии в XVII-XVIII вв.

Контрреформация (деизм Декарта) – «естественное религиозное чувство», «научность – сомнение во всем» (В противовес Б. Паскаль: «Сам же Декарт не сомневается в своем убеждении»). Эмпиризм Э. Сведенборга и критицизм И. Канта.

Английский материализм, кальвинизм (нечувствительность к догмату), открытие восточных культур с их религиозной традицией, масонство с идеей «единой светской религии» (Гоббс, Локк, Бэкон).

Тема 3. Становление психологии религии в XIX веке.

Позитивизм: дарвинистские и эволюционистские концепции психологии религии. Анимизм Э. Тейлора «Первобытная культура», Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни», Макса Мюллера «Религия как предмет научного изучения», «Теософия или психология религии».

«Психология народов» в эмпирической психологии В. Вундта. Вюрцбургская школа и ее методы экспериментально-психологических исследований (К. Гиргензон, В. Стэхлин, В. Грюн, О. Кюльпе). Методологические предпосылки эмпирического подхода в психологии религии. Т. Флурнуа о “принципах религиозной психологии”.

Дифференциальная психология Ф. Гальтона («Наследственность таланта»). Американская школа и ее метод систематических анкетных опросов. Дж. Леуба «Психологическое исследование религии». Э. Старбек «Психология религии». Ст. Холл. «Моральное и религиозное воспитание детей».

Проблемы психологии религии в контексте медицинского подхода: Жан-Мартен Шарко. «Исцеляющая вера». П. Жане.


Описательная психология протестантской мифологической школы как альтернатива позитивизму: Г. Гегель. «Феноменология духа», «Лекции по философии религии», «Энциклопедия философских наук». Ф. Шлейермахер. «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим», «Психология». Огюст Сабатье. Геффдинг «Философия религии» и т.д.

Психологическая концепция религии в функционализме У. Джеймса. “Многообразие религиозного опыта”. Принцип прагматизма.



Тема 4. Становление психологии религии в XX веке.

  1. Психология религии в рамках поведенческой психологии. Ранний бихевиоризм, его основные принципы. Бихевиоризм Дж. Уотсона, его представление о религии. У. Уэллс и его работа “Биологические основания веры”. Дж. Траут и его исследование «Религиозного поведения». Интерпретация религиозного поведения в понятиях “стимул-реакция”. Бихевиоризм Ф. Скиннера, введение понятий респондентного и оперантного поведения. Концепция религиозного поведения в бихевиоризме Ф. Скиннера. Экспериментальное изучение религиозного поведения методами бихевиоризма. Социальная утопия Ф. Скиннера “Уолден-2” - вопрос о месте религии в “идеальном обществе” бихевиоризма. Позитивный вклад бихевиоризма в развитие знаний о религиозном поведении. Философская оценка места бихевиоризма в системе психологии ХХ в.

  2. Психология религии в рамках психоанализа. Общая характеристика религиоведческого наследия З. Фрейда. Религия как коллективный невроз и как коллективно вырабатываемый способ защиты от невроза. Психоаналитическая интерпретация первобытных верований (табу, магия, анимизм, тотемизм). Фрейдовская гипотеза первобытного отцеубийства и его последствий для общества, религии, культуры. Два главных мотива религиозного сознания, их проявление на разных этапах развития религии. Концепция героического мифа. Элементы героического мифа в истории Моисея. З. Фрейд о социальной роли и перспективах религии.
  3. Психология религии в рамках аналитической психологии. Ключевые понятия концепции К.Г.Юнга: коллективное бессознательное, архетип, символ. Эволюция понятия “архетип” в ходе становления и развития теории К. Юнга, характеристика наиболее значимых архетипов (Тень, Анима, мандала, четверица и др.) Естественные и культурные символы, их функции в системе индивидуальной психики и в системе общественного сознания. К. Юнг о психопатологии так называемых оккультных феноменов. Психологические типы в их отношении к религии. Индивидуация, ее религиозный и психотерапевтический смысл. Алхимия и мистика в теории К. Юнга. Принцип синхронизма.


