birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок здоровья


Здоровая пища - залог долголетия
« Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»

( Изречение древних римлян)
Цель: формирование мотивации на здоровый образ жизни посредством правильного питания;

Задачи:

-
обобщение знаний о режиме и рационе питания и роли правильного питания в жизни человека;

- развитие практических навыков составления ежедневного меню.



I
. Актуализация знаний о роли правильного питания в жизни человека.

В дверь стучит почтальон.

Почтальон: Я принёс письмо от Карлсона.

Учитель: Давайте его прочитаем.

(Дети читают.)

Здравствуйте, друзья!

Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах «звёздочки», всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ждите меня в гости.

Учитель: Ребята, как вы думаете, если Карлсон продолжит и дальше так питаться, скоро ли он сможет поправиться? (ответы детей)

Учитель: Правильно, ребята. И поэтому, сегодня на уроке здоровья мы с вами поговорим о правильном питании и научимся составлять меню, чтобы не болеть и сохранить на долгие годы свое здоровье.

Ученик:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

II
Знакомство с правилами питания

Правильное питание - основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Продукты питания — источники веществ, из которых синтезируются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов. Обмен веществ, лежащий в основе жизнедеятельности человеческого организма, находится в прямой зависимости от характера питания.

Питание непосредственно обеспечивает все жизненно важные функции организма. Состав пищи, ее свойства и количество определяют рост и физическое развитие, трудоспособность, заболеваемость, нервно-психическое состояние, продолжительность жизни.

-Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

Когда есть и сколько?

Какой должна быть здоровая пища?

Как ее готовить?

Как нужно есть?


1.
Режим питания

- Как вы думаете, ребята, сколько раз в день нужно есть? (Ответы детей)

Рекомендуется принимать пищу не менее четырех раз в день. Для переваривания пищи требуется около трех часов, вот и нужно есть примерно через 3,5-4 часа. Есть всегда в одно и то же время и небольшими порциями. - Как называется приём пищи, в зависимости от времени суток?

(завтрак, обед, полдник, ужин)

При этом завтрак должен составлять 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15% и ужин — 25%. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 3 ч до сна.
2.Рацион питания

-А теперь скажите, как вы понимаете слова:


«Прежде, чем за стол мне сесть,

Я подумаю, что съесть.»

(Ответы детей)

Пища должна быть разнообразной. В ней должны быть белки, жиры (растительные и животные), углеводы, витамины, минеральные соли, вода.

Растительные белки: фасоль, горох, хлеб. Животные белки: мясо, рыба, молочные продукты. Они необходимы для «строительства» мышц, мозга, внутренних органов, обновления кожи.

Углеводы: овощи, фрукты, сахар.

Жиры: сливочное масло, сало, растительное масло и др. Эти органические вещества обеспечивают физическую работу мышц и работу клеток головного мозга.

Минеральные соли являются строительным материалом для костной ткани и внутренней среды организма. Их особенно много в капусте, яблоках, молоке и рыбе.

Для всех процессов жизнедеятельности нашего организма нужна вода и для переваривания пищи тоже - 1,5 - 2 литра в сутки.

Итак, пришли к выводу: нужно есть разнообразную пищу. И при этом стараться употреблять наиболее полезные продукты: молоко, мясо, овощи и фрукты. Лучше выпить стакан молока с черным хлебом, чем сладкий чай с пончиком. Ребята часто не жалуют черный хлеб, предпочитая белый. И напрасно, черный хлеб гораздо полезней. А вот макаронами, печеньем, конфетами и вообще мучным да сладким увлекаться не стоит.

В рационе питания молодого организма должно быть много всевозможных овощей: морковь, свекла, репа, капуста, помидоры, салат, огурцы.


