birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок географии в 6 классе


Тема: «Ледники»

Цель
: Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителями при изучении темы «Ледники».

Задачи:


  1. Сформировать понятие «Ледники» и его основные признаки.

  2. Выявление условий образования ледников, их значения.

  3. Обучение элементам исследовательской деятельности и развитие самостоятельного мышления.

  4. Побудить учащихся к активной деятельности на уроке.

Тип урока: Урок- сообщение новых знаний.

Методы:

- частично- поисковый;

- наглядно- иллюстрированный;

- словесный;

- практический;

- исследовательский.



Формы: -фронтальная;

- индивидуальная;

- парная.

Компетентности: - познавательная;

-здоровьесберегающая;

- воспитательная;

- коммуникативная.



Ход урока:

  1. Организационный момент: Успокоить, настроить на плодотворную работу. Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.

Работаем по обычному плану.

  1. Игра «Что Я? Где Я?»

  2. Закрепление:

1) работа по карте- 2 человека, знание озер( Матвеева Ю. и Айтуков Г.)

- Доверили проверить наши знания? ( они же еще опрашивают еще по 2 человека)

2) 2 человека по темам, подготовленным дома (Рябчикова Ю. и Лебедева П.)

3) фронтально: «Четвертый лишний» (слайд 2)

- Верхнее; - Чад; - Конго( река); - Эйр- Норд (озера).

- Титикака( Ю. Америка); - Таир;.- Яльчик; - Шап (РМЭ)

- Волга;.- Парана ( Ю. Америка);.- Лена; - Индинерка (Россия)

- Волга; - Обь; - Енисей; - Лена (направления течения)

- Может ли озеро быть большим морем? ( каспийское море)

- Может ли озеро быть глубже моря? ( Байкал)

- Какие страны являются самыми озерными? (Финляндия, Швеция- страны тысячи озер).

- Назовите древние озера. ( Байкал- 25 мл. лет, Темгальика- 20 мл. лет

-Назовите самое глубокое озеро мира? ( Байкал—1637м)

- Почему эти озера имеют такую глубину? ( образованно в тектонических разломах).

- Какими еще бывают озерные котлованы? ( карстовые, вулканические, старицы. ледниковые, запрудные).

- Молодцы! На все вопросы ответили.

- Оценки за опрос по карте…..

- Тесты проверить в перемену самим составителям.


Новая тема:


  1. Давайте вспомним какими виды вод суши мы уже изучили. Что осталось? (слайд 3)

- «Ледники»

- Запись в тетради числа и темы урока.

На доске:

Что я знаю

Хочу узнать

Узнал




Учащиеся:

-условия образования;

-виды ледников;

-значение;

-интересные факты.

Учитель:

-А я хочу помочь вам ответить на интересующие вас вопросы.






-Дайте определения понятия «Ледник».

- Проверьте себя по учебнику- с. 98 § п.1 (слайд 4)

- Познакомьтесь с п.1 и найдите ответ на вопрос: Чем лед в реке отличается от льда в леднике?

- Выделение основных признаков ледника: (слайд 5)

1) находится на суше;

2) образуется из твердых атмосферных осадков;

3) может двигаться под действием собственной тяжести;

4) образуется в течении длительного времени.

- Как образуется ледник? (слайд 6)

СНЕГ→ФИРН→ЛЕДНИК (фирн- утрамбованный снег)

- Какие условия нужны для образования ледника? (слайд 7)

1) Низкая температура;

2) Осадки в виде снега;

Значит, где можно встретить ледник? ( там, где низкая температура)

- Посмотрим в окно: температура низкая, осадки в виде снега, к весне лед утрамбовался, можно ли сказать, что у нас в Республике Марий Эл – ЛЕДНИК ( нет, нужно несколько лет)

Физкультминутка:

-Представим, что вы капля воды в озере. Пригрело солнышко им вы испарились, летите ввысь. Вам становиться холодно, вы превращаетесь в снежинку, которая плавно опускается на землю. Теперь сели за парты.

- Рассмотрим виды ледников: (слайд8)


  1. горные

  2. покровные.

- Почему такое название? ( В какой части горы они……)

- Почему горные ледники расположены именно на вершине гор? (низкая температура)

- На всех ли горах можно обнаружить ледник? ( их нет на низких горах, расположенных в теплых широтах)

- Правильно. Наибольшая вероятность обнаружения ледника- на вершинах высоких гор.

