birmaga.ru
добавить свой файл

1
Преподаватель: Федорова В. А.

Урок развития речи

5 класс
Словари и энциклопедии
Цели и задачи урока:


  1. знакомство с разными видами словарей;

  2. умение работать со словарями и справочной литературой;

  3. развитие творческих способностей.


План урока.

  1. Приветствие.

  2. Вступление.

  3. Знакомство со словарями. Рассказ о первом словаре в истории человечества.

  4. Орфоэпическая работа (каталог)

  5. Сообщение № 1.

  6. Сообщение № 2 (о Дале).

  7. Выступление библиотекаря о современных словарях.

  8. Работа со словарями (энциклопедия)

  9. Сообщение № 3.

  10. Блиц - опрос.

  11. Работа в творческих группах по карточкам.

  12. Словотворчество.

  13. Подведение итогов в форме награждения.

  14. Домашнее задание.



Порядок работы на уроке. Вопросы и задания. Система жетонов.

  1. Вступление: Учитель открывает Волшебную шкатулку:

Как вы думаете, что лежит в шкатулке? Ключ. А каком ключе идет речь? (Ключ, которым открывают дверь. Ключ – источник. Ключ гаечный. Музыкальный ключ) А что вы сейчас делали? (Давали толкование слова) К какому источнику мы должны обратиться, чтобы определить значение слова? (К словарю)



  1. Беседа:

Словарей великое множество: от привычных толковых до самых необычных. В каких случаях вы обращаетесь к словарям? В орфографическом мы можем правописание слова, по словообразовательному – из каких морфем состоит, по толковому – значение слова, по этимологического – его происхождение.

А самым древним считается словарь слов Александрицской библиотеки (в Александрии Египетской), в котором были перечислены и разъяснены некоторые слова древнейших рукописей. К сожалению, Александрийская библиотека погибла в 47 г. н. э и остался только список книг, которые в нее входили. А в переводе слово список означает КАТАЛОГ.


    1. А из какого языка пришло это слово и каково его лексическое значение расскажет… ( работа со «Словарем иностранных слов»)

    2. Запишите это слово в свои тетради, запомните его правописание.

    3. Поставьте в слове ударение. К какому словарю необходимо обратиться, чтобы узнать, как произносится слово? (К орфоэпическому) Как образовалось это слово? (Орфо – «правильный», эпос – «слово»)



  1. Сообщение о Словаре опечаток. Сообщение № 1.

Одним из старинных словарей , дошедших до нашего времени, был словарь… Опечаток.


Опечатки – это исправления, которые вносятся при издании книг на ее последних страницах. В издании произведений великого итальянского философа Джованни Пико делла Мирандолы 1507 г. список опечаток занял 15 страниц!

Кардинал Беллармино был настолько обеспокоен неряшливостью набора церковных книг, что распорядился издать «Словарь опечаток церковных текстов» с подробным объяснением слов, который занял … 88 страницы!


  1. А с какими словарями мы с вами уже работали на уроках? Давайте запишем их названия и укажем авторов.

  2. Сообщение О В. И. Дале. Сообщение № 2.

«3 марта 1819 года... мы выпущены в мичмана, и я по желанию написан в Чер­ное море в Николаев. На этой первой по­ездке моей по Руси я положил бессозна­тельное основание к моему словарю, запи­сывая каждое слово, которое дотоле не слы­шал». Так Владимир Иванович Даль начал работу над трудом всей своей жизни — «Толковым словарем живого великорусско­го языка». Труд целой жизни — это не преувеличение: последние четыре новых слова Даль внес во 2-е издание словаря за неделю до смерти.

Даль составил толковый словарь, то есть словарь, объясняющий значение слов. В сло­варе около 200 тысяч слов, за эту работу он был удостоен Ломоносовской премии и стал почетным членом Академии наук.

    1. Есть и необычные словари и энциклопедии, которые входят в нашу жизнь. В мультимедийной энциклопедии Кирилла и Мефодия есть статья о В. И. Дале. Работа с компьютером.


    2. Работа со словом ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

Учитель: Я употребила слов «энциклопедия».


  1. Запишите слово самостоятельно и проверьте написание по словарю. К какому словарю вы обратитесь? (к орфографическому)

  2. Что объединяет словари и энциклопедии? (Это справочная литература)

  3. В чем различие словаря и энциклопедии? Давайте воспользуемся словарями и дадим толкование, узнаем об их образовании.

Работа со словарями:

  1. По словообразовательному словарю определить морфемный состав слова СЛОВАРЬ;

  2. По словарю иностранных слов из какого языка пришло слово энциклопедия и что обозначает.

  3. По толковому определить лексическое значение слова.


Словарь – собрание слов с толкованием, пояснением или переводом

Энциклопедия – словарь с обстоятельными статьями из разных областей науки.


    1. Сообщение № 3 (о первой энциклопедии).