  4. Психология религии в рамках постфрейдизма. Индивидуальная психология А. Адлера. Психологический смысл концепции «Встречи с Богом» в психодраме Я. Морено. “Новая теология” Э. Фромма. Ситуация человека в мире и религиозные формы ее осмысления. Гуманистические и авторитарные религии. Новая постановка проблемы морали: проблема нравственно злого в свете психологии бессознательного. “Синдром роста”, “синдром распада”, их выражение в вероучениях и культе различных религий.

  5. Психология религии в рамках экзистенциальной психологии. Понятие об экзистенциализме. «Нерелигиозный» экзистенциализм Л. Бинсвангера и Босса. «Религиозный» экзистенциализм В. Франкла и Р. Мэя. Проблема Бога, свободы, ответственности, смысла жизни в экзистенциализме. В. Франкл, Р. Мэй о психотерапевтической функции религии. Суть экзистенциализма с точки зрения теологии.

  6. Психология религии в рамках гуманистической психологии. Суть гуманистического подхода к психологии религии. Место религии в концепции уровней психологических потребностей А. Маслоу. Г. Оллпорт и его исследования по психологии ценностного переживания.

  7. Психология религии в рамках трансперсональной психологии. А. Маслоу, Ст. Грофф и их экспериментальные фармакологические и психодуховные методы в исследовании психологических предпосылок религиозности. Базовые перинатальные матрицы, их роль в формировании религиозного переживания.

  8. Психология религии в рамках теологической (религиозной) психологии. Аксиоматический анализ концепций, ожиданий и методов достижения желаемых целей в современных национальных идеологиях (советской, национал-социалистической, европейской, американской), в народной религиозности, науке, на соответствие их важнейшим древним и новым типам религиозных систем.


Раздел 3. Теоретические проблемы психологии религии
В разработке

3. Тематика рефератов, контрольных и курсовых работ.



  1. Критика медицинского материализма в работе У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта».

  2. У. Джеймс о психологической природе и ценности святости.

  3. Прагматизм как философская методология У. Джеймса.

  4. Психологический анализ позиции З. Фрейда по отношению к религии.

  5. Книга Иова в интерпретации К. Юнга.

  6. Религиозный аспект юнгианской индивидуации.

  7. Психологические типы и характер религиозности в концепции К. Юнга.

  8. Суть «новой теологии» Э. Фромма.

  9. Концепция Р. Мэя о «религиозности» человеческой психики.

  10. Теологический анализ психологии измененного сознания.


4. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

(за I полугодие).


  1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования.

  2. Предпосылки появления психологии религии в XVII-XVIII вв.

  3. Становление психологии религии в XIX веке. Позитивистский подход в эволюционизме Э. Тейлора, Э. Дюркгейма, М. Мюллера, в экспериментально-психологических исследованиях В. Вундта, Вюрцбургской школы и дифференциальной психологии в Англии и Америке. Проблемы психологии религии в контексте медицинского подхода Ж. Шарко, П. Жане.

  4. Становление психологии религии в XIX веке. Описательная психология как альтернатива позитивизму: Г. Гегель, Ф. Шлейермахер, О. Сабатье, Геффдинг и т.д.

  5. Психологическая концепция религии в функционализме У. Джеймса. “Многообразие религиозного опыта”. Принцип прагматизма.

  6. Психология религии в рамках поведенческой психологии.

  7. Психология религии в рамках психоанализа.

  8. Психология религии в рамках аналитической психологии.

  9. Психология религии в рамках постфрейдизма.
  10. Психология религии в рамках экзистенциальной психологии.


  11. Психология религии в рамках гуманистической психологии.

  12. Психология религии в рамках трансперсональной психологии.

  13. Ценностно-концептуальный анализ современных национальных идеологий (советской, национал-социалистической, европейской, американской).