- Есть ли ледники в Африке ( самый жаркий материк)?

Задача: учебник с. 98.

Решение: 5895:1000∙6=35,3 ̊ изменение температуры

25̊С-35̊С≈- 10 ̊С =˃ значит ледник есть.

- Покажите в каких горах еще можно встретить горные ледники:

( на Урале- маленькие леднички, образованные в углублениях;

Кавказ- Эльбрус≈14 ледников;

Джомолунгма- 600 ледников.)

-У горных ледников можно выделить части. (слайд 9,10)

Задание: Постарайтесь определить области ледника (области, питание, область таяния, снеговая линия, язык.)

Проверка: область питания- место накопления снега.

область таяния- часть ледника, где происходит таяние;

язык ледника- перемещающаяся вниз часть ледника. (слайд 11)

- При передвижении ледника переносятся обломки горных пород и у края ледника, при таянии, эти обломки скапливаются →МОРЕНЫ (слайд12)

МОРЕНЫ- это скопление обломков горных пород при таянии ледника.

Задача: Определите, как расположены горы по отношению к экватору.

ближе к экваторы

Задача: Определите, н6а западном или восточном склоне снеговая линия будет ниже.

Запад Восток

Значение горных ледников: снабжение водой многих рек. Назовите и покажите реки, которые берут начало в горах.

О покровных ледниках нам расскажет Есменеев Евгений. (слайд 13)

- Занимают- 98,5 % всей площади ледника.

-форма- в виде щита или купола.

- лед медленно растекается в стороны.

- у берегов откалываются глыбы- айсберги. (слайд 14)

- айсберги: столовый, пирамидальный

- гибель Титаника в 1912 году от столкновения с айсбергом. (слайд 15)

- Как вы поняли, чем опасны айсберги? ( большая часть находится под водой, она не заметна) (слайд 16)

- Еще одной причиной гибели Титаника некоторые ученые называют то, что айсберг был черным→ ночью почти не видно.

- А разве айсберги могут быть цветными? Об этом нам подготовила сообщение Акпулатова Александра. ( от чего зависит цвет айсберга) (слайд 17)

- В океане можно встретить айсберги необычных цветов:

Коричневые полосы на айсберге образованы пылью и вулканическим пеплом. Такие айсберги получаются при таянии ледниковых шапок, покрывающие вулканы. Во время спуска с горячей вершины ледник тает и вращается , что придает узорам неповторимый вид.

Голубые полосы определяются из-за замершей пресной воды, заполняющих трещины в айсбергах.

Зеленые образуются из-за морской воды, которая скапливается в ледяных расщелинах. И когда по той или иной причине , лед раскалывается выходят наружу эти необычные айсберги, похожие на мятные леденцы.

-Правда, очень необычно?

- А теперь попрошу тишины. Послушайте, на что похож этот звук, каково его происхождение?

- Оказывается, это ПОЮЩИЙ АЙСБЕРГ. ( Матвеева Юля) (слайд 18)

-Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.

Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.

Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.

Выяснилось , что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.

- Еще раз прослушайте, представте о чем может петь айсберг.

Сценка: «ЛЕДНИК» и «МОРЕ»

- А вот еще ситуация, которая может произойти с ледником.


Закрепление: (слайд 19)

- Мы завершаем знакомство с ледниками.

- Каково значение ледников? ( запас пресное воды, питание рек).

- Что такое ледник? ( многолетнее скопление льда на суше)

- Какие виды ледников теперь знаете?

- Что такое айсберг?



Итог: И так, мы узнали на уроке- вернутся к таблице на доске


Что я знаю

Хочу узнать

Узнал




Учащиеся:

-условия образования;

-виды ледников;

-значение;

-интересные факты.

Учитель:

-А я хочу помочь вам ответить на интересующие вас вопросы.






- Все, что запланировали мы выполнили.

- Где вы сможете применить знания полученные на уроке?



-Кого мы можем отметить за работы на уроке?

Домашнее задание: 2 человека→ у карты →виды суши

  1. Задача № 1 – с. 101 (учебник)

  2. Задача №1: Как изменится очертание материков, если растают все ледники? Извести, что уровень воды в мировом океане подымится на 66 м.( в контурной карте указать новые границы материков).

  3. Тесты, кроссворды.

  4. §32.