birmaga.ru
добавить свой файл

1
Региональный конкурс методических разработок


уроков и программ элективных курсов
Волкова Л.А., учитель истории

(МОУ «Нивская ООШ» Краснохолмского района),

Бойкова Н.Ф., учитель истории

(МОУ «Рунская ООШ» Пеновского района)
Сценарий урока «Расселение карел на Верхней Волге»

(395-летие Столбовского мира)

Цели и задачи:


  • сформировать у обучающихся представление о расселении карел на территории Верхневолжья, особенностях их быта и культуры;

  • выявить причины переселения карел на территории Тверских земель;

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, также навыки работы с картой;

  • развивать речь, мышление, память обучающихся;

  • воспитывать любовь и интерес к истории Тверского края.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карта Тверской области, карта России, раздаточный материал (тесты).

К уроку прилагается презентация:

Cлайд 1. «Расселение карел на Верхней Волге»

Слайд 2. «Ответы на тест»

Слайд 3. «Территория расселения» (карта)

Слайд 4. «Карелы-тиверцы»

Слайды 5-6. «Причины переселения карел на Верхневолжье»

Слайды7-8. «Заселение карелами Тверского края» (численность)

Слайд 9. «Районы Тверской области, где проживают более 100 карел»

(данные 1989 г.)

Слайд 10. «Численность карел в XIX веке»

Слайд 11. «Некоторые занятия карел (ткачество, рыболовство)»

Слайд 12. «Орудия лова»

Слайд 13. «Традиционный карельский костюм рубежа XIX-XX веков»

Слайд 14. «Карельская деревня» (фото)

слайды 15-16 «Традиционные поселения и жилища»;

Слайд 17. «Планы жилых построек»

Слайд 18. «Карелка-невеста»

Слайд 19. «Карельский национальный округ

Слайд 20 «Выводы по уроку».

Основные понятия: карелы-тиверцы, Столбовской мир, челобитные, лютеранство, натуральный оброк.


Основные события:

1617 год – Столбовской мир со Швецией;

1627-1635 года – массовое переселение карел;

1649 – выплата Россией компенсации Швеции за перебежчиков;

1656-1663 – массовые открытые переходы карел в Россию.

Ход урока

Постановка целей и задач урока. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся получить представление о расселении карел на территории Верхневолжья, особенностях их быта и культуры, постараемся выявить причины переселения карел на территории Тверских земель (слайд 1).

Проверка домашнего задания

Тестирование по теме «Лихолетье» (§22-23 по учебнику В.М. Воробьева)

1.Как назывался срок, в течение которого запрещался переход крестьянина

от одного владельца к другому в Юрьев день?

А) «заповедные лета»;

Б) «урочные лета»;

В) «бессрочные лета».

2. Первый тверской историк, который занимался вопросами «смутного

времени» в Тверском крае:

А) Болотников;

Б) Карманов;

В) Шишмарев.

3. Поляки захватили Тверь в результате предательства:

А) бояр;

Б) купцов;

В) крестьян.

4. У какой реки войско Скопина-Шуйского разгромило польские отряды?

А) Молога;

Б) Жабня;

В) Тверца;

5. В каком году было заключено Деулинское перемирие с Польшей, в результате которого западные тверские города стали пограничными?

А) 1610 год;

Б) 1615 год;

В) 1618 год.

6. Какой поступок на свой страх и риск совершил приказчик Шишмарев, чтобы помочь голодающим крестьянам в селе Кушалино?

А) открыл государевы житницы с хлебом;

Б) раздавал деньги;

В) организовал приюты, бесплатно кормил.

7. За долгие годы смуты особенно пострадали тверские земли, находящиеся…

А) на левом берегу Тьмы;

Б) на левом берегу Волги;


В) на правом берегу Волги.

8. «Город погорелый, порубежный и беспромышленный, пустой». О каком городе Тверского края идет речь?

А) Торжок;

Б) Торопец;

В) Старица.

Ответы: 1- А, 2- Б, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-А,7-В, 8- Б.

Проверка по слайду (слайд 2).

Изучение нового материала

Вводная беседа с обучающимися.

Что вам известно о Карелии? Покажите ее на карте.

Как называют коренное население этой страны?

Проживают ли на территории Тверского края карелы? Что вам известно по данному вопросу?

Слово учителя. Тема нашего урока «Расселение карел на Верхней Волге». Сегодня мы с вами узнаем, кто такие карелы, каковы особенности их культуры, выясним причины переселения их на территорию Тверского края.

Происхождение карел. Слово учителя. Каре́лы (общее самоназвание — карельское karjalaiset) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Тверской области; и в восточной Финляндии. Язык — карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Верующие в России — в большинстве своем православные, в Финляндии — лютеране и православные.