  14. Ценностно-концептуальный анализ народной религиозности.

  15. Ценностно-концептуальный анализ науки.

  16. Ценностно-концептуальный анализ магии и оккультизма.

  17. Ценностно-концептуальный анализ древних авраамических религиозных систем.

  18. Ценностно-концептуальный анализ древних неавраамических религиозных систем.

  19. Ценностно-концептуальный анализ новых религиозных движений.


Рекомендуемая литература



ОСНОВНАЯ:


  1. Зенько Ю. М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2009. – 552 с.

  2. Лагутов Н.В. Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического (доклад). // XIX Международные Рождественские образовательные чтения. Секция «Современная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог». 26 января 2011. http://www.bogoslov.ru/text/1495818.html.

  3. Лагутов Н.В. Религиозность в структуре психического (статья). // Плод духовный. Материалы научно-практической конференции «Основы духовной безопасности общества в XXI веке». Москва-Сергиев Посад-Щелково. 2010. C.50-82.

  4. Лагутов Н.В. Теологический анализ стратегий и техник психотерапии. Монография. Сергиев Посад. Издательство Академии русской духовной культуры. 2011. - 441 С.

  5. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону. «Феникс». 1996. – 672 С.

  6. Сафронов А.Г. Психология религии. «Ника-Центр». Киев. 2002. – 225 С.
  7. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб. Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:


  1. Jung С.G. Ein moderner Mythus. Von Dingen, die am Himmel gesehen Werden. Zürich. Rascher, 1958.

  2. Авдеев Д.А. Беседы с православным психиатром. М. 1998.

  3. Авдеев Д.А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного врачевания. «Русский Хронограф». М. 2001.

  4. Авдеев Д.А. Из дневника православного психиатра. Изд. 2-е., дополненное. Русский Хронограф. М. 1999.

  5. Авдеев Д.А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М. 2007.

  6. Авдеев Д.А. Православная психиатрия (очерки и размышления). Минск. 1997.

  7. Адливанкин И.А. Духовно-психологические последствия воздействия культов на человека. // Духовная безопасность наших детей. Материалы научно-практической конференции. Факультет теологии НОУ Современный Институт Управления и православная гимназия имени преп. Сергия Радонежского. Москва – Сергиев Посад. 2009.

  8. Анри де Любак. Драма атеистического гуманизма. Москва – Милан. 1997.

  9. Антоний, митр. Сурожский. Школа молитвы. «Христианская жизнь». Клин. 2004.

  10. Аринин Е.И., Нефедова И.Д. Психология религии. Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». В двух частях. Часть 1. Владимир. 2005. – 109 С.

  11. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

  12. Бердяев Николай. Религиозные основы большевизма (Из религиозной психологии русского народа). // Русская свобода. № 16-17, С. 3, 11 июля 1917 г.

  13. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. «Свет Православия». 2003.

  14. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания. // Вопросы психологии. 1977. №2. С.121-124.
  15. Братусь Б.С. Понятие нормы: психологический и нравственный смысл. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М. 1997а.


  16. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии. http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1107592633&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&.

  17. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. // Вопросы психологии. 1993. №1.

  18. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. 1997. №5. С.3-19.

  19. Братусь Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности. // Вопросы психологии. 2004. №4. С.102-113.

  20. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания. // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.П. Леонтьева. М. 1999. С.284-299.

  21. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. – 1990. № 6. – С.9-17.

  22. Братусь Б.С. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология. // Человек. 1988. №1.

  23. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия. http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/bratus-b.s.-hristianskaya-i-svetskaya-psihoterapiya.html

  24. Булгаков С. Народное хозяйство и религиозная личность. // Средневековый идеал и новейшая культура. Два града. М. 1911. Т.1. С.190-191.

  25. Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад. 1917.

  26. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. СПб. «Сатис». 2010. – 304 с.

