birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 2 3 4 5

Я 41

Рис.11. Доля ЗАО «АП РМК» на рынках стран СНГ и Прибалтики в 2007 г.

Исчерпание возможностей ценовой конкуренции характеризует оценка удовлетворенности зарубежных потребителей (по результатам анкетирования) – рис.12.

Установлено, что зарубежный потребитель 2007 г. вполне удовлетворен качеством продукции, надежностью, обеспечением гарантированных обязательств (так увеличены сроки гарантии с 12 до 30 месяцев). Таким образом, углубленная работа менеджмента по созданию и совершенствованию системы качества дает положительный результат. Вместе с тем, снизилась удовлетворенность ценой, соблюдением сроков поставки, комплектностью поставляемой продукции. На уровне 2006 г. оставалась удовлетворенность профессионализмом работников, скоростью реагирования изготовителя на жалобы.


Рис. 12. Степень удовлетворения зарубежных потребителей ЗАО «АП РМК» по (трехбалльной системе)

12. Теоретические разработки и результаты исследования практических аспектов и тенденций развития ВЭД и управления ею позволили обосновать и раскрыть основные направления развития менеджмента ВЭД промышленных предприятий.

Доказано, что разработка стратегии ВЭД промышленного предприятия – базовая управленческая составляющая развития ВЭД и самого предприятия. Разработана внешнеторговая стратегия для предприятия, обоснована необходимость ее подкрепления оценкой подготовленности его к осуществлению стратегии. Проведена такая оценка (табл.7) и предложены конкретные мероприятия по повышению «стратегичности» предприятия.

Выявление следующих основных преимуществ процессного управления: сокращение зависимости процессов от функциональной иерархии и формирование плоской организационной структуры; ориентация менеджеров на способы достижения результата в рамках бизнес-процессов, а не на управление иерархией; максимальное использование квалификации сотрудников; делегирование полномочий и ответственности в рамках процесса; ориентация сотрудников и подразделений на конечный результат а, отсюда, изменение оценки и оплаты труда; устранение проблем на «стыках» между подразделениями, и ряда других преимуществ позволило обосновать вывод о том, что процессное управление в большей степени соответствует разработанным нами определениям ВЭД и системы управления ВЭД промышленного предприятия. На основе известных теоретических положениях о бизнес-процессах осуществлено описание внешнеэкономической деятельности как бизнес-процесса, определены составляющие подпроцессы, определены участники и их ответственность.

Таблица 7.

Готовность ОАО "Саратовский Институт Стекла" к стратегическому подходу в управлении



№ п/п

Признак «стратегичности»

оценка степени проявления признака

Баллы

1

Определенность миссии предприятия

проявляется полностью

5

2

Определенность целей и стратегии предприятия

проявляется не полностью

4

3

Способность своевременно распознавать проблемы и механизмы их решения

проявляется слабо

3

4

Работа по повышению конкурентоспособности предприятия

проявляется полностью

5

5

Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям

проявляется не полностью

4

6

Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач

проявляется слабо

3

7

Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления


проявляется слабо

3

8

Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития

не проявляется

2

9

Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач

проявляется слабо

3

10

Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия

Проявляется не полностью

4

11

Высокий уровень корпоративной культуры

проявляется слабо

3

12

Наличие на предприятии полноценного маркетингового подразделения

проявляется слабо

3

13

Общий вывод: готовность ОАО «Саратовский Институт Стекла» к стратегическому подходу в управлении оценивается как УМЕРЕННАЯ

Предложено бизнес-процесс «Осуществление ВЭД» разбить на следующие подпроцессы (количество которых не должно превышать десяти, поскольку руководитель не сможет эффективно руководить и воспринимать информацию от большего количества основных направлений деятельности):

      • Определять потребности зарубежных рынков.
      • Измерять удовлетворенность зарубежных потребителей.


      • Осуществлять мониторинг изменений на рынке или в ожиданиях потребителей.

      • Разработать концепции продукта, его позиционирование на зарубежных рынках.

      • Осуществлять маркетинг закупок (в т.ч. импортные операции): исследовать рынок поставщиков; выбирать поставщиков; организовывать переговоры и сделки; контролировать процесс поставки; контролировать расчеты.

      • Исполнить внешнеторговый контракт: подготавливать и проводить переговоры; обрабатывать заказы потребителей; управлять процессом экспортного производства и поставки; контролировать расчеты.

      • Планировать ВЭД.

      • Формировать спрос, стимулировать сбыт.

      • Развивать и обучать персонал в рамках службы.

      • Управлять производительностью, осуществлять материальное и моральное стимулирование.

