birmaga.ru
добавить свой файл

1
Уроки рисования для начинающих.


I.Рисунок

Линия всегда в цене

Начнем с главного. А главное выразительное средство рисунка — линия. Бывает она тонко изысканной, колючей и злой. Поясним позже. А пока выя ним, какие еще названия художники придумали для линии живая, вялая, напряженная, жесткая, нежная, бархатистая, кружевная... И много чего ещё. Понятно, что только о любимом, предмете можно так ярко и долго говорить.


Кстати, какая линия получилась у тебя?
Линией можно передать настроение. Например, горизонтальные линии вызывают чувство покоя. Потому что напоминают о небе, море и даже... о диванчике, на котором можно уютно устроиться с любимой книжкой.
А вертикальные линии вызывают беспокойство. Ведь они увлекают за собой к звездам, неизведанным мирам...
Зимой на снегокате ты стремительно летишь вниз с лёдяной горки. Чем круче горка, тем выше скорость, Понятно, что наклонные линии — неустойчивость, движение.
Спокойное, мягкое, равномерное движение волн моря и реки можно изобразить с помощью волнистой линии.
А если волк или акула просят у тебя нарисовать им острые зубы, то не обойтись без ломаной линии. Она острая, опасная, злая...
Движение по кругу, спираль с каждым витком захватывает все больше пространства...
Профессор Петербургской академии художеств Чистяков обучил многих знаменитых наших художников. Среди них можно назвать и Репина, и Сурикова, и Васнецова. И всем своим ученикам Чистяков советовал для начала отбросить краски и рисовать « карандашом по крайней мере год времени» .
Ты, конечно, решай сам. Но вот Илья Ефимович Репин никогда с карандашом не расставался. Великими мастерами рисунка были Рафаэль, Дюрер, Ян ван Эйк. А французский художник Энгр вообще полагал, что рисунок — это три четверти с половиной того, что составляет живопись».

. . .что первая шариковая ручка появилась на свет в 1938 году. Изобрел ее венгр Ласло Биро, журналист по профессии.


Постарайся линиями изобразить костер. Сначала маленький огонек. Но становится больше, выше. И через мгновение бушует пожаром на всем листе!


Караул, бумаги не хватает!
Любителям вкусного...
Ты любишь соус? Томатный, соевый или заботливо приготовленный мамой сладкий из Шоколада к пышным блинчикам? Может быть, ты даже залезал в тарелку пальцем и рисовал в ней узоры? Не рассказывай об этом в приличном обществе. Тебе же по секрету сообщаем:
есть соус, который предназначен для рисования. В отличие от твоего, любимого, он бывает сухой и мокрый, черный, серый и коричневый. Его можно размазывать, а точнее — растушевывать пальцем. И вообще, соус художников — это прессованный уголь. В старину его называли «черным» мелом.
Для работ с «мокрым» соусом тебе придется взять в руки кисточку.

А сколько шедевров нарисовано обычным древесным углем! Ты пробовал им работать? Если пробовал, то продолжай. И может быть, у тебя получится как у Репина. Портрет Элеоноры Дузе выполнен только углем.

Если еще не пробовал, то мы можем рассказать, как готовить древесный уголь. Художник Ченнини в «Трактате о живописи», . написанном еще в ХIV веке, дает очень простой способ. Набери прямых, толщиной с карандаш, веточек березы или ивы. Очистив от коры, нарежь из них палочек одинаковой длины — сантиметров 10-12. Получившийся пучок стяни в трех местах тонкой проволокой. Вложи пучок в банку, а все пространство между стенками и пучком заполни песком. Банку закрой крышкой, крышку замажь глиной и поставь в печь на раскаленные угли. Затем…

Впрочем, печи у тебя, скорее всего, нет. Да и мама заругается, обнаружив пропажу нужной банки. Короче, уголь проще купить в магазине. И рисовать, рисовать...

