birmaga.ru
добавить свой файл

1
Вопрос 3: СТРУКТУРА, СОСТАВ СИЛ И СРЕДСТВ ГО И РСЧС ОРГАНИЗАЦИЙ. НАЗНАЧЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.

В соответствии с положениями ФЗ «О гражданской обороне» к силам ГО относятся:


    • воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО

    • аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (АСФ).

Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В соответствии с законодательством РФ АСС и АСФ могут создаваться:


    • на постоянной основе – профессиональные АСС, АСФ;

    • на нештатной основе – нештатные АСФ;

    • на общественных началах – общественные АСФ.


Аварийно-спасательные формирования подразделяются

    • по подчиненности: территориальные, местные, объектовые и ведомственные;

    • по предназначению: общего назначения и формирования обеспечения (специального назначения);

    • по готовности: постоянной готовности, повышенной готовности и общей готовности.

АСФ постоянной готовности создаются на постоянной основе. Они составляют основу сил постоянной готовности и предназначены для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации с учетом АСДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

НАСФ повышенной готовности являются частью территориальных, местных, объектовых формирований (разведки, связи, противопожарных, медицинских, убежищ и укрытий, ООП и определяются решением руководителя ГО, создающего эти формирования.

Организации, создающие НАСФ, разрабатывают штаты и табели оснащения спецтехникой и имуществом, укомплектовывают формирования, оснащают их спецтехникой и имуществом.

Вид и количество НАСФ, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых формированиями объектах и территориях и планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.

В организациях руководство ГО осуществляют их руководители и несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения. Здесь же назначаются органы, осуществляющие управление гражданской обороной:

структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.


В соответствии с действующим Постановлением правительства РФ № 782 от 10.07.1999 г. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО», количество работников структурных подразделений организаций, отнесенных к категориям по ГО, зависит от численности работников организаций.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, может назначаться один освобожденный работник по ГО или по совместительству, в зависимости от количества работающих.

Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители. Повседневное управление ГО осуществляют органы (работники), специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Гражданская оборона в организации создается с целью защиты персонала организации, населения от опасностей, возникающих в результате военных действий.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматриваются штатные заместители руководителя ГО объекта. Кроме штатных заместителей, приказом руководителя объекта назначаются заместители по видам обеспечения мероприятий ГО:


    • по рассредоточению и эвакуации;

    • по инженерно-технической части;

    • другим видам обеспечения (оповещения и связи, медицинскому, РХБЗ, ООП, противопожарному, по подготовке убежищ и укрытий и т.д.)

Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, работник) создается (назначается) при руководителе ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба (начальника штаба) ГО организации. В мирное время под непосредственным руководством руководителя ГО разрабатывается «План ГО объекта» и «Планы служб по обеспечению мероприятий». План ГО объекта определяет организацию и порядок перевода ГО с мирного на военное время, порядок работы объекта в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

Комплексное обеспечение защиты населения и территорий от ЧС природного характера является одной из важнейших стратегических задач государства. Анализ статистики по авариям и катастрофам позволяет сделать вывод о том, что проблемы предупреждения и ликвидации ЧС существенно влияют на все составляющие факторы национальной безопасности государства – политическую, экономическую, экологическую, генетическую и ряд других видов безопасности.

Для выполнения основной задачи любого государства – защиты населения – необходима постоянная работа по совершенствованию всего комплекса мер по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное и военное время, обеспечению безопасности и защиты населения, территорий и окружающей природной среды. Поскольку предупреждение и ликвидация ЧС непосредственно связаны с проблемами национальной безопасности, возникает необходимость в создании государственного механизма по предупреждению, прогнозированию, локализации и ликвидации ЧС.

В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС – РСЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий».

Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на 5 уровнях, рассмотренных ранее.

Указом Главы Республики Карелия от 19.11.2004 г. № 148 утверждено «Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС РК».

На каждом уровне территориальной подсистемы РСЧС РК создаются:


    • координационные органы;

    • постоянно действующие органы управления;

    • органы повседневного управления;

    • силы и средства;

    • резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

На объектовом уровне:

- Координационным органом является – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ).

- Постоянно действующим органом управления – структурное подразделение или работник организации, специально предназначенный решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС.

- Органом повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба.
В состав сил и средств входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом проведения АСДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.


Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований осуществляется:

    • в соответствии с планами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    • по решению высшего должностного лица Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия, руководителей организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Аварийно-спасательные формирования общественных объединений могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

    • резервный фонд Главы Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;


    • запасы материальных ценностей для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе республиканского материального резерва;

    • резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления муниципальных образований республики Карелия и организаций.

В случае крайней необходимости руководители работ вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:



    • проведение эвакуационных мероприятий;

    • остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

    • проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

    • ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;

    • разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;

    • использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

    • привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

    • привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
    • принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.




Ведомственная пожарная охрана
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.


При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.


Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.