birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Текст 103

Реальность религиозного опыта
103:0.1Все истинно религиозные реакции человека поддерживаются ранним служением духа-помощника почитания и контролируются духом-помощником мудрости. Первое сверхразумное дарование человека есть вовлечение личности в контур Святого Духа Вселенского Творческого Духа; задолго до пришествий божественных Сыновей или пришествия Настройщиков ко всем людям это влияние уже действовало, чтобы расширить взгляды человека на этику, религию и духовность. После пришествий Райских Сыновей освобожденный Дух Истины вносит большой вклад в увеличение человеческой способности воспринимать религиозные истины. По мере продолжения эволюции в обитаемом мире Настройщики Мысли принимают все большее участие в развитии высших типов человеческого религиозного понимания. Настройщик Мысли – это космическое окно, сквозь которое творение может благодаря вере мельком увидеть достоверные и божественные качества безграничного Божества, Отца Всего Сущего.
103:0.2Тяготение человеческих рас к религии является врожденной; они проявляются повсеместно и, по-видимому, имеют естественное происхождение; примитивные религии в своем генезисе всегда эволюционны. По мере продолжения развития естественного религиозного опыта периодические откровения истины прерывают ход планетарной эволюции, который в противном случае был бы медленным и плавным.
103:0.3Сегодня на Урантии существуют четыре вида религии:
1. Естественная, или эволюционная религия.
2. Сверхъестественная религия, или религия, данная откровением.
3. Практическая, или современная религия, различные степени смешения религий естественных и сверхъестественных.
4. Философские религии, созданные человеком или философски продуманные теологические доктрины и религии, сотворенные рассуждением.
1. Философия религии

103:1.1Единство религиозного опыта в среде социальной или расовой группы происходит от идентичной природы частицы Бога, пребывающей в индивидууме. Именно это божественное в человеке и порождает его бескорыстную заинтересованность в благополучии других людей. Однако поскольку личность уникальна – не существует и двух одинаковых смертных, – из этого неизбежно следует, что нет и двух человек, способных дать одинаковое толкование призывов и побуждений божественного духа, который живет в их разуме. Группа смертных может испытывать духовное единство, но философского однообразия не может достичь никогда. Причем об этом разнообразии толкований религиозной мысли и опыта свидетельствует тот факт, что теологи и философы двадцатого века сформулировали более пятисот различных определений религии. В действительности каждый человек определяет религию в терминах своего собственного, основанного на опыте толкования божественных побуждений, исходящих от божественного духа, который в нем пребывает, а потому такое толкование должно быть уникальным и полностью отличным от религиозной философии всех остальных людей.

103:1.2Когда один смертный полностью согласен с религиозной философией своего собрата-смертного, подобное явление указывает на то, что эти два существа имели сходный религиозный опыт в отношении предметов, связанных со сходством их религиозного толкования.
103:1.3Хотя ваша религия и является вопросом личного опыта, чрезвычайно важно, чтобы вам было дано узнать множество других религиозных опытов (различные толкования других и различных смертных), с тем, чтобы вы не дали вашей религиозной жизни стать эгоцентричной – ограниченной, эгоистической и антиобщественной.
103:1.4Рационализм неправ, когда предполагает, что религия – это сначала примитивное верование во что-то, за которым следует поиск ценностей. Религия – это в первую очередь поиск ценностей; система же истолковывающих верований формируется позднее. Людям гораздо проще договориться о религиозных ценностях – целях, – чем о верованиях – толкованиях. Это и объясняет то, как религия может достичь согласия о ценностях и целях, обнаруживая при этом такое вводящее в заблуждение явление, как сохранение веры в сотне противоречивых верований – символов веры. Объясняет это и то, почему данный человек может сохранять свой религиозный опыт даже если он откажется от многих из своих религиозных верований или сменит их. Религия продолжает существовать вопреки революционным переменам в религиозных верованиях. Не теология создает религию, а религия создает теологическую философию.
103:1.5То, что религиозные люди так сильно верили в то, что было ложным, отнюдь не делает религию несостоятельной, поскольку религия основана на признании ценностей и утверждается верой, основанной на личном религиозном опыте. Религия, следовательно, основана на опыте и религиозной мысли; теология же, философия религии, является честной попыткой этот опыт истолковать. Такие истолковывающие верования могут быть правильными или неправильными, либо смесью истины и ошибки.

103:1.6Осознание признания духовных ценностей – это опыт, выходящий за пределы способности формировать и воспринимать идеи. Ни в одном человеческом языке нет слова, которое бы можно было использовать для обозначения этого "ощущения", "чувства", "интуиции" или "опыта", которые мы решили назвать Богосознанием. Дух Бога, пребывающий в человеке, не является личным – Настройщик предличностен – однако этот Помощник являет собой ценность, выделяет божественный аромат, который личен в высшем и бесконечном смысле. Если бы Бог не был хотя бы личностным, то он бы не мог быть и сознающим, а если бы он не был сознающим, то не был бы и инфрачеловеческим.