что одной из самых дорогих картин мира считается «Мона Лиза»

‘. (она же «Джоконда»), написанная в 1503—1507 годах Леонардо да Винчи? Французский король Франциск 1 первым приобрел ее в 1517 году за 4000 золотых флоринов, что по нынешнему курсу составляет 220 000 долларов. А в 1962 году страховая стоимость картины исчислялась уже в 100 миллионов долларов. Остается добавить, что полотно находится в музее Лувр, что расположен в столице Франции городе Париже. Но, это ты наверняка знаешь …
Если у тебя дома есть собака, кошка или хомячок, попробуй нарисовать их углем. Сначала наметь контур животного, потом штрихами изобрази шерсть. Обрати внимание, в каком направлении шерсть лежит на голове, спине, животе, лапах. Дальше растушуй шерсть, чтобы передать ее пушистость. Для этого пальцем как бы «погладь» по ней. И не слюнявь палец! Не три очень сильно по бумаге. Мягко. Ласково. Затем снова возьми в руки уголь и сделай несколько четких шерстинок (уже по растушеванным). Так же четко прорисуй глаза, нос, рот. И не забудь про усы.

Нецветные цвета

Скучными и неинтересными называют дети книжки с черно-белыми картинками. Ты и сам это знаешь. Яркое пятно на странице само по сами себе притягивает. «Мама, купи, красивая», — клянчит малыш.


Ты повзрослел и оцениваешь книжки иначе. Но, по-прежнему, черно-белые не привлекают. А зря!
Белый, черный, а главное серый — тоже цвета. Они называются нецветными. Точнее - бесцветными. А уж совсем по-научному — ахроматическими. Сколько ты знаешь цветов? 20, 50?
А вот одних оттенков серого человеческий глаз различает до 150!

Если рисовать только оттенками серого, то есть, размывая черную краску, то картина получается уже не плоской. А скульптурной рельефной, выпуклой. Первыми, еще в ХVIII веке, это заметили французские художники. И назвали такую живопись гризайль — от французского слова «гри» (серый).

В современном определении гризайль — это живопись одним цветом. Чаще всего серым. А также всеми оттенками, которые дает черная краска.

Очень нарядными и праздничными становятся залы и комнаты, украшенные такой живописью. Многие знаменитые дворцы России расписаны красивыми рельефами в технике гризайль. Это дворцы в Пушкине, Павловске, Останкине, Кускове. А, если поступишь учиться в МГУ, обрати внимание на потолок актового зала старого здания университета. Точно, увидишь уже знакомый гризайль!

Возьми баночку воды и только одну акварельную краску — черную. Обмакни кисточку в воду и затем коснись кончиком черной краски. Так, чтобы на кисточке оказалась почти одна вода. Нарисуй небольшой кружок. Теперь повтори операцию, только черного возьми немного больше. Обведи первый кружок новым, более темным. Сделай так несколько раз, все больше набирая черного, и наконец, набери густо-прегусто черной. Обведи кружок. Правда, похоже на шар?

Если очень похоже, нарисуй под ним черное вытянутое пятно. Получится тень от шара.
Посмотри на рисунок издали... Да ведь шар-то у тебя и почти как настоящий!


…что имена МНОГИХ ИТВЛЬЯНСКИХ художников настолько знамениты, что фамилии к ним добавляются очень редко? Да, Микеланджело, Тициан, Рафаэль и Джотто — лишь имена. Хочешь знать их фамилии? Пожалуйста: Микеланджело — Буонарроти, Тициан — Вечеллио, Рафаэль — Санти, Джотто — ди Бондоне.



