birmaga.ru
добавить свой файл

1 2
Улицы Центрального района

С улицы Тельбесской берет начало индустриальный Новокуз­нецк. Первыми на площадке Кузнецкстроя появились землянки и ба­раки на Нижней Колонии. В 1920-ых годах, когда еще только замыш­лялся Кузнецкий металлургический комбинат, уже существовало его первое название - Тельбесский завод, произошедшее от шорского по­селка Тельбес, жители которого многие века занимались добычей же­лезной руды. Тельбесское железорудное месторождение должно было стать основой сырьевой базы нового завода. Поэтому одна из улиц нового города 27 января 1935 года получила название Тельбесская.

Улица, словно ручей, вытекала из Сада Металлургов, в то время представлявшего собой обнесенную дощатым забором березовую рощу. У входа в Сад красовались тесовые ворота. Созданный в нача­ле 1930-ых годов. Сад металлургов (Слайд) был одним из первых очагов куль­туры в строящемся городе.

Тельбесскую улицу строили с толком. По обе стороны молодой тополиной аллеи вытягивались одно и двухэтажные дома. С каждой стороны между двумя домами предусматривали большой сарай, а в оградах хватало места для огородов. В сараях жители Тельбесской держали кур, кроликов, свиней, овец, гусей и коз. Вся эта живность органично вписывалась в городской пейзаж.

В самом конце улицы жил начальник техотдела Кузнецкого ком­бината Г. Е. Казарновский.

Во времена Кузнецкстроя на Тельбесской улице была сосредо­точена городская жизнь. Позднее центром стал проспект Энтузиас­тов, затем проспект Металлургов и улица Кирова.

За 60 с лишним лет покосились и почернели деревянные дома на Тельбесской. Сад металлургов перекочевал в центр города, а там, где он был до войны, осталась та же самая березовая рощица
Выбор строительной площадки под Кузнецкий металлургический завод привел к возникновению Верхней и Нижней колоний, поселков Сад-города и Соцгорода, которые в 1931 году были объеденены в город Новокузнецк.

Первые жилые дома по улицам Энтузиастов, Хитарова, Кирова были построены по проекту архитектора Эрнста Мая..


В 1931 году на левом берегу Абы начал строится новый город, который назвали Соцгородом.

Выше темпы, ярче пламя,

Выше огненное знамя!

Разом - взяли дружно все преграды,

Мы - ударные бригады!

Эти строки из "Гимна кузнецкстроевцев" ярко выражают тот энтузиазм, с которым трудились советские люди. Иностранцы удив­лялись: так работать невозможно. Они не могли угнаться за темпами стройки. Многие из них уехали. Более всего поражало то, что завод строили люди без квалификации, технически необразованные. Такое

было возможно только при советской системе хозяйствования.

В конце апреля 1930 года были построены первые десять каменных домов, квартиры в которых предоставлялись лучшим рабочим ударникам-энтузиастам. Это были здания с паровым отоплением, электрическим освещением. К 1934 году на улице насчитывалось уже 6 дома, два общежития, две столовые, первые в городе Универмаг , ресторан. Улица начала благоустраиваться. Посадили первые деревья, проложили тротуар. Но улица так и не имела названия В то время ударников-строителей называли энтузиастами Кузнецкстроя. Поэтому на одном из собраний в 1935 году предложили назвать улицу проспектом Энтузиастов.
Параллельно проспекту Энтузиастов расположена улица Хитарова - одна из первых в Новокузнецке. Старожилы помнят ее как ули­цу Торцевую. 2 ноября 1967 года по решению горисполкома улица Торцевая получила имя Рафаила Мовсесовича Хитарова.

Рафаил Мовсесович Хитаров - первый секретарь Новокузнецко­го горкома партии.

С мая 1931 года судьба Рафаила Мовсесовича тесно связана с Кузнецкстроем. Имя Хитарова , или Раффи, как его называли друзья, в 20-30-ые годы было широко известно в стране и за рубежом.

Талантливый руководитель и организатор, Хитаров прибыл в Новокузнецк по направлению ЦК партии, чтобы возглавить городс­кую парторганизацию.


Умение найти и поддержать новое, передовое делало Хитарова центром притяжения. Он мог найти слова, близкие и понятные любой аудитории, увлечь ее на решение грандиозных задач. Хитаров был хорошим журналистом и хорошим оратором. Умел создать вокруг себя атмосферу непринужденности, простоты и искренности, каждому был товарищ и брат.

