birmaga.ru
добавить свой файл

1
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ


Ятина Людмила Александровна (yatina90@mail.ru), учитель физики,

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №22 (МОУ СОШ №22)

г. Шахты Ростовский области.

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос эффективности применения информационно - коммуникационных технологий в преподавании физики. Приведены примеры использования мультимедийных средств, презентаций, программ, CD дисков на различных этапах урока.
Использование информационно - коммуникационных

технологий в физике.

Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, формы работы, уклад жизни, появляются новые потребности. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. В соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения. Следует отметить, что приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед учителями стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Поэтому школа, сегодня не может существовать без использования информационно- коммуникационных технологий.

Повышение познавательного интереса к своему предмету – это одна из важных задач, которую ставит перед собой учитель. Для решения этой задачи приходиться использовать самые разнообразные педагогические технологии, методы и приемы обучения, различные формы учебных занятий. Развитие новых информационных технологий и приход их в школу существенно расширяет возможности учителя в преподавании предмета, позволяет проникнуть глубже в суть рассматриваемых явлений. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися.

Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся. Первая из них появляется при использовании компьютерных технологий - это отслеживание всех этапов урока: проверка знаний, объяснение и закрепление нового материала. Вторая - индивидуализация учебного процесса за счет предоставления возможности учащимся как отрабатывать элементарные навыки и умения, так и углубленно изучать предмет. Третья возможность – развитие самостоятельности учащихся. Решая те или иные задачи осознанно, обучающийся приобретает особый интерес к предмету и уверенность в том, что он может его усвоить. Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

На уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах:


  • объяснение нового материала, разработка опорных конспектов урока;

  • контроль усвоения пройденного материала по изученной теме;

  • разработка контрольных и самостоятельных работ;

  • разработка тестовых заданий;

  • демонстрации опытов;

  • разработка терминологических диктантов для проверки усвоения основных физических понятий и формул;

  • повторение материала, решение задач при подготовке к экзаменам;

  • организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • использование компьютеров для подготовки к ЕГЭ по физике. Тестирование учащиеся могут проходить в онлайн режиме, используя при этом Интернет-ресурсы, а также CD диск «Готовимся к ЕГЭ» издательства «Просвещение - МЕДИА».

Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет учитель, а уровень сложности выбирает ученик.

Для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить физические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. На данном этапе основными формами деятельности учителя являются:



  • подбор текстового и графического материала по теме урока;

  • создание учебно-дидактической презентации;

  • создание наглядного раздаточного материала;

  • создание мульмедийных пособий.

Например, я широко использую на уроках презентации. Применение презентаций с видеофрагментами даёт высокую степень наглядности. Создавая мультимедийное сопровождение изучаемого материала, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного. Мною разработаны презентации к урокам: «Давление газа»7 класс, «Последовательное и параллельное соединение проводников» 8 класс, «Вынужденные колебания. Резонанс» 9 класс и другие.

Для демонстрации некоторых опытов я использую сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы «Школьный физический эксперимент» ООО «Телекомпания СГУ ТВ».

Отличительной особенностью государственного образовательного стандарта второго поколения по физике является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть, а исследовательская и проектная деятельность дает возможность их реализовать. В организации проектной деятельности я использую информацию, содержащуюся на CD диске «Физика.10 класс. Проектная деятельность» ООО ИТД «Корифей».

Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителями физики при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении физики, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на научном уровне. Причём подобные программы могут быть использованы как в полном предложенном объёме, так и моделироваться учителем под конкретный урок и конкретные задачи. Из всего многообразия учебных электронных ресурсов в процессе обучения я активно использую программу для создания учебных презентаций по физике, которая называется «Библиотека электронных наглядных пособий» Физика 7 – 11 класс ООО «Кирилл и Мефодий».


Новые технологии обучения позволяют реализовать поставленные задачи и повысить эффективность занятий по разным предметам. Использование компьютерных программ на уроках способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, помогает решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания.
Литература.


  1. Молоков Ю.Г. Информационные технологии в организации школьного образовательного процесса, Информационные технологии в общеобразовательной школе: Сборник материалов международной телеконференции. Новосибирск Издательский центр ИВТ СО РАН 2002. - 328с., стр.184-197

  2. Кондратова О.А. XVII конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”: Сборник трудов участников конференции. Часть III. – М.: “БИТ про”, 2007 – 248 с.

  3. Майер РВ «Применение информационных технологий при изучении физики»

4. Самойлова ЕА «Использование компьютерных технологий на уроках физики»

5. Телегин СИ «Использование информационных технологий при обучении физики»