birmaga.ru
добавить свой файл

1
Обобщающий урок по теме «Литосфера».


(6 класс. Начальный курс географии.).
Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Литосфера».

Тип урока*: урок - игра ( в стихах) ( *по С.Г.Манвелову)

Оргмомент.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Ученики. Да!

Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Быстренько начнем урок.

Число запишем мы. А тема

Зовется наша: «Литосфера».

/ открываем тетради и записываем тему урока/
Цели урока: Есть на все в Программе мера.

Наша тема «Литосфера»

Завершилась, как ни жаль.

И теперь зовет нас вдаль

Гидросфера – оболочка.

Только рано ставить точку.

Знанья о земной коре

Пригодятся детворе.

/Уч – ся вместе с учителем формулируют цели урока:


  • проверка степени усвоения учащимися пройденной темы,

  • сформированность умений работать с различными источниками географических знаний,

  • развитие мыслительной деятельности учащихся,

  • воспитание творческой активности ученика./.


Оснащение урока: физическая карта полушарий; картины и открытки гор и равнин, вулканов, гейзеров; коллекции горных пород и минералов, электронный учебник, компьютер, проектор.
Ход урока.

/при подготовке и проведении урока я беру себе в помошь ученицу(ка) старших классов, чаще всего из клуба «Калачинские юные геологи», которым руковожу или же посещающих педагогический класс Межшкольного учебного комбината.. Ей (ему) дана роль коробейника./.

Коробейник. Раз игра, то есть затейник.

Я сегодня – коробейник.

У меня товар по теме.


На покупку будет время.

/В лотке у коробейника лежат вопросы по теме. Они наклеены на карточки с изображением минералов.
Здесь же лежат жетоны ( сделанные на компьютере изображения глобусов).
Учитель объясняет критерии оценки знаний за урок:

5 и более глобусов – «5»; 3 – 4 глобуса – «4»; 1 – 2 глобуса – «3».

1. Коробейник. Все готовы отвечать?

Ну, с чего же нам начать?

Объясните для примера

Что такое литосфера?

(ответ).

Чем же сложена она?

Всем коллекция дана.

(ответ).

.

Учитель. А еще нам интересно:

Все ль в природе вам известно?

Отличишь ли ты в природе

Минералы от породы?

(ответ с приведением примеров и показом образцов)

2. Работа с коллекцией образцов породы, где есть отпечатки листочков, рыб и т.д.

Отпечатаны листочки

На породах древних лет.

У кого родились строчки

Описать их, дай ответ.

(ответ)

3. Учитель показывает на физическую карту полушарий, говорит:

Неровна поверхность нашей планеты

Здесь - материк, а здесь море , дети.

А формы рельефа в основе одни.

Какие виды имеют они?

(ответ)

4. Вывешиваются картины с изображением гор и равнин.

Посмотрите на картины:

Горы это или равнины?

А какие суперсилы

Их в движенье приводили?

(ответ в форме краткого рассказа)

5. Работа по карточкам.

1). На карточках названия гор.

С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры.

Трудно, дети, или просто

Вам расставить их по росту?

(ответ)
2). На карточках названия равнин.

А теперь, друзья, сравните

По высотам вид равнин.

А какой они раскраски?


Покажите, вот указка.

(ответ)

6. На доске появляется картина «Вулкан».

И теряюсь я в догадке

Что за горы на Камчатке?

Посмотрите: здесь на фото

Фейерверк устроил кто – то.

Мне об этом вот явленье,

Может верное решенье

Вы подскажете, ребята?

(ответ)

А бывают ли вулканы

Не в горах, а в океане?

(ответ)

7. А какой рельеф там дна?

Вам минуточка дана.

Кто на дне бывал не раз,

Дайте образный рассказ

Выйти к доске, нарисовать схему строения океанического дна и дать связанный рассказ о рельефе.

8. Коробейник.

А теперь - словарь по теме.

Чтоб сберечь урока время,

Я читаю вам куплеты,

Вы скажите мне ответы.

1).По пустыне ветер гонит

Горы желтого песка.

Как зовутся эти горы?

Вы подумайте слегка.(барханы)

3).Взлетает пыль и кучи пепла.

В Земле бушует бог огня.

Какие горы Этна, Гекла?

Еще вопрос вам от меня.

(вулканы)


2).От дождей, текучих вод

Он растет из года в год.

Он полей равнинных враг.

А зовут его ( овраг).

4). Бьет источником фонтан.

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живет вулкан.

Фонтан вам тот известен.

(гейзер)

5).Порода горного царства.

Из шпата, слюды и кварца.(гранит)
9. На доске, а лучше на плакате даны географические понятия по строчкам.

Я слова читаю вам.

Вы прислушайтесь к словам.

Может, лишние попали?

Докажите, как узнали?

  • Ядро, мантия, болото, земная кора, география.


  • Дюны, пик, песок, барханы, волны.

  • Подошва, склон, вершина, отмель.

  • Перевал, гребень, низменность, хребет.

  • Равнина, сейсмические волны, эпицентр, землетрясение

  • Низменность, возвышенность, плоскогорье, желоб.

10. Контроль знаний. Проверочный тест.

/ Тест беру с электронного учебника. С помощью проектора показ вопросов идет на доску, ребята ответы фиксируют в тетрадях./
Итог урока. Выставление оценок.
Рефлексия. Понравился ли урок?

Какой материал не доставил вам трудностей?

Что вызывало трудности и сомнения?

Над чем вам нужно поработать?

Какой помощи ждете от учителя.

Технологическая карта урока

По теме «Обобщающий урок по теме «Литосфера»*

Цель урока: проверка степени усвоения учащимися пройденной темы, уровня сформированности умений работы с различными источниками географических знаний.

Этапы занятия

Цель этапа

Время этапа

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

ученика

Средства обучения

Формы деятельности учащихся

Методы обучения

Измерители

Организационный

Организовать учащихся на деятельность




Нацеливание учащихся на работу

Получение информации о ходе урока.

Карта полушарий, компьютер.


интерактивная доска


Фронтальная.

Беседа




Подготовительный

Подготовка учащихся к работе




Информация о работе на уроке, оценке ответов.

Прослушивание информации.




Фронтальная.

Монолог




Смысловой

Уметь представить и логически изложить материал, показать умения и навыки, полученные при изучении темы.




Помощник коробейнику.

Ответы на вопросы коробейника, выполнение заданий..

Дополнительная литература, статистические материалы, таблицы, схемы,

компьютерные диски, индивидуальные карточки с заданиями.

Фронтальная.

Самостоятельная работа.


Вопросы и задания

Контроль знаний

(тест).

Дополнительный контроль знаний, формирование умения написания тестов.




Организует проведение теста.

Ответы на вопросы теста.

Тетради, ручки.

Групповая,

2 варианта

Самостоятельная работа.


Вопросы.

Итоговый

Уметь оценить полноту и правильность выполнения задания согласно разработанных критериев





Рефлексия занятия

Оценивание своей работы и одноклассников.

Жетоны коробейника и тетради с тестом.

Фронтальная.

Беседа

Жетоны коробейника и тетради с тестом

* распределение времени зависит от уровня класса.