  27. Василенко Л.И. Введение в философию религии. Курс лекций для аспирантов, часть 1. СТГУ. М. 2003.

  28. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М. 2000.

  29. Василюк Федор. Молитва и переживание. Страдание, переживание, утешение. // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин. 2004. С.234-250.

  30. Введенский А.И. Психология веры. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1899.
  31. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с. — (Социологич. мысль Запада). С. 44-271.


  32. Вержболович Н. Психологические основания религии. // Вера и разум. 1898. Т.2. Ч.2. С.199-220.

  33. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб. Изд-во СПбГУ. 2002.

  34. Веселова Е.К., Черняева С.К., Бейсембиева М.К. Мировоззрение и нравственный выбор (тезисы). // Ананьевские чтения-2000. СПб. Изд-во СПбГУ. 2000. С.119-121.

  35. Вундт В. Миф и религия. СПб. (б/г) С.37-52.

  36. Вундт В. Очерки психологии. М. 1912.

  37. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб. 1912

  38. Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. СПб.1913.

  39. Говинда, Лама Анагаринда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. Спб. 1993.

  40. Голощапов С. Галлюцинации и религиозные видения. // Вера и разум. 1915. №2. С.205-240.

  41. Гордина Л.С. Ноосферный завет молодому поколению землян. // Экономическая и философская газета. №22-23 (707). М. 2008.

  42. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления. // Вопросы психологии. 1984. №1. С.114.

  43. Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.: Генезис, 2008. – 484 с.

  44. Гостев А.А. Ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентации современных студентов. // Духовные и социальные проблемы современной России в свете православия: Материалы научно-практической конференции 17-18 декабря 2001 г. СПб. 2002. С.150-155.

  45. Гостев А.А.Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. // РАН. Ин-т психологии. М. 2001. - 85 с.

  46. Григулевич И. Пророки новой истины. М. 1983.

  47. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.
  48. Гроф Станислав. Путешествие в поисках себя. Изд. АСТ. Институт трансперсональной психологии. Издательство К. Кравчука. 2008 г.


  49. Гроф Станислав. Священное и профанное. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

  50. Даурли П. Джон. Болезнь по имени человек. Юнгианская критика христианства. // К.Г. Юнг и христианство. СПб. 1999.

  51. Дворецкая М.А. Святоотеческая психология. Учебное пособие. Издание третье, исправленное и дополненное. СПб. 2005.

  52. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учеб. пособие. - СПб.: Институт Практической психологии, 2003.

  53. Дворецкая М.Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-Христианской Церкви эпохи Средневековья: психологический аспект. Монография. СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. 2004.

  54. Дворкин Александр. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород. 2007.

  55. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1992.

  56. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

  57. Джеймс У. Психология. М. 1991.

  58. Добросельский П.В. Общие аспекты психики, или введение в православную психологию. М. 2008.

  59. Дубровина И.В. Психология веры. ­ М. 2006.

  60. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. М. Христианская литература. 1996-2001.

  61. Евмений, игумен. Духовность как ответственность. // Свет Православия. Христианский Собеседник. Издание Макариев – Решемской Обители. «Родник». 2000.

  62. Евмений, игумен. Луч надежды в наркотическом мире. // Свет Православия. Христианский Собеседник. Издание Макариев – Решемской Обители. 2000.

  63. Евмений, игумен. Пастырская помощь душевнобольным. // Свет Православия. Христианский собеседник. Пастырская психология и психотерапия. Ч.1. Издание Макариев-Решемской обители. Выпуск 48. 1999.
  64. Еротич Владета. Христианство и психологические проблемы человека. / Пер. с сербского М.Н. Секулич, А.Ю. Закуренко. – М. 2009. – 480 с.


  65. Зеньковский В.В. Задачи религиозной психологии. // Христианская мысль. 1917. №1. С.24-45.

  66. Зубов Андрей. Примитивная вера древних? // Фома. №1(24) 2005. С.13-17.

