birmaga.ru
добавить свой файл

1
Анекдот в структуре рассказов Елина Пелина

Терешкова Александра Александровна

Студентка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

В современном литературоведении анекдот - короткий устный рассказ о вымышленном событии злободневного бытового или общественно-политического содержания, с шутливой или сатирической окраской и неожиданной остроумной концовкой.

В этом значении термин начал употребляться относительно недавно, примерно со второй половины XIX в. «Анекдот» - слово греческого происхождения, которое дословно переводится как «неизданное» и впервые появляется в Византии примерно в V – VI вв. н.э. для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее этим словом называют короткий, нередко нравоучительный рассказ о необычном событии, происшествии из жизни исторического лица.

Существует масса критериев, с помощью которых можно строить самые разные классификации анекдотов. Например, анекдоты могут быть национальными (причем в каждой стране они, естественно, имеют свою собственную классификацию) или профессиональными (и тогда их понимание требует дополнительных знаний). Также анекдоты можно классифицировать по тем сферам жизни человека, которые в них затрагиваются.

Кроме вполне традиционных классификаций анекдотов, существует и масса других, более специфических. Так, некоторые исследователи данного жанра выделяют анекдоты мужские, женские и детские.

Традиционный анекдот должен быть смешным, хотя это совсем не обязательно. Таким образом, особняком стоят «абстрактные» анекдоты и анекдоты, в основе которых лежит так называемый «черный юмор».

Традиционный анекдот анонимен, однако сейчас все большую популярность приобретает авторский анекдот.

Форма анекдота не имеет значения. Главное — анекдот должен рождать смех.

Определить с полной уверенностью границы анекдота весьма затруднительно, так как он видоизменяется с течением времени и вообще очень восприимчив к новым веяниям и тенденциям. Однако все же он имеет ряд характерных черт: это прежде всего – лаконичность, сконцентрированность, быстрота действий, неожиданная развязка, острая социальность и злободневность (что оказывает естественное влияние на выбор самих сюжетов), отсутствие рассказчика, вывод героев на первый план. Существуют вполне определенные наборы возможных героев анекдотов, причем они должны быть знакомы и понятны всем носителям данной языковой культуры, а сами герои могут меняться с течением времени. Наконец, анекдот всегда должен иметь двухчастную структуру: завязка, рассказ о каком-либо событии или происшествии, диалог персонажей - и затем неожиданная развязка, в которой вся «соль» анекдота.

Кроме того, в собственно речевой организации анекдота мы выделяем ряд специфических черт. Прежде всего, это преимущественное употребление настоящего времени (а также, при определенных условиях, прошедшего времени глаголов совершенного вида в результативном значении). Типичное начало анекдота – предложение, начинающееся глаголом в настоящем времени, за которым следует подлежащее, а затем – все второстепенные члены предложения. Очень часто герои анекдотов могут обладать и индивидуальными речевыми характеристиками, которые сами по себе порождают комическую ситуацию и становятся объектом насмешки.



Многие из перечисленных выше характеристик данной формы (анекдота) нашли свое блестящее воплощение в произведениях одного из самых ярких и талантливых болгарских писателей первой половины ХХ века Елина Пелина, который внес огромный вклад в развитие жанра рассказа ( сборники «Рассказы» 1904 и 1911 годов) .

В основе многих своих произведений («На том свете», «Братья», «Несчастие», «Весенние миражи» и др.) болгарский классик с успехом использует народный анекдот, и это оказывает существенное влияние на их структуру, на все основные уровни организации текстов, а именно: на композицию рассказов, выбор сюжетов и средств выразительности, изображение персонажей, их поведение, особенности их речи, лексический состав текстов и синтаксические конструкции.