birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок с использованием ИКТ" во 2-м классе


по теме "Симметрия"
учитель информатики: А.Л.Распутина

Вид: комбинированный.

Тип
: изучения нового материала.

Цель: создание условия для формирования первичного представления о симметрии и её использовании.

Задачи
:


  • обучающая
    – формировать представление о понятии симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры, научить находить ось симметрии некоторых фигур;

  • развивающая – развитие познавательного интереса, развитие конструкторского, пространственного и алгоритмического мышления;

  • воспитательная - воспитывать положительное отношение к учебе, бережное отношение к технике.


Предварительная подготовка:


    1. Подготовить на урок вырезанные из тонкой цветной бумаги различные фигуры, имеющие или не имеющие оси симметрии: всевозможные геометрические фигуры и любые другие (например, ромашка, лист, лезвие, божья коровка, домик, ёлка, бабочка и др.).

    2. Подготовить презентацию с заданиями по теме.


План урока:


Этапы урока

Содержание


1. Ориентационно – мотивационный этап


Приветствие обучающихся, объявление темы и постановка цели урока.

Использование опорного конспекта и презентации

2. Операционно-исследовательский этап


Работа в печатных тетрадях, выполнение заданий

Использование опорного конспекта и презентации

3. Рефлексивно – оценочный этап


Практическая работа на ПК, задание: «Дорисуй платок»


Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном тетрадном листочке в клеточку.



Ход урока:


  1. Ориентационно – мотивационный этап


Учитель: Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего урока: «Симметрия».
Цель нашего урока – выяснить, что такое симметрия, где в жизни мы с ней встречаемся?

Для достижения цели нашего урока мы воспользуемся рисунками, которые лежат на ваших столах в конвертиках, такие же рисунки мы рассмотрим на экране (Приложение 1)

– Посмотрите на геометрические фигуры, назовите их.

– Возьмите первую фигуру и согните её пополам. Точно так же согните все фигуры.

– А теперь разверните рисунки, у вас получились две одинаковые фигуры, которые разделяет линия сгиба.

– Линия сгиба, называется осью симметрии.
Игра «Зеркало»
Учитель предлагает ученикам встать и стать его зеркалом, т.е. повторять все его движения в зеркальном отражении. Учитель поднимает руку – ученики тоже, отставляет ногу в сторону – ученики тоже. Однако нужно напомнить ученикам, что они – зеркало, т.е. они должны отражать все движения учителя. Возможно, дети поднимут вместе с правой рукой учителя свою правую руку (как на физкультуре), но, отражаясь в зеркале, правая рука становится левой. А если приблизиться к зеркалу вплотную, то можно слиться со своим отражением. Для демонстрации этого можно поставить перед собой какого-либо ученика, а затем медленно поднимать вверх свою правую руку, держа его левую. После этого провести еще ряд упражнений.

Теперь мы знаем, что в зеркале все становится наоборот: правая рука станет левой, левая нога – правой.

2. Операционно-исследовательский этап


2.1. Объяснение нового материала.
Учитель: Посмотрите теперь все на экран.

– Это предметы окружающей нас среды, назовите, что вы видите? (Слайд 2)

(Дети называют предметы)

– А теперь внимательно посмотрите на бабочку, крылья у бабочки одинаковые,

т.е. симметричные, назовите ещё симметричные предметы. (Слайды 2, 3)

– Из конверта возьмите рисунок 1 (Слайд 4) и раскрасьте симметричные предметы.
Учитель: Теперь давайте выполним задание 44 из тетради (Слайд 5).

Представим себе, что на линию АБ поставили зеркало. Что мы увидим в этом зеркале? (Отражение этих предметов.) А как изменятся в этом зеркале предметы? (Будет все наоборот: то, что было правым – станет левым и наоборот.) Говорят, что эти отражения симметричны самим предметам.

После этого дети находят пары симметричных фигур: кораблики и варежки. А домики и уточки не будут симметричны.

Это можно проверить, если сложить лист по линии АБ. В этом случае предметы должны совпасть. Такие предметы называются симметричными относительно оси АБ.
2.2. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: А теперь мы будем учиться строить фигуры, которые симметричны данным относительно заданной оси. (Слайд 6)

а) Далее, учитель объясняет детям, как получить точку, симметричную данной относительно заданной оси: нужно отступить от оси направо на столько же клеточек, на сколько отстоит исходная точка.

Аналогично нужно получить концы отрезка, или вершины треугольника, или точки, ограничивающие и определяющие флажок. Затем полученные точки нужно соединить по линейке и образовать искомые фигуры. И, чтобы убедиться в их симметричности относительно данным фигурам, – сложить лист по прямой АБ.
Учитель: Эта прямая называется вертикальной осью симметрии, а теперь попробуем нарисовать фигуры, симметричные относительно горизонтальной оси.

– Показывая разные фигуры и предметы (квадрат, треугольник, домик, солнышко и т.д.) учитель спрашивает ребят наличие или отсутствие осей симметрии.

К доске вызываются три ученика, с каждого ряда по одному ученику, и работают у доски с рисунками (дерево, груша и стрекоза), т.е. проводят оси симметрии у предметов, остальные ребята на местах выполняют задание (рисунок 2) из конверта.
Задание 47 выполняется в тетради самостоятельно (Слайд 7).
2.3. Физкультминутка.

Учитель просит построиться детей в две шеренги и выполнять те упражнения, которые он попросит. Например:


  • Руки ставим все в разлет,

  • Получаем вертолет,

  • У винта кручение,

  • Получаем поворот (влево, вправо).

Учитель следит за правильностью выполнения упражнений.
2.4. Усвоение новых знаний и способов действий.
– Ну вот мы уже хорошо научились рисовать, поэтому возьмите из конверта заготовки рисунка «львёнка», дорисуйте по клеткам и раскрасьте его так, чтобы он был симметричным не только по форме, но и по цвету.
Загадки, задачи-шутки
1) Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)

К. Чуковский
2) Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик. (Ножницы.)
А есть ось симметрии? (Да. В случае непонимания – показать ножницы, но симметричные, или изобразить на доске.)
3) Между двух светил я в середине один. (Нос.)
А есть ли ось симметрии? (Да.)
4) Какие буквы имеют оси симметрии? (Слайд 11)
(А, В, Д, Е, Ж, 3, К, Л, М, Н, О, П, С, Т, Ф, X, Ш, Э, при этом имеется в виду их симметричное написание. Выписать их на доске.)
Какие из них имеют несколько осей симметрии? (Ж – 2 оси, Н –2 оси, О – много, X– 2 оси.)
3. Рефлексивно – оценочный этап.
3.1. Первичная проверка понимания.

Ребятам предлагается сесть за компьютеры и выполнить практическую работу на ПК.


Программа дорисуй платок относительно оси.

Цель: тренировка мышления по аналогии, развитие умения отображать предметы относительно осей.
3.2. Домашнее задание.

Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном тетрадном листочке в клеточку.
3.3. Подведение итогов.

Учитель задает вопрос ученикам, что нового они узнали на уроке.

Объявляет оценки за урок и выставляет их в дневник.