  67. Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г. Дашевского. М. 2000.

  68. Йейтс Франсес. Розенкрейцеровское Просвещение. Перевод А. Кавтаскина под ред. Т.Баскаковой. F.Yates. The Rosicrucian Enlightenment. L.: Routledge and Kegan Paul, 1972. М.: Алетейа, Энигма, 1999.

  69. Йеротич Владета. Психологическое и религиозное бытие человека. ББИ св. апостола Андрея. М. 2004.

  70. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004.

  71. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная духовность. Перевод с новогреческого. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999.

  72. Из духовных бесед святителя Луки (Войно-Ясенецкого). // Авдеев Д.А. Беседы с православным психиатром. М. 1998. С.29-30.

  73. Иллюстрированная история религий. В двух томах. Под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. С приложением библиографического указателя русской литературы по истории религий, просмотренного князем С.Н. Трубецким. Издание второе. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 1992.

  74. Ильин В.А. Православие и психотерапия. // Интернет-журнал Сретенского монастыря. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/pravpsih.htm

  75. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М. 1918. Т.1-2.

  76. Ильин Иван. Аксиомы религиозного опыта. М. 2002.

  77. Итс Рудольф. Шепот земли и молчание неба. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск–Москва «Харвест Аст». 2001.

  78. Кабанес Огюстен, Насс Леонард. Революционный невроз. М. Ин-т психологии. Изд-во КСП. 1998.
  79. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтиче­ская энциклопедия. // Национальная психологическая энциклопедия. Рос. психотерапевт. ассоц.- 2-е изд., доп. и перераб.- СПб. Питер. 2002.


  80. Карвасарский Борис Дмитриевич. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. 2-е изд. СПб. 2002.

  81. Касавин И.Т. Этот тайный, странный мир. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

  82. Ковалева Е., Щербаков М. Молитва как психотерапевтическая практика. // http://www.psychology.ipd.ru/m_pray.htm

  83. Кремлев Александр. Психология и духовная практика. http://www.krotov.info/libr_min/k/kre/mlev_02.htm

  84. Кураев Андрей, диакон. Диспут с атеистом. 2-е издание, дополненное. Изд. Сретенского монастыря. М. 2007.

  85. Кураев Андрей, дьякон. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). Т.1. Религия без Бога. М. 1997. – 527 С.

  86. Кураев Андрей, дьякон. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). Т.2. Христианство без оккультизма. М. 1997. – 430 С.

  87. Лазарь, архимандрит. Таинство исповеди. О грехах явных и тайных недугах души. Изд. «Православный Пчельник». Фессалоники, Греция.

  88. Лейгода Владимир. In God we trust? – религиозность по-американски. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

  89. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Пер. с нем.; Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. — М. 1994.

  90. Ленко Н.В. Психологическое значение покаяния в формировании личности подростка. Выпускная работа по психологии (доп. обр.). НОУ СИУ. Щелково. 2009.

  91. Лоргус А., свящ. Христианская психология в пространстве гуманитарной парадигмы. http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a.-svyasch.-hristianskaya-psihologiya-v-prostranstve-gumanitarnoy-paradigmyi.html
  92. Лоргус Андрей, священник. Душа и дух: природа и бытие. // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин. 2004.


  93. Лоргус Андрей, священник. Православная антропология [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/lorgus/.

  94. Лэнгле Альфрид. Что такое психотерапия? // Психотерапия – научный метод или духовная практика? О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа. Перевод О.М. Ларченко и В.Б. Шумского. Schmidinger H. (Hrsg.). Geist – Erfah­rung – Leben. Spiritualität heute. Innsbruck, Tyrolia, 2001. s. 177-206. Московский Психотерапевтический Журнал. 2003. №2.

  95. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам. Буддизм. Иудаизм. Изд. 2-е, исправленное. М. 2008.

