birmaga.ru
добавить свой файл

1
Учитель музыки и МХК Кичак Т.Н.


Урок музыки «Диалог ритма и метра» в 6 классе

«В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».

(Гёте)

Цель урока:


Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Задачи урока:


  1. Знакомство с понятием «метр» и «ритм» в музыке и жизни.

  1. Знакомство с различными фактурами на примере следующих
    музыкальных произведений:




  • И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»;

  • А.Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаяне»;

  • Л.Бетховен. Симфония № 5.

3. Дальнейшее развитие чувства ритма и полиритмии.

  1. Разучивание и ансамблевое исполнения ритмического
    аккомпанемента.

  2. Знакомство с различными приемами и методами работы с
    учебником по музыке и «Дневником музыкальных размышлений».

  3. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры
    учащихся.

Тип урока: Интегрированный.

Техническое оснащение:

  1. Видеозапись балета А. Хачатуряна «Гаяне».

  2. Аудиокассета с записью симфонии № 5 Л. Бетховена.

  3. Компьютерный слайд - альбом:




  • Портреты композиторов и нотные примеры;

  • Тест.

  1. Фортепиано, компьютер, аудио и видео техника.

  2. Фотографии памятников архитектуры, иллюстрации.

  3. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Музыка». 6 класс.

  4. Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Дневник музыкальных
    размышлений» б класс.

Ход урока

У:
«Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.


Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы слышим его и видим — в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова.

Вот почему иногда говорят, что ритм — изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Рассмотрите иллюстрации.

В чем вы находите проявление ритма, ритмичности?

Д: В чередовании колонн, окон, листьев, узоров на крыльях бабочки...

У: А это чередование равномерное?

Д: Нет. Иногда одинаковые элементы возникают чаще, иногда реже.

У: А можно также то чаще, то реже расположить музыкальные звуки? Получится ли тогда ритм звуков или музыкальный ритм?

Д: Я думаю, что это возможно.

У: Так что же такое ритм в жизни и в музыке? Попытайтесь дать свое определение.

Д: (Дают свои определения).

У: Итак, мы приходим к выводу, что порядок и симметрия — коренные свойства ритма, а в музыке - это чередование длинных и коротких звуков.

Что же произойдет с музыкой, если в ней исчезнет ритм?

Прослушайте знакомую вам с детства песенку, в которой вдруг исчез ритм. Попытайтесь узнать ее.

Учитель играет мелодию песни «Елочка» без ритма.

У: Какой характер у этой музыки?

Д: Плавный, спокойный.

(Как правило, немногим удается узнать песню).

У: Что же привносит ритм в музыку?

Д: Настроение, характер...

обозначен тактовыми чертами?

Д: Метр и ритм не совпадают.

У: Как вы думаете, какой характер будет у музыки, если ритм постоянно вступает в спор, борется с метром и размеренностью.


Д: Она будет взволнованной, энергичной, напористой...

У: Сейчас вы увидите уникальную запись первой постановки балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Сделана она во время Второй мировой войны, когда Мариинский — Петербуржский театр был эвакуирован в город Тверь. Здесь была осуществлена первая постановка знаменитого балета. Вы знаете, что тогда было черно -белое кино. Но до сих пор вызывает восхищение энтузиазм и мастерство актеров. Сравните характер музыки с вашими определениями.

Д: Подтверждают правоту своих высказываний.

У: Как вы думаете, почему в музыке, которая появляется сегодня, борьба метра и ритма так сильна? Почему музыка 15—16 веков более размеренна, спокойна? Найдите объяснение этому в жизни человека.

Д: Дают свои ответы.

У: Откройте учебник на странице 50.

Рассмотрите фрагмент нотной записи симфонии № 5 Л. Бетховена.

Найдите размер. Сколько долей должно быть в такте?

Д: В такте должно быть две доли.