Хитаров стал одним из первых орденоносцев Новокузнецка, за строительство КМК ему был вручен орден Ленина.

До 1935 года он был бессменным руководителем коммунистов города и завода. Затем ЦК партии направило его секретарем Магнитогорского окружкома партии.

11 ноября 1937 года Хитаров был арестован в Челябинске, куда его перевели из Магнитогорска. Его исключили из партии, предъявив обвинение в шпионаже. Жена Хитарова тоже была арестована, дети отданы в детприемник.

В 1979 году по решению горсовета в связи с 50-летием Кузнецкстроя была установлена мемориальная доска, увековечившая память Р. М. Хитарова и названа улица нашего города..
Главная магистраль Новокузнецка не случайно носит имя рево­люционера, соратника В. И. Ленина Сергея Мироновича Кирова. Многие годы его жизни связаны с Сибирью.

Киров - партийный псевдоним, настоящая фамилия Сергея Ми­роновича - Костриков.

Одна из самых красивых улиц города - улица Кирова начала за­страиваться в 1933 году четырехэтажными домами нового типа - с балконами, высокими потолками и ваннами. Тогда на ней было не­сколько домов, и названия она не имела. 27января 1935 года указом президи­ума Сталинского горсовета она стала называться улицей Кирова.

Улица Кирова, в отличие от соседних, была задумана как торго­вая: не случайно на ней еще до начала войны начали строить универ­маг (Слайд), ютившийся тогда на первом этаже студенческого общежития. Вступил в строй универмаг только в 1956 году. Тогда это был самый крупный магазин в области. Первой большой новостройкой на улице Кирова было главное здание Сибирского металлургического инсти­тута. Рядом с главным зданием СМИ выросли корпуса факультетов, общежитии, спорткомплекса с бассейном.


В 1947 году на улице установлен памятник : Киров в распахну­том пальто шагает вперед, в будущее.(Слайд)

Выделяется среди других зданий улицы и чешуйчатый купол цирка.(Слайд) В 1974 году он принял первых гостей. Рядом с цирковой пло­щадью, на первом этаже одного из трех домов, построенных по инди­видуальному проекту, разместился Музей изобразительного искусст­ва (Слайд).

(Слайды) Новую левобережную часть улицы формирует архитектурный ансамбль из светлых девяти и двенадцатиэтажных домов, связанных своеобразными кирпичными вставками и единым графическим рисун­ком оформления. По красоте и выразительности ансамбль является одним из лучших в Кузбассе. Завершает его здание городской адми­нистрации.(Слайды)

У старого Кузнецка богатая история. ДОЗ - первое промышлен­ное предприятие, с него начался легендарный Кузнецкстрой, с него же началось возведение нового города.

Летом 1929 года на берегу Томи, близ устья Абы обосновалась группа людей, которые на месте бывшей мельницы Соколове начали строительство лесопильного завода. Тысячи людей прибывали сюда и селились рядом с заводской площадкой, образуя рабочие поселки, называемые в то время колониями. Так возникли и до сих пор суще­ствуют Верхняя и Нижняя колонии. Верхняя колония росла на скло­нах Горбуновской горы, там строились жилища для административ­но-технического персонала Кузнецкстроя. Ниже по равнине, по дру­гую сторону стройплощадки, застраивались ряды временных бараков Нижней колонии, обходя болотистые топи, устремляясь к Томи.

В 1930 году прямо под открытым небом смонтировали механи­ческую пилораму "Коммунарка". Одновременно строился столярный цех. Летом 1931 года завод начал выполнять заказы города и КМК: выпускал оконные блоки, разнообразный пиломатериал, мебель, та­буретки, комоды, шкафы.

7 июля 1931 года вышел приказ об объединении всех деревооб­рабатывающих производств в одно предприятие под названием "Де­ревообделочный завод". Директором завода назначили И. Я. Соко­лова, управляющим строительством - С. М. Франкфурта.


Вскоре построили понтонный мост через Томь на правый берег, где в основном и стали жить рабочие завода, - так появилась Островс­кая площадка. Когда-то это село называлось Христорождественским, а в 1918 году было переименовано в Островское, так как напротив села в Томи возвышался остров, по нему и определили новое назва­ние. Жилищную площадку, где жили рабочие ДОЗа, прозвали Остро­вской. Сейчас на месте села простирается улица Лесозаводская. Жите­ли села Островское переселились вверх по горе, там сегодня располо­жена улица Староостровская.

