birmaga.ru
добавить свой файл

1
Т.Н. Бондаренко


учитель начальных классов, психолог

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

города-курорта Железноводска

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Методическое пособие

Каждый родитель — как только его ребенок появляется на свет — мечтает о том, чтобы он был самым умным, самым способным, самым талантливым.

Одаренность, задатки, способности, талант, как их определить? Откуда берутся способные дети и легко ли быть одаренным ребенком? И чем задатки отличаются от способностей и таланта?

Сначала давайте разберемся, что же такое задатки.


Задатки - это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Задатки могут передаваться по наследству и являются одним из условий успешного развития способностей. На основе одних т тех же задатков могут развиваться разные способности. Например, острота зрения и точность движений лежат в основе способностей и художника и часового мастера. Хороший слух необходим и для успешных занятий музыкой и в работе радиотелеграфиста.

Тогда что же такое способности?

Надо сказать, что удовлетворяющего всех определения этого понятия еще никто не дал, и все имеющиеся вертятся вокруг одного: способности - это такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать какой-либо деятельностью. И если у кого-то способности высоки, то и деятельность им будет выполнена лучше и быстрее. И это понимают все. Но вот дальше возникает вопрос: даются ли способности человеку от рождения, или их можно развить?

На сегодняшний день ученые сходятся в том, что от природы никаких способностей нет. Не развили способности у ребенка - увы, их и не будет. Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности. У всех детей есть задатки, но не все равны в своих способностях. Хотим мы того или нет, но нам приходится считаться с тем, что мы все разные. И раз ребенку дан шанс родиться, значит, у него есть свой творческий потенциал, свои задатки и свои способности. А вот разовьет он их или загубит, во многом зависит от семьи и воспитания.

Бывает так, что у ребенка наблюдаются способности во многих областях – его одинаково сильно тянет и к рисованию, и к танцам. Что же делать в такой ситуации? Обратитесь к психологу. При помощи тестирования психолог определит, в какой же именно области кроется наибольший талант вашего ребенка.

Оценить способности ребенка самостоятельно можно с помощью теста – анкеты, разработанной учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г.Кафом.


Тест – анкета «Способности ребенка».

Оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех 8 описаниях способностей:

5 баллов – данная характеристика особенно подходит ребенку;bottom_03.jpg

4 балла - данная характеристика выражена хорошо;

3 балла - в равной степени как проявляется, так и не проявляется;

2 балла - проявляется, но достаточно редко.



Технические способности

  • Ребенок интересуется разнообразными механизмами

  • Любит конструировать модели, приборы

  • Сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов

  • Может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения

  • Любит и умеет рисовать чертежи и эскизы механизмов

  • Интересуется специальной, даже взрослой технической литературой

Музыкальные способности

  • Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку

  • Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает0301_03_01_n3.jpg

  • Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии

  • Сочиняет свои собственные мелодии

  • Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте

Способности к научной работе

  • Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям


  • Умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя

  • Любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе

  • Часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла разнообразных событий

  • С удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций

  • Не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны

Артистические способности

  • Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениямиs3010342.jpg

  • Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает

  • Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает

  • С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые

  • С удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения

  • Пластичен и открыт всему новому

  • Любит и понимает значение красивой или характерной одежды

Интеллектуальные способности

  • Хорошо рассуждает или мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей

  • Обладает хорошей памятью
  • Легко и быстро схватывает новый школьный материал


  • Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов

  • Любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную

  • Обгоняет своих сверстников по учебе, причем необязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно

  • Гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно

  • Обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам

  • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни

Литературные способности

  • Рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысльлолошоишр.bmp

  • Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное

  • Выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета

  • Изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными

  • Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать рассказ о собственной жизни…

Спортивные способности

  • Энергичен, все время хочет двигаться

  • Смел до безрассудства и не боится синяков и шишек

  • Почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре
  • Неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками


  • Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно

  • Предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню

  • Кажется, что он никогда всерьез не устает

  • Неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает

Художественные способности

  • Не находя слов, или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения

  • В своих рисунках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося

  • Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж

  • Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски

  • Стремится создать произведение, имеющее прикладное значение - украшение для дома, для одежды и т.п.

  • Не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, может критиковать их, приводя вполне разумные доводы

Суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип способностей. Полученную сумму поделите на число признаков способностей (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивные способности, надо поделить на 8). Уже на этом этапе можно установить наиболее выраженную одаренность ребенка. Но на этом работа не заканчивается, теперь необходимо построить график уровня интересов ребенка.

Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите 8 позиций (число способностей). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры – от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида способностей нанесите точки, соединив которые вы получите нужный график. Взглянув на график можно реально оценить перспективы ребенка.

Если случилось так, что линия на графике не имеет пиков – не огорчайтесь. Предлагаемый метод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и не проявляться бурно и ярко.

Эту анкету можно применять для диагностики детей уже с 6 лет, хотя ее точность повышается, когда ребенку исполняется 7 – 8 лет.

С задатками и способностями вроде бы все понятно. Ну а что же такое тогда одаренность?

Это наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Об одаренности можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, умениями, навыками, по успехам и уровню достижений в профессиональном труде.

Психологи выделяют по меньшей мере 8 видов одаренности:

Природная одаренность и выдающиеся способности к какой-либо деятельности – это талант.

Формирование таланта начинается с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду деятельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высокое выявление творчества.

Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо нет. Придет, мол, время – и скрытые способности проявятся сами. И …глубоко ошибаются. Задатки каждый малыш, действительно, получает с рождения, их заложили мама и папа.

Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности. И тогда чадо достигнет успеха: кто-то на поприще учебы, кто-то в науке, технике, бизнесе, игре на скрипке или в шахматы, другим будет дано рисовать не хуже Пикассо, играть на сцене или конструировать. «Подрастет – отдадим малыша в кружок» - строят планы на будущее родители. И делают первую ошибку.

НЕЛЬЗЯ УПУСКАТЬ ВРЕМЯ!

Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни. Именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новый связей. К четырем годам структура мозга сформирована у малыша уже на 90 процентов! Именно поэтому возраст 1.5-4 года – самый эффективный для занятий с ребенком. А уже к 10 - 12 годам, по утверждению психологов, формирование таланта завершается. Именно до этого срока родителям и педагогам предстоит успеть проделать титаническую работу по развитию детей. Ведь способности приобретаются в результате обучения и только в обучении.

А если просто ждать у моря погоды? Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. То, что в 2 – 3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие – нежелание учиться. Поэтому особенно актуально раннее развитие детей.

Если вы хотите вырастить талантливого ребенка, то с раннего детства у малыша должны быть:


  • краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные),

  • пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы,

  • клей,

  • конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)

  • мячи

  • спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)руки.bmp

  • ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)

  • музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)

  • мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года).

Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает? ). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться.



ico1.gif


Игры.

Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг.

Музыка.

Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться - ваше дело. Одно помните - с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга "После трех уже поздно" расходится огромными тиражами, предупреждал - если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам. nota04.jpg

Спорт.

Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?
Телевизор и компьютер.

12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг - вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.a36.gif



Воспитывать неординарного, одаренного ребенка – для родителей не только радость, но и большая ответственность.

Талантливые дети обладают такими особенностями характера и развития, которые делают необходимым повышенное внимание взрослых к воспитанию своего юного дарования.



Воспитывая маленького гения, помните:
  • Неординарные дети обычно обладают хорошей памятью и отличаются способностью долго концентрироваться на одном предмете. Поэтому не проявляйте беспокойства, если Ваш кроха слишком долго (на Ваш взгляд!) уделяет внимание какой-то одной игре (в кубики, паровозик, "в магазин") или возится с одной игрушкой.


  • Одаренный малыш может пытаться решать задачки, рассчитанные на более старших детей. Это могут быть не только математические примеры, но и любые другие интеллектуальные задания или, например, конструирование. Поддерживайте кроху в его стремлении освоить новое, хвалите его за достижения. Однако здесь важно не переусердствовать.

  • Ребенку должны время от времени "случайно" попадаться задания, выполнить которые он не в состоянии. Так он получит опыт преодоления неудачи. Не стоит искусственно "поддаваться" ребенку, допустим, при игре в шахматы: он скорее всего поймет, что Вы сделали это нарочно, тем самым пытаясь обмануть его.00036190.jpg

  • Неординарные дети часто бывают очень чувствительны и ранимы. Эмоциональный мир таких малышей очень богат и разнообразен: приготовьтесь к тому, что ребенок может расплакаться из-за того, что кажется Вам ерундой, будет постоянно жалеть бродячих животных, болезненно сопереживать героям мультфильмов, словом, демонстрировать не вполне привычную, "выше среднего", эмоциональность.

