birmaga.ru
добавить свой файл

1
Фрагмент урока « Железо и его соединения»


Модель « Зигзаг»

Форма урока отличается от урока в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А. Г. Ривина, так как основой её является работа учащихся в динамических парах и группах.

Тексту из учебника отводится приоритетная роль. Текст читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.

Организация: класс делится на четвёртки, у каждого учащегося номер от 1-го до 4-го.

Раздаётся статья, над которой предстоит работать, указывается текст параграфа.

Предлагаются таблицы, схемы, набор реагентов для выполнения демонстрации опыта.

Ход урока:


  1. Стадия вызова

Актуализация знаний учащихся

Обсуждается название темы, цель урока; объявляется, что в конце урока каждый должен разобраться в статье, понять её целиком.

В статье четыре части, в группах четыре участника. Каждый член группы должен досконально разобраться со своей частью текста.

2. Стадия осмысления

Текст: «Ода железу»

« Трудно по всей таблице Д.И. Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущим судьбами человечества», - так сказал о железе академик А.Е. Ферсман. Действительно, нет в таблице другого такого элемента, при участии которого проливалось бы столько крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, безбедный

Беспечный брошен человек!

Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку. Откуда же брали древние люди железо в то время, когда ещё не научились добывать его из руды? Название «железо» - это металл, «капнувший с неба, небесный». Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железо из метеоритов. Впервые доказал, что «железные камни падают с неба», в 1775 году русский путешественник П.С. Палас который привёз в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 году в Юго-Западной Африке метеорит весом около 60 тонн. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото, золото… Великолепная работа восхищает, блеск непомерный массы золота слепит глаза. Но вот что пишет К. Керрам в книге: «Боги, гробницы, учёные» о маленьком железном амулете Тутанхамона: «Амулет относится к числу наиболее ранних железных изделий Египта, и в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность». Всего несколько изделий было найдено, но среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжал с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка.


Учёные предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения чёрной металлургии. Из стран Малой Азии «тайны» изготовления железа распространились в Египет, Палестину. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры. Так в Европе начался железный век.

Первый способ получения железа назывался сыродутным. Сыродутные печи устраивали прямо на земле, Обычно на склонах оврагов и канав. Они имели вид трубы. Эту трубу заполняли древесным углём, железной рудой. Уголь поджигали, и ветер, дувший в склоне оврага, поддерживал горение угля. Железная руда восстанавливалась, и получалась мягкая крица-железо с включениями шлака. Такое железо называлось сварочным, в нём содержалось много углерода и примесей, перешедших из руды. Век сварочного железа был долгим; однако людям древности и раннего средневековья было знакомо и другое железо.

Знаменитую булатную сталь делали на Востоке ещё во времена Аристотеля (4 век до нашей эры) Но технология изготовления стали держалась в строгом секрете много веков. Поскольку булат-это сталь с очень большой твёрдостью и упругостью, изготовленные из неё изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов. Он очень медленно охлаждал раскалённую сталь в специальном растворе технического масла, подогретого до определённой температуры; в процессе охлаждения сталь ковалась.

Химически «чистое» железо-серебристо-белый, блестящий металл, по внешнему виду очень похожий на платину. Химически чистое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные примеси лишают его этих драгоценных свойств: на земном шаре ежегодно «болеет» ржавчиной такое количество железа, которое равняется четверти его годовой добычи. Чистое железо, в отличие от всех других металлов, обладает необычайно высокой склонностью к намагничиванию.

Железные руды довольно широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя Высокая, Магнитная. Агрохимики в почве находят соединения железа.


Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином. Железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится около 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина.

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы. Участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железо, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату - и они приобретают зелёный цвет. Более того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет. Так, от одной и той же причины-наличия железа в соках и тканях - весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.

Примерно 90% используемых человеком металлов - это сплавы на основе железа. Сплавы на основе железа универсальны. Технологичны, доступны, дёшевы. Железу ещё долго быть фундаментом цивилизации.

Содержание текста.

1) Нахождение железа в природе. Строение атома железа

Составление таблицы, схемы строения атома.

