birmaga.ru
добавить свой файл

1
Открытый урок


Педагог Юсупова Чулпан Гомаровна

Предмет литературное чтение Класс 4 Д

Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

Характеристика класса. В классе 24 учащихся 11 девочек, 13 мальчиков. Большинство детей обладают хорошей работоспособностью и успеваемостью. В классе 10 хорошистов. Неуспевающих нет. Уровень учебной мотивации у большинства ребят класса средний, высокий у двух учащихся, еще у двоих учащихся низкий уровень

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: 1) учебник «Литературное чтение». 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; 2) компьютер, проектор, слайдовая презентация; 3) физическая карта России.

Подготовка: учащиеся готовят наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова по рекомендации учителя, оформляется выставка книг из семейной и школьной библиотек.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся и классного оборудования к уроку; психологически настроить учащихся на деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Выполняют просьбы учителя, отвечают на вопросы учителя.

-Руки? На месте!

- Ноги? На месте!

- Локти? У края!

- Спина? Прямая!

Предлагает детям создать хорошее, дружелюбное настроение, улыбнуться друг другу. Для активизации внимания учащихся и настроя на деятельность задает вопросы:


-Руки? (На месте!)

- Ноги? (На месте!)

- Локти? (У края!)

- Спина? (Прямая!)


Коммуникативные

  1. Речевая разминка

Цель: упражнение в чтении стихотворения «птичьим базаром», хором, по рядам с интонационным выделением слов тех или иных частей речи.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Читают на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»

-хором ( тихо)

- по рядам:

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

2 ряд - весело

Отвечают на вопрос учителя, что вариант прочтения стихотворения с интонационным выделением существительных и местоимений более правильный.

Предлагает прочитать на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»»:

- «птичьим базаром»,

-хором,

- по рядам:

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

2 ряд – весело

Далее спрашивает учащихся, какой вариант прочтения стихотворения является наиболее правильным.

Коммуникативные

  1. Изучение нового учебного материала

Цель: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,

его биографией.

Задачи:

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

- закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях);


- отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений;

- развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности;

- воспитывать уважительное отношение к природе.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

  1. Сообщение темы и целей урока.




Трое учащихся читают выразительно стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник», «Ночевала тучка золотая…», «Листья в поле пожелтели…»

Отвечают на вопрос учителя, что прозвучали стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником.

Читают название темы на экране и убеждаются в правильности своих предположений.

Один ученик читает задачи урока.

Сообщает, что во время речевой разминки работали над стихотворением замечательного русского поэта, прозаика и драматурга.

Предлагает послушать другие его стихи и ответить, о каком поэте идет речь.

Спрашивает, чьи стихотворения прозвучали.

Предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока, пользуясь учебником. Выслушивает предположения детей, открывает слайд с названием темы урока. Затем открывается слайд с задачами урока для учащихся

Коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка)

Регулятивные (целеполагание)

  1. Историческая справка о жизни М. Лермонтова на Кавказе (сопровождается показом слайдов)



Один ученик показывает на карте Кавказ. Дети отвечают, что Кавказские горы - самые высокие горы России.

Слушают рассказ учителя.

Обращается к детям:

-Ребята, вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе.

Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах.

Учитель рассказывает о годах жизни Лермонтова, проведенных на Кавказе:

- Впервые Л. побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее, он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины Л. , посвященные Кавказу (демонстрирует слайд).

Л. навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений, одно из которых «Дары Терека». В ваших учебниках сокращенный вариант этого стихотворения, на самом деле оно гораздо длиннее.






  1. Словарная работа.




Пытаются объяснить значение непонятных слов.

Заранее подготовленный ученик дает географическую справку о реке Терек (рассказ ученика сопровождается показом географических объектов на карте и слайдов «Терек в горах», «Терек на равнине»):

- Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.


Знакомятся с правильным значением непонятных слов.


Предлагает учащимся перед чтением стихотворения провести словарную работу, чтобы лучше понять его содержание.

Просит детей самостоятельно объяснить значение слов, записанных на доске (Терек, дары, Казбек, Дарьял, валун)

Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с географической справкой о реке Терек (рассказ ученика сопровождается показом географических объектов на карте и слайдов «Терек в горах», «Терек на равнине»)

Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов:

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.


Познавательные общеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) и логические.

Коммуникативные.

  1. Первичное чтение стихотворения




Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.

Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения.

Читают стихотворение 2-3 раза.

