birmaga.ru
добавить свой файл

1
С. И. ТАНЕЕВ


«ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ»
Танеев Сергей Иванович (1856-1915) – известный русский композитор, пианист, учёный, педагог. Окончил Московскую консерваторию, где его учителями были Н. Рубинштейн и П. Чайковский. В течение многих лет Танеев был профессором и директором Московской консерватории. Часто выступал как пианист-солист, а также в ансамбле с Чешским квартетом. Творческое наследие Танеева включает оперу-трилогию «Орестея» (по Эсхилу), кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», 4 симфонии, 10 квартетов, камерно-инструментальные произведения, 35 хоров без сопровождения, более 40 романсов, обработки народных песен и др. произведения. Его музыка отличается глубиной мысли, богатством содержания, философской направленностью, редким полифоническим мастерством. Танеев – автор ряда ценных теоретических трудов (в том числе получивший мировую известность «Подвижный контрапункт строгого письма»).
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – великий русский поэт. Его творчество развивалось после разгрома восстания декабристов. Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику. Они пронизаны гражданским пафосом и патриотическими чувствами. Многие из них отличаются выразительностью и мелодичностью и потому положены на музыку.
По жанру «Горные вершины» – романс. Он написан на стихи Лермонтова. В этом произведении автор восхищается красотой природы ночного Кавказа. Музыка подчёркивает её великолепие и умиротворённость. Аккомпанемент романса помогает почувствовать это настроение: широкие ходы в басах, арпеджированные аккорды, временами встречающийся гармонический мажор создаёт ощущение прозрачности воздуха, тишины и покоя.

Форма романса свободная, следует за текстом, является периодом единого развития, носит повествовательный характер. Темп – медленный, спокойный (Adagio molto sostenuto), одновременное звучание голосов чередуется с их перекличкой. Размер – 3/4, что придаёт произведению свободу и широту. Основная тональность – F-dur, но некоторые фразы имеют остановки на S, II, D, в параллельном миноре, что создаёт ощущение неопределённости и загадочности.


В оригинале произведение написано для дуэта (S
и A).



Оба голоса звучат в среднем диапазоне, удобной тесситуре. Начало романса звучит на p, постепенно динамика увеличивается. В перекличках голосов сопрано, звучащее в более высоком регистре, имеет более яркую динамику и звучит на mf , в то время как альт отвечает на p – это создаёт эффект эхо. В кульминации голоса звучат на f и espressivo.

Для хора относительными трудностями являются чистое вступление каждого голоса, мягкое ровное звучание унисонов, хроматизмы в альтовой партии, вступление альтов после сопрано. Дирижёрскую трудность представляет показ чёткого вступления и снятия голосов.