Происхождение карел достоверно не изучено. Существует гипотеза, что карелы сформировались на основе аборигенных племён современных южной Карелии и юго-восточной Финляндии, откуда и расселились в направлении Беломорского Поморья и Заонежья. Считается общепризнанным, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековой корелы с весью и лопью.

Проживая на Карельском перешейке, карелы постоянно были третьей силой в борьбе между русскими и шведами. Они переселились на тверскую землю, чтобы выжить и сохранить свою нацию.

Тверские (или верхневолжские) карелы или карелы-тиверцы - крупная социальная общность, возникшая в России на базе развития и взаимодействия ряда финно-угорских этносов, связанных территорией расселения, единством языковых особенностей и общей культурой. Тверская земля исторически стала их Родиной. Карелы переселялись сюда в течение многих веков, но наиболее массовой стала волна переселения с территорий, захваченных Швецией в середине XVII века. Компактность поселения карел Верхневолжья в пограничных уездах (Бежецком, Весьегонском, Тверском, Новоторжском) способствовала сохранению образа жизни и языка. К концу XIX-началу XX века эта этническая группа по численности превысила число карел Олонецкой и Архангельской губерний (слайд 4).

Работа с картой

Найдите и покажите на карте Тверской области эти территории (слайд 3).

Причины переселения карел на Верхневолжье

Самостоятельная работа обучающихся с материалом учебника §24 стр. 88-89.

Цель работы – выписать причины переселения карел на Верхневолжье. Затем проверка по слайдам (слайды 5-6).

Численность переселенцев в разные годы (слайды 7-10).

Хозяйственная деятельность. Промыслы. Орудия труда


Сообщение обучающегося (слайды 11-12).

Борона - суковатка связывалась из молодых еловых сучьев с естественными ответвлениями, служившими зубьями, и обладала способностью, благодаря гибкости зубьев, отскакивать от пней. Еще более примитивной представительницей бороны этого типа являлась вершина елки, служившая орудием для заволакивания зерна. Однако более благоприятные природные условия и более тесное и постоянное общение с русскими позволили карелам быстро перейти к трехполью. Тогда же получили распространение коловая соха с палицей, а также вязаная борона, представлявшая собой решетку из еловых стержней. В местах скрещивания их вставлялись колышки - зубья (из дерева рябины), привязывавшиеся к решетке ветками можжевельника. Зубья располагались в шахматном порядке. Для запряжки приделывались оглобли.
К орудиям, связанным с удобрением почвы, с молотьбой, веянием и т.д. относились соха и «вязаная» борона господствовали до середины XIX века, когда с развитием капитализма в деревню начали проникать покупные сельскохозяйственные орудия. В конце века у карел появились железные фабричные плуги и бороны. Однако приобретать их могли лишь зажиточные крестьяне.

Урожай убирали серпами и косами с длинным косовищем с одной или двумя рукоятками - «пальцами». Сушили и молотили хлеб в ригах и в гумне. У карел были распространены ветряные мельницы.

Было развито также и животноводство. Карелы держали коров, разводили грубошерстных овец, кур, гусей, уток. Занимались пчеловодством и льноводством. Лен сушили, потом молотили колотушками, разбивая льняные головки и освобождая льняную соломку от головок льна при помощи деревянного гребня. После чего солома вывозилась на луга и там стелилась. Осенью поднимали и расстилали лен, сушили его в банях и деревянными одноручными мялками мяли, трепали и расчесывали круглыми самодельными щетками, отделяя костру от волокон. Карелы занимались огородничеством. У каждого крестьянина был небольшой огород, на котором сажали капусту, лук, репу, свеклу, брюкву и картофель. Огурцы сажали очень немногие. Недостаточное удобрение и плохая обработка почвы огорода давали очень небольшой урожай. У большинства крестьян капусты было так мало, что они квасили зеленые листья капусты для щей.


Одним их промыслов у карел был лесной: рубка и сплав леса, заготовка дров. Охота и рыболовство имели небольшое промысловое значение, являясь средством получения добавочного продукта к питанию населения. Рыболовством занимались главным образом по реке Мологе и небольшим речушкам: Тихвинке, Волчине, Кесьме и др. Способы лова примитивные.

















Ставные орудия лова: «loro» - конической формы, плетеная из бредовых ветвей, ставящаяся зимой в прорубь, весной в «паводок» - в быструю воду для ловли пескаря и других рыб.