Читает наизусть стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» под музыку Н.А. Римского-Корсакова (Симфоническая сюита «Шехерезада». «Море и корабль Синдбада»)

После паузы спрашивает ребят, понравилось ли им стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало.

Предлагает учащимся прочитать стихотворение самостоятельно 2-3 раза


Коммуникативные

  1. Чтение по частям и анализ стихотворения




Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Дикий, злобный.

- Горы, скалы.

- Метафору – скрытое сравнение.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

- Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.


Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.

Беседует с учащимися:

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»

- С кем автор сравнивает реку?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утесистые громады?

- Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»

- Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Коммуникативные,

познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Хитрый.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне…»

Ответ детей:

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.


Предлагает прочитать следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы:

- Как меняется характер реки на равнине?

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Что означает слово «лукавый»?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки.

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?

С кем сравнивается море?


Коммуникативные,

познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.


Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:

- Где Терек берет свое начало?

- С кем сравниваются облака?

- Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?

- Найдите метафору в этих строках.

- Чем является выражение «разорил Дарьял»?

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки.

Коммуникативные.

Познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).

Познавательные логические (анализ объектов с целью выделения признаков)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА




Читают стихотворение:

Летит по небу шар,

По небу шар летит,

Но знаю: до неба шар

Никак не долетит.

Одновременно выполняют движения.

Первый раз читают с обычной интонацией, второй раз – с восхищением, третий раз – ласково, четвертый – с сердитой интонацией.


Предлагает учащимся поиграть в игру «Летит по небу шар».

Дети должны читать стихотворение каждый раз с разной интонацией и одновременно выполнять движения.

Коммуникативные

  1. Работа над выразительностью



Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.


Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде.


Просит учащихся расставить в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями


Познавательные. Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)

Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.

Обращается к учащимся с вопросами:

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

С какой интонацией будем читать последние 8 строк?


Коммуникативные

  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися.




Читают памятку с экрана:

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Проецирует слайд - памятку, как правильно читать стихотворение.

Познавательные общеучебные (смысловое чтение)

Выбирают в жюри 2-х человек. Дети-члены жюри занимают свои места. Остальные учащиеся по желанию участвуют в конкурсе по прочтению стихотворений.


Жюри подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор


Проводит конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся.


Коммуникативные.

Познавательные общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

  1. Итог урока

Цель: познакомить учащихся с продолжением стихотворения; сформулировать выводы о теме и основной мысли стихотворения подвести итог проделанной на уроке работе.


Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.

Слушают чтение учителя.

- Да, они ему понравились.

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше.

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Далее предлагает послушать конец стихотворения.

Читает концовку стихотворения.

Проводит обобщающую беседу:

-Как принял старый Каспий дары Терека?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

- Как человек должен относиться к такой реке?

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?



Коммуникативные

Личностные (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания)


Самооценка




Поднимают карточки с отметками «4» или «5», давая самооценку своей деятельности.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с отметками «4» и «5». Поднимите ту, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке.

Регулятивные (умение оценивать свои действия)

Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся):

  1. Найти другое стихотворение Лермонтова о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.

  2. Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.

  3. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Дары Терека».

  4. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».




Коммуникативные,

познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Родился великий русский поэт в Москве 15 октября 1814 года, но раннее детство провел в имении своей бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны в Тарханах Пензенской губернии. Бабушка заменила ему мать, рано умершую от чахотки.

Сам М.Ю.Лермонтов рос ребенком слабым и болезненным. Он рано начал говорить, а вот ходить стал только к 4 годам. Получил превосходное домашнее образование: изучал иностранные языки, музицировал, рисовал. Учился в благородном пансионе при Московском университете, затем поступил и в университет. В пансионе он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры.

(Стихотворение «Нищий» читает наизусть Улыбин Олег) За годы обучения в пансионе и университете появляются замечательные ранние стихотворения. Одно из них «Парус». ( читает наизусть Кошель Роман) После Москвы поэт переехал вместе с бабушкой в Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Стихи Лермонтова волновали читателей. Царь видел в произведениях поэта призыв к революции. Поэтому отправил Лермонтова на Кавказ , где шла война с горцами. Царь , посылая под пули, надеялся, что поэт не вернется в столицу


Лермонтов не боялся бросить в лицо царской власти вызывающие слова. Поэтому « по велению царя» его ссылали на Кавказ дважды, туда где шли бои с горцами. Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории Чечни и Дагестана. Рассказывая о сражении у реки Валерик, поэт показывает свои переживания . Горцы, к которым Лермонтов относился с уважением , и русские солдаты вынуждены убивать друг друга вместо того, чтобы жить в братстве. Еще в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. Поэзия Лермонтова нашла отражение в различных видах искусства. На стихи Лермонтова композиторы Чайковский, Рахманинов, Лист и др. писали музыку.

