birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3

Схвитаридзе Манана Бегиевна



Урок МХК для учащихся 9 класса по теме «Сюрреализм в творчестве Сальвадора Дали»



Урок комплексного применения знаний

ЕС – способ изучения художественного стиля

  1. История

  2. Содержание


  3. Черты


  4. Впечатление


Оргмомент

Подготовительный этап

Учитель: Все первое полугодие мы изучали художественные стили XIX – начала XX века. Предлагаю вам вспомнить эти стили, заполнив таблицу. Перед вами 2 графы, которые уже заполнены, а одну, первую, надо заполнить вам. Как вы догадались, мы восполним хронологию развития стилей. Подходите по очереди к первой парте, берите карточки с названием стиля и ставьте в таблицу. Я произвольно буду называть очередность.

Ученики по очереди достают название стиля, который им надо поместить в таблицу.





Название

Дата возникновения

Основоположник

1.




Первая треть XIX века

Гете

2.




Середина XIX века

О.Бальзак

3.




60-е – 80-е гг. XIX века

Э.Мане

4.




Конец XIX века

Сезанн, Ван Гог, Гоген, А.Руссо, П. Синьяк


5.




Рубеж веков

Ш. Бодлер

6.




Рубеж веков

«Ар Нуво»

7.




1905

А. Матисс

8.




1907

П.Пикассо

9.




1910

В.Кандинский

К.Малевич

Учитель: Есть ли у кого-то замечания?

Ученики могут исправить неточности на доске, если аргументируют свое мнение.

Все стили, кроме двух, возникли во Франции. Какой возник в Германии, а какой в России?

Учитель спрашивает тех, кто не успел назвать стиль или допустил ошибку, выполняя предыдущее задание.




Название

Дата возникновения

Основоположник

Страна

1.

Романтизм

Первая треть XIX века

Гете

Германия

2.

Реализм


Середина XIX века

О.Бальзак

Франция

3.

Импрессионизм

60-е – 80-е гг. XIX века

Э.Мане

Франция

4.

Постимпрессионизм:

- сезаннизм;

- примитивизм

Конец XIX века

Сезанн, Ван Гог, Гоген, А.Руссо, П. Синьяк

Франция

5.

Символизм

Рубеж веков

Ш. Бодлер

Франция

6.

Модерн

Рубеж веков

«Ар Нуво»

Франция

7.

Фовизм

1905

А. Матисс

Франция

8.

Кубизм

1907

П.Пикассо

Франция

9.

Авангард:

- абстракционизм;

- супрематизм

1910


В.Кандинский

К.Малевич

Россия

Учитель: Вспомним логику развития искусства. Сначала человек изображал окружающий его мир, затем – свое впечатление от этого мира, и наконец, - идею, не связанную с материальным миром, но отражающую духовное в искусстве. Как можно отразить это в нашей таблице?


Ученики заполняют следующую графу «Объект изображения/Идея», аргументируя свои предположения.





Название

Дата возникновения

Страна

Основоположник

Объект изображения/ Идея

1.

Романтизм

Первая треть XIX века

Германия

И.Гете

Мир

2.

Реализм

Середина XIX века

Франция

О.Бальзак

3.

Импрессионизм

60-е – 80-е гг. XIX века

Франция

Э.Мане

Впечатление о мире

4.

Постимпрессионизм:

- сезаннизм;

- примитивизм;

- пуантилизм

Конец XIX века


Франция

В.Ван Гог, П.Гоген, П.Сезанн,

А.Руссо,

П. Синьяк

5.

Символизм

Рубеж веков

Франция

Ш. Бодлер

6.

Модерн

Рубеж веков

Франция

«ArtNouveau»

7.

Фовизм

1905

Франция

А. Матисс

8.

Кубизм

1907

Франция

П.Пикассо

9.

Авангард:

-абстракционизм;

- супрематизм

1910

Россия

В.Кандинский

К.Малевич


Идея


Теперь перед нами полная картина. И что? Вас ничто не смущает? Посмотрите на последнюю дату… Прошло столетие… Ничто не изменилось? Все, что можно было открыть в искусстве, уже открыто?