2. Религия и индивидуум
103:2.1Религия действует в человеческом разуме и до своего появления в человеческом сознании уже реализована в опыте. До того, как испытать рождение, ребенок уже просуществовал девять месяцев. Однако религиозное "рождение" не внезапно, а, скорее, представляет собой постепенное появление. Тем не менее, "день рождения" рано или поздно наступает. Нельзя войти в царство небесное, пока не "родишься заново" – родишься от Духа. Многие духовные рождения сопровождаются сильным страданием духа и отмечены психологическими расстройствами, как и многие рождения в теле характеризуются "бурными родовыми муками" и другими аномалиями "родов". Другие духовные рождения представляют собой естественный и нормальный рост признания верховных ценностей с углублением духовного опыта, хотя ни одно религиозное развитие не происходит без сознательного усилия и явной, и индивидуальной решимости. Религия никогда не бывает пассивным опытом, отрицательным отношением. То, что называют "рождением религии", отнюдь не прямо связано с переживаниями так называемого обращения, которые, как правило, характеризуют религиозные эпизоды, возникающие в жизни позднее вследствие умственных конфликтов, подавления эмоций и бурных потрясений.
103:2.2Однако тот, кто с детства воспитан родителями в сознании того, что он – дитя любящего небесного Отца, не должен смотреть косо на своих смертных собратьев, которые смогли достичь такого сознания родства с Богом, лишь пережив психологический кризис, эмоциональный переворот.

103:2.3Эволюционная почва в разуме человека, где прорастает семя данной откровением религии, и есть нравственная природа, которая так рано порождает общественное сознание. Первые побуждения моральной природы ребенка отнюдь не связаны с сексом, виной или гордыней, но с порывами справедливости, честности и со стремлением к доброте – полезным служением своим собратьям. Когда же такие ранние моральные побуждения взращиваются, происходит постепенное становление религиозной жизни, сравнительно свободной от конфликтов, потрясений и кризисов.

103:2.4Каждый человек весьма рано испытывает нечто, подобное конфликту между своекорыстием и альтруистическими порывами, и первый опыт Богосознания может быть неоднократно получен в процессе поиска сверхчеловеческой помощи в деле разрешения таких моральных конфликтов.
103:2.5Психология ребенка по природе своей позитивна, а не негативна. Столь многие смертные негативны, потому что их так воспитали. Когда говорят, что ребенок позитивен, то речь идет о его моральных побуждениях, тех силах ума, появление которых подает сигнал о прибытии Настройщика Мысли.
103:2.6Без неправильного обучения ум нормального ребенка при появлении религиозного сознания развивается позитивно в направлении моральной праведности и общественного служения, а не негативно – по направлению от греха и вины. В развитии религиозного опыта может быть, а может и не быть конфликта, однако в нем постоянно присутствуют неизбежные решения, усилия и действия человеческой воли.
103:2.7Нравственный выбор обычно сопровождается большим или меньшим нравственным конфликтом. Причем этот самый первый конфликт в уме ребенка происходит между побуждениями эгоизма и порывами альтруизма. Настройщик Мысли не игнорирует личностные ценности эгоистического побуждения, но действует, дабы некоторое предпочтение делалось в пользу альтруистического порыва как ведущего к цели человеческого счастья и к радостям царства небесного.
103:2.8Когда, столкнувшись со стремлением быть эгоистичным, нравственное существо решает быть бескорыстным, это – примитивное религиозное переживание. Ни одно животное такой выбор сделать не может; подобное решение – и человеческое, и религиозное. Оно включает в себя факт Богосознания и являет собою порыв общественного служения, основу братства людей. Когда разум актом свободной воли выбирает правильное моральное суждение, такое решение образует религиозный опыт.

103:2.9Однако еще до того, как ребенок достаточно разовьется, чтобы приобрести способность к моральному суждению и, следовательно, будет в состоянии выбрать альтруистическое служение, у него уже вырабатывается сильный и вполне целостный эгоистический характер. Именно эта фактическая ситуация и порождает теорию борьбы между "высшей" и "низшей" природами, между "старым человеком греха" и "новой природой" благодати. Нормальный ребенок весьма рано в своей жизни начинает узнавать, что "блаженнее давать, нежели принимать".

103:2.10Человек склонен отождествлять побуждение служить самому себе со своим эго – с самим собой. И, наоборот, желание быть альтруистом склонен отождествлять с некоторой силой вне самого себя – с Богом. Причем такое суждение, действительно, правильное, ибо все подобные неэгоистические желания на самом деле обусловлены водительством пребывающего в человеке Настройщика Мысли, а этот Настройщик является частицей Бога. Побуждение духовного Помощника реализуется в человеческом сознании как стремление быть альтруистом, заботящимся о своих собратьях-творениях. По крайней мере, таков ранний и основополагающий опыт детского разума. Когда растущему ребенку не удается объединить свою личность, альтруистическое побуждение может стать настолько чрезмерно развитым, что способно нанести серьезный ущерб благополучию собственного "я". Введенноеая в заблуждение совесть может стать причиной больших противоречий, беспокойства, печали и нескончаемого человеческого несчастья.
3. Религия и человечество

