birmaga.ru
добавить свой файл

1
Талапина Надежда Ивановна,


учитель физики высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 78 им. А.С.Пушкина»

город Набережные Челны, проспект Чулман, дом 62.

E-mail для контактов: lycey_78_chelny@mail.ru
Тема урока. «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (7 класс)

Общая дидактическая цель: в интересной форме повторить пройденный материал, провести массовый опрос учащихся и тематическое оценивание знаний, умений и навыков учащихся.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

-формировать понимание стандартной ситуации, умение работать с предложенным материалом, навыки выполнения эксперимента по изучению давления в твердых телах, жидкостях и газах.

-контроль знаний, умений, навыков.

Развивающий аспект:

-создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных способностей; умение мыслить, навыки работы с практическим материалом.

Воспитательный аспект:

-формировать диалектическое мировоззрение, коммуникативные качества, дисциплинированность, добросовестность, продолжить формировать умения по организации своего рабочего места.

Средства обучения.

Оборудование физического эксперимента для демонстрации давления твердых тел, жидкостей, газов.

Задачи урока:

- формировать навыки выполнения эксперимента, умение анализировать полученный результат, обобщать и делать выводы;

- формировать умения решать расчетные и экспериментальные задачи с применением формул для расчета давления твердых тел и жидкостей;

- создать условия для осуществления переноса знаний в реальную жизнь и применения знаний, умений, навыков в незнакомой (не стандартной) ситуации.

Тип урока:

Урок - обобщение материала и контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Формы организации познавательной деятельности.

- индивидуальная;


- фронтальная;

- групповая.

Методы обучения.

-частично – поисковый;

-словесный;

-наглядный;

-контроль;

-обобщение.

Ход урока.
I. Организационный момент.

-приветствие;

-определение отсутствующих;

-проверка готовности учащихся к уроку;
II. Актуализация знаний и их контроль.

Сегодня на уроке мы повторим материал о давлении, которое оказывают твердые тела, жидкости и газы. Проведем урок в виде игры – путешествия по стране «Паскалия».

Для того чтобы вы успешно справились с заданиями, которые будут вам предложены на станциях вашего путешествия, проведем разминку.

Физический диктант. (На столе приготовлены листочки).


  1. Общая формула для расчета давления …

  2. Единица давления …

  3. Формула для расчета давления жидкости на дно сосуда …

  4. От каких величин зависит давление жидкости? …

  5. Какой закон определяет передачу давления жидкостью и газом …

Вашему вниманию предлагаются вопросы:

1). Что называют давлением? По какой формуле можно определить давление? Единицы измерения давления?

Ответ. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. p = F/S. Па, кПа, гПа. (Учащийся выходит к доске и записывает формулу).

Выразите в указанных единицах измерения следующие значения давления:

32 кПа = 32000 Па;

1013 гПа = 101,3 кПа

0,2 Н/см2 = 2000 Па = 2 кПа;

0,03 кПа = 30 Па. (Записано на доске).

2). Назовите способы изменения давления?

Ответ. Уменьшая или увеличивая площадь поверхности при постоянной силе; или при постоянной площади поверхности увеличивая или уменьшая силу.

Рассмотрим картину Карла Брюллова «Всадники» и ответим на вопросы:


3). Какая из лошадей с всадником оказывает большее давление на землю? Почему?

Ответ. Мы знаем, что давление определяется по формуле p = F/S, т. е. зависит от силы приложенной перпендикулярно поверхности и от площади этой поверхности. Поэтому лошадь, на которой сидит дама, оказывает на землю большее давление, т. к. площадь соприкосновения копыт с землей меньше примерно в 2 раза, а сила, действующая на поверхность земли чуть меньше, чем действующая на другой лошади.

Обратимся к следующей картине и ответим на вопрос:

4). Почему зимой легче ездить на санях, чем на телеге?

Ответ. Зимой легче ездить на санях, так как площадь поверхности увеличивается и давление, оказываемое, на снег будет, меньше при той же силе, действующей на поверхность.

Перед вами картина Перова «Птицеловы»

5). Если бы у мальчика и мужчины была одинаковая масса, то отличалось ли их давление, оказываемое на землю?

Ответ. Да, т. к. мальчик занимает меньшую площадь, то он оказывал бы большое давление при их одинаковой массе.

6). В какой ситуации нужно вести себя, таким образом, как расположился здесь мужчина? Почему?

Ответ. Когда нужно спасти человека, под которым провалился лед.

7). Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?

Ответ. Давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа. (Так как молекулы газа беспорядочно двигаются, при движении сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда, в котором находится газ, то действие всех молекул газа на стенки сосуда создает давление).

8). Массы газа, находящегося в сосудах, одинаковы. В каком из сосудов давление газа больше? Ответ поясните. (Рисунки на альбомном листе).

9). Как передают давление жидкости и газы?

Ответ. Давление, производимое на жидкость или газ, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку жидкости или газа. (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях). Закон Паскаля.