  96. Маслова С.В. Психотерапия – возрожденный шаманизм или новый вид социальной экспертизы? // HPSY.RU/ публикации. http://www.hpsy.ru/public/x789.htm

  97. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психи­ки (1971). СПб.: «Евразия», 1997. — 430 с.

  98. Маслоу А. Психология бытия (1968). М.: «Ралф-бук», «Ваклер», 1997. — 304 с.

  99. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. СПб. Изд. "Евразия". 1999.

  100. Маслоу Абрахам. Новые рубежи человеческой природы. М. 1999.

  101. Матков В.Б., Петрова Е.Ю. Гештальт и Восточная медицина. // Журнал практического психолога №10-11, 2000. Геш­тальт 2001 (сборник материалов Московского Гештальт Института за 2000 год, вып.1). http://atpspb.narod.ru/articles/gestostme.html

  102. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Ребенок и компьютер. Сборник материалов. Клин. 2007.

  103. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. // Душа моя – храм разоренный. Что разделяет человека и Бога. М. 2005.

  104. Мень Александр. История религии. В 2-х кн. Кн. 1-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. — М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997. — 216 с.: ил.
  105. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М. 2001.


  106. Нечипуренко В.Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С.13-21.

  107. Николаева Олеся. Современная культура и Православие. М. 1999.

  108. Нурбахш Джавад. Психология суфизма. М., 1996.

  109. Нурбахш Джавад. Рай суфиев. М., 1995.

  110. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Лекции по православной апологетике. САТИС. СПб. 2007.

  111. Осипов Алексей Ильич. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – 5-е изд., испр. и доп. – М. 2009. – 224 с.

  112. Основы религиоведения. Учебное пособие. / Под ред. И.Н. Яблокова. М. Высшая школа. 1994.

  113. Плакида (Дезей), архимандрит. «Добротолюбие» и православная духовность. М. 2006.

  114. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

  115. Роолингз Мориц, доктор медицинских наук. За порогом смерти. Перевод с английского (Второе издание, исправленное и дополненное). Послесловие иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». СПб. «Кормчий». 2003.

  116. Руткевич А.М. Жизнь и воззрения К.Г.Юнга. В кн.: Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С.5-22.

  117. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М. 1995.

  118. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии. 1986. №6. С.7-9.

  119. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе; Автореф. дис. д-ра психол наук. М. 1994.

  120. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. // Человек. 1994. №5. С.13-16.
  121. Слободчиков В.И., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви. Человека в целом психология раньше не изучала. // Христианская психология: за и против. http://hpsy.ru/public/x2362.htm.


  122. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

  123. Троянский конь харизматии. Беседа с проф. А.Л. Дворкиным. 07.11.08. http://iriney.ru/sects/50/news121.htm.

  124. Уотс Алан. Космология радости. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

  125. Флоровский Георгий, прот. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб. 2002.

  126. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии. Киев. 1913 г.

  127. Фомин А.В. Лекарство от греха. Притчи. М. 2010.

  128. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. Мн.-М. 2000. С.631-990.

  129. Франк С.Л. Непостижимое. М. 1990.

  130. Франк С.Л. Психоанализ как миросозерцание. Путь. 1930.

  131. Франкл В. В борьбе за смысл. www.go2bsu.narod.ru

  132. Франкл В. Подсознательный бог. М. 1996.

  133. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.

  134. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

  135. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. Лекция 35 “О мировоззрении”. - Фрейд З. Введение в психологию. Лекции. М., Наука, 1989. С. 399-416.

  136. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого “я” // Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. Тбилиси. 1991. Т.1. С. 71 - 139.

  137. Фрейд З. Моисей и монотеизм (1939).

  138. Фрейд З. Новые лекции по введению в психоанализ. // Pierre Sabourin. Ferenezi. Paris. ed. Universitaircs. 1985.

  139. Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия. // Фрейд З. Психоанализ и культура. М., 1992.

  140. Фрейд Зигмунд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии (1913).

  141. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. — 284 с.
  142. Фромм Э. Душа человека. М.,1992 г.


