birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 6 7
2 класс

I. Введение
Цель: показать прекрасную и безобразную сторону поступка.
Урок 1. Прекрасное и безобразное в делах и поступках.

Задачи: 1. Дать представление о красоте поступка.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к предъявлению и восприятию содержания

- Беседа по вопросам:

  • Чему мы учились в 1 классе?

  • Какие основные правила нам помогли в общении? (доброта, честность, дружба)

  • Что привлекает во всех этих правилах?

Предъявление и восприятие содержания

- Чтение и обсуждение произведения Сухомлинского "Красивые слова и красивые дела", "Он возненавидел красоту"

  • Какой из мальчиков вам нравится больше?

  • Чей поступок можно назвать прекрасней?

Контроль за успешностью восприятия

- Обсуждение С. Баруздин "Бревно":

  • Что можно сказать о каждом из людей?

  • Какое отношение к себе вызывает каждый?

  • Что самое главное можно сказать о третьем человеке?

- Обобщение по вопросам:

  • Какой поступок можем назвать прекрасным?

  • Какой безобразным?

Учебная практика

- Решение ситуативных задач и различных разделов 1 класса (на усмотрение учителя):

  • Поведение в общественном транспорте.

  • Отношение в семье.

  • Отношения со сверстниками.

- Домашнее задание:


  • Найти различные примеры прекрасной и безобразной стороны поступка.

В помощь учителю


В. Сухомлинский

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде сказал:

-Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя.

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова

-Наверное страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивые не красивые слова. Красивые не красивые дела.


В. Сухомлинский

Он возненавидел красоту

У одной матери был трехлетний сын. Очень любила мать своего единственного сына. Что ни захочется сыночку, мама сразу же старается исполнить его желание.

Увидел сын за окном цветущую розу, спрашивает: что это такое?

-Это цветок розы, - отвечает мать

-Хочу цветок розы, - требует мальчик. Не просит, а требует.

Мать идет, срезает цветок розы и приносит сыну. Подержал мальчик цветок в руках, измял лепестки и бросил на пол.

Увидел сын на заборе воробья, спрашивает: кто это такой?

-Это воробей, - отвечает мать.

-Хочу воробья, - требует мальчик.

Мать пошла к соседским детям, просит: "Поймайте воробья, куплю килограмм конфет".

Поймали дети воробья, получили килограмм конфет, принесла мать сыну птичку. Взял мальчик воробья, стал играть, придавил его за шейку, пискнул воробышек и умолк. Бросил сын мертвого воробышка.

Услышал сын, как кто-то играет за окном на свирели. Понравилось мальчику игра, спрашивает он у матери: Что это такое?

-Это пастух играет песню на свирели, - отвечает мать.

-Хочу песню, хочу песню, она такая красивая! – потребовал мальчик.

подошла мать к пастуху, просит: Иди, пастух, к моему мальчику любимому, хочет он, чтобы ему принадлежала эта прекрасная песня.

-Нет, - отвечает пастух, - песня это красота. Она никому одному не может принадлежать. Она принадлежит всем людям.

Ни с чем пришла мать к сыну, передала ему ответ пастуха.

И сын возненавидел красоту, перестал узнавать и понимать прекрасное.

С. Баруздин

Бревно





Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

-Нехорошо!

Сказал

И знай себе пошел.


Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.



А третий путник промолчал.

Он с виду был

и хил и мал.

Он молча


Скинул полушубок

И в сторону

Бревно убрал.

1. Что можно сказать о каждом из этих людей? Какое отношение к себе вызывает первый, второй и третий путник?

2. Почему один-единственный случай, подобный рассказанному в этом стихотворении, позволяет судить о самом главном в человеке?

Урок 2. Умение делать жизнь вокруг себя красивой



Задачи: 1. Показать, что от каждого человека зависит будет ли жизнь вокруг нас красивой.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к предъявлению и восприятию содержания

- Проверка домашнего задания (примеры ребят из жизни и литературы).

Предъявление и восприятие содержания

- Чтение и обсуждение произведений Сухомлинского "Жестокость", "Мальчики развлекаются"

  • Подскажите, что сделано не так?

  • Что может произойти дальше?

- Осеева "Хорошее", "Потерянный день".

Контроль за успешностью восприятия и учебная практика

- Г. Остер "Зарядка для хвоста", решение ситуативных задач на основе этого отрывка.

В помощь учителю


В. Сухомлинский

Жестокость
Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться. Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок.

Обрывистым берегом пруда бежал маленький маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он умолял отца:

-Папа, спасите щенка… Он же утонет.

Отец ответил:

-Всех не спасешь…

Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо. Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком – Яковом Ивановичем.

Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась.

Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

-Кто там? – спросил Яков Иванович.

-Пустите, люди добрые, погреться… Мы путники. Замерзаем. Спасите.

-Всех не спасешь, - тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес:

-Идите себе дальше… У нас тесно…

-Папа, почему вы их не пустили? – спросил Ивась – Они ведь погибнут от холода.

-Всех не спасешь, - еще раз сказал отец. Ивась заплакал.
В. Сухомлинский



следующая страница >>