birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3 4 5

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна определяется авторской постановкой проблемы управления развитием внешнеэкономической деятельности в контексте развития экономической системы предприятия и ее решением на основе методологии системных исследований теоретических и практических аспектов развития внешнеэкономической деятельности на отечественных промышленных предприятиях и предприятиях с иностранными инвестициями, что позволило разработать методологическую, методическую и управленческую базу развития внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. В рамках проведенного исследования диссертантом получены следующие наиболее существенные научные результаты:



  1. Предложена концепция развития экономических систем, в основе которой разработанные автором, понятия экономической системы, развития экономической системы, эффективного развития экономической системы. Обосновано равенство понятий эффективного развития и делового развития.

Предлагается в основу определения понятия «экономическая система» использовать: во-первых, принцип универсальности, то есть пригодности для характеристики экономических систем различных уровней; во-вторых, принцип взаимодействия с экономическими отношениями, то есть экономические системы, устанавливая между собой различные формы связей, приводят к возникновению экономических отношений, с другой – являются производными экономических отношений, с третьей – воздействуют на изменение экономических отношений в целях своего эффективного развития. Тогда экономическая система представляет собой совокупность ресурсов, экономических субъектов и процессов, функционирующих в сфере экономических отношений.

Установлено, что конкретное содержание понятий «эффективность», «эффективное развитие» для каждой экономической системы зависит от ее уровня и особенностей. Подтверждено, что эффективность экономической системы представляет собой степень достижения результата, заданного целевой функцией экономической системы.

Установлено, что системное понимание эффективности экономической системы взаимодействует с термином «развитие экономической системы». Обосновано, что развитие экономической системы есть процесс создания гибкой, диверсифицированной и восприимчивой к инновациям системы в целях повышения ее жизнеспособности. Обосновано тождество эффективного и делового развития экономической системы предприятия.

Определено, что специфическими чертами развития экономических систем являются, во-первых, то что это развитие представляет собой действия, которые ведут к повышению производительности, расширению выбора товаров и услуг и вовлечению клиентов в процессе формирования политики развития; во-вторых, развитие экономической системы связывается не просто с наличием стратегических ресурсов, но с определенной их комбинацией. Стратегичность ресурсов определяется их способностью обеспечивать максимально высокую конкурентоспособность в течение длительного периода.


Обоснована необходимость дуализма в определении сущности эффективного развития экономической системы. Предложены следующие определения эффективного развития экономической системы: эффективное развитие экономической системы как процесс представляет собой динамический процесс направления стратегических ресурсов в те сферы деятельности, где они могут обеспечить максимально высокую конкурентоспособность в течение максимально длительного периода; эффективное развитие экономической системы как результат представляет собой максимально возможное достижение поставленной цели (значения) целевой функции на основе определенного сочетания стратегических ресурсов и компонентов системы.


  1. Установлены принципиальные положения общемировых тенденций развития корпоративного менеджмента в современных условиях глобализации экономических систем. Основными условиями, по нашему мнению, являются, во-первых, усиление агрессивности международной конкуренции, во-вторых, слияние, взаимопроникновение экономических систем разных уровней на уровне глобальном, а основными положениями общемировых тенденций развития корпоративного менеджмента, обусловленных данными условиями, являются: усиление инновационной функции менеджмента через концепцию TQM; усиление стратегического аспекта управления работниками через концепцию управления человеческим капиталом; появление новых концепций менеджмента – креативный менеджмент, менеджмент самообучающейся организации, предпринимательский менеджмент, реинжиниринг бизнеса, наконец, международный менеджмент, задачей которого является анализ промышленности в мировом масштабе и обнаружение наиболее благоприятных мест для реализации потенциальных возможностей фирм, что реализуется через формулирование и действие «гипернорм», «гиперправил», которые являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным нормам и правилам менеджмента.
  2. Обоснована необходимость дополнения многоуровневой стратификации экономических систем (мега-, макро-, мезо-, микро-, наноуровень), на основе их структуризации на уровне промышленного предприятия, интрасистемой и минисистемой, что позволило обосновать внешнеэкономическую деятельность как экономическую систему (подсистему) промышленного предприятия на микроуровне, в составе которой экономические системы (подсистемы) интрауровня, миниуровня и наноуровня и раскрыть это взаимодействие. Обоснована роль внешнеэкономической деятельности как связующего звена экономической системы предприятия и экономической системы на мегауровне.