  • Кроме того, талантливые дети часто имеют богатую фантазию. Будьте осторожны: это может привести к возникновению у малыша различных страхов. Поэтому постарайтесь, чтобы ребенок не становился свидетелем ссор между взрослыми, не допускайте просмотра пугающих передач и фильмов. Избыточное воображение крохи может создать даже из случайного эпизода сюжет для пугающего сна или повод для постоянной тревоги.
  • Если Вы чувствуете, что во дворе отношения ребенка с другими детьми не складываются, то эту ситуацию нельзя оставлять без внимания. Если причина в Вашем малыше (возможно, он постоянно демонстрирует свое преимущество, хвастается им, и это вызывает объяснимую зависть сверстников), то постарайтесь обеспечить ребенку общение в полноценном, дружелюбно настроенном коллективе ровесников хотя бы пару раз в неделю. Возможно, помогут занятия в кружках, на курсах или у частного педагога – на пару или в мини-группе с другими детьми.


  • В случае конфликтов ребёнка с учителями и сверстниками оказывайте ему необходимую помощь. Разрешайте эти конфликты путём перевода ребёнка в специальную школу для одарённых детей, где он не будет чувствовать себя на особом положении и легче сможет адаптироваться.

  • Важный фактор, который родителям одаренного ребенка необходимо учитывать, – это стереотипы поведения, обусловленные полом малыша. Наверное, в любой семье мечтают вырастить "настоящего мужчину" или "истинную женщину". Но, если Ваш малыш демонстрирует какие-то неординарные способности, будьте готовы столкнуться с тем, что некоторые черты его характера и привычки окажутся "не соответствующими" поведению, предписанному обществом для ребенка определенного пола. Конкретно это может выражаться в том, что одаренные мальчики часто бывают сентиментальны, чувствительны, склонны к слезам и вообще ко всякому спонтанному проявлению эмоций. То есть "традиционно мужская" сдержанность и даже суровость могут быть не выражены. Девочки же, наоборот, порой демонстрируют как раз "мужские" черты: независимость, целеустремленность, самостоятельность в суждениях. 6.jpg

В то время как сложившийся стереотип женщины подразумевает мягкость, эмоциональность, уступчивость. Что же здесь можно посоветовать? Постарайтесь стимулировать развитие у своего малыша желательных, на Ваш взгляд, качеств, вне зависимости от того, "мужские" они или "женские". И, конечно, поддерживайте и одобряйте своего ребенка таким, какой он есть, не навязывая ему устоявшихся представлений. Вашему малышу, возможно, придется противостоять многим условностям нашего общества, пусть у него всегда будет возможность найти поддержку и безусловное принятие хотя бы в своей семье, от самых близких людей.
  • Уделяйте особое внимание одарённым девочкам, т.к. у многих из них отмечается неуверенность в себе, неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний.


  • Соблюдайте баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощряйте общение одарённого ребёнка со сверстниками, также наделёнными высокими способностями. Это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искажённого представления о собственной исключительности.

  • Не смотрите на своих детей как на потенциальных вундеркиндов, не завышайте требования, чтобы невольно спроецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды.

  • Избавьтесь от страха перед выдающимся интеллектом, не приглушайте и не нивелируйте способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип, пытаясь уберечь необычного ребёнка от конфликтных столкновений с окружающим его миром.

  • Позитивно и внимательно воспринимайте эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживайте их стремление к самостоятельности и независимости.

  • С раннего возраста приучайте одарённого ребёнка «нормально» реагировать на неудачи, способствуйте тому, чтобы он не только принимал участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Считается, что таким образом удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу. Взрослым следует учить таких детей справляться с их завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей.

Талантливых детей по статистике почти 20 процентов. Но лишь единицам из них удается развить по максимуму свои способности.untitled.bmp

Да что там, все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов.


Хотелось бы думать, что каждый родитель сумеет увидеть в своем ребенке черты одаренности, поможет развить их. Потому что нет ничего интереснее и важнее, чем создавать тот климат, в котором расцветает одаренность вашего ребенка.

Литература


  1. Агеева Е. О детской одаренности. «Partner» №№ 9 и 10. 2005.

  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – МН.: «Хэлтон», 1998.

  3. Кашапов Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003

  4. Лейтес И.О. Ранние проявления одаренности. М., 2000.

  5. Матюшкин A.M. Загадка одаренности. М., 1993.

  6. Шпаргалка для родителей./Сост. М.Г.Коляда. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998.

  7. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. М., 1926.