birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тренинг противостояния влиянию из вне.


Цель: ознакомить обучающихся с понятием « выбор», ответственности за свой выбор, осознания ответственности.

«Можно привести верблюда на водопой, но нельзя его заставить пить»

Игра-активатор «Граф Монте-Кристо»

Сейчас мы все встанем в круг, возьмёмся за руки. Этот круг – тюрьма на острове Иф. « Граф Монте-Кристо» встанет внутрь круга. Его задача – сбежать из тюрьмы. Он может использовать любые приёмы (убеждение, хитрость, физическая сила). Но нельзя оскорблять игроков в круге и причинять им вред. Когда « граф» вырывается на свободу, он сам встаёт в круг, а на его место внутри круга мы выберем нового «графа».



Мозговой штурм: Приёмы преодоления давления окружающих и навязывания своей точки зрения, позиции. (Версии записываются).

Ролевые игры.

Кто хочет стать звездой? Несколько актёров, им раздаются роли. Главный герой имеет право применять все способы отказа, имеющиеся на слайде или на доске, за исключением способа №8


Выполняется в парах. Техника «Эмоциональный отказ» Выполняется в парах.

Способы эмоционального отказа

  1. использование я-высказываний

  2. отказ

  3. аргументация

  4. встречное предложение

Ситуации:

1 Вы хотите уйти из этой компании, а друг продолжает занимать вас разговорами. Вы говорите….

2. Вы ловите взгляд привлекательного парня (девушки). Знаете, что он (она). Может быть, интересуется вами. Вы подходите и говорите….

3. Ваш товарищ привёл вас в незнакомую компанию, не предупредив вас. Вы заявляете ему…

4.Парочка сидящая сзади вас в театре, мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Счёт за ремонт вашей обуви на четверть больше вашей расценки. Вы обращаетесь к заведующему службой…

6. Собака вашего соседа пристрастилась метить угол у двери вашей квартиры. Вы подходите к соседу и говорите…

7. В кафе вам подаётся пережарённый бифштекс. Вы говорите официанту….

8. Друг просит вас одолжить ему машину. А вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему…

9. Друг приводит вас в смущение. Рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему…

10. Друг занял у вас деньги, и всё время забывает вернуть. Вы заявляете ему…

11. В компании знакомые уговаривают вас выпить, но вам не хочется. Вы отвечает…

12. В компании знакомые уговаривают вас покурить, уговаривая, что это безвредно. Вы отвечаете….


Способы сопротивления групповому влиянию и манипуляции:

Контраргументация – созидательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы агента влияния.

Конструктивная критика –
обсуждение целей и средств агента влияния и обоснование их несоответствия целям и требованиям адресата.

Психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов ив ситуации принуждения, давления, манипуляции.

Конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору взаимодействия.

Конфронтация осуществляется через последовательность шагов:


  • Заявление о чувствах, которые вызывают поведение агента;

  • Усиление Я – посланник;

  • Выражение просьбы или пожелания;

  • Назначение санкций

  • Реализация санкций.

Уклонение: избегание посещения определённых мест, встреч с определёнными людьми. Попадания в определённые ситуации, которые вызывают нежелательные чувства и реакции или рискованны сами по себе.

Конкретные техники уклонения:

    • Тайм аут: отвлечение внимания на бытовую подробность, физический выход из ситуации под каким-либо предлогом, философский выход из ситуации (риторические вопросы, попытка отшутиться)

    • Сокращение интервалов: перенесение разговора на другое время; установления графика взаимодействия

    • Предотвращение личного взаимодействия

    • Отказ-выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу агента влияния

Конкретные техники отказа:

  • Отказ опасение: Боюсь, что это не возможно
  • Отказ-сожаление: Очень жаль, но я не смогу это сделать


  • Отказ-вынужденность: Другие обстоятельства требуют, чтобы я отказался


Упражнение «Агрессивный контакт»

Выполняется в паре.

Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других?



Форма взаимодействия

Пример

УПС

Опять я критикую?

Сиреневый туман

Возможно, я критично подхожу к делу; Если посмотреть на это с точки зрения развития. То это может быть полезно;

Я-высказывания

Когда меня обвиняют в том. что часто критикую других. Я начинаю переживать о других. Давайте обсудим. Как повлияла моя критика на результат совместной работы

Вы-посыл

Вы с полной ответственностью делаете это утверждение? ( Вы говорите, что можете со всей определённостью указать мне на человека, который утверждает, что я его критикую)

Вам важно

Вам важно, чтобы Ваши сотрудники были корректны?