  143. Фромм Э. Забытый язык. Введение в понимание снов, вол­шебных сказок и мифов. — Ангарск: Формат, 1994.

  144. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993 г.

  145. Фромм Э., Судзуки Д., де Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ. М. 1995.

  146. Фромм Эрих. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр, М. "Политиздат". 1990.

  147. Фрэзер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. М. 1998.

  148. Хелленбройч Элизабет. Гностические культы атакуют классическую культуру. Сатанизм в Европе и Соединенных Штатах Америки. Перевод Татьяны Шишовой (02 / 11 / 2001). Статья написана в 1989 г. // Профилактика и реабилитация психоактивных зависимостей. Выпуск N.8. Дата выпуска 2006-03-28. http://subscribe.ru/archive/culture.people.dpcenter/200603/28112311.html

  149. Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений (1983). СПб.: «В.С.К.», 1996, — 168 с.

  150. Хофманн Альберт. ЛСД Экспириенс и реальность. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

  151. Черносвитов П.Ю. Духовная культура как фактор адаптации социума. // Горизонты антропологии. Труды Международной научной конференции памяти академика В.П. Алексеева. М. Наука. 2003. С.84-86.

  152. Чудова Н.В., канд. психол. наук, ст. научный сотр. Института програмных систем РАН, Переславль-Залесский. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета». // Психологический журнал. 2002. Том 23. №1.

  153. Шелер М. Положение человека в космосе. // Проблема человека в западной философии. М. Прогресс. 1988.
  154. Шеховцова Л.Ф. Духовная зрелость и решение онтогносеологической проблемы; Категориальный аппарат психологии, ориентированный на христианство; Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий. http://hpsy.ru/link/25.htm; http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/shehovcova.php.


  155. Шеховцова Л.Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб. 2000.

  156. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. – СПб, 2005.

  157. Шеховцова Л.Ф., профессор, доктор психологических наук. Размышления православного психолога о книгах свящ. А. Гармаева. http://iriney.ru/polemic/g001.htm;

  158. Шопенгауэр Артур. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа. http://www.koob.ru/arthur_schopenhauer.

  159. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук. / Под ред. А.Д. Наследова. СПб. Изд-во «Евразия». 2002.

  160. Элиаде М. Священное и мирское. М. 1994.

  161. Элиаде Мирча. Мифы современного мира. Религиозный символизм и обеспокоенность современного человека. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001. С.8-62;

  162. Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии Самости. М-Киев. «Ралф-бук», «Ваклер». 1997.

  163. Юнг К.Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии. Там же, с. 233-265.

  164. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев. 1994.

  165. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов (1949), Киев: Гос. библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.

  166. Юнг К.Г. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов. // Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.,1995 г.

  167. Юнг К.Г. Либидо: его метаморфозы и символы. СПб. 1994.

  168. Юнг К.Г. Ответ Иову. М. «Канон». 1995.

  169. Юнг К.Г. Памяти Рихарда Вильхельма. Рихард Вильхельм. В кн.: Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М. 1992.

  170. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени (1930). М. «Прогресс», «Универс», 1996. — 336 с.
  171. Юнг К.Г. Психологические типы (1921). СПб «Ювента» — М. «Прогресс», «Универс», 1996. 716 с.


  172. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М. 1997.

  173. Юнг К.Г. Психология и религия. // Юнг К.Г. Архетип и символ. М.1991

  174. Юнг К.Г. Синхронистичность. М.-Киев. 1997.

  175. Юнг К.Г. Функция снов. Архетип и символ. Издательство "Ренессанс" СП "ИВО-СиД". 1991.

  176. Юнг К.Г. Человек и его символы. М. 1997.

  177. Юнг Карл Густав. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. Перевод В.В. Зеленского. БСК. Санкт-Петербург. 1998.

  178. Юнг Карл Густав. О психологии восточных религий и философий. М. 1994.