birmaga.ru
добавить свой файл

1
Путешествие в грибное царство – Шляпочные грибы.


Урок биологии в 6 классе с использованием ИКТ

Цель урока: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.

Задачи:1.Изучить особенности организмов, относящихся к царству грибов;

2.Развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в

нестандартных ситуациях;

3.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, учить правилам сбора

грибов для сохранения их многообразия.

Оборудование: мультимедийная презентация «Царство Грибов», проектор, муляжи грибов, таблица «Строение грибов», картинки грибов и деревьев, энциклопедия грибов, Красная Книга (грибы), презентации учащихся, карточки с вопросами.

Тип урока: комплексный урок с применением ИКТ.

Ход урока

1. Организация детей на занятие (слайд 1,з
вучит музыка)

Учитель:


Я пришла к вам сегодня с этой музыкой нежной,

Доброй и светлой, родной и приветной.

В музыке этой лесные тропинки.

Ребята, а вы бывали в лесу? (Да!)

2. Переход к изучению новой темы (слайд2, звуки леса)

«В лесу есть все, что нужно для человека», - писал Сетон-Томпсон. Для нормального питания человеку нужны углеводы, жиры и белки. Крахмал и жиры мы нашли в растениях, но вот в белках мы ощущаем недостаток, их мало в цветковых растениях. Даже в пшеничном хлебе всего только 8% белков. Зато в мясе белков 38%. Но где нам взять в лесу мясо? У нас ведь нет ружей, пуль и пороха как у Робинзона Крузо. Но нам всего этого и не нужно, потому что мы пойдем в лес за грибами, а они по праву называются растительным «мясом». В сухом веществе грибов 40% белка. В грибах есть и жиры, и сахар, витамины, микроэлементы, эфирные масла. И, вообще, грибы – удивительное творение природы. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по «Царству грибов» (слайд 3) (дети записывают тему урока).

Учитель: Во время путешествия мы расширим свои знания о грибах, об их огромном разнообразии. Узнаем много интересного и удивительного о строении грибов, о способах размножения, о роли грибов в природе, о пользе и опасности для человека. А девизом нашего путешествия будут слова:

«Наблюдай и восхищайся

Изучай и береги!» (слайд 3)

С собой мы возьмем сообразительность, ум, карточки с вопросами, на которые должны дать ответ. (На экране проектора появляется Лесовичок)

Учитель: А вот и хозяин леса – Лесовичок.

Лесовичок (запись слов): Стоп – стоп, дети. В лес нельзя войти, пока не скажете, как нужно себя в нем вести! Я слышал, что Караваева Наталья из вашего класса написала стихотворение «Лесные правила», давайте ее послушаем.

(Наташа читает стихотворение и сопровождает показом слайдов) (слайды 3-8)

Лесные правила (слайд 4)

В лесу поют птицы, растут там цветы. (слайд 5)

В лесу живут волки, медведи, ежи.

И ты в лесу можешь грибы собирать,

Но правила нужно тебе соблюдать:

В лесу птичьи гнезда не разоряй! (слайд 6)

Растения с корнем не вырывай! (слайд 7)

Друзей наших меньших не обижай! (слайд 8)

Костер без взрослых не разжигай! (слайд 9)

Животных из лесу не забирай! (слайд 10)

Все правила эти ты соблюдай!

Лесовичок (запись слов): Ребята, есть среди вас такие, кто не соблюдает эти правила?

Я доволен вашими ответами и приглашаю в свое царство.

3. Изучение новой темы

А. Общая характеристика царства грибов (слайд 11)

Учитель: Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да!)

Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?(дети перечисляют грибы)

Учитель: Да, царство грибов многочисленное, насчитывают около 100 тыс. грибов: от самых маленьких, которых можно увидеть только под микроскопом, до самых больших размером с человеческую голову (рассматривание фотоматериалов о грибах) (слайды 12-13). К грибам относятся бесчисленные плесени, растущие на сыром органическом материале, одноклеточные дрожжи, которые в изобилии появляются на сахаристой поверхности спелых фруктов, и многие паразиты растений. Существует целая наука, посвященная ее изучению. Она называется «микология» (микос – гриб, логос – наука).


Грибы – это многоклеточные организмы, в клетках которых содержится ядро. Как называются такие организмы? (эукариоты) (дети заполняют карточки)

Б. Сравнительная характеристика царства растений и животных.

Учитель: Известный ботаник парижского ботанического сада Антуан Жюсье в 17 веке объединил грибы со мхами, водорослями и папоротниками, придав им определение «травы и кустарники без цветов и плодов».

