birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Михаил Иванович Глинка. Первая русская опера»


(5 класс)

Цель урока:



познакомить детей с творчеством первого великого русского

композитора;

показать, что творчество Глинки глубоко национально, т.к. выросло на

почве русской народной песенности.

пробудить интерес детей к русской музыкальной классике;

развитие певческих навыков: кантиленного и выразительного пения.


Тип урока:

эвристическая беседа.


Форма урока:

урок-диалог.



Ход урока.

I. Развитие певческих навыков.

1. Распевание.

«С этажа и на этаж…». Пение звукоряда в восходящем и нисходящем движении по четыре звука на одно дыхание. Работа над кантиленой, дыханием и формированием гласных.

2. Повторение песенного материала.

Повторение полюбившихся русских народных песен по 1 куплету, песни «Не о том скорблю, подруженьки…». Обращаем внимание на выразительность исполнения.

II. Актуализация знаний с опорой на изученный материал.

Диалог с учащимися:

- Ребята, по вашему мнению, как могла появиться эта песня?

- Кто сочинил её?

- Сколько лет, по-вашему, этой песне?

Один из ожидаемых ответов: «русская народная песня»

- Почему вы решили, что это русская народная песня?

Дети должны увидеть особенности русской народной песни в исполненном произведении, если этого не произойдет, подвести их к этой мысли.

III. Изучение нового материала.

Перед учениками ставится проблема: с одной стороны, они определили песню как русскую народную, с другой – учитель сообщает им, что эта песня – композиторская.

И все же вы заблуждаетесь, думая, что эта песня народная. Её сочинил замечательный русский композитор, живший в 19 веке, 200 лет назад. Песня, которую вы сегодня так выразительно исполнили,– отрывок из оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича ГЛИНКИ – ПЕРВОГО ВЕЛИКОГО РУССКОГО КОМПОЗИТОРА.

Ребята, а вы знаете, как жили люди в России 200 лет назад? Какую музыку больше слушали? Давайте проникнемся атмосферой того времени.

Просмотр видеоматериала «Историческая справка»

+ комментарии к фильму и детей, и учителя.

Но вы не подумайте, что до М. И. Глинки в России вообще не было композиторов. Конечно, были, но вы видели, что в единственном императорском театре ставились оперы лишь итальянских композиторов, в домах многих знатных людей ценилась лишь итальянская музыка, к русской же относились пренебрежительно. Глинка же стал первым композитором в России, сочинившим оперу. Да ещё какую! Главный герой по сюжету – крестьянин. И это в то время, когда в России существовало крепостное право!

- Как вы думаете, ребята, мог ли этот спектакль быть поставлен в единственном императорском оперном театре?

Я с вами согласна, наверное, нет! Но это случилось несмотря ни на что! Для того чтобы понять, как это произошло, давайте посмотрим небольшой фильм.

Просмотр видеоматериала «Михаил Иванович Глинка. Первая русская опера».

- Под каким названием состоялась премьера оперы? Почему?

И наша песня – отрывок из оперы Глинки… (дети: «Иван Сусанин»). А номер называется «Романс Антониды». По сюжету спектакля, Антонида – дочь главного героя. Романс – это песня, передающая очень сильные переживания. Ребята, а вы хотите услышать, как этот романс звучит в исполнении оперной певицы?


Прослушивание записи «Романса Антониды»
IV. Обобщение знаний, выводы (проводятся в форме рефлексии).

Игра «Я запомнил, что…». Дети по очереди продолжают фразу:

«Я запомнил, что…», если кто-то ничего не запомнил, говорит: «Пропускаю». Важное условие: повторяться нельзя. За каждую правильно прозвучавшую мысль учитель даёт поощрение в виде цветной картинки. 3 картинки – одна пятерка.

Ребята, почему Глинка говорил: «Музыка должна быть национальна…»?

Интонации каких мелодий мы услышали в музыке Глинки?
Подведение итогов, выставление оценок.