Осуществлено распределение ответственности между участниками бизнес-процесса в матрице ответственности (табл.8).

Процессное управление ВЭД промышленного предприятия в наибольшей степени позволит реализовывать такие признаки ВЭД, как ускоритель экономического роста и катализатор эффективного развития предприятия через непосредственное взаимодействие подсистемы ВЭД с мегаэкономической системой. С другой стороны, использование процессного управления является наиболее действенным инструментом реализации системного подхода в деятельности промышленного предприятия.


Таблица 8.

Матрица ответственности по процессу «Осуществление ВЭД»



Подпроцесс

Директор ВЭД

Зам. директора

Гл. специалист

Маркетолог- аналитик 1


Маркетолог- аналитик 2

Специалист 1

Специалист 2

Специалист 3

Специалист 4

Определение потребности зарубежных рынков







О




У




У







Измерение удовлетворенности зарубежных потребителей










О

У

У










Осуществление мониторинга изменений на рынке или в ожиданиях потребителей













У




О

У

У

Разработка концепции продукта, его позиционирование на зарубежных рынках







О

У




У










Исполнение внешнеторгового контракта

О

У










У

У

У

У

Планирование ВЭД

О

У

У










У







Формирование спроса, стимулирование сбыта







О

У

У













Развитие и обучение персонала в рамках службы




О

У



















Управление производительностью, осуществление материального и морального стимулирования

О


У

У


















(Условные обозначения в данной матрице ответственности означают следующее:

О - ответственный за проведение и результат данного бизнес-процесса.

У - участвует в проведении данного бизнес-процесса.

И - получает информацию о результатах или ходе данного бизнес-процесса).

На основе анализа использования возможностей международных деловых коммуникаций обоснована необходимость развития и совершенствования такой формы мотивации участия промышленных предприятий в международных деловых коммуникациях как достижение максимальной удовлетворенности клиентов. Осуществлена практическая разработка данной формы мотивации на основе реализации метода «ПП» («Покупатели и прибыль»), использующего «Отчет о прибылях и убытках» и «Отчет о потоке клиентов».

Характеристика показателей, используемых в расчетах оценки лояльности клиентов методом «ПП»:


  • Баланс НМ - количество "активных" клиентов на начало месяца.

  • «Реактивированные» клиенты - клиенты, совершившие повторную покупку; клиенты, прекратившие сотрудничество с компанией в прошлом, но возобновившие деловые отношения за последние три подряд месяца.

  • "Неактивные" клиенты - клиенты, не совершавшие покупки за последних три месяца.

  • Сальдо = Новые клиенты + "Реактивированные" клиенты - "Неактивные" клиенты. Например, сальдо за январь 2006 г. = 614 + 49 - 650 = 13 (табл.9).

  • Баланс КМ - количество "активных" клиентов на конец месяца.

По данным "Отчета о потоке клиентов" строится матрица, которая впоследствии используется для анализа VIP-клиентов, за счет которых поступает основная прибыль, и потерянных для компании клиентов (табл.10).

В расчетах таблиц 9, 10 показано использование метода «ПП» на основе данных ОАО «Роберт Бош Саратов».

Таблица 9.

Расчет показателей метода «ПП»


Наименование показателя

Январь 2006

Январь 2005

Февраль 2006

Февраль 2005

Март 2006

Март 2005

Баланс НМ

10000

8000

10013

8018

9994

7960

Новые клиенты

614

529

460

448

474

369

"Реактивированные" клиенты

49

56

42

17

79

53

"Неактивные" клиенты

(650)

(567)

(521)

(523)

(497)

(387)

Сальдо

13

18

(19)

(58)

56

35

Баланс КМ


10013

8018

9994

7960

10050

7995

Таблица 10.

Итоговые данные, полученные с помощью метода «ПП»

Лучше/хуже, %

Январь 2006

Февраль 2006

Март 2006

Новые клиенты

16,1

2,7

28,5

"Реактивированные" клиенты

(12,5)

147,1

49,1

"Неактивные" клиенты

(14,6)

0,4

(28,4)

Сальдо

(27,8)

67,2

60

Баланс КМ

24,9

25,6

25,7

В результате использования метода "ПП" ОАО «Роберт Бош Саратов» сможет: 1) определить количество "активных" клиентов за каждый месяц (квартал, год); 2) повысить лояльность "активных" клиентов, проводя специальные программы по стимулированию сбыта и внимательно относясь к пожеланиям и требованиям "активных" клиентов; 3) стабилизировать деловое сотрудничество с "реактивированными" клиентами; 4) уменьшить поток "неактивных" клиентов.