А вот что сказал французский ботаник Вайян в 1918 году, в Париже, выступая перед многочисленной аудиторией: «Что такое грибы? Это порождение дьявола, придуманное им для того, чтобы нарушать гармонию остальной природы, смущать и приводить в отчаяние исследователей».

- В чем дело? Почему ученые долго спорили, прежде чем ответить на вопрос «Что такое грибы»? Давайте попробуем сравнить грибы с растениями и животными (слайд14).

Царство растений

Царство животных

  1. неподвижны

  2. растут верхней частью

  3. имеют прочные клеточные стенки

  4. питание путем всасывания

  1. нет хлорофилла

  2. гетеротрофы

  3. запасное питательное вещество – гликоген

  4. образует мочевину


Вывод: Грибы – это организмы, имеющие общие черты строения растений и животных, а значит, грибы – это особое царство живых организмов (заполнение карточки).

В. Строение.

Учитель: «В лесу под елкой крошка

Только шапка да ножка» (гриб) (слайд15)

Из загадки вы узнали из каких частей состоит гриб: из шляпки и ножки (пенек) – это надземная часть гриба, называется плодовое тело.

-Что составляет подземную часть гриба? ( грибница-мицелий), который состоит из гиф (белые тонкие нити). Гифы образуют плодовое тело.


Вывод: Основа – мицелий (заполнение карточки).

Строение шляпочного гриба

Г. Питание (слайд 16)

Учитель: Ребята, где мы с вами обычно собираем грибы?

-Рядом с какими растениями они встречаются?

Игра «Найди пару»

(Работа с таблицей: на ней изображены древесные растения леса, и дети должны прикрепить карточки с грибами под дерево, рядом с которым встречается этот гриб).

Учитель: Очень часто в природе встречается явление, когда организмы нуждаются друг в друге, они не просто живут рядом, они приносят друг другу пользу. Такое явление называется симбиоз.

Микориза (грибокорень) – симбиоз гифов гриба и корня дерева (слайд 17). Гриб снабжает дерево водой, а дерево делится своими питательными веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

Значит, для питания грибам необходимы готовые органические вещества.

-Вспомните, как называется такой способ питания? (гетеротрофный). Но способы добывания питательных веществ у различных грибов различны. Среди грибов встречаются как сапрофиты и паразиты, так и симбионты и даже хищники (заполнение таблицы).

Физкультминутка: Вырос гриб на тонкой ножке, (слайд 18)

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой словно шляпкой грибной.

Все тихонечко вздохнем, вновь грибы учить начнем.

Д. Размножение.

Учитель: Какие способы размножения организмов вам известны? Что такое размножение?

Как вы думаете, каким способом грибы увеличивают свою численность?

Размножение (слайд19)




Половое Бесполое

Гаметами Мицелием

Спорами

-Где образуются споры? Они образуются на нижней стороне шляпки, которая имеет разное строение. Грибы по строению шляпки делятся на трубчатые и пластинчатые (слайд 20)


Грибы




Трубчатые Пластинчатые

Подберезовик Сыроежка

Подосиновик Лисички (заполнение карточки)

Учитель: В трубочках и на пластинках шляпки образуются мелкие споры, которые распространяются ветром, насекомыми, беспозвоночными, белками и т.д. при попадании споры в благоприятные условия, она прорастает, и образуется новая грибница, на которой в последствии образуются новые плодовые тела со спорами.

Учитель: Ребята, у нас в корзине есть грибы. Давайте разделим их на трубчатые и пластинчатые.

(желающий работает с содержимым корзины, результаты записывает на доске).

Работа с классом: Загадки о грибах (слайд 21)


  1. Рано - рано весной, на полянке лесной,

У канавки глинистой, сел старик морщинистый:

Греется на солнце в сереньком суконце (строчок)

  1. Под осиной мужичок

На нем красный колпачок ( подосиновик)

  1. У опушки на полянке вырос гриб в большой панамке.

На виду у всех стоит и как будто говорит:

«Ничего я не боюсь, я отважный, смелый… (груздь)

  1. Царь грибов на толстой ножке –

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он … (белый)

(Проверяются результаты работы на доске).

Учитель: Чтобы отправляясь в лес, мы возвращались с полной корзиной грибов, необходимо соблюдать правила их сбора.

