birmaga.ru
добавить свой файл

1
Дехтяр, Б. Настоящий патриот : [о С.Г.Зислине, конструкторе ГАЗа] / Б. Дехтяр // Автозаводец. - 2011. - 17 авг. (№ 121). - С. 2. - фот.


Настоящий патриот (к 80-летию Горьковского автомобильного):

о С.Г. Зислине, конструкторе ГАЗа.
Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения крупного конструк­тора школы Липгарта, именно Липгарта, а не конструкторской школы ГАЗа вообще. Речь о Са­муиле Григорьевиче ЗИСЛИНЕ.
Первой школой для него стала семья. Отец был квалифицирован­ным маляром. Так что Самуил рос не белоручкой. Например, получив квартиру, он сам сделал в ней от­личный пол.

Учителем Зислина в КЭО ГАЗа был замечательный конструктор, ныне, к сожалению, забытый, Михаил Вла­димирович Смирнов. Он руководил конструированием шасси всех авто­мобилей автозавода, вел работы по подшипникам качения, крепежу, стандартам на резьбы, шлицевым соединениям, отвечал за расчет размерных цепей и систему допус­ков и посадок.

Смирнов - автор моста для авто­мобиля М-1. После перевода учите­ля на другой завод Зислин стал ру­ководителем вместо него. Он спро­ектировал коробки передач для ав­томобилей М-20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ», джипов ГАЗ-69 (включая раздаточную коробку), ГАЗ-51 и ГАЗ-63, а в годы войны - для всех бо­евых машин. Вел подшипники.

Когда Липгарт предложил для ав­томобиля ГАЗ-21 «Волга» автомати­ческую коробку передач, то именно Зислин первый разобрался в ее сложном шестеренчатом механиз­ме. В 1952 году коробки передач и раздаточные коробки грузовых автомобилей выделили в отдельную группу, новую. Самуил Григорьевич продолжал вести подшипники, а по­том и сальники (уплотнители) всех автомобилей ГАЗ, отвечал за нормоконтроль чертежей КЭО. Помогал конструкторам. С появлением пото­ка госстандартов, порой принципи­ально вредных, проявилось его уме­ние строить отношения с людьми, находить компромиссы и улучшать стандарты. Но невозможно было преодолеть главную идею новых ГОСТов - запрет на помещение в чертежах технических требований. Ими были богаты исходные для ГАЗа чертежи Форда. Например, ГОСТ запретил требования «обеспечить технологией», «обеспечить инстру­ментом», «изготовить по технологической карте наладок». Но эти тре­бования были необходимы во мно­гих случаях, когда не существовало (и сейчас их нет) методов и прибо­ров для измерения в массовом про­изводстве.


Фордовские указания на чертежах задавали технологам данные для выбора станков и инструмента нуж­ной точности и даже метода обра­ботки: «шлифовать», «полировать», «развернуть» и т.п. Бедой госстан­дартов было все большее расширение допусков на изготовление. Не­точные поковки и отливки вели к росту припусков на механическую обработку, т.е. росту трудоемкости, расхода инструмента, металла.

Таким образом, ГОСТы работали не на пользу государству, народу, а потакали производителям в их стремлении к снижению точности изготовления. В ущерб изобретате­лям. Гостовские требования к крепе­жу (только свинчиваемость) вели к поломкам, в частности - к разруше­нию Саяно-Шушенской ГЭС (там ис­пользовались только гайки и болты!). С такими стандартами воевал Зислин.

Наступили 60-е годы, «оттепель», начал издаваться правильный (по­началу) журнал «Стандарты и каче­ство». Зислин как истинный патриот не мог остаться в стороне. В этом журнале №9 за 1968 год была напе­чатана его статья о ГОСТе на откло­нения формы и расположения по­верхностей, с предложениями, ко­торые были приняты. Более того, в том же году в нашей газете «Автоза­водец» 29.05.68 г. напечатана его статья «Соревнование должно быть действенным». В ней он на примере нашего завода выступил против формализма и местничества, когда судили только с точки зрения инте­ресов завода, но не народного хо­зяйства и потребителей страны.

Вот где проявился настоящий пат­риотизм! Он писал: «Существующая практика социалистического сорев­нования дискредитирует саму идею социалистического соревнования».

Зислин был бескорыстен, не всту­пал в сговор с производством, уза­конивая понижение точности изго­товления ради премий, что Липгарт метко назвал «развратом». Самуил Григорьевич понимал: чем точнее изготовление, тем выше конкурен­тоспособность автомобилей на внешнем рынке.

Из-за своей строптивости он не получил высоких наград. Но в прес­се о Зислине писали. Так, в 1946 го­ду журнал «Огонек» в статье «Так родилась «Победа» помещена его фотография за рабочим столом ря­дом с фото ведущего конструктора этого прославленного автомобиля Г.М. Вассермана (кстати, вычеркну­того из списка на Сталинскую пре­мию за свой автомобиль).


Самуил Григорьевич гордился именными часами, полученными в годы войны, с надписью «От артзавода» (т.е. завода №92).

Зислину во многом помогло то, что он получил образование по спе­циальности «холодная обработка металлов резанием», знал произ­водство до тонкостей. В вечернем филиале Горьковского индустриаль­ного института его учили лучшие профессионалы страны, работники ГАЗа (ныне забытые): зам. главного технолога по штамповке, к.т.н. А.Я.Фрейдлин и начальник цент­ральной лаборатории резания, д.т.н. Э.П.Фельдштейн. Еще до КЭО он поработал конструктором инстру­ментов в ЦКБ технологического от­дела.

В 1960 году Зислин организовал и возглавил первое в автомобилест­роении конструкторское патентное бюро. Оно было оборудовано по-современному, фонд быстро попол­нялся, поддерживался идеальный порядок, работали квалифициро­ванные переводчики. ПКБ стало ис­точником ценного мирового опыта и защитой патентной чистоты наших автомобилей, получения авторских, прав работников КЭО.

В 1964 году Зислина назначили заместителем главного конструк­тора по технологической докумен­тации. Он возглавил многочислен­ный коллектив, в основном жен­ский, и проявил свои способности организатора, умеющего работать с людьми.

В 1971 году в КЭО отметили его 70-летний юбилей.

С.Г.Зислин был одним из авторов ряда отраслевых и заводских стан­дартов по резьбовым и шлицевым соединениям, порядку разработки чертежных конструкторских доку­ментов и, что особенно важно, за­ключений завода по проектам новых госстандартов,

Самуил Григорьевич - автор ряда книг, альбомов, чертежей, плакатов по устройству и эксплуатации, ремонту грузовых и легковых автомо­билей «ГАЗ».

Уже в пенсионном возрасте он продолжал работать начальником конструкторской группы, уполномо­ченным по качеству среди конструк­торов (1972-1983 гг.).

Его стаж работы на заводе - пол­века!

Самуил Григорьевич был пример­ным семьянином, преданным и за­ботливым мужем и отцом. Они с же­ной воспитали прекрасного сына. Лев Самуилович тоже работал в КЭО и руководил, как отец, проектирова­нием коробок передач и раздаточ­ных коробок, немало потрудился на производстве.

Самуил Григорьевич скончался в 1992 году.

Умный, честный профессионал, трудоголик и руководитель, он до конца работал для государства и его народа. Таков его масштаб. Настоящий патриот.

Б.ДЕХТЯР, ветеран ООО «ОИЦ», заслуженный автозаводец