Гадости на радости

Очень приятно слышать критику в свой адрес

Ширма

Ранее мне ни кто не указывал на это качество

И именно по этому

И именно по этому производительность труда за последний месяц увеличилась в 1,5 раза

Утрирование


Я не только критикую. Но и требую отчёта


Ситуации для упражнения «Агрессивный контакт»:

  1. Мне кажется, у Вас нет перспектив в нашей организации

  2. Почему вам постоянно звонят в рабочее время какие-то посторонние люди? Создаётся ощущение вашей неорганизованности.

  3. Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с руководством.

  4. Почему устраиваясь к нам на работу, Вы не предупредили. Что вы беременны?

  5. Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других?

  6. Ох, и зануда же Вы и это не только моё мнение. Но и мнение всего коллектива.

  7. А Вы вообще кто такие?

  8. Знаете, есть люди гораздо более опытнее Вас в этом вопросе.

  9. У меня нет времени Вас слушать

  10. Почему Вы постоянно подаёте в своих отчётах в своих отчётах искажённую информацию?

  11. Нам, руководству, кажется, что Ваш приход в отдел плохо сказался на взаимоотношениях наших сотрудников.

  12. Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других?

  13. Как ты испортился в этом году

  14. Тебе не кажется, что ты часто опаздываешь?

  15. У меня нет времени тебя слушать

Упражнение « Формы влияния»

Упражнение выполняется в парах. Задача каждого побывать в роли того, кто давит, и того на кого давят. (10 минут) на пару, по 2 минуты на каждого. Варианты выполнения упражнения – накормить партнёра сушками, либо разжать кулак.



  • Аргументация (1х1)

  • Манипуляция (позиция сверху со вторым участником)

  • Внушение (статус) на какие формы влияния реагирует?

  • Заражение (толпа)

  • Принуждение (безысходность) жёсткая форма манипуляции, внутреннее сопротивление. Не действенно

Вопросы: Какие формы наиболее действенны? В каком случае? (реклама Клинского: « Кто идёт за Клинским?». «Ты какую будешь кашу? Я прейду утром. Во сколько прийти. В 10 или в 11?).


Энергизатор: «Слоники-обезьянки - пальмы».

Группа делится на тройки. Когда ведущий показывает на одного из членов группы и произносит одну из фраз « слоники», «уточки», «пальмы», тот на кого указал ведущий, оказывается в центре, а двое соседей слева и справа присоединяются и все трое рядом стоящих изображают предложенное слово. При изображении слоника, тот, кто находится в центре, показывает хобот, а соседи двумя раскрытыми руками изображают уши, приставив руки к телу того, кто оказался в центре. При изображении пальмы. То кто находится в центре стоит с поднятыми вверх руками, а соседи симметрично отклоняются в противоположные стороны, с приподнятой вверх рукой. При изображении обезьянки, тот, кто в центре изображает, как обезьянка поедает банан. А те, кто по бокам «чешут» мартышку.



Механизмы влияния референтной группы:

Для справки:

Убеждение (аргументация) высказывание и обсуждение аргументов (доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения индивида к данному решению или позиции:

Внушение – сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу людей имеющее своей целью изменение изменение их состояния, отношения к чему – либо и создание предрасположенности к определённым действиям.

Заражение – передача (как произвольная, так и непроизвольная) своего состояния, или отношения другому человеку или другой группе, которые перенимают это состояние или отношение.

Внушение отличается от заражения тем. что в первом случае инициатор влияния сам находится в одном состоянии, а у адресата (чаще адресатов) влияния производит другое состояние. Заражение подразумевает, что инициатор сам находится в том состоянии, которое он воспроизводит в других людях. Внушение отличается от заражения ещё и тем, что это одностороннее направленное воздействие. А не спонтанная тонизация состояния группы. Внушение, как правило, носит вербальный характер. А заражение может использовать и невербальные средства.


Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определённых состояний, принятию решений и /или выполнению действий. Необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Принуждение (давление) – склонение человека к выполнению определённых действий с помощью санкций или угрозы их применения. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия.

Психологи утверждают, что особенно усердствуют в процессах группового давления те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем самым пытаются, с одной стороны продемонстрировать преданность группе, с другой – подстегнуть самих себя на неправедное общее дело.

Распространённые сценарии влияния на подростка в группе с целью вовлечения его в употребление психоактивных веществ.

«Брать на слабо»

« Если ты настоящий пацан, то ты сделаешь это…» « Не будь трусом» « Что слабак?» - традиционные формулы данного метода манипуляции.



«Хвастовство и зависть»

Друзья хвастаются о своих (часто воображаемых) пробах курения, наркотиков, сексуального опыта. Вызывая тем самым чувства неполноценности, зависти и стремление как можно быстрее сравняться в опыте.



