birmaga.ru
добавить свой файл

1
Ефимов В.А.


Управление
Сущность и содержание теории управления

Управление – это неразрывный процесс целеполагания (выбора цели), определения спсоба достижения цели (концепции) и практической реализации концепции управления для достижения поставленной цели.
Управление – правильная воля
90-е годы общая теория управления каф. Математики спбгау академик зубов разработал – применима к любому процессу.
Для управления нужна четкая цель.
Управление – правда справедливость. В россий кто линия праведности выполняет. Правильная воля. Для управления нужна воля.
Даль. Управлять – управить давая ходя направления быть хозяином распорядителем. Привести в порядок.

Плутарх. Ты правишь, но и тобою правят.
Процесс управления
Замкнутая система управления

Субъект управления

Прямые связи

(управляющий сигнал)

Идет от субъекта управления к объекту управления

Объект управления




Обратные связи

(информация об объекте и внешней среде)

Идет от объекта управления к субъекту управления






Внешняя среда

Отрицательная – сохранение системы в устойчивом состоянии

Положительная –

Должен быть баланс.
Процесс управления (самоуправление) имеет следующие составляющие компоненты
- субъект управления (тот, кто управляет)

- объект управления (то, чем управляют)

- прямые связи (от субъекта к объекту)

- обратные связи (от объекта к субъекту)

- внешняя среда (совокупность всех внешних факторов, оказывающих воздействие на процесс управления)


Объект теории управление – управление как процесс и как система

Предмет – управленческие отношения
Эволюция управленческой мысли
Основные этапы – от создания письменности.

5000 лет до н. э. Шумеры – появление письменности и регистрация фактов.

400 – 1400 египет – признание необходимости планирования, организации, контроля.

1800 до н.э. Хаммурапи – царь Вавилонии. Использование свидетелей минимальной зар. Платы, нельзя перекладывать ответственность. В это время платежи зерном приравнивались к платежам золотом.

600 лет до н.э. новохуданосор . Вавилонское столпотворение. Контроль производства, стимулирование через зарплату

400 до н.э. Сократ – формулировка принципа универсальности управления

400 до н.э. Ксенофонт – управление – как особый вид искусства. Эко – дом, ном – правила ведения хозяйства. Хроматистика – наука о том как разбогатеть.

20 г. До н.э. Христос. Человеческие отношения, единоначалие. Как царство божие на земле можно построить.

400-600 год нашей эры. Древне. китайские 36 стротаген. Секреты китайской науки власти

1100 год. Н.э. Газали – требования к управленцу. Иранец, мусульманский философ.

1835 год. Томас Маршалл. Признание и обсуждение проблем относительной важности управления.

1900 год. Фредерик Тейлор проблемы научного управления системный подход. Кадровый менеджмент.

1916 год. Генри Файоль. Француз. 14 принципов управления Файоля.

1949 нор. Винер системынй анализ и теория информация кибернетика

1965 Игорь Ансов. Модель стратегического планирования.

Ромари Стюарт Альтернативы и органичения действий менеджера в разных ситуациях

1985 Том Питерс. Клинет – как люди. Персонал – ресурс развития бизнеса.

1990 Фак. Прикладной математики СПбГАУ акад. Зубов. Достаточно общая теория управления. Т.е. применяется к любому процессу управления.


Революции


  1. религизно коммерческая 7-9 тыс. лет до н.э.

  2. свод законов управления царя Хаммурапи. 1800 до н.э.

  3. Навухаданосов 2. контроль за деятельностью всем производством.

  4. зарождение капитализма и начало индустриальной 17 – 18 век нашей эры.

  5. бюрократическая революция. Должностные обязанности, разделение труда и т.д.



Закон времени

Генетический уровень – постоянный шаг 25 лет.

Вне генетический уровень – шаг большой сначала, затем маленький и все меньше и меньше – смена логики. Связана с технологиями, существующими в мире.
Смена логики социального поведения обозначает, что если раньше в начале жизни информации хватало на всю жизнь. Толпоэлитарная система управления обществом.