Художник И.И.Шишкин написал картину, которая называется «На севере диком стоит одиноко…» На высоком утесе в морозную лунную ночь изображен образ сосны. Апрель 1840 г. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ. Растроганный вниманием к себе, Лермонтов , стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, писал стихотворение. Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплетом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение « Пророк» - о горестной судьбе поэта, непонятного и гонимого людьми. Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта . 15 июля 1841 года около 5-ти часов вечера разразилась ужасная буря с молнией и громом. В это самое время , между горами Машукою и Бештау, скончался Лермонтов. Ушел из жизни еще один великий поэт России, которому было всего 27 лет. Много времени прошло с того трагического события. Лермонтов прожил короткую жизнь. Но как много он оставил после себя! О популярности лермонтовских стихов говорит следующая цифра: «Казачья колыбельная песня» была положена на музыку 31 раз.

-й класс. Знакомство учащихся четвертого класса с поэзией Лермонтова начинается произведением «Бородино». Учитель останавливается на основных этапах жизни поэта, вводит школьников в атмосферу того времени, подчеркивает значимость лермонтовской поэзии для всей русской культуры.

В процессе беседы можно показать автопортрет писателя или портреты работы П. Заболотского. На одном из них Лермонтов изображен в гусарском мундире, на другом — в штатском костюме. Хорошо прочитать отрывок из «Литературных воспоминаний» И. Панаева: «Наружность Лермонтова была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он долго смотрел».
Рекомендуем показать ребятам портреты Лермонтова в раннем детстве работы неизвестных художников, портреты его родителей, бабушки Е. Арсеньевой — воспитательницы будущего поэта. Детские годы Лермонтова прошли в селе Тарханах, где царила обстановка типичного крепостного быта. Есть репродукции с картины Н. Гарднера «Тарханы. Общий вид усадьбы», литография «Тарханы. Вид дома и домовой церкви», гравюры XIX в. «Посиделки», «Расправа в девичьей», которые дополнят рассказ учителя о жизни деревенских помещиков той поры.
С детских лет будущий поэт слышал о неурожаях, рекрутчине, о тяжелой доле крепостных крестьян. У тархановских крестьян он учился русской народной речи, слышал песни и предания об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, рассказы «Про день Бородина», об Отечественной войне 1812 г.
В Пензенской, Симбирской, Нижегородской губерниях вспыхивали крестьянские волнения. Пришла весть и в Тарханы о восстании 14 декабря в Петербурге на Сенатской площади. Два брата бабушки Дмитрий и Аркадий Столыпины были дружны с руководителями заговора (в частности с П. Пестелем) и разделяли идеи декабристов. Лермонтову тогда было одиннадцать лет, по-настоящему он оценил эти события позже, но и тогда ему были хорошо знакомы имена П. Пестеля, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Грибоедова. Желательно показать акварель К. Кольмана (1830-е годы), «Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года».

Бабушка трижды возила маленького Лермонтова на кавказские воды, так как он был слаб здоровьем.

Эти далекие поездки на лошадях через всю Россию, величественная природа Кавказа, рассказы о набегах черкесов на казачьи станицы, о битвах с горцами, кавказских пленниках — все это обогащало детское воображение будущего поэта и в какой-то мере определило содержание его отроческой поэзии, рисунков. Детские акварели Лермонтова: «М. Л. год 1825. 13 июня на горячих водах», «Отряд древних воинов» и более поздние «Военно-грузинская дорога», «Тифлис» интересны не только содержанием, но и формой — меткостью рисунка, сочностью красок.
Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Из стен этого пансиона вышли такие писатели, как Д. Фонвизин, В. Жуковский, А. Грибоедов. Среди воспитанников пансиона было немало будущих декабристов, в том числе П. Каховский.
В пансионе раскрылись разносторонние дарования поэта. В часы, свободные от занятий, он совершал длительные прогулки по Москве. В городе еще видны были следы Отечественной войны. Любовь к Москве Лермонтов пронес через всю свою недолгую жизнь. Эта тема звучит в поэме «Сашка»

Москва, Москва... люблю тебя как сын,
Как русский,— сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль зубчатый, безмятежный...