Ж. Правила сбора грибов (слайд 22)

  1. Надо собирать только те грибы, которые вы знаете.
  2. Собирать грибы следует в корзину из прутьев, а не полиэтиленовый пакет, в котором грибы в жаркий день могут испортиться еще до вашего возвращения домой.


  3. Грибы можно смело собирать в тех лесах и лугах, которые расположены в дали от оживленных автомобильных дорог и районов с высокой промышленной загрязненностью. Иначе грибы накапливают в себе вредные вещества.

  4. При сборе ни в коем случае нельзя повреждать грибницу, поэтому пенек срезают ножом или аккуратно выкручивают.

  5. Нельзя сбивать грибы палкой, даже если они не съедобные, потому что ими пользуются животные леса.

  6. Лучшее время сбора грибов – это раннее утро.


З. Грибы съедобные и ядовитые (слайд 23)

Учитель: Есть такая пословица: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут».

Вывод: Грибы бывают съедобные и ядовитые.

Стук в дверь. Входит грибник с корзиной грибов.

Учитель: Ребята, к нам случайно зашел грибник. Он набрал полную корзину грибов, но не знает, все ли они годятся для приготовления пищи. Давайте мы ему поможем.

(дети работают с содержимым корзины).

Учитель: Знаете ли вы, в чем заключается опасность ядовитых грибов? Яды проникают в организм постепенно, и когда человек начинает чувствовать недомогание, медпомощь уже, к сожалению, не поможет. От яда бледной поганки не удалось спасти ни одного человека. Он даже опаснее яда гадюки.

Учитель: Ребята, вы сами готовили презентацию «Съедобные и ядовитые грибы», пожалуйста, вам слово (группа детей защищает свой проект) (заполнение карточки).

Учитель: Можно ли взять в корзину гриб, который у вас вызывает сомнение?

-Как оказать первую помощь при отравлении грибами?

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать врача.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты;

дать холодный крепкий чай или кофе; уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.


3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

И. Значение грибов: (слайд 24)

1. обеспечивают деревья дополнительной водой;

2. обогащают почву питательными веществами;

3. участвуют в разложении лесной подстилки;

4. пища для человека и животных;

5. применяются в медицине;

6. применяются в пищевой промышленности;

7. вызывают заболевания живых организмов.

Учитель: Огромную роль играют грибы в жизни леса. Надо бережно и разумно относится к грибам, даже к тем которые не употребляете в пищу, чтобы не нарушалась взаимосвязь в жизни леса. Быть культурными грибниками, значит не только беречь грибные ресурсы, но и приумножать их.

Много грибов и на наших марийских лесах. Среди них встречаются и такие, которые занесены в Красную Книгу.

-Вспомните, ребята, что же такое Красная Книга.

(группа детей защищают проект «Редкие виды грибов нашего края») (слайды 25-34) (заполнение карточки)
4. Закрепление

Учитель: Ребята, мы сегодня узнали достаточно много о шляпочных грибах, давайте проверим, сможем ли мы найти биологические ошибки у поэтов:

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

(корешка у грибов нет. Функцию корней выполняет грибница)


  1. Сморчками полно лукошко,

А опенков некуда деть.

У камня большого черника

Раскинула листьев сеть.

(сморчки и опята созревают в разное время)
Узнай гриб по описанию: (слайд 35)

  1. Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Ножка у них длинная и тонкая, да и растут они большими семьями (опята).

Коль мы с вами заговорили о семье, хочу напомнить, что 2008 год проходит в России под знаком Семьи. Семья –это счастье и радость в этом мире. Она объединяет близких людей, которые делят между собой и горести, и радости. Никогда не забывайте о своей семье. С семьей ты не одинок, люби свою семью.


  1. Самый лучший гриб. В народе его называют царем грибов, а иногда и полковником. (белый гриб)

  2. На зеленой поляне стоит красивый гриб: ножка белая с юбочкой, шляпка красная с белыми крапинками. (мухомор)

  3. У этих грибов шляпки ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, словно смазанные маслом. (маслята)

5. Рефлексия.

Учитель: Путешествие удалось на славу. Что полезного для себя вы узнали на уроке?

-Что вызвало интерес?

6. Подведение итогов урока: выставление оценок.

7. Домашнее задание: параграф 53, составить кроссворд «Шляпочные грибы» (слайд 37).

Лесовичок ( запись слов): Из вас получились хорошие грибники, а лес, ваш друг, будет ждать вас всегда.

Учитель: Спасибо вам! Вы очень хорошо и активно работали на уроке, я думаю, что и в дальнейшем вы будете любить биологию, а значит хорошо относиться к природе.