birmaga.ru
добавить свой файл

1
Ким М.Н.


Терминология

1) СИСТЕМАТИЗА'ЦИЯ, и, мн. нет, ж. (книжн.).

Действие по глаг. систематизировать. С. полученных материалов. С. опыта. С. наблюдений.

СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, рую, руешь, сов. и несов., что (книжн.).

Привести (приводить) в систему (см. система в 1 знач.). С. данные опыта. С. знания. С. материалы.

(Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.)

2) - ТАКСОНОМИЯ [taxonomy] - теория и результат классификации и систематизации сложных систем, обычно иерархической структуры. Выделенные для исследования элементы и группы объектов, подсистемы называются таксонами. Иногда термин "Т." отождествляется с близким к нему термином "кластер-анализ".

(Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.)

- ТАКСОНОМИЯ (греч. taxis - расположение по порядку; nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение (объекты биологии, географии, геологии, языкознания, этнографии, риторики и т.д.). Кардинальным понятием Т. является классификация (иногда термин "Т." метонимически определяется как "классификация"). Т. как наиболее значимый раздел систематики (греч. systema - целое, составленное из частей) требует установление таксономических рангов, т.е. выполнение процедуры правильной градации, предусматривающей последовательное включение класса в класс (иначе: предполагает классификацию предметов, явлений или категорий по какому-либо признаку или принципу и исследует вопросы объема и взаимного отношения соподчиненных групп или категорий). Таксономические, или систематические, категории - понятия, применяемые в Т. для обозначения соподчиненных групп объектов - таксонов. Таксон - группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков. Таксономические схемы делятся на одномерные и многомерные. Идеальными являются одномерные таксономические схемы, строящиеся на основе одного классификационного критерия. Многомерные таксономические схемы учитывают группу признаков при классификации объектов. Т. непосредственно связана с типологией (греч. typos - отпечаток, образец; logos - слово, учение) - научным методом, в основе которого лежит структурирование систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, или типа (см. Классификация, Типологизация).


(Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)

- Таксономия - в лингвистике - метод исследования языка, основанный на систематизации языковых факторов путем вычисления в тексте лингвистических единиц и изучении их свойств в зависимости от их порядка и распределения.

(Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру)

- Таксономия - в биологии - теория научной систематики и классификации, раздел систематики, учение о соподчинении таксономических категорий.

(Словарь по естественным наукам. Глоссарий.ру)

3) - КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis - разряд и facere - делать) - распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики (отрасли производственной и социальной сферы), классификация налогов (косвенные, прямые), классификация товаров (потребительские товары длительного и текущего пользования, продовольственные и промышленные); классификация основных средств (здания, сооружения, машины и оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инструмент, продуктивный скот, многолетние насаждения).

(Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический

словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.)

- Классификация - условное распределение всей совокупности живых организмов по иерархическим соподчиненным группам в соответствии с какими-либо общим признаком или признаками. Широко применяются хозяйственные и экологические признаки классификации.

(Словарь по естественным наукам. Глоссарий.ру)

- Классификация, логический прием, основанный на логическом делении понятия и употребляемый в эмпирических науках для распределения предметов на роды и виды.


(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

- Классификация - система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека:

- составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними;

- позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знаний о них.

818 - группа + Facere - делать

(Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру)

- КЛАССИФИКАЦИЯ [classification] - 1. Отнесение объектов, элементов некоторого мноэюества к тому или иному классу (подмножеству, элементы которого характеризуются неким существенным признаком или группой существенных признаков).

2. Результат этого процесса.

Существенный признак, по которому проводится К., называется ее основанием или критерием. Полученные в результате К. сведения об объекте называются номинальными данными. По своему смыслу К. представляет собой систему с иерархической структурой.

Традиционно К. в естественных и технических науках подчиняется строгим правилам: а) в одной и той же К. применяется только одно основание; б) сумма подмножеств (классов) должна равняться классифицируемому множеству; в) ни один элемент одного подмножества (класса) не должен одновременно входить в другое подмножество (правило взаимоисключения); г) К. должна быть последовательной (включать все ступени иерархии без "перескакивания" через некоторые из них).

Однако К. в общественных науках не всегда подчиняются приведенным правилам: они не имеют, напр., исчерпывающего характера, предусмотренного правилом б), границы между классами в них размыты, неопределенны; критерии К. в них, как правило, являются многомерными (одни и те же характеристики могут быть свойственны разным классам и различия между ними прослеживаются лишь в совокупности характеристик, через их различные комбинации, приоритеты и соотношения). Здесь также более важен, чем в естественных науках, исторический аспект: постоянное взаимопересечение, изменение, возникновение и отмирание классов и самих классифицируемых явлений.


В настоящее время быстро развиваются математико-статистические методы автоматической К. объектов с помощью ЭВМ. В их основе лежит анализ информации о каждом объекте, которая вводится в вычислительное устройство, и определение на ее основе в соответствии с принятым решающим правилом его принадлежности к тому или иному классу. См. Распознавание образов.

(Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.)

- Классификация - в информационном поиске - процесс распределения документов по категориям.

(Словарь по естественным наукам. Глоссарий.ру) - КЛАССИФИКАЦИЯ (лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) -многоступенчатое деление логического объема понятия (логика) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы (объекта), а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект, владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур.

В так называемой описательной науке К. выступала итогом (целью) познания (систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных.


Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее "идеи" этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. "идея" типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием, но класс естественной К. должен иметь смысл, соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи.

(Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)

- КЛАССИФИКАЦИЯ \аси\ и, ж. (книжн.).

1. Действие по глаг. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы, отделы, разряды и т. п. К. растений. К. минералов. К. наук.

(Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. К Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.)
ТАКСОНОМИЯ, ТАКСОЛОГИЯ (от гр. taxis и nomos — за­кон) — теория, учение о клас­сификации, систематизации сложноорганизованных облас­тей действительности с иерар­хической структурой (органи­ческий мир, объекты геологии, географии, язык и др.) // прил. таксономический.
(Краткий словарь современных понятий и терминов)

ТАКСОНОМИЯ, исследование языка, имеющее целью классификацию (систематизацию) языковых фактов. В основе Т. Лежит процедура вычленения в тексте лингвистических единиц и изучения их свойств через изучение их порядка и распределения .Т. оперирует категориями класса элементов и типа отношений между элементами и классами. Традиционная лингвистика является преимущественно таксономической. Таксономическому подходу противопоставляется генеративный (порождающая грамматика). Иногда Т. Понимается как группировка конкретных грамматических категорий (сходных в разных языках) в одну обобщенную категорию. (Большая советская энциклопедия. Т. 25. М., 1976. с. 646. ).

Таксономия. Наука о классификации сложных объектов действительности (живой природы, строения Земли, этнических общностей, языка и др.).

(Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь).
Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-рус. Толковый словарь концепций и терминов. М., 2004. – 416 с.

масс-медиа, средства массовой информации. Обосновывая

значение термина, коммуникативистика исходит из того , что многие особен­ности массовых средств информационных связей исторически связаны с раз­витием культуры и социальных отношений в условиях рыночного производства на базе индустриального прогресса, создавших объективные предпосылки для превращения информации в продукт купли-продажи в формах дешевого и популярного товара, наделенного тремя основными функциями: развлекатель­ность, распространение новостей о текущих событиях и рекламирование нови­нок торговли и услуг. Благодаря этому процессу, начавшемуся в XIX веке, в XX столетии пресса, радио, кино, телевидение и другие СМИ, рассчитанные на широкую аудиторию, органически сопрягаются с различными тенденция­ми, пружинами и структурами развития общества, способствуя его модерниза­ции и целостности. Качественные сдвиги в развертывании этого процесса наблюдаются во второй половине XX века, когда в атмосфере электронно-ком­пьютерной революции происходит усиленная концентрация и монополизация информационных средств, обретающих значение движущих факторов разви­тия коммерциализированной массовой культуры в глобализирующихся мас­штабах (см. выше mass culture). Некоторые исследователи видят в этом путь к планетарной демократизации общественных отношений, но им возражают противники монополизации информационного капитала в лоне крупного част­ного бизнеса, полагающие, что это противоречит общественной природе и предназначению информационных средств связи. К современным масс медиа коммуникативисты относят — прессу (газеты, журналы, книги), радио, теле­видение, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи различных текстов, а также различные формы новейших телекомпьютерных систем и мультимедий­ных устройств, ибо всем им присущи объединяющие их качества (обращен­ность к массовой аудитории, относительная доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения предназначенной им информации). Опора на эту атрибутику позволяет определять СМИ как форму социального взаимодействия посредством информационных сообщений. Рас­крывая суть этой дефиниции, Дж. Гербнер и другие представители и последо­ватели Анненбергской школы (см. Annenberg school) указывают на факты глу­бокого и разностороннего воздействия СМИ на современное общество, срав­нивая его с влиянием церковных институтов. Особо выделяется телевидение. Активность и всепроницаемость его воздействия на формирование сознания, психологии и образа жизни современных людей уподобляется культовой дея­тельности "нового электронного духовенства" (new electronic priesthood), рас­пространяющего мифы и легенды, легко воспринимаемые в аудиовизуальных формах, не требующих специального уровня грамотности. Существенным фактором (и стимулятором) для развития этого процесса считается представле­ние информации в интегрированных развлекательно-ритуализированных фор-Мах, которые тоже сравниваются с церковными службами, поскольку телеви­дение рассматривается как "флагман индустриализированной массовой культуры", выступающий в роли соперника древних религий в качестве "поставщика систематизированных моделей символов" — новостей и развлечений, которые возбуждают чувства в национальных и глобальных общностях по отношению и к реальности, и к ценностям. В работах Гербнера и его школы, а также в исследованиях многих других представителей социологического направления в современной коммун и кати вистике, ведущихся в разных странах мира, выяв­ляются органические связи между "электронным духовенством" и электрон­ным маркетингом в условиях бурного развития основных отраслей медиаинду-стрии, их конвергенции, монополизации и глобализации — процессов, веду­щих к "перекрестно-медийному синергизму" {cross-media synergy) консолиди­рующихся рыночных сил и концентрации власти крупных корпораций, заин­тересованных более всего в получении коммерческих выгод, а не в развитии гуманитарно-культурных функций СМИ. (12), (31), (62, 39), (65, 173-194), (143, 13-17), (231), (251), (262, 103-105), (321, 351).


