birmaga.ru
добавить свой файл

1
УДК 294 (045)


О.Н. Ерченков. Аспирант кафедры «Социология, политология и Право» Ижевского государственного технического университета.
Социально-психологические аспекты феномена «параллельной сакральности» в рамках индийской религиозно-культурной парадигмы.
В статье рассматриваются социально-психологические аспекты феномена «параллельной сакральности», описываемые в религиозно-мистической литературе индуистского тантризма. Делается вывод о феномене «параллельной сакральности» как форме выражения универсалистского начала в религиозном опыте.
Ключевые слова: социальная антропология, параллельная сакральность, индуистский тантризм.
Рассматриваемая нами тема «параллельной сакральности», в ее социально-психологическом измерении, напрямую сопрягается с проблемой места эзотерического религиозно-философского знания и практик в традиционном и современном обществе.

Решение проблемы места и роли тайных обществ в пространстве индо-буддийской культуры усложняется тем, что внутри ее самой практически отсутствует четкая и однозначная демаркация между этими явлениями, а также противопоставление понятий эзотерическое-экзотерическое.

Проблема социальной антропологии тайных обществ и феномена «параллельной сакральности» решается через рассмотрение следующих вопросов:

1.) Проблема генезиса и эволюции эзотерических верований и практик.

2.) Место и роль тайных эзотерических обществ в социально-религозной жизни индийского общества в древности и средневековье.

3.) Специфика социальной антропологии тайных обществ на уровне мифа, ритуала и символа.

4.) Отношение тайных обществ к власти и кастовым вопросам. Трансформация социогенного мифа в рамках эзотерической парадигмы.

5.) Решение проблемы гендерных отношений в рамках тайных обществ. Метафизика пола.

Размышляя о феномене тантризма как социальном явлении, мы исходим из предположения, что первые упорядоченные системы тантрических практик и четко структурированной метафизики возникли в аскетической среде. Автономное от общества бытие аскета позволяло ему предпринимать дерзкие религиозно-мистические, психо-технические эксперименты, являющиеся прямым выражением «религии чистого опыта» (Е.А.Торчинов).


Аскетическая среда создает благоприятную среду для возникновения феномена «параллельной сакральности», т.е. религиозно-мистических институтов и сообществ, которые, формально, оставаясь в рамках традиции или добровольно находясь возле ее переферии, выстраивают собственную ценностную и социальную иерархию, стремясь к максимальной реализации среди своих адептов их онтологического статуса и телеологических установок.

Употребляя этот термин «сакральное», мы подразумеваем особый тип экзистенциального опыта, который хотя типологически близок к сфере религиозного чувства, религиозного опыта и религиозного символа, но далеко не ограничен ими. Разделяя точку зрения Р. Отто [6] на природу сакрального как определяющее свойство религии, мы тем ни менее вынуждены подчеркнуть на принципиальную несводимость сакрального к сфере религии.

Традиционная концепция социального бытия человека в индуистском социуме основывается на системе четырех сословных делений (варна) и четырех жизненных укладов (ашрама). Систему варн и ашрамов скрепляет во едино «четыре цели человеческой жизни» (пурушартха). Четыре цели эти - дхарма – религиозный закон и долг, артха – «выгода», экономическое и социальное преуспевание, кама - «желание», плотские и эстетические наслаждения, и мокша – «освобождение» реализация сотериологических устремлений человека [3].

Феномен «параллельной сакральности» может проявляться не только в среди порвавших с социумом отшельников, но может быть свойственен практически любой касте и сословию в миру. Таковы, например, жреческие, воинские культы, культы плодородия, культы, связанные с почитанием конкретного божества, которые впоследствии, по мере своей эволюции образовывали то, что принято называть «сектами» индуизма.

В тантрической антропологии выделяется учение о трех природах человека (три-бхава).

В восходящем порядке три типа людей именуются пашу («связанный», «животное»), вира («герой») и дивья («божественный»). Три бхавы часто рассматриваются в контексте психо-физиологии, духовного развития, знания и практики [6]. Термин «пашу» обозначает человека с заурядным сознанием, простого обывателя, связанного с миром сансары многочисленными узами («паша»), слабо интересующегося духовными и метафизическими вопросами. В текстах тантр термину паша дополнительно придается значение социально-обусловленных стереотипов и психологических установок, которые формируют бытие человека в социуме.


«Брезгливость, сомнение, страх, стыд, и гнев – пятый, род, каста и поведение именуются восемью оковами» [1: С.145].

Вира представляет собой адепта героического,"пламенного" темперамента, «духовного пассионария», активно занятого трансформацией своей низшей природы, и в своем героическом порыве склонного к «духовному бунту», к следованию рискованным и опасным духовным практикам. На этом уровне восприятия антропологической реальности, человек рассматривается как процесс, а не как константа.

Идеальный высший тип человека – дивья в точности соответствует определению «бого-человека», полностью трансформировавшего свою человеческую природу в природу божества.

В соответствии с пропорциями «темпераментов» тантрическая доктрина выстраивает классификацию семи путей (ачара) духовного совершенствования, являющейся отражением не столько структурного оформления конкретных религиозных традиций, сколько типологической и религиозно-психологичекой иерархией духовного опыта.

Рассмотрим вкратце типологию семи ачар:

Веда-ачара (путь Вед) - опыт социально обусловленного культа, основанного на соблюдении правил, предписаний и табу. Органически ему присущ социальный конформизм, отрицание экстатического способа богопознания, ритуально-магическое восприятие мира. Подобный тип религиозности немецко-английский религиовед М.Мюллер определяет как «генотеизм» [7: С232 ].