Обоснован дуализм места и роли ВЭД в эффективном развитии промышленного предприятия: во-первых, это экстенсивное воздействие, воплощающееся на практике в экономическом росте предприятия как экономической системы; во-вторых, ВЭД является катализатором эффективного развития промышленного предприятия, осуществляющим интенсивное воздействие на его потенциал, воплощающееся на практике в повышении качественного уровня компонентов и элементов предприятия как экономической системы. Результаты анализа роли и места внешнеэкономической деятельности в многоуровневой стратификации экономических систем позволили предложить авторскую дефиницию внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия: это компонент (подсистема) экономической системы на микроуровне, функциональным содержанием которой является любая экономическая деятельность предприятия с инопартнерами, реализуемая через интрауровень, миниуровень и наноуровень предприятия как экономической системы, а качественным содержанием - такие признаки как ускоритель экономического роста и катализатор эффективного развития предприятия через непосредственное взаимодействие подсистем ВЭД с мегаэкономической системой.
  1. Установлено, на основе изучения организационных форм экспортно-импортного (внешнеторгового) и производительного (инвестиционного) направлений ВЭД, что для отечественных промышленных предприятий именно экспортно-импортное направление является наиболее развитым и востребованным, не только вследствие простоты и доступности для осуществления даже небольшими промышленными предприятиями, но и вследствие его первичности как продуктовой деятельности в деятельности любого промышленного предприятия, чья функциональная миссия – производить конкурентоспособные товары и услуги, востребованные как на внешних так и на внутренних рынках. Сделан вывод, что любая из организационных форм ВЭД своей первоосновой, побудительным мотивам выбора имеет решение проблемы экспортно-импортной (внешнеторговой) деятельности в контексте разработки стратегии, которая позволила бы оперативно реагировать на меняющиеся условия внешних рынков. Предложенная модель развития ВЭД промышленного предприятия, позволившая увязать развитие ВЭД и развитие предприятия как экономической системы.


  2. Установлено, что до сих не выработано единообразия в подходе к определению сущности стратегии. Анализ точек зрения позволил сгруппировать подходы к определению сущности стратегии по следующим направлениям: во-первых, стратегия – это средство решения проблемы; во-вторых, стратегия – это способ достижения поставленных целей; в-третьих, стратегия - это направления развития предприятия; в-четвертых, сущностное содержание стратегии определяется продолжительностью ее временных диапазонов; в-пятых, это способ реализации миссии предприятия.

Предложено определение стратегии развития ВЭД – это долгосрочная внешнеторговая (внешнеэкономическая) стратегия предприятия, определяющая приоритетное направление развития промышленного предприятия, и представляющая собой программу деятельности предприятия в контексте требований внешних рынков на базе оптимального сочетания и эффективного использования стратегических ресурсов в интересах удовлетворения потребителей как внутренних так и внешних произведенными ценностями.

  1. Установлена определяющая роль внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия для принятия эффективных управленческих решений по проблемам выбора и реализации стратегии развития ВЭД (внешнеторговой стратегии).

Определено, что внешнеторговая (внешнеэкономическая) стратегия выступает в качестве инструмента, позволяющего осуществлять переход от текущей внешнеторговой позиции предприятия к перспективной, определяемой на основе поставленных целей. Процесс перехода к планируемой внешнеторговой позиции в значительной мере зависит от внешнеэкономического потенциала предприятия, который характеризуется не только наличием производственных мощностей и других стратегических ресурсов для расширения масштабов производства и уровнем качества изготавливаемой продукции, способной отвечать установившемся на внешнем рынке требованиям, наличием возможностей внешней среды как страны-происхождения так и страны принимающей, но и уровнем освоения внутреннего рынка. Предложено рассматривать внешнеэкономический потенциал промышленного предприятия как возможность предприятия производить конкурентоспособную продукцию на экспорт, не в ущерб внутреннему рынку, осуществлять ее продвижение на внешний рынок и выгодно реализовывать.