Поселок рабочих ДОЗа строился и развивался в тридцатые годы на общественных началах. Много внимания благоустройству поселка уделял новый директор завода Леонид Борисович Агамалов: были раз­биты цветники на территории завода, заложен небольшой сад - первый в городе.

Жители в то время любовно называли свой поселок "Республи­ка ДОЗ".


Есть в нашем городе улица Ленинградская, а к ленинградскому порту в свое время был приписан сухогруз "Новокузнецкий". Если посмотреть на карты обеих городов можно обнаружить архитектур­ное сходство. Проспект Майорова, Невский проспект и улица Дзер­жинского в Ленинграде устремляются от Адмиралтейства. Точно под такими же углами в Новокузнецке проспекты Курако, Металлургов,Бардина разбегаются от вокзала. Это не случайность. Ленинградские архитекторы начинали проектировать наш город. С городом на Неве был связан Кузнецкстрой. В ноябре 1929 года генеральный план пер­вого металлургического завода ( КМК ) был одобрен в ленинградс­ком Гипромезе. В 1930 году из Ленинграда на Кузнецкстрой приехали первые специалисты. Чуть позже коллектив Ленинградского завода имени Кирова прислал сюда своих лучших монтажников.
проспект Курако.

На месте нынешнего проспекта во времена Кузнецкстроя были непроходимые болота, трясина. К площадке строительства невозмож­но было ни подъехать, ни пройти. Когда начали прибывать эшелоны с материалами для стройки, из-за отсутствия дороги их нельзя было перевезти. Несколько тысяч грабарей день и ночь возили камень и землю, чтобы засыпать болото и провести дорогу. Первая дорога да­валась нелегко. Трясина безжалостно засасывала камень и грунт. И все же дорогу построили...


Прошли годы. По обеим сторонам легендарной дороги выросли многоэтажные дома, и в 1949 году назвали улицу, протянувшуюся от вокзала до Кузнецкого комбината(Слайд), именем выдающегося металлурга России, великого мастера доменного дела - Михаила Константинови­ча Курако, внесшего огромный вклад в развитие металлургии Ново­кузнецка и Гурьевска.

Смелый новатор, Михаил Константинович Курако всю жизнь вынашивал заветную мечту - построить в России крупный металлур­гический завод с большими печами и полностью механизированной технологией.

Он работал над проектом завода, собирал чертежи. Вначале 1917 года общество "КОПИКУЗ" предложило Курако спроектировать и построить металлургический завод в Кузнецком бассейне. В Томск вместе с Михаилом Константиновичем приехали и его сподвижники -Казарновский, Жестовский, Зайцев и др. Революция изменила все пла­ны Курако, во время Гражданский войны "куракинцы" находились на Гурьевском металлургическом заводе.

С приходом Красной Армии М'. К. Курако переехал в Кузнецк, был введен в члены Кузнецкого ревкома, назначен председателем уез­дного совнархоза, управляющим южной группой копей Кузбасса. Здесь он вносит предложение о постройке завода на кузнецких углях. В Томске по этому вопросу его принимал представитель Ленина, пред­ложение было поддержано правительством, но отложено из-за отсут­ствия средств. Надо было восстанавливать шахты и заводы. Курако предложили участвовать в восстановлении металлургии Юга. Он го­рячо взялся за работу, но в начале 1920 года заболел сыпным тифом и 8 февраля скончался в Кузнецке.

Похоронили его на самом высоком месте Шушталепской пло­щадки. В 1947 году, в связи с 75-летием со дня рождения, прах Курако был перенесен в район КМК и перезахоронен в березовой роще на Верхней колонии. Могила - часть мемориального комплекса метал­лургов.

В 1930 году началась великая эпопея Кузнецкстроя - мечты Ку­рако стали явью. Осуществились его самые смелые замыслы - ученики Михаила Константиновича - Бардин и Казарновский построили в Новокузнецке крупнейший металлургический завод.


В Новокузнецке сохранился дом, в котором в 1918-1920 годах жил Курако. Дом построен в 1910 году, в своих основных чертах он сохраняет до сего времени облик, типичный для русских УЛИЦ.
Слайды

-. проспект Металлургов

Проспект долгое время был главной магистралью города, усту­пив эту роль в девяностые годы улице Кирова. Проспект Металлур­гов не только пролегает через всю центральную часть Новокузнецка, но и пересекает всю его историю. Начинается он с вокзала и назван в честь главных жителей города - тружеников огненного фронта - ме­таллургов.