Аудитория [лат. auditor - слушатель] (в социальной психологии) - группа, воспринимающая речь. Обычно А. представляет собой пространственно размещенную малую группу, объединенную взаимодействием с коммуникатором в процессе смыслового восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их числом. Традиционно различают "прямоугольную" и "круговую" схемы размещения. Частный случай прямоугольного размещения - трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей располагается непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом (типа "круглого стола") расположении слушатели общаются друг с другом, видя реакцию на свои сообщения, поскольку все члены группы находятся в поле их зрения. При прямоугольной или трапецеидальной форме размещения группы внимание ее членов сосредоточивается на коммуникаторе. А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и в принципе более внушаема, в сущности, она образована совокупностью малых групп. А.А. Брудный

(Социальная психология. Словарь/ Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.)

Аудитория, лат. 1) зал для слушания лекций.-2) Слушающая публика. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Аудито'рия, и, ж. [от латин. auditorium - место для слушания].

1. Комната в высшем учебном заведении, в к-рой читаются лекции; также специальное

помещение для публичных чтений в общественных зданиях. 2. перен., собир. Слушатели

лекции доклада. Оратор был встречен аплодисментами аудитории.

(Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. К Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов.

энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.)

Аудитория - специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Термин широко используется в методике социологических исследований, прежде всего, направленных на изучение средств массовой информации, эффективности их воздействия на различные группы людей (социальные и профессиональные группы, коллективы), эффективности любого идеологического или рекламного воздействия на те или иные социальные общности (например, в предвыборной кампании), на формирование общественного мнения.


Учет особенностей А. - необходимое условие успешного проведения ее исследования. Обычно считается возможным и необходимым эмпирически фиксировать два ряда признаков А., называемых объективными и субъективными относительно целей и задач исследования: А) внутренняя структура А., которая не зависит от конкретного средства массовой информации или идеологического воздействия. К таким признакам относят социально-демографические характеристики: возраст, пол, социально-профессиональная структура, место жительства, семейное положение, уровень образования. К подобным независимым признакам можно отнести структуру материальных и духовных потребностей изучаемой общности, степень подготовки к восприятию того или иного материала, типы восприятия и т.п.

Б) субъективное отношение А. к рекламе, СМИ в целом, конкретному носителю информации. Это отношение непосредственно проявляется в оценке того или иного средства информации или идеологического воздействия, установках на восприятие информации из того или иного источника, например, пропагандистского воздействия того или иного кандидата на выборщиков.
коммуникации как массовой культуры; как субъект гражданского воздействия и контроля за

деятельностью СМИ.

М.В. Батурчик

(Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н.

Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.)

Масс-медиа = Средство массовой информации.

Средство массовой информации - средство распространения информации,

характеризующееся:

-1- обращенностью к массовой аудитории;

-2- общедоступностью;

-3- корпоративным характером производства и распространения информации.

К средствам массовой информации относятся:

- пресса, радио, телевидение;

- кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;

- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

- домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.).

М. как познавательный приём неотделимо от развития знания. По существу, М. как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Однако в отчётливой форме (хотя без употребления самого термина) М. начинает широко использоваться в эпоху Возрождения; Брунеллески, Микеланджело и другие итальянские архитекторы и скульпторы пользовались моделями проектируемых ими сооружений; в теоретических же работах Г. Галилея и Леонардо да Винчи не только используются модели, но и выясняются пределы применимости метода М. И. Ньютон пользуется этим методом уже вполне осознанно, а в 19-20 вв. трудно назвать область науки или её приложений, где М. не имело бы существенного значения; исключительно большую методологическую роль сыграли в этом отношении работы Кельвина, Дж. Максвелла, Ф. А. Кекуле, А. М. Бутлерова и других физиков и химиков -именно эти науки стали, можно сказать, классическими "полигонами" методов М. Появление же первых электронных вычислительных машин (Дж. Нейман, 1947) и формулирование основных принципов кибернетики (Н. Винер, 1948) привели к поистине универсальной значимости новых методов - как в абстрактных областях знания, так и в их приложениях. М. ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе. Единая классификация видов М. затруднительна в силу многозначности понятия "модель" в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (т. е. по средствам М.); по характеру моделируемых объектов; по сферам приложения М. (М. в технике, в физических науках, в химии, М. процессов живого, М. психики и т. п.) и его уровням ("глубине"), начиная, например, с выделения в физике М. на микроуровне (М. на уровнях исследования, касающихся элементарных частиц, атомов, молекул).