Впервые книга с таким названием вы­шла в 1751 году во Франции. 35 больших томов составили коллектив­ный труд французских ученых, озаглавлен­ный «Энциклопедия, или Толковый сло­варь наук, искусств и ремесел». Создава­лась «Энциклопедия» по инициативе фран­цузского писателя и философа Дени Дидро. Именно им написано значительное число важных статей. Современники говорили, что он сам «энциклопедия в действии и в разговоре». В составлении «Энциклопедии» участвовали многие передовые ученые того времени.

«Великая энциклопедия» издавалась с большими трудностями, потому что многие ее авторы выступали против короля. Неко­торые тома печатались и доставлялись читателям тайно. Авторов даже заключали в Бастилию — страшную парижскую тюрьму. И все же выпуск «Энциклопедии» был успешно завершен. К 1772 году вышло 17 томов «Энциклопедии» и 11 томов иллюст­раций, а последние тома вышли к 1780 году. Их и сейчас, спустя двести с лишним лет, можно встретить на полках больших библи­отек. К ним обращаются ученые, интересу­ющиеся историей и культурой Франции XVIII века.


    1. Блиц – опрос.

А прежде чем перейти к научной работе, проверим, хорошо ли вы усвоили урок.


  1. Назовите имена самых знаменитых авторов толковых словарей. ( Даль, Ушаков, Ожегов, Шведова) / по 1 баллу за каждый правильный ответ/

  2. Могли ли современники А. С. Пушкина обращаться к словарю Ожегова и Шведовой? (Нет, это современное издание словаря) /1 балл/

  3. К какому словарю мы обращаемся, чтобы узнать, как пишется слово? ( К орфографическому) /1 балл/

  4. В словарях громадное количество слов. Как отыскать нужное слово? (Слова выстраиваются по алфавиту) /1 балл/

  5. Решите задачу. Допустим, вы ищете слово ГОРИЗОНТ. Открываете словарь и видите слово ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ. В какую сторону вы будете листать словарь – к началу или к концу. ( к началу) /1 балл/

  6. Какая наука изучает происхождение слов и как называется словарь, в котором фиксируется происхождение слова? (Этимология и этимологический) /2 балла/

  7. Вам необходимо обозначить морфемы в словах РОДИНА, ПРИРОДА, ИСКУССТВО. К какому словарю вы обратитесь? (к словообразовательному) /1 балл/

  8. Может ли словарь быть толково – грамматическим? (да)/ 1 балл/



Возок несется чрез ухабы,

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

(А. С. Пушкин)

Вам необходимо узнать значение слова УХАБЫ. К какому словарю вы обратитесь: словарю иностранных слов или этимологическому? (этимологическому)./1 балл/

  1. Правда ли, что словарь «Крылатых слов и выражений» назван в честь И. А. Крылова и состоит из афоризмов его басен? (нет). /1 балл/




    1. Задания.



  1. По словарной статье определите, из какого словаря слова. Пакет № 1.
  2. Как располагаются слова в словарях? (по алфавиту) Расположите слова на карточках по порядку. * Одна из групп работает у доски. Пакет № 2.


  3. Работа со словарными статьями. (Учащиеся получают пакеты со словарными статьями). Пакет № 3.

    1. Что за карточки перед вами? (Словарные статьи)

    2. Что входит в словарную статью? (Слово, его толкование, особенности грамматики, речение)

    3. Откуда они? (из словаря)

    4. Внимательно прочитайте все словарные статьи и определите особенность.(Все объединены одной лексической группой)

    5. Соберите карточки в мини – словарь и дайте ему оригинальное название.

    6. Дополните своим словом.




  1. Что нужно знать, чтобы стать автором словаря? Удивительно, что в нашем языке нет названия для человека, собирающего слова. Мы займемся словотворчеством. Что такое СЛОВОТВОРЧЕСТВО? (придумывание слов). Придумайте необычное слово, которое обозначало человека, составителя словаря.




  1. Филворд.*





Т



Э


Н


Ц


И


К


Л


О


О



Л


С


Я


З


Ы


К


П

Д




К


Л


О


В


А


Л


Е


С



О


В


А


Н


Р


Ь


Д


Л



О


В


О


И


А


Л


И


К



А


Т


А


Е


А


Ф


Я


И



Н


Ь


Л


О


Г


А


В


Л


Г



В


И


С


Т


Т


И




    1. Подведение итогов.

Почему в волшебной шкатулке лежал именно ключ? (Ключ – символизирует путь к знаниям, которые открывают словари и энциклопедии)

Награждение Почетными грамотами Хранителей мудрости имени В. И. Даля за работы, представленные на конкурс словарей .

12. Домашнее задание: Теперь вы Хранители мудрости и можете оставить после себя «золотые слова» - это ваши собственные высказывания о пользе словарей и энциклопедий.