birmaga.ru
добавить свой файл

1

Урок математики в 5-м классе по теме "Проценты"

( по учебнику Н. Я. Виленкин и др.)

Цель и задачи:

Образовательные:


  • научить давать определение процента;

  • обозначать, читать и находить процент чисел и величин;

  • переводить процент в десятичную дробь и обратно.

Развивающие:

  • развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации, доска, карточки для устной работы, для теста, заготовки паровозиков для каждого и для групп, флажки(красный и синий).

Ход урока

1. Организационный момент(игровой настрой учащихся на работу)



Учитель:

Дети, вам тепло? (да)

В классе светло? (да)

Прозвенел уже звонок? (да)

Уже закончился урок? (нет)

Только начался урок? (да)

Хотите учиться? (да)

Значит можно садиться!

2. Устная работа

Учитель: Для того чтобы узнать сегодня тему нашего урока мы отправляемся с вами в путешествие на веселом паровозике из Ромашково. Он привез в своих вагончиках задания, которые помогут нам разгадать тему нашего урока.

-Выполните вычисления (Слайд2) и выпишите буквы под соответствующими ответами в таблицу:



Учитель: -Итак, тема нашего урока « ПРОЦЕНТЫ».(ребята записывают в тетрадь число и тему урока)

Учитель:– Цели, которые мы должны достигнуть(Слайд 3 )


-В путешествие с нами отправляются герои знаменитого детского писателя Эдуарда Успенского! (Слайд 4)



- У них проблема, чтобы успешно добраться всем вместе и достичь станции Успеха, нам нужно им помочь.- Поможем? Скажите, а друзья всегда должны друг другу помогать?

3. Изучение нового материала. (работа в парах, запись идет в тетрадь)

Учитель: - Узнайте, какую часть месяца составляют проделки старушки Шапокляк в феврале, марте и апреле? (Слайд 5,6) + ( воспитательный момент)




-Какую песенку она пела ? ( включить на слайде)

- Вы согласны с ней?

- Правда, что хорошими делами прославиться нельзя?

Слайд 7- ПУСТОЙ,ТК. ПИШЕМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ( определение процента)

-Так что же называется процентом?

Запись на доске и в тетрадях:

1 % = =0,01.
Учитель: - Скажите, а для чего нужны проценты, где вы с ними встречались? ( слайды 8 и 9 )



Факты из истории ( Слайд 10)


Учитель:

Слово «процент» происходит от латинских слов «pro centum», что буквально означает «со ста».

Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчеты и поэтому очень распространены.

Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше — вавилонские ростовщики уже умели находить проценты.

Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом «сеntо» (сто) и писали его сокращенно — сtо. В 1685 году в Париже была напечатана книга Матье де ла Порта «Руководство по коммерческой арифметике», где по ошибке наборщик вместо сtо набрал %.


После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.
Учитель:

- Выясним, как перевести десятичную дробь в % (Слайд 11) (проговорить правило нескольким учащимся). Учащимся на интерактивной доске необходимо с помощью стрелок соотнести дробь с процентами и наоборот.



- А процент в десятичную дробь? ( Слайд12)





Учитель: Зарядка для глаз (Звучит музыка)

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.Пoтянулись! Улыбнулись!
Слайд 13 ПУСТОЙ, Т.К. ПИШЕМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ (фронтальная беседа с записью на доске и в тетрадях):
0,1 = = 10%

0,25 = = 25%

0,5 = =50% Запомнить!!!

0,75 = =75%

1 = 100%

4. Закрепление. По учебнику выполняются № 1561, №1562

-Проверим , как у вас самостоятельно получится использование этих двух правил.


Учитель:- Ой, ребята, нашим друзьям снова требуется помощь! ( слайд 14)

Решаем задачки (устно)




6. Подведение итогов урока( тест и рефлексия)

Тест(запись в тетради, затем самопроверка) (Слайды 15 и 16 )





7. Рефлексия. (слайд17)

image54- Что нового узнали? Ребята, сравните по вкусу мандарин и лимон. У кого настроение на этом уроке соответствует вкусу лимона? А вкусу мандарина?

- Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.

- Поднимите руку, кто достиг желаемого.

- Поаплодируйте себе.



А теперь узнаем, сколько процентов учащихся у нас сегодня с настроением как лимон и мандарин? (используем калькулятор и функции кнопки %)



Проводиться самооценка( Слайд18)

Учитель:- Вот мы и завершили свое путешествие, а добрался ли каждый из вас до цели, судить вам!

Если останется время:

Дополнительно:

Кроссворд:

1. Результат умножения чисел

2. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром

3. Часть прямой, заключенной между двумя точками

4. Прибор, с помощью которого можно начертить окружность

5. Наименьшее натуральное число

6. Числа, которые используют при счете предметов

7. Единица массы

В завершении урока включается последний слайд с музыкой