У: То есть метр состоит из двух долей. Отображен ли в нотном фрагменте метр произведения или здесь записан только ритм?

Д: Нет. Я здесь вижу только отображение ритма.

У: Верно. Ритм совершенно победил метр, мерность, размеренность. Что же произошло в жизни человека, если ритм его жизни совершенно уничтожил ее размеренность, биологическую пульсацию?

В симфонии композитор всегда делится со слушателями своими чувствами, переживаниями. Именно об этом мотиве Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Ритм отображает характер этих жизненных обстоятельств, которые заставляют человека нарушить привычный образ жизни, бороться или покориться им.

Как вы думаете, какие мысли о себе поведал нам Л. Бетховен в своей симфонии №5? Что чувствовал композитор, когда писал такую музыку??

Д: Высказывают свои суждения.

У: Рассказывает эпизод биографии композитора. Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на странице с названием «Афиша». Выберите в нотных примерах те музыкальные произведения, у которых медленный темп и запишите в первое отделение фамилии их авторов и названия. Произведения, написанные в быстром темпе, запишите во второе отделение.


Д: Выполняют проверочную работу:

'+ узнают по нотным фрагментам прослушанную на уроке

музыку;

- вспоминают фамилии авторов.

У: Слушая различные музыкальные произведения, мы узнали, что ритм часто вступает в спор, в борьбу с метром, иногда совершенно побеждая его. А могут ли они существовать друг без друга?

Д: Конечно, нет.

У: Метр и ритм в музыке, как и в жизни человека, всегда существуют в единстве, несмотря на постоянную борьбу и различия.

Не случайно И.Гёте замечал, что «в ритме есть нечто волшебное; он заставляет верить, что возвышенное принадлежит нам».

Послушайте песню М.Дунаевского «Непогода». Каково взаимодействие ритма и метра в этой песне?

Д: Они не противоречат друг другу.

Разучивание фрагмента песни по времени.

У: Верно.

В музыке ритм редко выступает изолированно, вне связи с метром.

Метр, мерность, равномерность — однокоренные слова не случайны.

Они связаны с пульсом человека, размеренностью жизни, графиком работы, расписанием, равномерным чередованием чего-либо: равномерно чередуются день и ночь...

Д: Времена года, переменки и уроки, приход в школу и уход из нее...

У: Шаги человека... Иногда человек ходит, подчеркивая какой-либо шаг, выделяет его, особенно в танце.

Музыка всегда отражала жизнь, ее разнообразные явления, в том числе и ее размеренность, пульсацию, равномерность. Все эти явления отображались в музыке с помощью метра, который записывается в нотах цифрами 2\4,3\4,4\4.

Попытайтесь по метру определить танец, который сейчас прозвучит.

У: Играет аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

Д: Это вальс.

У: Это аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

В вальсе всегда один шаг длинный, а два последующих -короткие. Откройте учебник на странице 42. В нотном примере пульсация долей обозначена размером 3\4, который записан в начале произведения. Перед каждой сильной долей ставится тактовая черта.


Покажите пульсацию сильных и слабых долей хлопками. Следите по нотам и сделайте вовремя остановку в конце фрагмента.

Д: Хлопают, выделяя сильные доли.

У: А теперь добавим мелодию. Что она передает, метр или ритм?

Д: Ритм.

У: Покажите его хлопками.

Д: Хлопками показывают ритм.

У: Метр и ритм в вальсе И. Штрауса противоречат друг другу или звучат в единстве?

Д: Дополняют друг друга.

У: Исполните ритм и метр одновременно, разделившись на две группы.

Д: Исполняют ритмический аккомпанемент.

У: Отройте учебник на странице 49. Где отображается метр: в аккомпанементе или мелодии?

Д: В аккомпанементе.

У: Каков его характер?

Д: Радостный, равномерный.

У: Рассмотрите мелодию. Над нотами найдите обозначения ударений. Совпадают ли они с пульсацией метра, который