Определено, что основная задача менеджмента развития ВЭД должна состоять в том, чтобы развивать внутренний внешнеэкономический потенциал предприятия, который позволит обеспечить ему не только конкурентоспособность на внешних рынках в длительном периоде времени, но и добиться удовлетворенности внутреннего потребителя произведенными ценностями. Предложено решать данную задачу, используя разработанную модель факторов, определяющих стратегию развития ВЭД. При этом под факторами понимаются элементы внешней среды (страны-происхождения экспорта и принимающей страны) и внутренней среды предприятия как экономической системы, определяющие внешнеэкономический потенциал промышленного предприятия и оказывающие решающее влияние на эффективность разработки и реализации стратегии развития ВЭД.


  1. Установлено, что, чаще всего, отсутствие достойной конкуренции российских промышленных предприятий с зарубежными обусловлено замкнутостью, жесткостью и отсталостью системы управления ВЭД, которая и определяет возможности предприятия при работе с внешними рынками. Под системой управления ВЭД предложено понимать комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов управления на промышленном предприятии и самих связей, которые реализуют стратегические цели предприятия на внешних рынках, а также обеспечивают решение стоящих перед предприятием проблем в области ВЭД с учетом интересов деятельности предприятия на внутреннем рынке. Определены особенности системы управления ВЭД: во-первых, она является составной частью системы управления конкретного промышленного предприятия, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на нее; во-вторых, ее действия направлены не только на выработку целей функционирования ВЭД предприятия, организацию их реализации, контроль, мотивацию деятельности сотрудников, но и на регулирование взаимодействия предприятия с международной внешней средой и национальной внешней средой (в последнем случае – в части балансировки интересов деятельности на внутреннем и внешних рынках).

В итоге предложена концепция управления ВЭД промышленных предприятий, основанная на том, что, во-первых, для существенного повышения эффективности деятельности важно, чтобы вся система управления ВЭД функционировала как единый механизм , который и должен обеспечивать постоянное управляющее воздействие, направленное на достижение определенных результатов деятельности; во-вторых, организационно-экономический механизм управления ВЭД является системой и в этом качестве – неотъемлемой компонентой управления развитием предприятия в целях обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Определено, что организационно-экономический механизм управления ВЭД представляет собой систему обеспечения взаимосвязанной деятельности функциональных подразделений в рамках установленной организационной структуры, эффективного планирования и оптимального распределения и сочетания стратегических ресурсов с целью достижения желаемого результата реализации стратегии развития ВЭД. Разработана модель организационно-экономического механизма управления ВЭД промышленного предприятия, которая представляет собой специфическую многофункциональную систему, охватывающую все составляющие блок-подсистемы и элементы – мероприятия, реализующие процессы ВЭД и ее развития.


  1. Подтверждено, на основе исследования динамики привлечения и использования иностранных инвестиций в экономику России, что основной организационной формой прямых иностранных инвестиций являются предприятия с иностранными инвестициями. На основе анализа динамики развития предприятий с иностранными инвестициями, их преимуществ и недостатков, рекомендовано отойти от количественного подхода к анализу развития и влияния предприятий с иностранными инвестициями и использовать качественный подход к оценке этого влияния. Основой последнего предложено рассматривать выявленную тенденцию, определяемую следующими направлениями влияния предприятий с иностранными инвестициями на развитие ВЭД: прямые иностранные инвестиции служат дополнительным источником капитальных вложений в производство товаров и услуг, разработку технологий, передовых методов управления и т.д., что повышает конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на внешний долг государства, а напротив, способствуют получению средств для его погашения, что улучшает международный имидж страны и промышленных предприятий; прямые иностранные инвестиции обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую, благодаря производственной и научно-технической кооперации; прямые иностранные инвестиции обеспечивают и привлекают новые технологии, ноу-хау, оборудование и т.д., создают современные производства; прямые иностранные инвестиции требуют и участвуют в подготовке и переподготовке отечественных специалистов, менеджеров, других работников, в итоге овладевающих современными методами менеджмента, организации производства, технологиями и т.п.; прямые иностранные инвестиции развивают богатые природными и людскими ресурсами регионы страны, в том числе и через ориентацию предприятий на внешние рынки. В итоге происходит развитие ВЭД промышленных предприятий, внешнеэкономического потенциала страны.
  2. Подтверждена роль стратегического планирования для эффективного развития ВЭД в современных нестабильных условиях жесткой международной конкуренции: принятие решения о выходе на внешний рынок, выбор форм и методов осуществления ВЭД, определение ценовой политики и каналов товародвижения, для достижения максимальной эффективности данных решений в балансе с развитием деятельности на внутреннем рынке, должны осуществляться в рамках единого процесса разработки и реализации стратегий ВЭД и развития промышленного предприятия, то есть стратегического планирования. Предложено определение стратегического планирования, исходя из современных реалий глобализации экономических систем и «втягивания» промышленных предприятий во внешнеэкономическую деятельность: стратегическое планирование – это процесс разработки и обоснования перечня мер, процедур и результатов, осуществляемый на основе имеющихся у предприятия стратегических ресурсов и баланса интересов деятельности на внешних и внутренних рынках, который позволяет с минимальными потерями осуществлять деятельность в неопределенных условиях глобальной экономики.


