birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема: Пустыня


Цель урока: показать особенности природы пустынь по карте установить расположение пустынь по отношению к степям, выявить внешние различия пустыни и степи; учить устанавливать связь между природными элементами: высотой солнца и температурой, осадками и растительностью, растительным и животным миром, показать особенности растений и животных пустынь; развивать мышление детей, учить сравнивать, анализировать обобщать, активизировать познавательную деятельность.
Оборудование: карта природных зон, картины и рисунки растений и

животных, гербарии пустынных растений.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока

- У нас сегодня необычный урок потому, что присутствуют гости. Мы посмотрим передачу « В мире, интересного» из которой узнаем о (новой) природной зоне, о животном и растительном мире этой полосы. Узнаем (как меняется) климат этой зоны и почему там беден растительный мир.

II. Проверка домашнего задания. Что было задано? ( повтор)


  1. Работа с карточками (3 уч.)

  2. Работа у карты ( 1 уч.)- зону степей.

  3. Найди растения степной полосы и докажи.

  4. Индивидуальная работа слабых в тетради.

  5. Фронтальный опрос.

- с какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- где расположена степная полоса (к югу от лесной, ближе к экватору)

- покажите зону степей на карте.

- почему степь называют житницей России?

- какие культурные растения возделывают в степях?

6. Ответы учеников. ( по карточкам)

- чем степь отличается от леса?

- каковы особенности растений степей?

- какие особенности наблюдаются у животных степей?

7. Проверка учеников у карты.

8. (Угао) Подумайте! О каком растении идёт речь?

Длинные корни, узкие свернутые вдоль листья.

Цветок невзрачный, собран в редкую метелку. К цветку


прикреплены длинные пушистые и легкие перья.


  1. Вывод: Почему в степи лето жаркое?

Какие корни у растений? Почему?

Сообщение новой темы.

III
. Подумайте! Почему про эту зону так говорят?

  1. «Если птица пролетит, над ней, то опалит свои крылья, если пробежит зверь, то обожжёт лапы, когда человек идёт через неё, то теряет ноги»

- Почему? Эта природная зона называется «Пустыня».


  1. Сообщение (коротко)

Вы правы ребята. Лето здесь жаркое.

IY. А сейчас мы посмотрим передачу « В мире интересного!»

В этой передаче принимают участие учёные: климатологи

– почвоведы, зоологи, ботаники, экологи.

Они познакомят нас с особенностями этой природной зоны.

1) 1. Климатолог – почвовед.

- Работа с картой (Где находится зона? Реки. Каракумы, Аральское море)

Вывод: Что вы можете рассказать о расположении пустыни?

(южнее степей, ближе к экватору).

2) 2. Климатолог – почвовед ( климат, почва)

Вывод: Какое самое золотое время в жизни пустыни? (весна – апрель)

3) Ботаники – растения пустыни ( саксаул, полынь)

(показ гербария)

4) Зоологи – животные пустыни. (верблюд, Антилопа – джейран, Варан)

Каковы особенности животных пустыни?

Спасибо учёным, которые познакомили нас с особенностями животного и растительного мира пустыни.

5) Чтение текста учебника с предварительным заданием

- А теперь вы сами внимательно прочитайте статью о пустыне.

- Какие растения ещё растут, кроме тех, о котором вы узнали.

- Какие ещё животные живут в пустыне?

6) Вывод: Работа по картине «Каракумы»

- К какой зоне она относится?

- Почему так считаете?


Вы сами уже сделали вывод. Беден растительный мир.

Y. Сравнение нашей зоны и пустыни.

- В какой полосе находится наша область? Кто знает где она на карте?

- Какие растения растут у нас?

- Какие животные, названные нами обитают на территории нашего района?

- Какой климат у нас?

Вывод: Мы относимся к зоне пустынь и полупустынь.

YI. Охрана природы. ( эколог)

YII. Подумайте!

Решите задачу, найдите ошибки и исправьте их.

Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, охотники едва добрили до большой реки.

Здесь они утолили жажду, мучившую их и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать. «Что же делать дальше?»

Наконец сообразили: построили из саксауловых бревен плот и благополучно достигли на нём ближайшего селения.

Ошибки: тигры, верблюды за 3 дня не могли пасть, саксаул без листьев, стволы корявые и из них нельзя сделать плот, древесина саксаула тяжёлая и плот сразу пойдёт ко дну.

YIII. Вывод: Оценки.

IX. Д/з. Узнать из журналов и газет о состоянии Аральского моря. Что делается для его спасения?