birmaga.ru
добавить свой файл

1
УТРЕНЯ


Сразу после благословения священником народа начинается следующая часть всенощного бдения – утреня. Этой службой мы благодарим Бога за прожитую ночь и просим Его помощи в наступающий день.

Как и вечерня, утреня имеет свое символическое значение. Она изображает новозаветную эпоху, когда в мир пришел долгожданный Спаситель.

Предлагаю тебе, читатель, знакомиться с утреней в том же ключе, что и с вечерней, т.е. начать с краткой схемы этой службы.

Краткая схема утрени в составе всенощного бдения

Шестопсалмие
Великая ектения: Миром Господу помолимся…
Хор: Бог Господь и явися нам…
тропарь
Кафизмы
Малая ектения: Паки и паки…
Хор: Хвалите имя Господне… (полиелей)
Величание (если есть)
На воскресной всенощной:
хор: Ангельский собор удивися…
Каждение всего храма
Малая ектения
Антифоны
Чтение Евангелия
На воскресной всенощной:
хор: Воскресение Христово видевше…
50-й псалом

Стихира (воскресная или праздника)
Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя…
Канон (после 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения)
После 8-й песни:
диакон: Богородицу и Матерь Света в
песнех возвеличим
каждение всего храма
Стихиры на хвалитех
Великое славословие
Тропарь
Сугубая ектения: Помилуй нас, Боже…
Просительная ектения: Исполним утреннюю
молитву…
Отпуст
Чтение 1-го часа

Начинается утреня с песни, воспетой ангелами в ночь Рождения Господа Иисуса Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (см. Евангелие от Луки, глава 2, стихи 9-14).

Шесто-псалмие

После пения этого радостного славословия, возвещающего о пришествии в мир Спасителя, совершается чтение шестопсалмия. В храме выключается свет, гасятся свечи и в тишине и полумраке чтец читает шесть избранных псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142). Шестопсалмие – это не столько молитва, сколько излияние чувств человека перед Богом. В словах читаемых псалмов мы слышим и плач души, томящейся под тяжестью грехов и изнемогающей от жизненных бед и скорбей, и радость от осознания близости Бога, и надежду на Его помощь. Чтение шестопсалмия – это удобное время заглянуть в свою душу и задуматься над своим внутренним состоянием.


Как и молитва на вечерне «Господи, воззвах», шестопсалмие изображает бедственное состояние ветхозаветного человека, который в своем безотрадном положении взывает к Богу, прося Его о помощи и избавлении от бед.

И вот, после шестопсалмия и мирной ектении мы слышим радостные слова, говорящие о том, что ожидание ветхозаветного человечества оправдалось и

«Бог Господь» и тропарь

долгожданный Спаситель пришел в мир. Хор вслед за диаконом поет: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне» (Бог - наш Господь (Господин) и Он явился нам, благословен Приходящий во имя Господне).

В богослужении есть такие моменты, которые дошли до нас из глубокой древности, но в наши дни утратили свою остроту и силу, мы уже не ощущаем всей их глубины и значимости. К ним относится и «Бог Господь». В первые века христианства, особенно во времена гонений, они имели особый смысл. Среди требований властей Римской империи было одно, которое древние христиане категорически отказывались исполнить, и это стало одной из причин их гонений. Требование это – признать римского императора «Господом». На языке того времени слово «Господь» (т.е. Господин) означало абсолютного хозяина и владыку, обожествленного господина. Но для христиан весь смысл их веры был в том, что пришел на землю и воцарился в мире единственный и настоящий Господь – Иисус Христос, и признавать Господом и Владыкой кого-либо еще было для них немыслимым. В свете этого становится понятным, какое важное значение и глубокий смысл имели в богослужении Древней Церкви эти слова: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!».

Вслед за «Бог Господь» хор поет тропарь праздника, в котором прославляется празднуемое событие или вспоминаемый святой.

Кафизмы

После пения тропаря начинается чтение кафизм. Как я говорил прежде, среди того, что христиане заимствовали из ветхозаветного богослужения, оказались псалмы. Собранные вместе, они составили отдельную книгу – Псалтирь. В Древней Церкви, прежде всего, в монашеской среде, вся Псалтирь вычитывалась в течение суток. В наше время ее положено вычитывать в течение недели (седмицы). Для большего удобства Псалтирь была разделена на 20 частей, называемых кафизмами. В древности, когда богослужение длилось всю ночь, во время чтения Псалтири разрешалось присесть для короткого отдыха. Отсюда и произошло название кафизм (в переводе с греческого «кафизма» означает «сидение»).


