birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок 7.


Оборудование и материалы: проектор, компьютер, ЦОРы с диска "Опыт с мышью" (раздел "Что расходуется при дыхании?"), «На что тратят энергию животные», «Затраты энергии у человека» (1 и 2 части) в разделе "На что тратится Е дыхания», чипсы или сухарики, спиртовка, пинцет, вода в стакане, спички.

У учеников: Лист 7 РТ.
Что должно произойти с учениками за время урока и в ходе выполнения домашнего задания?


  • Опыт различения известного и неизвестного, опыт постановки целей учения и выбора путей их достижения ( «…умение самостоятельно планировать пути  достижения целей…,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» ­_ ФГОС ОО, стр 7);




  • Опыт планирования эксперимента и проведения эксперимента «приобретение опыта….проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека…»­_ ФГОС ОО, стр 17 )




  • Опыт фиксации хода эксперимента, его результата и интерпретации полученного результата («умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; строить  логическое рассуждение….. и делать выводы» _ ФГОС ОО, стр 7)




  • Опыт извлечения информации из схематического рисунка и диаграммы

  • Опыт работы с точными формулировками (текст - описание процесса)



Примерный ход работы:
1. Актуализация материала прошлого урока (3 мин).

У: Подумайте 1 мин и сформулируйте в одном предложении: что мы узнали и чего не узнали на прошлом уроке? (узнали: о превращениях энергии, не узнали - расходуется ли топливо -и какое, - в ходе дыхания).

У: как мы различили Е и вещества? (Можно измерить объем и массу веществ, а энергию нельзя так измерить).

2. Как измерить энергию? (10-12 мин).


У: Мы обнаружили на прошлом уроке, что одни виды энергии превращаются в другие. А при каждом превращении часть энергии переходит в тепловую энергию. Поэтому сначала люди научились измерять энергию тепла. Слово "калория", наверное, всем знакомо. Запишите, что такое "калория" (диктует):

"Калория - это энергия, которая нужна для повышения температуры 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. (пояснить, что Цельсий - учёный, температурной шкалой которого мы сегодня пользуемся)".

У: Кому не жалко отдать одну калорию своего тепла?

Ученик выходит.

У: Сколько воды нужно согреть? (один грамм, или миллилитр). Наливает.

У: На сколько градусов? (на 1). Вот термометр со шкалой Цельсия. Вызывает другого ученика наблюдать за термометром. Термометр опускается в воду. Третий ученик засекает время по секундомеру.

У: 23 (25, 30....) секунд понадобилось Ване (Пете...), чтобы передать воде 1 калорию тепла.

Зарисуйте ход опыта. Решите две задачи, которые записаны ниже в РТ.
3. Подведение итогов. Постановка следующих вопросов (10-15 мин)

У: Подведём итоги. Заполните пропуски в тексте (№ 2 в РТ). Зачитайте, что у вас получилось (вызывает ученика, у которого записано правильно):

Горение – это процесс, при котором расходуются, то есть тратятся кислород и топливо (какие вещества?) и образуются углекислый газ и вода (какие вещества?), а энергия топлива (химическая) преобразуется (или превращается) в энергию света и тепла.

У: Если у кого-то не так, подчеркните и исправьте. Здесь у вас уже не должно быть разночтений и ошибок.

У: А теперь, пожалуйста, выполните самостоятельно следующее задание РТ (№ 3).

Должно получиться примерно следующее:

Дыхание – это процесс, при котором расходуются, то есть тратятся кислород и ? (какие вещества?) и образуются углекислый газ и вода (какие вещества?), а энергия топлива? (химическая?) превращается в энергию ???


У: Сформулируйте вопросы, на которые нам нужно еще ответить.

Вопросы формулируются и записываются:


  1. Нужно ли топливо?

  2. Какое топливо?

  3. Во что превращается Е топлива?

У: С какого вопроса начнем? (на второй и третий вопрос нельзя ответить, не ответив на первый) - С первого.
4. Как узнать, расходуется ли что-то, кроме кислорода, при дыхании? (Нужно ли топливо?) (10 мин)

Ресурс "Опыт с мышью." Просмотр и проработка до конца. Фиксация в РТ результата опыта (в виде рисунка) и вывода из опыта (в виде текстовой записи): Что-то расходуется – топливо есть!
5. Топливо - пища или вода?

У: Что дальше? (Какое топливо?)

У: Какое? Ваши гипотезы? (Пища, вода...). Если вода в качестве топлива не предлагается, то нужно сказать, что в другом классе ученики предложили воду.

У: Пища или вода? Как проверить? (горением, топливо - горит).

Демонстрационные опыты: горящая спичка погружается в воду, сгорание чипса или тонкого сухарика в пламени спиртовки.

Озаглавливание опытов в РТ, зарисовка, выводы: Пища может быть топливом, а вода - нет!
6. Д.З. Просмотреть ресурсы диска «На что тратят энергию животные», «Затраты энергии у человека» (1 и 2 части) в разделе "На что тратится Е дыхания»

  1. Составить и записать рассказ о выбранном ранее животном, отвечая на три вопроса:

  • Как оно преобразует атмосферный воздух?

  • Зачем оно дышит?

  • На что (какие процессы) тратит полученную энергию?