Ученик: Подведем теперь итог:

Чтоб расти – нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдет ни тик, ни так,

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Готовясь к этому уроку, мы с вами провели конкурс рисунков

«Чудо – огород» и конкурс стихотворений. Сегодня мы награждаем победителей грамотами. И предлагаем послушать стихотворение Сурковой Полины, победительницы конкурса.



Береги своё здоровье!

Береги своё здоровье!

Молоко ты пей коровье,

Ешь морковку, свёклу, лук,

Он спасёт от ста недуг.
Утром встать ты не ленись,

Лучше быстро поднимись.

И зарядку делай смело,

Чтоб здорово было тело.


Днём усердно ты трудись,

На уроках не ленись,

Не забудь и погулять,

Свежим воздухом подышать.


Больше спортом увлекайся,

И, конечно, закаляйся,

Проживёшь тогда сто лет,

Ты не зная хворь и бед.

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.


А сейчас проведём игру (на доске карточки с изображением продуктов)

Рыба чипсы геркулес огурцы фанта молоко мясо подсолнечное масло торты капуста яблоки груши сало шоколадные конфеты колбаса консервы кефир пепси морковь лук кетчуп

(дети распределяют продукты по группам полезные и неполезные продукты)

С заданием вы справились и правильно определили, что необходимо ограничить жареную, острую, консервированную пишу, прием газированных напитков, продуктов в вакуумных упаковках, животных жиров, сахара.

3.Как правильно готовить пищу

Чтобы сохранить в продуктах витамины и минеральные соли, нужно правильно готовить пищу. Время варки овощей: свежая капуста - 20 - 25 мин., морковь- 15- 25 мин., свежие помидоры- 6-8 мин., свекла около часа, а мясо-1,5 часа. Все продукты необходимо варить в закрытой посуде, бросать овощи в кипящую воду.

ПОЛЕЗНО есть больше сырой, вареной, приготовленной на пару пищи; много овощей и фруктов.
Конкурсное задание

Напишите как можно больше блюд, которые можно приготовить из овощей.

(Победителя конкурса награждают и вручают приз, какой либо овощ)

Поднимите руку те, кто любит фрукты. А сейчас ещё один конкурс.



Конкурс-аукцион.

Это яблоко достанется тому, кто точно назовёт его массу (яблоко заранее взвешивается на электронных весах)



4.Гигиена питания

Немного отдохнули, и теперь предлагаю вспомнить, какие правила поведения во время приёма пищи существуют.



(Дети коллективно обсуждают правила поведения во время приёма пищи)

Садиться за стол, тщательно помыв руки.

Красивая сервировка стола улучшит аппетит.

Во время приема пищи нельзя разговаривать, отвлекаться, смотреть телевизор.

Пишу надо хорошо пережевывать.

Не переедать (лучше чаще, но меньше).

На столе всегда должны быть салаты из свежих овощей, первые блюда, каши, соки, кисло - молочные продукты.

За два часа до сна - последний прием пищи. Но можно выпить стакан теплого молока, кефира, свежего сока.


Ученик: Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо еще про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим,

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье, торты –

В малых количествах детям нужны.

Запомни, ребенок, простой наш совет:

Здоровье одно, а второго – то нет.

Учитель: Очень жаль, что Карлсон не смог сегодня прийти к нам в гости. Давайте поможем ему составить правильное меню на день, чтобы он правильно питался и больше не попадал в больницу.

Учитель: Каждая группа должна составить меню, включающее завтрак, обед, полдник и ужин. Помните о том, что это должно быть меню, включающее в себя разнообразные продукты питания.

Каждая группа составляет меню и вывешивает его на доску.



Обсуждается каждое меню, выбирается лучшее и отправляется Карлсону.
ІІІ. Подведение итогов.

Учитель. Я вижу, что вы теперь хорошо знаете, как правильно и с пользой для здоровья питаться. Сегодня вы научились составлять рацион питания школьника, следуя которому можно сохранить на долгие годы свое здоровье.

Урок составила и провела учитель начальных классов В. Д. Деревянкина