Далее в чтении и пении делается краткий перерыв – произносится малая ектения, а затем начинается самая торжественная часть всенощного бдения – полиелей.

Полиелей


«Полиелей» буквально означает «много милости» или «многое освещение». Мы прославляем Бога за Его милость, явленную нам в бесчисленных благодеяниях, а главное – в пришествии на землю Спасителя – Господа Иисуса Христа. Начинается полиелей торжественным пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия! … Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуия! …». В храме зажигается все освещение, открываются царские врата и все священнослужители выходят из алтаря к праздничной иконе. Настоятель (или старший священник) в предшествии диакона совершает полное каждение храма.

Интересно, что эта радостная и торжественная часть службы получила свое начало в монашеской среде, хотя богослужение древних монастырей отличалось своим печально-покаянным характером и отсутствием особой торжественности. Появление полиелея связано с именем знаменитого подвижника древности – преподобного Саввы Освященного (VI век). В основанном им близ Иерусалима монастыре монахи жили порознь, в отдельных келлиях-пещерах, и собирались вместе лишь в храме под воскресные дни и большие праздники. По случаю праздника и встречи друг с другом и было принято устраивать торжественное богослужение с возжиганием всех светильников. Так в составе всенощного бдения появился полиелей.

К слову сказать, с именем преподобного Саввы тесно связан наш церковный устав – Типикон. Он берет свое начало от устава, использовавшегося в обители св. Саввы и впоследствии названного Иерусалимским.

В праздничные дни сразу после хвалебных стихов духовенство поет величание – краткую песнь, восхваляющую, возвеличивающую празднуемое событие или вспоминаемого святого. На воскресном же бдении хор начинает петь: «Ангельский собор удивися…» - песнопение, прославляющее Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа.


После перерыва, сделанного малой ектенией, поются антифоны, представляющие собой переложение псалмов из 18 кафизмы. Они содержат в себе моление к Богу о помощи и очищении наших душ благодатью Святого Духа и настраивают нас на предстоящее слушание Евангелия. Их название говорит о способе их исполнения – попеременном пении то правым, то левым хором («антифон» буквально значит «противогласие», т.е. «попеременное пение»).

Чтение Евангелия

Чтению Евангелия предшествует прокимен (букв. – «предшествующий») – краткий стих из псалмов, раскрывающий сущность празднуемого события, который произносится диаконом и повторяется вслед за ним хором. После исполнения прокимна предстоятель благословляет молящихся и читает праздничное Евангелие – отрывок, посвященный вспоминаемому событию или святому (под воскресный день читается один из 11-ти отрывков, называемых «воскресными или утренними Евангелиями», в которых повествуется о явлении Господа своим ученикам по Воскресении).

В воскресенье после Евангелия поется песнопение: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…». Эта торжественная песнь в честь Воскресшего Господа призывает нас прославить Его, принести Ему благодарение за совершенное Им дело нашего спасения и воздать Ему должное поклонение.

Затем поется или читается 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…» . Этот покаянный псалом напоминает нам о нашем плачевном духовном состоянии и настраивает на то, чтобы и в атмосфере праздника и торжества мы не забывали обращаться к Богу с молитвой о Его благодатной помощи и прошении наших согрешений. После псалма хот поет торжественную стихиру, прославляющую празднуемое событие, а перед ней на «Слава, и ныне» - песнопения, которые обращают нашу молитву к главным виновникам праздника и к Пресвятой Богородице.

Диакон произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…», в которой призываются на молитвенную помощь Пресвятая Богородица, святой, память которого совершается, и вообще все святые.

После этого духовенство возвращается в алтарь, а молящиеся прикладываются к иконе праздника, воздавая поклонение тому, кто на иконе изображен (в воскресенье место иконы занимает Евангелие, изображающее Воскресение Господа Иисуса Христа и события с ним связанные). Священник помазывает молящихся освященным елеем, призывая на них Божие благословение.

В это время начинается следующая часть утрени, называемая каноном.