Первые здания на улице появились в тридцатые годы, а перво­начально на него выходили стандартные трехэтажные дома соцгорода. В 1933 году по проспекту была проложена первая трамвайная ли­ния, соединившая вокзал с заводом (КМК). (Слайд) Трамваи для линии добы­вал сам нарком Орджоникидзе. В этом же году здесь построен первый кинотеатр "Коммунар". (Слайд) В 1936 году сдан в эксплуатацию Дворец культуры КМК. (Слайд) Во время первых субботников на проспекте был за­ложен Сад металлургов, (Слайды) а много позже разбит Парк имени Гагарина (Слайды), где в 1970 году открылся городской планетарий, построен театр Драмы, который носит имя Серго Орджоникидзе (Слайд), театр кукол, краеведческий музей (Слайды). Красива Театральная площадь, построенная на пресечении проспекта Металлургов и улицы Кирова.

В начале 60-х годов на Театральной площади сооружен самый большой ( в то время) фонтан (чаша 20 метров в диаметре)(Слайды)
Слайд

. Одна из улиц - бывшая Центральная улица, начинавшая застраи­ваться в 1958 году, - решением горсовета названа именем академика Ивана Павловича Бардина. Главный ин­женер Кузнецкстроя и Кузнецкого металлургического комбината, вице-президент АН СССР, действительный член многих зарубежных академий и научных обществ, Герой Социалистического труда. Лау­реат Ленинской и Государственных премий, директор Центрального НИИ черной металлургии - И. П. Бардин много сделал для Новокуз­нецка. С его именем связано строительство и становление флагмана сибирской металлургии - Кузнецкого металлургического комбината.


Родился Иван Павлович 1 (13) ноября 1883 года в селе Широкий Уступ Саратовской губернии. Выходец из простонародья, юный Бар­дин в виде исключения попадает в Киевский политехнический инсти­тут, который заканчивает в 1910 году. Не найдя работы в России, уез­жает в Америку, работает на металлургическом заводе Гери близ Чи­каго. Через два года возвращается б Россию. На южных заводах встре­чается с М. К. Курако, вместе с которым и начинает работать над иде­ей создания металлургического завода.

Когда строительство завода становится реальностью, Бардина приглашают на Кузнецкстрой техническим директором. В марте 1929 года он выезжает в предгорья Кузнецкого Алатау. Именно здесь во всю ширь развернулся недюжинный талант организатора и инженера Бардина. Под его техническим руководством был построен и начни давать металл КМК - в то время один из самых совершенных металлургических заводов в мире.

С ростом КМК требовалось все больше инженерных кадром по инициативе Бардина в 1931 году в городе открывается Сибирский металлургический институт. (Слайд)

В апреле 1932 года Бардин стал академиком. В 1939 году Бардин назначается заместителем наркома Комиссариата черной металлургии СССР. В годы войны Иван Павлович руководил работами академии наук, направленными на мобилизацию ресурсов восточных районов страны для нужд обороны. За эту работу удостоен Государ­ственной премии. В 1945 году ему присвоено звание Героя Социалис­тического труда.

После войны его освобождают от работы в наркомате, чтобы он мог заниматься работой в Академии наук. При его участии развива­лась тяжелая промышленность Казахстана и Западной Сибири. С уча­стием и при содействии Бардина создавались Череповецкий, Караган­динский, Западно-Сибирский металлургические заводы. До последних мгновений жизни Иван Павлович был полон сил и творческих замыс­лов. Он умер 7 января 1960 года на посту - на заседании Госплана СССР, через несколько минут после того, как закончил речь.


Восемь лет Бардин руководил строителями и металлургами КМК, об этом напоминает мемориальная доска, установленная на здании заводоуправления.

По решению Новокузнецкого горисполкома 1 ав­густа 1967 года на проспекте Металлургов, напротив Дворца культу­ры КМК, в котором находится мемориальный музей Бардина, открыт бронзовый бюст академика скульптора С. Д. Ша­пошникова ( изготовлен на Мытищенском заводе художественного литья ). Его именем названа также научно-техническая библиотека КМК.
-.

В 1970-1980-ых годах Новокузнецк строился и хорошел, исчеза­ли полуразвалившиеся бараки, бревенчатые дома, а вместе с ними и старые названия улиц - Болотная, Овражная, Береговая. Продолжая традиции увековечивать память выдающихся людей города , летом 1983 года Исполком Горсовета принял решение переименовать улицу Береговую в улицу имени Романа Васильевича Белана.

Он руководил самым крупным в области Кузнецким комбинатом с 1939 по 1953 годы. Это были самые трудные годы в истории комбината: на них выпала война.