2) Получение железа.

Качественные реакции на соли железа. Лабораторный опыт. Получение железа. Составления уравнений.

3) Химические свойства

. Лабораторный опыт. Составление уравнений.

4) Значение и применение железа

Составление схемы, таблицы, решение расчетных задач о содержании железа в продуктах питания, организме человека. Лабораторный опыт с зелёным листом.

После этого все первые номера объединяются для работы над своим вопросом, то же делают вторые, третьи и четвёртые. Таким образом, в классе четыре группы и каждая работает над своей частью текста.

Каждому ученику надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения. Понимать, что и она имеет право на существование.


Роль учителя в основном координирующая. На данной стадии обращаю внимание учащихся на информацию, требующую пояснения, так как она может инициировать стадию вызова следующего урока или домашнего задания

3.Стадия размышления и рефлексии

Так как учащиеся в процессе работы выполняют лабораторные опыты, записывают формулы, составляют уравнения реакций, решают задачи процесс мышления становится наглядным. С целью осмысления и обобщения предлагаю составить графический организатор кластер по данной теме. Это способ подготовки к исследованию, способ организовать размышление над полученными знаниями.

Фрагмент урока « История в металлах, металлы в истории»

Ход урока:


  1. Стадия вызова

Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Технология эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Форма «Заполнение таблицы ЗХУ (знаю, узнаю, хочу знать)»

2.Стадия осмысления

В графу таблицы «знаю» индивидуально каждый учащийся выписывает: что он знает о значении металлов? (В классах педагогической поддержки задаются дополнительные вопросы.) Вспомните, что вам известно о металлах из курса химии 8 класса? 9класса? Из курса физики? Биологии? Литературы? Географии? Что вы знаете о металлах на основе вашего жизненного опыта?

Работа в парах. Учащиеся обмениваются информацией.

Работа в группах. Учащиеся обмениваются информацией, заполняют таблицу информацией полученной от коллективной работы.

Работа с учебником или текстом. Внимательно каждый учащийся читает текст и выписывает информацию известную, но в ходе первого этапа работы не вспомнившую.

В группах вновь учащиеся обмениваются информацией.

Переходим к заполнению таблицы «Узнаю».


Работа с текстом. Индивидуально выписать новую информацию о металлах.

Работа в парах. Обмен полученными знаниями, проверка записей в тетради, (возможно предварительное оценивание работы)

Работа в группах. Проговаривание каждым учеником сведений о металлах, проверка коллективно записей в тетради (оценивание работы коллективно)

Работа учителя. Координация знаний, объяснение и дополнение.

3.Стадия размышления и рефлексии

С целью обобщения и осмысления полученной из текста информации предлагаю учащимся заполнить таблицу « Хочу знать».

Предложить вопросы по теме « Металлы», на которые учащиеся желали бы получить ответы. (Интересные сведения о металлах и другие). С целью развития познавательных способностей, активизации знаний предлагаю в качестве домашнего задания подготовить сообщения, сделать презентации, написать реферат или выполнить творческую работу. На особенно трудные вопросы ответ даёт учитель.

Подводим совместно с детьми итог урока. Отмечаем положительные и отрицательные моменты. Выставляем оценки.

Технология РКМЧП представляет целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человек. Способствует открытию информационного пространства, развитие качеств ученика не просто информации для усвоения, а соотнесение того, что они узнали с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергнуть сомнению достоверность информации, проверить логику доказательств, делать выводы, рассматривать возможные решения проблем и предлагать перспективы.

Аспекты целей технологии

-формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, альтернативность;

-развитие качеств личности, как критическое мышление. Рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;


-развитие аналитического критического мышления;

-формирование культуры чтения, адекватное понимание прочитанного, критическое оценивание новых знаний, умение обобщать и делать выводы;

-стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, самообразования и самоорганизации

Особенности концептуала

-Умение ученика управлять информацией: искать, находить смысл, применять в жизни.

-Конструирование своего в процессе обучения.

-Коммуникативно-деятельный принцип обучения, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между учителем и учеником.

-Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.