То сейчас – надо все время учиться. Через 5-10 лет эти знания никому не нужны, так как технологии уже поменялись.
Это период звезды.
Двухуровневая модель психики


Сознание (пилот)_




Память быстродействие

1










Связь снизу вверх







Бессознательное (автопилот)




Память быстродействие

10^8





Методика Бронникова.
лекция 2

Теоретические основы менеджмента и его современное состояние. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.

Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие, - М 2009

Основы бескиризисного государственного управления в эпоху глобализации учебное пособие ефимов солонько спбгау 2009

Теоретические основы менеджмента и его современное состояние
Понятие «управление и менеджмент» часто используют как синонимы, но между ними есть различия
Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.
Предмет науки общего менеджмента – общие закономерности, принципы и методы управления организациями
Менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия, путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом обеспечения их удовлетворенности трудом.
Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами.
Социальный менеджмент – управление объектами с учетом их спецификации или управление специфическими процессами, ресурсами.
Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Теория менеджмента изучает регулирующие механизмы рыночных отношений. Менеджмент в сточки зрения управления означает не что иное, как управление собственностью со стороны собственника (хозяина, владельца)
В рамках терии менеджмента значительное место занимает теория стратегического управления. Различные исследователи расходятс во мнении о трактовке стратегического управления.

Согласно первому подходу предмет этой теории состоит в выяснении природы и механизмов создания конкурентных преимущество фирм, обеспечивающих им присвоение экономических выгод, недоступность соперникам, т.е. стратегическое управление рассматривается им строго в рамках менеджмента.

Второй подход трактует понятие стратегического управления шире. Он предполагает, что стратегическое управление в значительной степени представляют собой управление развитием и применимо так же для государственного и муниципального управления. Такая трактовка стратегического управления приобретает политологический характер и рассматривает управление в качестве одного из политических процессов.
Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям


  • Бурное развитие культуры организации. (Организационное поведение. Люди не роботы. Культурное многообразие работников. Иностранная рабочая сила.).

  • Стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем количестве управленческих ситуаций. (действовать локально мыслить глобально).

  • Методы и технология современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор.

  • Формирование и развитие новых специальных видов менеджмента.


Критерий качества управления:

Существует три критерия

  1. Эффективность управления

Это соотношение результата к затратам, выраженное в процентах.

  1. Результативность управления

Это степень достижения цели, выраженная в процентах. Достигли результат или нет, а если достигли в какой степени.

  1. Оптимальность управления

Задача оптимального управления всегда имеет только два типа решений:

  1. достижение заданного (фиксированного) результата при минимизации затрат

  2. при заданных фиксированных затратах максимизация результата.



Объективная оценка возможно только при рассмотрении всех трех критериев вместе.

Концепция – способ достижения цели

Достаточно общая теория управления (ДОТ)
Любой процесс (событие) в Мироздании может быть рассмотрен (интерпретирован) как процесс управления или самоуправления.

В принципе, неуправляемых процессов в природе не существует.
Следовательно понятийно-терминологический аппарат ДОТУ ……..
Управление – процесс постановки цели, определение способа ее достижения (концепции) и осуществление избранной цели.

Управление – правильная воля, от старорусского управоление.

Власть – реализованная на практике способность к управлению.
Каждый в меру понимания работает на себя, а в меру не понимания на того, кто понимает больше
Процесс управления (самоуправления) имеет следующие составляющие его компоненты:

- субъект управления (тот, кто управляет)

- объект управления (то, чем управляют)

- прямые связи (от субъекта к объекту)

- обратные связи (от объекта к субъекту)

- внешняя среда (совокупность всех внешних факторов, оказывающих воздействие на процесс управления)
«Устойчивость по предсказуемости»
Ключевое понятие ДОТУ – устойчивость объекта в смысле предсказуемости поведения в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления.
Прогноз пророчество программирование
Пророчества – всегда с иерархически более высоких уровней в объективной реальности, чем обособленная психика человека: то есть с уровней эгрегоров (коллективной психики) или непосредственно от Бога, а человеку предоставлена только возможность более или менее адекватного оглашения пророчества среди себе подобных.

