birmaga.ru
добавить свой файл

1
Гавьюк Ирина Борисовна,


учитель физики МБОУ СОШ № 2

городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края

Тема урока: Тайны световых лучей.
В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки

Уильям Брегг

Тип урока: урок – обобщение по теме «Оптика»

Цель: Обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Оптика». Развить умения применения своих знаний в различных ситуациях, активизация познавательной деятельности учащихся.
Класс делится на три команды (по желанию). Каждая команда придумывает название из области оптики и эмблему.
Вступительное слово учителя: Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые загадочны, потому что мы не можем объяснить их причины или просто не задумываемся над ними. Основной орган, с помощью которого мы осязаем окружающий мир это наши глаза. Давайте сегодня вместе разберемся, раскроем «темную» тайну света и проследим связь между светом, глазами, окружающим миром.

1тур: Объясни увиденное

1)
ОБОРУДОВАНИЕ: закопченный шарик на нити, прозрачный стакан с водой.

ВОПРОС: Почему закопченный черный шарик в воде кажется серебристым?

(ответ: Вода плохо взаимодействует с сажей, покрывающей шарик, поэтому вокруг шарика, погруженного в воду, остается тонкий слой воздуха. Лучи света испытывают полное отражение от границы раздела»вода-слой воздуха» около шарика, поэтому он кажется серебристым в воде, а вынимая его из воды эффект исчезает)



2)ОБОРУДОВАНИЕ: плоское зеркало, экран, осветитель для теневой проекции, фигурка (маленькая игрушка)

ВОПРОС: На плоское горизонтально лежащее зеркало ставим игрушку, освещаем ее и зеркало пучком света. При этом на экране видны две тени-изображения игрушки: прямое и перевернутое. Как образуются эти изображения?

(ответ: Прямое изображение получаем потому, что игрушка стоит на пути лучей, отразившихся от зеркала. Обратное - так как игрушка стоит на пути падающих на зеркало лучей.)


3)ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачная стеклянная пластина, сосуд с водой, сосуд с толченным стеклом, экран, кодоскоп.

ВОПРОС: Стеклянная пластинка прозрачна. Почему же толченное стекло непрозрачно?

(ответ: Поверхность частиц толченного стекла неровная, поэтому большинство падающих на их поверхность лучей рассеивается, а ,те, что прошли в стекло, испытывают многократные отражения от краев, и лишь часть может выйти из него.



2 тур: Физика в литературе

1)
И.Гете: «Утверждение Ньютона - чудовищное предположение. Да и как это может быть чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет - белый – оказался смесью цветных лучей?» ВОПРОС: О каком явлении идет речь? Верно ли утверждение что красок в природе нет? Докажите.

(ответ: дисперсия)



2)Ф.И.Тютчев: «День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень.

На небе гаснут облака…

ВОПРОС: Почему вечером тени удлиняются?

(ответ: за счет увеличения угла падения лучей)



3)С.Я Маршак: «Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

Огнями на просторе

Играет легкий шар

То в нем синее море,

То в нем горит пожар.

В нем столько блеску было.

Была такая спесь

А он- воды и мыла

Раздувшаяся смесь



ВОПРОС: Почему мыльный пузырь - шар?

( ответ: согласно закона Паскаля ….)



4)В.Катаев повесть «Белеет парус одинокий»

«Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную воду, казалось сломанным»



ВОПРОС: Почему весло казалось сломанным?

(ответ: из-за преломления лучей водой)



5) Г.Хаггард «Копи царя Соломона»

«С каждой минутой тьма неумолимо и величественно наплывал на лунные кратеры… Луна приобрела медный оттенок, а часть ее поверхности, которая не была еще охвачена мраком, стала пепельно – серой. Кольцо тени все больше закрывало Луну – оно теперь заволокло более половины ее кроваво – красного диска, а багровая мгла сгущалась все больше и больше…»


ВОПРОС: Какое явление описывается в отрывке романа? Какова его причина? Почему Луна приобрела медный оттенок, а потом стала кроваво – красной?