«Loro», Толмачевский р-н, Тверская область

«Kuuza» - («кужа») - орудие цилиндрической формы, плетеное из бреда. В отличие от «loro» имеет так наз. «горло» - отверстие с коническим входом. «Вятерь» («vater") - орудие, состоящие из деревянного остова конической формы, обтянутого сетью.


«Kuuza», Весьегонский р-н, Тверская область

Материалом для сетей является главным образом льняная сученая нитка и изредка пеньковая. Вяжут сети обычно мужчины. Для вязания сетей употребляется «игла» и «палица».


Для передвижения по воде употребляются долбленые лодки двух типов: 1) «судно» для передвижения по рекам; выделывается путем распаривания: на огне разводятся борты выдолбленного ствола сосны; 2) на небольших озерах, т.е. на стоячей воде употребляются лодки, представляющие парные, грубо выдолбленные колоды. При выделке их распаривают на огне, как речные суда.

Охотились, в основном, на белку, лису, зайца, хоря, лося, медведя.

У верхневолжских карел издавна были известны производство дегтя, смолокурение, жжение угля, гончарное производство.





Из женских ремесел было развито ткачество, прядение, вязание и вышивка. Женщины ткали полотна, холст, грубое сукно. Ткань считали не аршинами или саженями, а стенами. Для налаживания ткацкого станка женщина с нитками бегала около стены и зацепляла нитки за гвозди, приколоченные к стене. Сколько пар гвоздей в стене, столько и стен. Полотна красили травами. Если полотно оставляли белым, то его стирали в щелочи, затем стлали на снег под весеннее солнышко и там держали, пока не начнет расти трава. Обязанностью женщин было также шитье одежды. Они шили белье и легкую верхнюю одежду, из шерсти вязали фуфайки, носки. Вышивали полотна, рубахи, головные уборы, плели пояса и т.д.

У карел на высоком уровне была развита промысловая деревообработка, плетение из корней, сосновой драни, лозы и бересты. Карелы изготовляли шкафы из драни («молочники» или «холодильники») , долбленую посуду: ступки, корытца, миски и ковши. Они изготовляли прялки, расписанные по черному, коричневому и голубому фону в свободной манере, позволявшей бесконечно варьировать цветочные узоры яркой многоцветной раскраски.

Национальные костюмы. Сообщение обучающегося (слайд 13).

Женская одежда



Старинный комплекс карельской женской одежды состоял из рубахи, сарафана, головного убора «сороки» и наголенников. Рубаху шили из четырех полотнищ льняного холста, вокруг ворота пришивали вставку из кумача – «воротушку». Рукава рубахи были очень длинны и имели прорезы, куда продевали кисти рук; остальная часть рукава свободно свисала.

Плечевую часть рукава украшали вышивкой и вставкой из кумача. У кисти рукава также украшали вышивкой и оборкой из кумача. Рубаху носили с сарафаном. Сарафан у тверских карел был нескольких разновидностей. Наиболее старая форма - косоклинный, широкопроймный сарафан, сшитый из китайки или крашенного в синий цвет холста, иногда шерсти. Во второй половине XVIII века в Бежецком уезде карельские женщины носили сарафаны с зелеными и синими фальшивыми рукавами. Ворот и неглубокий разрез спереди обшивались тесьмой, подол украшался оборкой из красного сукна.

Рубаху и сарафан подпоясывали поясом, к которому прикрепляли гребни, ключи, игольники (вещи необходимые в домашнем обиходе). Пояса ткали (плели) без ткацкого станка из шелка и шерсти, украшали геометрическим узором вышивки. Карельские женщины носили кожаную обувь (коты) и берестяную (ступни, плетенные из бересты, полубашмаки).

Головной убор замужней назывался сорока. Праздничные сороки вышивались золотой нитью и назывались «золотоломки». Девушки заплетали волосы в косу и носили головной убор - ленту, расшитую шелком и блестками, иногда украшенную по краю шерстяной бахромой. В косы вплетались на шнурах медные трубочки и колечки с бумажными, красными кистями. Поверх ленты голова покрывалась платком.




Мужская одежда

Старинную национальную одежду верхневолжских карел- мужчин составляли: рубаха, пояс, порты и обувь. Рубаху шили очень длинную, она спускалась ниже колен и была в прошлом единственной одеждой мальчика и взрослого парня до женитьбы. Рубаху подпоясывали тканым или ременным поясом. Порты шили из домотканой крашенины. Мужчины носили обувь из холщевых портянок, обор льняных или ременных, кожаных туфель – «калишек». Из верхней одежды следует отметить род кафтана из сукна, сшитого с «фантами» (клиньями) по бокам. Такого же покроя шили кафтан из грубого белого холста. Его надевали на работу, иногда поверх другой одежды. Встречается у карел верхняя суконная и овчинная одежда с отрезной спинкой и сборками у талии типа русской поддевки и полушубка.