103:3.1Хотя вера в духов, в сны и разные другие предрассудки сыграли свою роль в эволюционном происхождением примитивных религий, нельзя пренебрегать и влиянием клана или духа племенной солидарности. В групповых отношениях была точно представлена общественная ситуация, которая отражала конфликт между альтруизмом и эгоизмом в нравственной природе древнего человека. Несмотря на свою веру в духов, примитивные австралийцы по-прежнему сосредоточиваютсвою религию на клане. Со временем такие религиозные понятия имеют тенденцию персонализироваться – вначале как животные, а позднее как сверхчеловек или как Бог. Даже такие низшие расы, как африканские бушмены, которые в своих верованиях даже не стоят на уровне тотемов, и те признают разницу между интересом собственного "я" и интересом группы, примитивно отличают ценности мирские от священных ценностей. Однако социальная группа источником религиозного опыта не является. Независимо от того, какое в целом влияние оказали примитивные верования на раннюю религию человека, несомненно, что истинное религиозное побуждение происходит от подлинных духовных присутствий, пробуждающих желание быть бескорыстным.

103:3.2Более поздняя религия предзнаменована в примитивной вере в природные чудеса и тайны, в безличную ману. Однако рано или поздно развивающаяся религия требует того, чтобы индивидуум приносил какую-нибудь личную жертву на благо своей социальной группы, делал бы что-нибудь, дабы сделать счастливее и лучше других людей. В конечном итоге религии предназначено стать служением Богу и человеку.
103:3.3Религии суждено изменить окружение человека, однако многое в религии, которую можно найти в среде смертных, сегодня не способно это сделать. О Окружающая среда слишком часто подчиняет себе религию.
103:3.4Помните, что в религии всех эпох главное переживание – это чувства, связанные с моральными ценностями и социальными значениями, а не мысли о теологических догмах или философских теориях. Религия развивается благоприятно по мере замены элемента магии понятиями морали.
103:3.5Человек развивался, преодолев путь от суеверий, связанных с маной, магией, почитанием природы, боязнью духа и почитания животных до различных обрядов, посредством которых религиозная позиция индивидуума становилась коллективным образом действия клана. Затем эти церемонии сосредоточились и выкристаллизовались в племенные верования, а эти страхи и веры в итоге персонализировались в богов. Однако во всей этой религиозной эволюции моральный элемент всегда так или иначе присутствовал. Воздействие Бога на человека всегда было сильно. И эти мощные влияния (одно – человеческое, а другое – божественное) обеспечивали выживание религии на протяжении череды веков, и притом невзирая на то, что ей так часто угрожало быть уничтоженной тысячью разрушительных тенденций и враждебных антагонизмов.
4. Духовное общение

103:4.1Характерная разница между общественным событием и религиозным собранием заключается в том, что в отличие от светского религиозное пронизано атмосферой общения. Таким образом, человеческое общение порождает чувство родства с божественным, а это и есть начало совместного богопочитания. Вкушение от общей трапезы было самым ранним типом социального общения, поэтому древние религии предусматривали, чтобы некоторая часть церемониальной жертвы съедалась почитающими. Даже в христианстве Вечеря Господня сохраняет этот вид общения. Атмосфера общения дает освежающий и успокаивающий период примирения в конфликте своекорыстного эго с альтруистическим побуждением духовного Наблюдателя, пребывающего в человеке. Это и есть прелюдия к истинному богопочитанию – практике присутствия Бога, которое увенчивается братством людей.

103:4.2Когда первобытный человек чувствовал, что его общение с Богом прервано, он, стараясь совершить искупление, восстановить доброжелательные отношения, прибегал к того или иного рода жертве. Алкание и жажда праведности ведет к открытию истины; истина же повышает идеалы, а это для отдельно взятого религиозного человека создает новые проблемы, ибо наши идеалы имеют тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, тогда как наша способность жить в соответствии с ними возрастает лишь в арифметической прогрессии.
103:4.3Чувство вины (не путайте с сознанием греха) происходит либо от прерванного духовного общения, либо от понижения нравственных идеалов человека. Избавление от подобного затруднения может прийти лишь через осознание того, что высшие нравственные идеалы человека не обязательно синонимичны воле Бога. Человек не может надеяться, что ему удастся жить согласно своим высшим идеалам, но он может быть верен своей цели отыскания Бога и все большего уподобления ему.
103:4.4Иисус отверг все обряды жертвы и искупления. Объявив, что человек – дитя Бога, он разрушил основы всей этой вымышленной вины и чувства одиночества во вселенной; в основу отношений между творением и Творцом были поставлены отношения между ребенком и родителем. Для своих смертных сыновей и дочерей Бог становится любящим Отцом. Все обряды, которые не являются законной частью таких интимных семейных отношений, упразднены навсегда.

103:4.5Бог Отец общается со своим ребенком-человеком не на основе его действительных добродетелей или достоинств, но на основе мотивировки ребенка – цели и намерения создания. Эти отношения есть отношения родителя и ребенка и приводятся в действие божественной любовью.


следующая страница >>