(ответ: Описано лунное затмение. Лучи красного света менее всего подвергаются рассеиванию земной атмосферой, они проходят сквозь нее и попадают на Луну, оказавшейся в тени Земли)



6)Отрывок из французской сказки: « Матросы взобрались на реи, а капитан взял подзорную трубу и увидел замок, висящий на золотых цепях между небом и землей».

ВОПРОС: Какое явление природы описано в этом отрывке?

(ответ: миражи. Этот мираж мог возникнуть ,так как показатель преломления воздуха выше у поверхности воды и уменьшается с высотой. Световые лучи изгибаются так, что их траектория как в данном случае будет обращена выпуклостью вверх, поэтому матросы увидели замок вверху, как бы висящим над линией горизонта.)


3 тур: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан…»
Более 300 лет назад английский физик Исаак Ньютон исследуя преломление светового луча, направил его на трехгранную стеклянную призму и получил разложение света в спектр.

1)Где должно находиться Солнце, когда вы смотрите на радугу? Можно ли на небе увидеть две радуги – одну перед собой, а вторую позади себя?

(ответ: Две радуги увидеть в противоположных сторонах неба нельзя, так как радуга должна быть только в противоположной стороне от Солнца)



2)Почему радуга имеет форму дуги?

(ответ: Радуга появляется в следствии полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. Цветные лучи рассеиваются больше в направлении, образующем угол около 42 с направлением солнечных лучей. Геометрическое место точек дающих лучи под 42 есть дуга окружности.)


3)Почему днем не видно звезд?

(ответ: Днем солнечный свет очень интенсивен и его рассеиваемая атмосферой часть, которую мы видим, значительно ярче света звезд)


4)Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?

(ответ: Мы видим часть темной области Луны, потому что она освещается солнечным светом, отраженным от земной атмосферы.)



5)Длина волны красного света в вода равна длине волны зеленого света в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой, если вода освещена красным светом?

(ответ: Красный, так как при переходе света из одной среды в другую частота света не меняется и она не определяет цвет лучей)



6)Почему Солнце у горизонта кажется большим, красным и сжатым сверху и снизу?

(ответ: Причина сплющенности в преломлении лучей в атмосфере. Чем ниже Солнце над горизонтом, тем сильнее оно сплющено, так как толщина атмосферы по направлению

к горизонту увеличивается.)

4 тур: Черный ящик.
Выносится черный ящик с неизвестным содержимым.

ВОПРОС: Этот прибор описывается в одном из произведений Жюль Верна. Он очень прост

в применении. Для того, чтобы изготовить его нужно взять: 2 стекла от часов, соломинку и кусочек смолы, а также стакан воды. Что это за прибор? Где он применяется? В каком произведении описывается?

(ответ: Лупа. «Капитан Немо»)
5 тур: Кто как смотрит и кто что видит
Мы с вами живем в прекрасном мире света, который доставляет нам много радости.

Внешний мир мы видим благодаря зрению. « Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитана» (И. Лигинецкий)

В этом туре ребятам предлагается показать свои знания, эрудицию по особенностям

зрения у человека, у животных, у рыб, о применении законов оптики в криминалистике,

искусстве, фотографии и т.д (задание готовится заранее, дома).

Подведение итогов урока Присвоение командам званий: « Самая лучезарная»,

«Самая светлая» , « Самая загадочная» , Вручение дипломов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо,,звезд сиянье,

Море в блеске голубом-

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаем.

( опера « Иоланта.». М.И.Чайковский)

Список использованной литературы:



  1. Тихомирова С.А, Яворский Б.М. Физика-11.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М. Школьная Пресса, 2000.

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика.Книга 1и2.-М.,2007.

  3. ТарасовЛ.В. Физика в природе.-М.: Вербум-М, 2002

  4. Зверева С.В. В мире солнечного света.- М.Гидрометеоиздат,2008