Предложены методические положения разработки и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

В основу их взят подход к сущности стратегии развития ВЭД промышленного предприятия как долгосрочной внешнеторговой (внешнеэкономической) стратегии предприятия, определяющей приоритетное направление развития промышленного предприятия. Отсюда, методические положения разработки и реализации стратегии внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий построены на основе модели стратегии ВЭД.


  1. Подтверждено, что в основе синергетической концепции лежат результаты исследования процессов самоорганизации и самодезорганизации. Раскрыто соотношение процессов развития и самоорганизации и роль их взаимодействия в запуске такого важнейшего свойства организованной экономической системы как синергия. Выявлены основные характеристики соотношения системных исследований и синергетической концепции. Сделан вывод, что синергетическая концепция обусловлена системными подходами и анализом глубинных сущностей процесса развития экономических систем. Установлено, что реализация синергетической концепции заложена в самой сущности ВЭД как компоненты подсистемы промышленного предприятия – экономической системы. Определен перечень согласованных действий менеджмента в сфере управления ВЭД для достижения синергетического эффекта, а именно: выявление, анализ и систематическое обновление слагаемых синергии совместной деятельности; учет факторов синергии на всех стадиях и направлениях деятельности в интересах внутреннего и внешних рынков; планирование показателей синергии, постановка соответствующих целевых задач, организация и контроль их выполнения в системе менеджмента; наращивание потенциала управляемости, сбалансированности мощностей управляющих и производственных компонентов экономической системы предприятия. Раскрыты составляющие таких видов синергии как рыночная, экономическая (затратная), технологическая, менеджерская в ситуации управления внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия. Обоснована необходимость дополнения этой классификации таким видом синергизма как предпринимательская синергия, которая чрезвычайно актуализировалась из-за усложнения и усиления международной конкуренции. Предложено обусловливать предпринимательскую синергию наличием у работников лидерского потенциала, проявляющегося в способности влиять на других работников, клиентов, партнеров в целях более эффективного решения проблем и выполнения функций. На основе вывода, что эффективно управлять можно только хорошо структурированной системой, предложено, в основу решения этой задачи, взять создание организационной структуры, поддерживающей реализацию синергетической концепции, через использование поэтапного подхода формирования продуктовых центров, центров прибыли (центров затрат и центров ответственности). Такая модель экономической системы четко определяет сферы ответственности менеджеров и рядовых работников всех подразделений предприятия по статьям затрат и поступлений от ВЭД, на которые они должны и могут оказывать эффективное влияние. Стимулируется лидерский потенциал работников и подразделений, активизируются за счет этого синергетические эффекты.