Список работ, опубликованных по теме диссертации.

Монографии


  1. Сидорова Е.Ю., Авдеева Е.С. Пути развития ВЭД в России. Саратов: ИЦ Наука, 2007. 10,25 п.л. (5,125 авторские).

  2. Сидорова Е.Ю. Внешнеэкономическая деятельность саратовских предприятий в условиях глобализации мирового хозяйства. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. 15,0 п.л.

  3. Сидорова Е.Ю., Денисов В.Т., Баскаков А.П. Механизм управления ВЭД предприятия. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 13,5 п.л. (4,5 авторские).

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах

    1. Сидорова Е.Ю. Управления ВЭД российских предприятий в современных условиях // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова № 6, 2006. (0,25 п.л.).

    2. Сидорова Е.Ю. Товарная составляющая внешнеэкономической деятельности предприятий Саратовской области // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (научный журнал) № 1, 2007. (0,44 п.л.).

    3. Сидорова Е.Ю. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации до 2025 г. // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова № 1, 2007. (0,44 п.л.).

    4. Сидорова Е.Ю., Порошин Ю.Б. Поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, № 16, 2007. (0,5/0,25 п.л.).

    5. Сидорова Е..Ю. Оценка эффективности систем управления внешнеэкономической деятельностью // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, № 6, 2007. (0,4375 п.л.).
    6. Сидорова Е.Ю. Анализ и прогнозирование развития экспортной деятельности саратовских промышленных предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, № 18, 2007. (0,4375 п.л.).


    7. Сидорова Е.Ю. Проблемы информационного обеспечения системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия // Вестник Саратовского государственного технического университета № 2 (32), выпуск 1, 2008. (0,4375 п.л.).

Научные статьи, тезисы докладов

    1. Сидорова Е.Ю. Развитие международных отношений и внешнеэкономической деятельности Саратовской области. «Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий России и Саратовского региона»»: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во СГТПП, 2003. (1,7 п.л.).

    2. Сидорова Е.Ю. Роль безналичных расчетов во внешнеэкономической деятельности. «Современные проблемы и тенденции развития коммерции»: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во СГТПП, 2004. (0,2 п.л.).

    3. Сидорова Е.Ю. Роль современного общества в управлении производительностью труда. Труды соискателей и аспирантов: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Латанов В.П., 2004. (0,5 п.л.).

    4. Сидорова Е.Ю. Сравнительный анализ производительности труда в двух мировых центрах (США и странах ЕС). Труды соискателей и аспирантов: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во Латанов В.П., 2005. (0,375 п.л.).

    5. Сидорова Е.Ю., Миронов Д.В. Специфика регулирования ВТД в России на современном этапе. «Современные проблемы внешнеэкономической деятельности России»: Монография. Саратов: Изд-во СГТПП, 2005. (0,8/0,4 п.л.).

    6. Сидорова Е.Ю., Данилова Н.Ф. Характеристика нового закона о ВТД и влияние на внешнеэкономическую деятельность в России. «Современные проблемы внешнеэкономической деятельности России»: Монография. Саратов: Изд-во СГТПП, 2005. 2,4 п.л. (1,2 авторские).

    7. Сидорова Е.Ю. Внешняя торговля России и перспективы ее развития. Современные проблемы и тенденции развития коммерции: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во СГТПП, 2005. (0,2 п.л.).
    8. Сидорова Е.Ю., Данилова Н.Ф. Комментарии к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный). Москва: ЗАО ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. (7/3,5 п.л.).


    9. Сидорова Е.Ю. Направления развития ВЭД предприятий России. «Развитие партнерских отношений государства, гражданского общества и бизнеса»: Сборник научных трудов (Материалы научно-практической конференции (31 января-1 февраля 2006)). Саратов: ПАГС им. П.А. Столыпина, 2006. (0,25 п.л.).

    10. Сидорова Е.Ю. Инновационная деятельность предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность и проблемы ее развития. «Эффективность инновационного развития»: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. (1,0 п.л.).

    11. Сидорова Е.Ю., Казиев Р.М. Управление рисками предприятия при осуществлении внешнеторговой деятельности. «Вопросы развития промышленных предприятий»: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во Латанов В.П., 2006. (0,44/0,22 п.л.).

    12. Сидорова Е.Ю. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и их государственная поддержка. «Современные проблемы и тенденции развития коммерции»: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006, (0,125 п.л.).

    13. Сидорова Е.Ю. Перспективы управления ВЭД российских предприятий в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономическими процессами промышленных предприятий», Харьков, 2006. (0,375 п.л.).



<< предыдущая страница   следующая страница >>