Поселения. Постройки (слайды 14-17)


Карельские селения состояли обычно из 30-40 дворов, реже из 100 и более. Встречались хутора из двух и более дворов. Небольшая деревня представляла собой одну прямую улицу. Между домами устраивают прогоны. Распространенной является планировка селений в виде букв Т и Г. На перекрестке улиц в прошлом ставилась часовня. Хозяйственные постройки выносились за деревню. Овины, риги с крытыми гумнами располагали в одном конце; житницы группировали вместе у одного из прогонов. Бани выносили к ручью или речке. В XX в. хозяйственные постройки стали размещать позади дома.




Карелы принесли на территорию Тверского края традиции высокой постройки северного типа. Наиболее старинный тип жилища - изба, представляющая собой сруб, имевший подполье. Изба отапливалась печью без трубы, дым выходил в отверстие, сделанное в потолке и в окне. Сруб имел 2-3 окна по фасаду и одно сбоку, окна маленькие, волоковые (задвигаемые дощечками). Крылась изба на два ската дранью. Сзади избы, через сени, помещалась клеть - сруб меньших размеров, чем изба, покоившаяся на столбах или срубе. Клеть служила для хранения одежды и других хозяйственных надобностей. В нижней части клети хранили продукты. Непосредственно к жилой избе примыкал двор. Двор устраивался на столбах и имел два яруса: в нижнем находился хлев, на верхнем хранилось сено и сельскохозяйственный инвентарь. На «сарай» вел въезд - покатый бревенчатый помост, по которому можно было въезжать на лошади. Въезд помещался сбоку, внутри двора, или сзади.

План жилого дома и двора.
(д.Косячиха, Сандовский р-н)


План курной избы и двора
(Весьегонский р-н)



Интересно отметить наличие у карел детских дощатых домиков. Усадьба обносилась обычно косой изгородью (журавлиное крыло). К середине XIX века курную (черную) избу сменяет «белая», имеющая печь с кирпичной трубой. Печь помещалась направо или налево от входа в избу, устьем располагалась к фасаду - окнам. По диагонали от печи находился передний угол с божницей. Стол размещался не как у русских, в переднем углу, а в углу против печи или между окнами. Иногда встречались столы на полозьях. По стенам располагались лавки, служившие также кроватями. У печи делалась деревянная «каржина» - четырехугольный продолговатый ящик с крышкой – «люком» наверху, открыв который, по лесенке спускались в подполье.

Нравы и обычаи карел

В карельской семье занятия мужа и жены резко разграничивались. Тяжелые работы (пахота, кошение сена, уборка хлебов, молотьба и тому подобное) составляли обязанность мужа. Трудился он в основном летом. Зимой, если у него не было никакого ремесла, он занимался только приготовлением дров, лучины, строевого леса. В основном он отдыхал, и карелки такое состояние мужа определили так: солодеет на печи. Жены-карелки сушили и гребли сено, жали, заготавливали ягоды и грибы, готовили пищу, обшивали семью, ткали и вышивали и занимались уборкой дома.

Карельская свадьба (слайд 18)

Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку, и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней, когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов, а ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами. Иногда на посиделках парень делал предложение девушке, она давала согласие. И на следующий день собирала одежду и вместе с женихом уходила в его дом. Такая женитьба называлась «женился украдкой». В этом случае свадьба «уходом» родственникам жениха и невесты давала возможность избежать лишних и непосильных свадебных расходов. Вторым этапом свадебного обряда было сватовство.

В отдельных семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Свата выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Сваты обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха. Сватов всегда принимали любезно, сажали в передний угол над иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты. Девушка, обычно по прибытии сватов, куда-нибудь скрывалась из избы - в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье. Проведя некоторое время в переговорах с родителями девушки, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из ее родственников или соседка. И она должна была во время чаепития разливать им чай. Это было одним из способов испытания. Считалось «признаком нехозяйственности», если девушка при этом расплещет чай. Потом родители невесты вместе со своими родственниками отправлялись к жениху. Осмотру подвергались дом, домашнее имущество и даже хозяйственные постройки, скот. Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны приступали к деловым переговорам о свадьбе.