Опыт с шаром «Паскаля». (Доказательство закона Паскаля). Объясните данный опыт.

10). Какова формула для расчета давления жидкости на дно сосуда, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда? От каких величин зависит давление в жидкости?

11). Как изменится давление на дно каждого из сосудов при погружении в них металлических шаров? Ответ поясните. В каком из сосудов это изменение будет наибольшим? Наименьшим? Почему? (Рисунок).

12). В какой трубке плотность жидкости наименьшая? Наибольшая? Ответ поясните. (Рисунок).

13). Можно ли заполнить жидкостью доверху трубки? Ответ поясните. (Рисунок).

Станция 1- «Расчетная».

1) Вам необходимо показать умение решать задачи, выбрать правильный ответ, записать на листе бумаги и через 10 минут передать учителю. Предлагается решить задачи по вариантам, либо по карточкам, либо тестовые задания. Работа учащихся будет оценена на следующем уроке. (На столе приготовлены листочки).

Решение задач.


  1. Болотный гусеничный трактор создает на почву давление 2 Н/см2. Определите площадь соприкосновения гусениц с почвой, если вес трактора 61 кН.

2. Вычислите давление жидкости плотностью 180 кг/м3 на дно цилиндрического сосуда, если высота ее уровня 10 см.
Станция 2 – «Искусство и физика».

1). Ваша задача объединиться по 4 человека и составить небольшой рассказ о давлении по вашим картинкам из 4-5 предложений. Через 7-8 минут мы послушаем ваши рассказы. (Предлагается написать на листах бумаги и сдать учителю).

Предлагаются картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!», К.Н.Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку».

Выслушать 2-3 рассказа.
Станция 3 - «Экспериментальная».

Работа учащихся будет оценена на уроке.

Данный вид работы должен быть выполнен за 15 мин, затем по каждому заданию учащимся необходимо представить классу отчет о проделанной работе по плану:


1. Назвать тему.

2. Продемонстрировать опыт.

3. Объяснить полученный результат.

Вам предлагается выполнить экспериментальную работу при помощи приборов по темам:

1. Вычисление давления твердого тела на опору.

Оборудование: 1) динамометр; 2) линейка измерительная; 3) брусок деревянный.

Эта работа представляет собой экспериментальную задачу; цель – убедиться в том, что результат действия силы на тело зависит не только от ее модуля, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. Также формируются умения учащихся записывать результаты измерений.

В качестве измеряемого тела берут, например, деревянный брусок от лабораторного трибометра. Сначала с помощью динамометра измеряют силу давления бруска на стол (вес бруска), а затем измерительной линейкой измеряют размеры бруска. Используя полученные результаты, вычисляют площади граней бруска, а затем давления, которые производит брусок этими гранями на стол.

Результаты измерений и вычислений записывают в тетрадь.

Сила давления бруска на стол F = (0,6 + 0,1) Н.

Длина бруска l =

Ширина бруска b =

Высота бруска h =

Площадь большой грани бруска S1 =

Площадь малой грани бруска S2 =

Давление бруска большой гранью p1 =

Давление бруска малой гранью p2 =

Вывод: результат действия силы зависит, не только от числового значения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

2. Вычисление давления и силы давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Оборудование: 1) линейка измерительная; 2) стакан высокий с раствором соли.

Цель работы – научить учащихся измерять давление и силу давления жидкости на дно, и стенки сосуда.

Работа представляет собой экспериментальную задачу. Данные для ее решения учащиеся получают частично от учителя, а частично в результате самостоятельных измерений.


Вначале учащиеся с помощью измерительной линейки измеряют высоту столба жидкости в стакане, а затем, зная ее плотность и площадь дна стакана (они даются учителем), вычисляют давление и силу давления жидкости на дно стакана.

Результаты измерений и вычислений вместе с известными данными записывают в тетрадь.

Таким же способом измеряют давление жидкости на стенку стакана на глубине, например, 5 см.

Работу можно дать в нескольких вариантах, изменяя плотность, высоту столба жидкости и площадь дна стакана. Числовые значения первой и третьей величин записывают на листочке и заранее приклеивают к стенке стакана.

Вывод:

3. Определите давление, производимое на стол пакетом молока, соли, соды, кусочком мыла.

Оборудование: 1) линейка измерительная; 2) бумага в клетку; 3) пакет молока (соли, соды, кусок мыла).

(В зависимости от формы пакета для определения площади, на которую он действует, можно воспользоваться линейкой или бумагой в клетку). Результаты ваших измерений и вычислений запишите в тетрадь.
III. Демонстрация поделок учащихся.

1). Работа фонтана (сообщающиеся сосуды).
IV. Информация учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-подведение итогов урока;

- инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание:

Домашняя контрольная работа.

Литература:

1. Пёрышкин А. В., Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.

2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Кабардина С.И., Тесты по физике: Для классов физико - математического профиля. Стандарт 2000. – М.: Вербум – М, 2002.

3. Сборник задач по физике для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2008.