  2. Предложено использовать системный подход к определению сущности дефиниции «международные деловые коммуникации» через рассмотрение функций международных деловых коммуникаций как элементов экономических подсистем на интрауровне, входящих в подсистемы микроуровня. Предложено следующее определение международных деловых коммуникаций: это инструмент формирования и реализации отношений между отечественными и зарубежными участниками ВЭД по обеспечению стратегии развития ВЭД в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов и повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия, используемый в контексте функционирования и взаимодействия экономических систем всех уровней.

Установлено, что именно реализации и развитию международных деловых коммуникаций в общей системе ВЭД, особенно присуща многослойность, определяемая многоуровневой стратификацией экономических систем, но именно данный вывод не отражается в перечне общеизвестных принципов развития международных деловых коммуникаций. Отсюда, предложено уточнить и дополнить данный перечень следующими принципами: во-первых, усилия промышленного предприятия в процессе подготовки, реализации и развития международных деловых коммуникаций должны быть направлены на стимулирование максимальной удовлетворенности, лояльности клиентов (потребителей); во-вторых, нахождение и обеспечение баланса интересов всех прямых и косвенных участников процесса международных деловых коммуникаций (промышленных предприятий, властных структур, общественных организаций); в-третьих, оказание безвозмездной помощи со стороны властных структур всех уровней в реализации и развитии международных деловых коммуникаций промышленными предприятиями.

Разработана система управления реализацией и развитием международных деловых коммуникаций, содержание компонентов которой и составило суть методических положений развития международных деловых коммуникаций и оценки их эффективности. Обоснована необходимость, в качестве содержания эффективного результата международных деловых коммуникаций, использовать достижение максимальной удовлетворенности клиентов (покупателей). Для этого предлагается использовать комплексный показатель - лояльность клиентов, отражающий следующие составляющие: обе стороны (клиент и предприятие) вложили средства и время на построение эффективного сотрудничества; потребности клиента полностью (и даже свыше ожидаемого) удовлетворены; сотрудничество выгодно обеим сторонам (клиенту и предприятию), и информационную модель оценки лояльности зарубежных клиентов, показатели которой в совокупности охарактеризуют эффективность международных деловых коммуникаций.


  1. Установлено, что на промышленных предприятиях отсутствует целенаправленный, стратегически выверенный подход к управлению развитием внешнеэкономической деятельности как экономической системы в модели многоуровневой стратификации экономических систем.

  2. Обоснованы и раскрыты основные направления совершенствования управления развитием внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий (с использованием опыта предприятий с иностранными инвестициями), позволяющих реализовать искомую системность, а именно:

  • разработка стратегии ВЭД;

  • использование процессного управления ВЭД;

  • совершенствование международных деловых коммуникаций на базе управления лояльностью зарубежных клиентов.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она развивает методологическую базу мало разработанного в отечественной экономической теории и практической деятельности промышленных предприятий научного направления на основе дополнения методологии системных исследований. Выполненное исследование направлено на решение крупной научной проблемы и вносит значимый вклад в разработку проблемы развития внешнеэкономической деятельности и управления этим процессом в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий на основе их развития как экономических систем в системе многоуровневой стратификации экономических систем в современных условиях глобализации последних. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня практической апробации и используется органами управления ряда крупных промышленных предприятий в процессе управления развитием внешнеэкономической деятельности и развитием предприятий как экономических систем. Наибольший практический интерес представляют:

- Модель развития ВЭД промышленного предприятия.

- Модель организационно-экономического механизма управления внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия.

- Методические положения разработки и реализации стратегии внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

- Методические положения развития международных деловых коммуникаций и оценки их эффективности.

- Практическое обоснование основных направлений совершенствования управления развитием внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

Выводы и предложения, сделанные в диссертации, могут быть использованы при разработке государственной внешнеторговой стратегии и политики, направленных на создание сильного и диверсифицированного экспортного сектора через развитие наукоемких экспортных производств, модернизацию обрабатывающих отраслей, которые в итоге будут способны противостоять международной конкуренции и тем самым укреплять позиции России в глобальной экономике.



Основные положения и выводы могут быть использованы в научных исследованиях по развитию и повышению эффективности внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий, в учебном процессе в курсах «Организация, техника и управление ВЭД», «Международный менеджмент», «Международный маркетинг».


<< предыдущая страница   следующая страница >>