Начиналась подготовка к венчанию. Утром к дому невесты подъезжали дружки. Выходил отец невесты и приглашал их в дом, наливал им вина и пива. В это время мать и прибывшие родственники начинали расчесывать волосы у невесты. После этого брат невесты помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала: «Куда вы меня одеваете, торопите к золотым венцам?»
Когда невеста была одета к венцу, мать благословляла ее хлебом-солью, а отец - иконой. Невеста начинала молиться, плакать и причитала:

Вы мои дорогие и милые,
Несравненные кормилицы,
Не прошу у вас я ни золота, ни серебра,
Прошу у вас благословения на счастье.
Благословите меня в последний раз
Перед золотым венцом.
Мне очень тяжело расставаться
Со своим родным домом.



Карелка-невеста
(конец XIX - начало XX в)

Подружки брали невесту за руки и обходили с ней вокруг стола, дружки шли впереди, потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани и ехали в церковь. Потом гостей угощали. На другой день утром, когда молодые просыпались, в клеть входила мать жениха и бросала на пол горшок. Молодые собирали черепки. Один из родственников жениха, чаще брат, бросал на пол деньги. Невеста подметала пол, собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила носовой платок. Днем жених и невеста носили ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть ушат, вылить воду. Невеста опять откупалась платком.
После свадьбы невеста становилась снохой. И. Митропольский так описал положение снохи: «Вся семья, за исключением мужа, смотрит на сноху не как на близкую родственницу, а как на безответную рабу. Невестка - это семейная жертва! Она обязана всем служить и каждого почитать, но взамен ни от кого, кроме мужа, не встретит и тени сочувствия».
Все тяжелые работы лежали на снохе. Постоянные упреки свекра, брань свекрови, насмешки золовок, неприязненное отношение одной снохи к другой и вдобавок постоянный труд - таким был удел молодых женщин

в первые годы замужества. Жестокость обращения со снохой в некоторых семьях доходила до того, что сноха, работающая до упаду, не получала от свекра и свекрови, ни белья, ни обуви, никакой другой одежды. И все это делалось исключительно из чисто варварского взгляда карел на ничтожное значение женщины.



День Кегр


День Кегр у тверских карел - один из своеобразных обычаев.

Празднование происходило ежегодно осенью, 2 ноября. Молодежь рядилась в вывороченные шубы, фуфайки, овчины, в лапти. На головы надевали решето, корзины, подойники; брали ухваты, дубины, за плечами - корзины, чтобы туда «прятать» детей; на лица надевали самодельные маски из картона, тряпок, с пришитыми усами, бородой из кудели. Некоторые изображали коней и коров. В таком виде ходили по домам и пугали и веселили народ. Кроме того пекли блины и пироги, которыми дети угощали ряженых.

Другие обычаи

К другим видам обычаев у тверских карел относится обычай почитания природы, который сохранился у карел в течение многих сотен, а может быть и тысяч лет. По мнению карел того времени, всякое непочтительное отношение к воде, ветру, лесу и т.п. неизбежно сопровождается болезнью. Во всех природных явлениях карел предполагал действие хозяина этого явления, определенного духа, с которым следует жить в мире. Даже при легкой простуде карел непременно ищет причины своей болезни в отмщении сил природы.

Закрепление и обобщение изученного материала

Ребята, попытайтесь, используя полученные на уроке знания, сделать выводы о том, как переселение карел повлияло на культуру, нравы, обычаи и образ жизни коренных жителей Верхневолжья.

Примерные ответы обучающихся:


  • речевые заимствования (названия населенных пунктов, рек, озер и прочее);

  • заимствование орудий труда и предметов быта;

  • частичное смешивание культур, традиций, обрядов.

  • схожие образ жизни и основные занятия.

  • но, в то же время в быту карелы сохранили родной язык и народное искусство. Таким образом, не была утрачена национальная культура карел.

Итоги урока

Что нового и интересного узнали на уроке?

Какой материал произвел на вас особое впечатление? Почему?

Назовите причины переселения карел на территорию Верхневолжья.


Повлияло ли переселение карел на нравы, обычаи, образ жизни коренного

населения (слайды 19-20).

Выставление оценок и их аргументация.

Домашнее задание: § 24, стр. 88-90.

Поиск интересных сведений о карелах, проживающих в настоящее время на территории Бежецкого и Краснохолмского района. (Возможно, есть такие родственники или местные жители).

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Воробьев В.М. История Тверского края. – Тверь, «Созвездие», 2005 – 207с.

2.Головкин А.Н. История Тверской Карелии; Карелы: от язычества к православию. - Тверь: издательство Студия-С, 2008 – 432с.

3. Головкин А.Н. В краю двух культур. – Ржев. Филиал ГУПТО «ТОТ» Ржевская типография, 2005 – 240 с.

4. Головкин А.Н. Жернова.- Тверь, ЧуДо, 2000 - 85с.

5. Официальный сайт областного НКА тверских карел. http//tverinkarielat.ru/