Любителям похвастать
Как у тебя с памятью? Сейчас ты выучишь несколько новых слов. Твои одноклассники их наверняка не знают. Так что сможешь похвастаться, произнося с гордостью: бистр, сангина, сепия.
Многие шедевры прошлых эпох созданы именно сангиной. Это меловые карандаши без оправы.
Сангина имеет красный или коричневый цвет и при растирании делается сильнее и ярче по тону. Она передает ощущение тепла человеческого тела. Нередко сангину употребляют в соединении с черным карандашом.
Попробуй найти и рассмотреть автопортрет Леонардо да Винчи в коричневых тонах и с длинной бородой... Он нарисован сангиной.
Сангина, уголь, различные карандаши — все это «сухие» материалы.. Соус, как ты уже знаешь, и сухой, и мокрый. А вот «мокрые» — бистр, тушь и сепия.

Бистр - название французское. Художники получают его из сажи специально обработанной древесины в определенной смеси с клеем. Интенсивный темно-коричневый цвет его при разбавлении водой изменяется, приобретая более светлые и мягкие тона с желтоватым оттенком.

Бистр, а позднее и тушь были излюбленными средствами рисования у старых мастеров: Рафаэля, Ботичелли, Дюрера, Брейгеля, Рембрандта, ван Эйка. В конце XVIII века бистр как изобразительный материал постепенно уступает свое место туши и сепии.

Тушь — название немецкое. Вообще же это — рисовальный материал, состоящий преимущественно из сажи, образующейся при сгорании масел. С добавлением клея.

Тушь бывает сухая, в виде плиток, и жидкая. Разбавленная водой, высохнув, она почти не смывается. Цветовые оттенки ее могут колебаться от буроватого серебристо-серого.


И бистр, и тушь — материалы для рисования кистью или пером.
До середины ХIХ века широко применялись гусиные перья. Потом в художественную практику прочно вошло металлическое перо. Оно дает более тонкую и ровную линию. Доступная и неприхотливая тушь и сейчас широко используется в эскизах, оформлении книг, графических произведениях.

Чуть не забыли сепию! Она бы нам не простила. Сепия – коричневая краска, приготовленная … из внутренностей моллюска! Правда, позже научились изготавливать искусственную.


Найди восточную картину с иероглифами. - Это не просто буквы. Рисовать их — целое искусство. Мастера изображать их пользуются большим почетом у себя на родине. Попробуй и ты добиться их мастерства. Точно срисуй иероглифы. Лучше всего традиционным методом, в восточной технике — тушью.
Русский музей

13(25 по старому стилю) апреля 1819 года был издан Именной высочайший указ «О учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III. Сказано в указе « о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Три года архитектор Свиньин переделывал дворцовые комнаты, предназначенные для частной жизни, в залы, удобные для показа картин и скульптур.

7(19) марта 1898 года состоялось торжественное открытие первого в России музея русского национального искусства. К открытию музея его собрание насчитывало 445 картин, 111 скульптур, около тысячи рисунков и акварелей. Сейчас собрание Русского музея составляет около 400 000 единиц хранения. Это и скульптуры, и картины, и произведения декоративно-прикладного искусства, и архивные материалы и т.д. да и размещается он уже не только в Михайловском дворце, а занимает четыре здания: Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея — Михайловский дворец с корпусом Бенуа.

Основу коллекции Русского музея составили картины, переданные из Эрмитажа, Академии художеств, Александровского в Царском Селе и Зимнего дворцов. Собрание оказалось небольшим и носило случайный характер. Правда, в 1913 году в фонды влилась первоклассная коллекция икон, принадлежавшая известному историку и коллекционеру Н.П. Лихачеву. Она до сих пор составляет основу отдела древнерусского искусства.
Музейное собрание в течение многих лет пополнялось и продолжает постоянно пополняться. Немало ценных коллекций и отдельные произведения искусства безвозмездно передают в дар коллекционеры, авторы и наследники. Отдельные редкие вещи приобретает музей на международных аукционах. Например, на аукционах «Кристи» и «Сотби» были куплены рисунки И.Е. Репина и В.Д. Григорьева.

На сегодняшний день Русский музей — крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Будешь в Санкт-Петербурге — обязательно посети Русский музей.