и в стихотворениях «Два великана», «Бородино».
При чтении стихотворений Лермонтова или отрывков из поэмы рекомендуем показать учащимся виды старой Mocквы, репродукции с картин Ф. Алексеева («Москва — Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста»), акварель Б. Земенкова «Московский университетский Благородный пансион».
В университетском пансионе существовал культ декабристов, создавались тайные кружки, где читали «вольнодумные» стихи Пушкина, К. Рылеева, свои собственные произведения. Уже ранние стихи Лермонтова свидетельствуют о его стремлении к борьбе с тиранией («О, полно извинять разврат!»), в них возникает образ поэта-гражданина, поэта-пророка.

Вольнолюбивые и независимые настроения учащихся Московского Благородного пансиона не нравились царскому правительству. В 1830 г. Николай I «высочайшим указом» преобразовал пансион в гимназию. Молодой Лермонтов решил готовиться в Московский университет. В университете одновременно с ним учились В. Белинский, А. Герцен, И. Гончаров. Лермонтов близко знаком с ними не был, но он. жил теми же интересами, общался с той же студенческой средой. Учитель может показать учащимся портреты передовых людей России, многие из которых были питомцами Московского университета, объяснив, что это были за люди и какую роль они сыграли в истории русского освободительного движения.

Через два года Лермонтов уезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г. он, был произведен в офицеры (есть его портрет в военном мундире) и назначен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Все это время он продолжает писать поэтические, прозаические произведения («Маскарад», «Княгиня Литовская»).
В день смерти Пушкина Лермонтов создает одно из лучших своих произведений «Смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ. В мае 1837 г. было опубликовано его стихотворение «Бородино».
Перед тем как ознакомить с ним учащихся, учитель кратко рассказывает о бородинском сражении, показывает портреты прославленных русских полководцев М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли, П. Багратиона, портрет французского императора Наполеона, гравюру XIX века, где изображен памятник на поле Бородинского сражения, фотопанораму Московского Кремля. Этот рассказ хорошо связать с событиями Великой Отечественной войны 1941 г. Известен эпизод о том, как перед началом двухмесячного сражения за Москву в музей на Бородинском поле приехал командир одной из дивизий и написал в книге посещений: «Приехали Бородинское поле защищать» и процитировал строки из стихотворения Лермонтова.
Стихотворение «Бородино» рекомендуем прослушать в грамзаписи в исполнении мастеров художественного слова, затем рассказать об истории его создания. Лермонтов с детских лет слышал рассказы его родных, тархановских крестьян — участников боев на Бородинском поле, об Отечественной войне, видел в 1819 году разрушенные и обгоревшие здания, орудия, отбитые у французов,— все это послужило источником первых представлений поэта об Отечественной войне 1812 г. Можно показать рисунки М. Лермонтова из юнкерской тетради 1832—1834 гг. «Бородино», «Схватка французских кирасиров с конно-егерями».

Прослушав стихотворение (в грамзаписи или прочитанное учителем наизусть), учащиеся читают его по частям, выясняют непонятные слова и выражения, затем анализируют произведение (характеристика старого солдата, идейный смысл стихотворения, его художественные особенности), составляют план для самостоятельной работы над произведением.

Не вдаваясь в подробный анализ стихотворения, обращаем внимание учителя на его идейный смысл и форму раскрытия. Это живой, непосредственный рассказ простого солдата о победе русского народа над врагом. В его образе поэт раскрывает великое чувство патриотизма, сущность которого необходимо объяснить учащимся.
В тексте же стихотворения ученики сами найдут строчки, раскрывающие героизм, величие духа всего русского народа, готовность защищать свое отечество. Об этом старый солдат говорит, объединяя под местоимением «мы» всех русских солдат, готовых отдать свою жизнь за родину:

Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Глубже раскрыть смысл стихотворения помогут репродукции с картин Д. Шмаринова «Бородинский бой», В. Верещагина «Конец Бородинского боя». Помимо этого, иллюстрации М. Зичи, В. Заля, А. Кондратьева, рисунки Р. Жуковского, тонко и метко воспроизводящие в графике лермонтовский текст, дадут учащимся зримое и конкретное представление об участниках Бородинского сражения.
При подведении итогов по изучению стихотворения «Бородино» желательно продемонстрировать цветной фильм одноименного названия