После окончания курсов руководителей в январе 1939 года его назначают директором КМК. Новый директор главное внимание обратил на обеспечение четкого производственного ритма, слаженности в рабо­те смежных чехов.

В 1939 году Белан был награжден орденом Ленина.

В годы войны завод и его директор работали в напряженном ритме. Решалась важнейшая государственная задача - обеспечить фронт броневой сталью. В короткий срок была освоена выплавка бро­невой стали, прокатка бронелиста. В 1941 году Роман Васильевич на­гражден орденом Трудового Красного Знамени, в 1943 - вторым ор­деном Ленина, в 1945 году - третьим.

Работая над проблемами государственного масштаба, Белан не забывал о живых людях. Он добился, чтобы Московский театр опе­ретты выступал в театре металлургов, чтобы открылись базы отдыха в Сосновке и Садопарковом.

То, что сегодня в городе работает ГИДУВ, тоже заслуга Белана.


В послевоенные годы Белан работал над реконструкчией метал­лургических агрегатов. За разработку и внедрение скоростных мето­дов реконструкчии доменных печей Р. В. Белан с группой коллег был удостоен Государственной премии СССР. Через несколько лет за обес­печение высокой производительности и экономичности работы ком­бината вторично удостоен Государственной премии СССР.

В 1953 году Р. В. Белана назначили начальником Главка черной металлургии и перевели в Москву.

В октябре 1982 года Романа Васильевича не стало.

Имя Михаила Васильевича Буркацкого еще при жизни стало легендой, а трудовой подвиг, им свершенный, долго будет служить примером беззаветной преданности выбранному делу. 36 лет жизни отдал Михаил Васильевич Кузнецкому металлургическому комбина­ту, на котором и сейчас трудятся его ученики и сыновья. За трудовую жизнь Буркацкий сварил свыше 3 миллионов 200 тысяч тонн стали. Если из нее сделать рельсы, то их хватит на путь от Бреста до Владивостока.

В 1932 году с большой группой металлургов страны прибыл на пуск и освоение первой очереди КМК. Работая сталеваром в марте­новском цехе N 1, отлично освоил специфику работы в сложных си­бирских условиях.

С первых дней Великой Отечественной войны вместе с коллега­ми сутками оставался в цехе, налаживая выпуск высококачественных сталей для оборонной промышленности. Мастер скоростного стале­варения - Буркацкий неоднократно достигал наивысшей производи­тельности труда среди металлургов СССР, работающих на однотип­ных печах, постоянно передавал свой опыт металлургам. За большие достижения в труде в 1943 году был награжден орденом "Знак Поче­та", в 1946 и 1949 годах - орденами Ленина. В 1958 году одному из первых на КМК Буркацкому было присвоено звание Героя Социали­стического труда.

Он работал до последней минуты, умер прямо в цехе в 1962 году. Могила Михаила Васильевича Буркацкого расположена на городском кладбище в Редаково.

На Верхней колонии, рядом с КМК. есть улица имени Буркацкого - так благодарные земляки уве­ковечили память ветерана труда. 6 февраля 1968 года решением гор­совета переулок Фестивальный переименован в проезд Буркацкого


Одна из улиц города носит имя выдающегося ученого, человека разносторонних знаний, доктора технических наук Юрия Вячеславо­вича Грдины, 30 лет возглавлявшего кафедру металловедения и тер­мической обработки Сибирского металлургического института, ты­сячами нитей связанного с Кузнецкстроем и Кузнецким металлурги­ческим комбинатом.

С начала Кузнецкстроя научная деятельность Грдины и коллек­тива института направлена на решение проблем, связанных с пуском комбината: 6 ноября 1931 года институт переведен на строительную площадку КМК.

В 1937 году Сибирский институт черных металлов был преобра­зован в Сибирский металлургический институт, а Грдина возглавил кафедру металловедения. С этого момента начинается его научная работа по термической обработке рельсов. Рельсовая проблема стала делом всей его жизни.

В годы войны Юрий Вечеславович Грдина работал над технологией выплавки бронированного металла. Бессонные ночи проводил он в цехах, на­стойчиво обращаясь в военкомат с просьбой направить его на фронт. Под его руководством прокатаны первые броневые слитки. За плодо­творную работу по выпуску оборонной продукции Грдина награж­ден орденом Трудового Красного Знамени.

До последних дней жизни он работал. В 1967 году профессора Грдины не стало. 28 мая 1968 года решением горсовета одной из улиц Левого берега было присвоено его имя.


следующая страница >>