Пророки – ветхого завета – Моисей 1300 лет до н.э., 600 до н.э. Будда, 0 – Христос, 610-632 – Мухамад.

Прогноз – плод собственных усилий (интуитивных или осознанно алгоритмических) человека в пределах его возможностей, а так же и информация, предоставляемая (или навязываемая) субъектами, не принадлежащими к числу тех кто осуществляет иерархически высшее управления в отношении потребителя прогноза – человека или общества.


Программирование – в отличие от прогноза не снижает вероятность негативного события, а повышает ее за счет влияния на бессознательные уровни психики общества.

Лекция №4

Цели теории управления


  • Изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых.

  • Определение основных тенденций развития управленческих процессов.

  • Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности.

  • Формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.


Функция теории управления
Познавательная (связанная с изучением сущности управленческих отношений)

Описательная (собирает, систематизирует, каталоги сведения о научной и практической стороне управления)

Объяснительная (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или и иные познавательные средства)

Прогностическая (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем)

Контрольная (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления)

Оценочная (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества)

Образовательно-воспитательная (распространение знания об управлении, его основных функциях , целях, механизмах)

Прикладная (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов)

Функциональное разделение управленческого труда


Управление по полной функции (полное) стратегическое управление

Стратегическое управление предприятием

Оперативное управление производством

Управление социальным развитием предприятия

Управление технической подготовкой производства

Управление материально техническим снабжением производства

Управление сбытом готовой продукции

Управление качеством продукции

Управление финансовыми потоками (на зар в вузе лучше не более 50%)

Управление кадрами

Управление безопасностью и юридическими аспектами деятельности организации

Управление корпоративной культурой организации

Совершенствование системы управления предприятием

Управление инновациями
Внутренняя среда в управлении
Внутренняя среда – совокупность характеристик фирмы, организации и ее внутернних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними, оказывающих влияние на положение и перспективы фирмы, организации.

Компоненты внутренней среды: миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал ( в том числе организационный и человечески потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.
Внешняя среда управления – совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, но не подвластных ее руководству.
Состав внешней среды: во внешнюю среду управления входит вся макросреда и часть микросреды.

Макросреда является единой для всех субъектов управления в данной стране, регионе, для конкретных организаций, товаров и услуг. Особенность: элементы внешней среды – потребители, конкуренты, посредники и др., могут быть рассмотрены как в целом, т.е. как макросреда, так и как микросреда.

Организационный формы управления


  • Управление в полном товариществе

  • Управление в товариществе на вере

  • Управление в акционерном обществе

  • Управление в обществе с ограниченной ответственностью

  • Управление в производственном кооперативе

  • Управление в потребительском кооперативе

  • Управление некоммерческой организацией

  • Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями

  • Управление фондами

  • Управление учреждениями


Организационные структуры управления


  • Под структурой управления организацией понимается взаимное распоожзение ее элементов и характер связей между ними. Существуют три основные организационные структуры: линейная, функциональная и целевая

  • Линейно-функциональная структура

  • Дивизиональная структура

  • Матричная структура соединяет в себе линейно-функциональную и целевую структуры.


Линейная система обеспечивает подчинение «сверху – вниз», у каждого подчиненного только один начальник. У каждого начальника не более 7-9 подчиненных при сложных задачах и до 20-30 подчиненных при выполнении типовых функций. Количество вертикальных уровней в система управления не более 3-4.

Функциональная система используется при решении множества специфически сложных задач, которые распределены по соответствующим функциональным подразделениям организации.

Целевая структура ориентирована на управление достижением конечных целей организации. Вместо иерархии руководителей выстраивается иерархия целей.