«Авторитет»

Подростки особенно склонны поддаваться влиянию со стороны старших по возрасту, лидерам группы «авторитетам». Даже если предложение совершить некоторый поступок или принять точку зрения, не подкреплено ни чем, кроме символов власти.



« В угаре пьяном…»

Часто первая проба наркотиков происходит в хмельной компании, когда возбуждённый и утративший осторожность подросток без нажима со стороны окружающих залихватски соглашается попробовать, то, что ему предложили.


«Любовный шантаж»

Чаще всего используется юношами по отношению к девушкам для склонения к сексуальным отношениям. Но может выступать и как сценарий вовлечения в употребление наркотиков. Условием является влюблённость девушки в парня. Юноша предлагает девушке совершить желаемое им действие в качестве доказательства своих чувств или угрожая разрывом отношений.


«Бесплатный сыр»

Дорогостоящее вино, (водка, коньяк) и недорогие наркотики могут, предложены подростку бесплатно « по доброте душевной». Часто подростку трудно удержаться от соблазна попробовать «на халяву». Он не усматривает за этим истинные мотивы - приучить к употреблению и тем самым расширить рынок сбыта.



« Для храбрости»

Алкоголь и наркотики предлагаются перед некоторым действием, требующим преодоления (притупления) чувства страха, нерешительности, застенчивости.


Приёмы отказа от предлагаемых наркотиков

1.Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с нами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

2.«Перевести стрелки»: сказать, что Вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они назойливы?

3.Сменить тему: придумать что-нибудь ещё; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приёмом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на дискотеку или ещё что-нибудь..)

4.«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз…

5.«Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать. Чем вредны, табак, алкоголь. Наркотики).

6.Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать своё право иметь собственное мнение. Это будет свидетельствовать о твёрдом характере.

7.Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случиться белая горячка, заблеем гепатитом и т.д.)

8.Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определённое время могут предложить наркотики, просто обходить их стороной.


Как вы думаете, какие из этих приёмов эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать?

Игра-активатор «Граф Монте-Кристо»

Сейчас мы все встанем в круг, возьмёмся за руки. Этот круг – тюрьма на острове Иф. « Граф Монте-Кристо» встанет внутрь круга. Его задача – сбежать из тюрьмы. Он может использовать любые приёмы (убеждение, хитрость, физическая сила). Но нельзя оскорблять игроков в круге и причинять им вред. Когда « граф» вырывается на свободу, он сам встаёт в круг, а на его место внутри круга мы выберем нового «графа».



Мозговой штурм: Приёмы преодоления давления окружающих и навязывания своей точки зрения, позиции. (Версии записываются).

Ролевые игры.

Кто хочет стать звездой? Несколько актёров, им раздаются роли. Главный герой имеет право применять все способы отказа, имеющиеся на слайде или на доске.

Как отстаивать своё мнение

Отстаивая свою позицию люди, ведут себя по разному. Чаще всего используется четыре вида поведения: пассивное, агрессивное, неагрессивное отстаивание своего мнения, манипулирование.



Пассивное поведение–это стремление « сдаться без боя». Попытка уйти от ответственности за ситуацию, не делать ни чего, лишь бы избежать конфронтации, или просто игнорирование конфликта. Пассивный человек предоставляет окружающим право решать за него и вместо него. Поэтому он редко добивается желаемого. Пассивность порождает ощущение ощущение слабости и неопределённости препятствий для достижения цели.

Агрессивное поведение – это попытка добиться чего-либо, во что бы то ни стало. Не стесняясь в выражениях и не разбираясь в средствах. Агрессивный человек кричит, обязывает собеседника, проявляет излишнюю требовательность и не соглашается ни на какие уступки. Его собеседник чувствует себя оскорблённым. Агрессивное поведение, как правило, вредит отношениям. Людей раздражает излишняя требовательность.

Постоять за себя, настаивать на своём мнении можно и неагрессивно. Неагрессивное отстаивание своего мнения – это поведение, позволяющее защищать собственные интересы. Постоять за себя, выражать своё мнение честно и открыто, уважая чувства окружающих.


Вопрос: В каких ситуациях нелегко честно и открыто высказывать своё мнение? Запиши одну ситуацию

В чём выражается пассивное и агрессивное поведение в этой ситуации?



Агрессивное поведение – это…

Пассивное поведение – это…

Отстаивая своё мнение я…



Анкета

1.Теряешь ли ты терпение (взрываешься), если тебе не удаётся добиться своего

-да

-нет


2.биваешься ли ты своего любыми средствами, включая излишнюю настойчивость и словесные оскорбления собеседника?

-да


-нет

3.Грозишь ли ты, собеседнику добиваясь согласия?