Ученики высказывают свои предположения

Целеполагание и мотивация

Учитель: А вам хотелось бы узнать, в каком направлении развивается современное искусство, кто стоит у истоков этого процесса и какие критерии оценки существуют в этом новейшем искусстве? Именно этим я предлагаю вам сегодня заняться. Мы выполним ряд искусствоведческих экспериментов, за каждый из которых вы можете получить баллы. Не забудьте, что качественно выполненный конспект урока – это дополнительный 1 балл. Итоговое количество баллов – ваша сегодняшняя оценка. Готовы? Кстати, за первое задание по 1 баллу получают ученики, успешно справившиеся с заданием.

Учитель называет учеников, которые верно ответили на вопросы.

(10 минут)

Этап применения

Учитель: Прежде, чем говорить о новом стиле, давайте вспомним основные моменты, необходимые для качественного изучения художественного стиля. Думаю, материал на доске поможет вам сформулировать способ анализа художественного стиля.

Ученики должны назвать все этапы анализа. Обратить внимание на пункт 3 «Черты» - это привычная для нас форма работы со стилем, выделить пункт 4 «Впечатление», без которого невозможно изучение предмета МХК. Вывесить способ на доску и раздать ребятам в списке.

Именно по этому плану мы и будем сегодня работать. В нашей таблице отсутствует пункт 3 «Черты». Чтобы восполнить этот пробел, возьмем некоторые стили, о которых мы уже многое знаем: реализм, импрессионизм, фовизм и кубизм. Они отражают логику развития искусства и помогут нам проследить изменения. Вы работаете в 4-х группах. Не забудьте правила работы в группе: учитывайте мнение каждого, будьте дружелюбны и снисходительны друг к другу. Вам даны 4 репродукции, выберите из них те, что написаны в предложенном вам стиле. Неплохо будет обосновать свой ответ на основе ведущей черты стиля, на это вам дается не более 1 минуты. На подготовку тоже минута – поторопитесь.


Группы выполняют задание, на представление работы группы по 1-й минуте. В результате на доске появляются 4 ряда по 2 картины в изученных стилях, а оставшиеся картины вывешиваются отдельно. (8 минут+ 10=18)

Учитель: Участники групп, успешно справившихся с заданием, получают по 1 баллу. Ваша работа может быть представлена в следующем виде. Подобная таблица будет всем нам весьма полезна, поэтому я подготовила для каждого из вас ее вариант. Вклейте, пожалуйста, его в свою тетрадь, но оставьте после немного места, чтобы при необходимости дополнить таблицу новыми стилями.

Учитель раздает таблицу ученикам.





Название

Дата возникновения

Страна

Осново-положник

Объект изображе-ния/ Идея

Творческая манера/ Техника

1.

Романтизм

Первая треть XIX века

Германия

И.Гете

Мир

Реалистическая

2.

Реализм

Середина XIX века

Франция

О.Бальзак


3.

Импрессионизм

60-е – 80-е гг. XIX века

Франция

Э.Мане

Впечатление о мире

Эксперименты с цветом, перспективой, формой, плоскостью, упрощение, иносказательность

4.

Постимпрессионизм

- сезаннизм;

- примитивизм;

- пуантилизм

Конец XIX века

Франция

В.Ван Гог, П.Гоген, П.Сезанн, А.Руссо,

П. Синьяк

5.

Символизм

Рубеж веков

Франция

Ш. Бодлер

6.

Модерн

Рубеж веков

Франция

«ArtNouveau»

7.

Фовизм

1905


Франция

А. Матисс

8.

Кубизм

1907

Франция

П.Пикассо

9.

Авангард:

-абстракционизм;

- супрематизм

1910

Россия

В.Кандинский

К.Малевич

Идея

Цвет, форма, плоскость, отказ от изображения образов реального мира


Теперь посмотрим на те репродукции, которые вы отвесили. Можно ли найти что-то общее между ними? В технике? Манере? Тематике?

Ученики должны выйти на реалистическую манеру и нереальную тематику.

Далее ученики заполняют конспект, записывая в таблицу дату, место и основоположников стиля.



следующая страница >>