Вайшнава-ачара – (Путь Вишну) – теистический религиозный опыт, основанный на преобладании эмоциально-чувственного начала в человеке. Большое значение здесь имеет этика, основанная на отношении к Богу и высшей реальности как личности. Характер мифа, религиозного нарратива и культа носит подчеркнуто яркий, эстетический характер. Сотериологическая проблематика вращается вокруг идеологемы спасения.

Шайва-ачара – («Путь Шивы») содержит в себе опыт двух предыдущих путей. «Путь Шивы» устремлен к интериоризации, мистическому самоуглублению, аскезе. На этом этапе адепт стремится к самоотождествлению с объектом почитания.


Дакшина-ачара – (Путь «правой руки»). Происходит по словам А.Авалона в тот момент «когда адепт способен выполнять созерцание (дхьяна) и сосредоточение (дхарани) троичной энергии Брахмана - воли, знания и действия (иччха, джняна, крия) и понимает общую взаимосвязь (самавая) трех гун» [2: С. 69 ].

Вама-ачара – (Путь «левой руки», другое значение «путь женщины») – На этом этапе адепт вступает в область рискованной практики, связанной с преодолением двух фундаментальных инстинктов и связанных с ними страстей и аффектов - сексуальности и страха смерти. Практики связанные с путем вама-чары предполагают участие адепта в сложной системе мистериальных обрядов, использование специальных психотехник, расширяющих опыт восприятия и включающие такие элементы как психоактивные вещества, различные психотехники экстаза, осознанного безумия и пр.

Сиддханта-ачара (Путь окончательного совершенства) – На этой стадии духовного совершенства адепт обретает мистические сверх способности. На этом уровне духовной практики адепт переживает глубинный психологический опыт вхождения по ту сторону символической смерти.

Каула-ачара (Путь Кулы) – Согласно учению Тантры, кула-ачара есть высший интегральный опыт всеединства. На этой стадии человеком полностью реализуется идеал духовного «освобождения при жизни» (дживанмукти).

Кула, букв. «семья», «род». «это трехчленная "семья" высшей энергии: познающий субъект, познаваемый объект и сам акт познания (праматри, прамея и прамана).

Относительно поздняя «Маханирвана тантра» (7.97-98) так определяет понятие Кула:

«Кула - это джива, пракрити, пространство, время, эфир, земля, вода, огонь и воздух. Осознание того, что все то едино с Брахманом, - это кула-ачара, дающая дхарму, артху, каму и мокшу» [4. С.314-315].

Согласно различным тантрическим текстам, Кула – это:


1). Высшая энергия. 2). Изначальная форма сознания, чье качество -проявление и растворение, 3) Чистое сознание, 4). Вся активность, 5), Высшее Блаженство, 6). Изначальная форма Атмана, 7).Тело.

Первые попытки выстроить типологическую иерархию моделей религиозного опыта западная философия религии попыталась осуществить только в конце ХIХ, в начале XX века. В работах М.Мюллера, У. Джеймса, Р. Отто, а позднее, М.Элиаде, К. Юнга, Р.Генона, философов-структуралистов, занимавшихся религиоведческой и социальной проблематикой и множества других мыслителей, отчетливо прослеживается интенция к обнаружению некоего «общего знаменателя», связующего все многообразие религиозного опыта и метафизических моделей в единое целое, и попытка выработки парадигмального языка описания религиозно-мистического опыта. Нам представляется, что метод описания феномена «параллельной сакральности», содержащийся в текстах индуистких тантр представляет собой несомненный интерес в решении этой задачи.

Подводя итоги нашего обзора феномена параллельной сакральности на материале индуистских тантр, можно сделать вывод о существовании в них глубокого и тонкого понимания социально-психологических аспектов религиозного опыта. «Переведенное» на язык современной социально-психологической и религиоведческой герменевтики, оно может предложить вполне верифицируемый и исчерпывающий метод описания религиозного опыта в самых разных культурных и хронологических контекстах.
Список литературы:


  1. Mahаrtahamaпjarг of шrг Mahesvarаnanda with The Autocommentary “Parimala” / Foreword by Dr. Vidyaniwas Mishra vice-chancellor, Edited by Pt. Vrajavallabha Dviveda, Ex-Head of the Department Sanskrit University Varanasi, // Yogatantra – Granthamala vol.5., Varanasi, 1992.- 249 pp. P.145.

2. Авалон А. Введение в Маханирвана-тантру: Ключ к полному пониманию тантрической литературы./ Пер. с англ. С.В.Лобанова, М.,Стаклайт, 2002. С.69.

3. Маламуд Шарль. Семантика и риторика в иерархии индуистких Целей человека / Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии // Ш.Маламуд пер. с фр. и вступ. ст. В.Г. Лысенко. М.: Вост. Лит., 2005. - 350 с. C. 164-188


4. Маханирвана-тантра. Пер.с англ. – М.:Сфера, 2003.

5. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношения с рациональным. / Пер. с нем. яз. А.М. Руткевич. – СПб.: АНО «Изд-во С.Петербург. ун-та», 2008. – 272 с.

6. Пахомов С.В. Тантрическая трибхава. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии (РХГА), 2005, №6, С. 208 - 216.

7. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.
O.N.Erchenkov
Socially-psychological aspects of a phenomenon «parallel sacrality» in the frameworks of the Indian religious-cultural paradigm.
The article is devoted to socially-psychological aspects of a phenomenon

«The parallel sacrality», described in the religious-mystical literature of Hindu Tantricism. Author gives typological analysis of the traditional typological description of variety of religious experience in the Hindu Tantras and makes a conclusion about a phenomenon «The parallel sacrality» as to the form of expression universal mode in religious experience.