Да

Нет


4.Предпочитаешь ли ты, чтобы события шли своим чередом, проблемы решались сами собой

-да


-нет

5.Думаешь ли ты то же. Что и окружающие, даже, если тебе лично это и не нравится?

-да

-нет


6.Боишься ли ты высказывать собеседнику то, о чём думаешь открыто?

-да


-нет

Интерпретация:

Если ты ответил « да» на один-два или на все вопросы под номерами 1-3, то ты вероятно, несколько агрессивен. Если ты ответил «да» на один-два или на все три вопроса под номерами 4-6, ты, вероятно, немного пассивен.



Правила неагрессивного отстаивания своего мнения

Вербальные навыки неагрессивного отстаивания своего мнения

1. Реши, чего ты хочешь, и скажи об этом прямо. Помни. Что если ты не вполне знаешь, чего хочешь, то на тебя легко влиять (давить).

2.Выскзаывай свою позицию. Реакцию на просьбу или требование собеседника вежливо. Например: « Нет. Спасибо. Я не хочу…»

3. Объясняй свою позицию, оправдывай свои требования или чувства.

« с меня хватит, ещё немного, и…»

4.Учитывай и уважай чувства собеседника, не забудь поблагодарить. Например: « спасибо за предложение, но…»

5. Тон голоса. Не мямли и не шепчи. Говори уверенно, громким спокойным голосом.

Невербальные навыки неагрессивного отстаивания своего мнения

6.Взгляд. Смотри в глаза собеседнику. А не в пол. Не отводи глаз в сторону

7.Мимика. Выражение лица должно соответствовать тому. Что ты говоришь.

Например, не улыбайся. Говоря собеседнику, что злишься.

8.Поза. Старайся выглядеть спокойным и расслабленным. Не переступай с ноги на ногу, иначе собеседнику будет казаться, что ты в себе не уверен.

9. Жесты. Держи руки свободными и спокойными. Избегай жестов у лица, например: почесывания носа, прикрывания рукой рта, а также сжимания кулаков и скрещивания рук на груди.

Разделите доску на две колонки. Одну колонку озаглавьте "причины пассивного поведения", а вторую "преимущество неагрессивного отстаивания своего мнения".

Задайте классу вопрос: "Почему подростки иногда не настаивают на своём и не выражают свое мнение честно и открыто?"

Запишите ответы на доске.

Например: не хотят спорить (ругаться); не хотят устраивать сцену (скандал); считается,

что девочки должны быть более мягкими и покладистыми, чем мальчики; не хотят обидеть

собеседника; не хотят выглядеть глупо; могут убедить самих себя, что все это не так и важно.

Попросите класс привести примеры преимущества неагрессивного отстаивания своего мнения. Задайте вопрос: "Чего могут добиться подростки, будучи не агрессивными, а настойчивыми?" Выслушайте все ответы.

Запишите ответы во второй колонке.

Например: повышение вероятности получения того, чего хочешь; сам о себе становишься

лучшего мнения; заслужишь уважение окружающих.

Выберите всем классом несколько типичных ситуаций, в которых подросткам нелегко открыто и честно, высказывать свое мнение и настаивать на нем, из числа записанных ранее на доске. Подчеркните их. Разделите класс на три группы. Предложите группам использовать любую из подчеркнутых ситуаций для ролевых игр. Скажите, что, кроме участников игр, в каждой группе должен быть избран один ученик "наблюдатель".

Задача "наблюдателя" фиксировать наиболее эффективные вербальные и невербальные приемы неагрессивного отстаивания своего мнения участниками во время ролевых игр. Пусть "наблюдающий" записывает приемы в тетрадь. Задание 21 "Ролевые игры".

Попросите каждую группу проиграть несколько вариантов одной и той же ситуации с различными диалогами и разнообразными приемами неагрессивного отстаивания своего мнения, т.е. сыграть несколько ролевых игр. Пусть каждая группа по окончании ролевых игр, воспользовавшись записями "наблюдателя", в результате обсуждения выберет наилучшую технику, наилучшие приемы.

Попросите группы по очереди рассказать о ролевых играх, задав следующие вопросы:

1. Как себя чувствовали ученики, неагрессивно отстаивавшие свое мнение?

2. На какие вербальные приемы обратил внимание наблюдатель?

3. На какие невербальные приемы обратил внимание наблюдатель?

4. Какие приемы оказались наиболее эффективными?

Завершите урок, подведя итоги ролевых игр и подчеркнув необходимость

учиться неагрессивному отстаиванию собственного мнения.

Предложите учащимся сформулировать вывод урока.

Пример вывода: Неагрессивному отстаиванию своего мнения можно и нужно учиться.