birmaga.ru
добавить свой файл

1
Гаджаев А. И.



Строительные материалы Турции


Современная Турция принадлежит к числу немногих стран, занимающих передовые позиции в мировом производстве и экспорте стройматериалов. При этом качество таких стройматериалов, как цемент, арматура, керамика, стекло, лаки и краски, мрамор и т.п., не только отвечает запросам внутреннего рынка, но и позволяет им успешно конкурировать на мировом рынке. Рост производства стройматериалов в первую очередь связан с большими масштабами строительства в Турции (производственного, жилищного и прочего). В 2002 г. на долю строительства в Турции приходилось 4,2 % национального дохода страны. Спрос на стройматериалы ежегодно увеличивается на 6-10 %, в том числе, и за счет экспорта.


Таблица 1. Производство основных видов строительных материалов (т.)





2003

2004

2005

Краски и лаки

344.730

433.905

357.000

Оконное стекло

719.572

724.348

800.000

Минеральная вата

29.130

40.792

43.000

Мозаика из стекла

7.500

7.500

8.000

Двойное стекло

23.000

27.000


32.000

Цемент

35.094.768

38.795.797

43.000.000

Гипс

1.287.500

1.628.984

1.750.000

Известь

1.891.580

2.440.232

2.700.000

Керамическая сантехника

142

166

185

Керамическая плитка (1.000 т.)

2.639

2.943

3.200

Кирпич (млн. шт.)

3.500

4.200

4.500

Черепица (млн. шт.)

600

670

700

Строительные элементы на основе цемента и гипса (1.000 т.)

2.750

2.652

2.850

Обработанный природный камень (1.000 т.)

3.346

3.933

4.300

Стальной пруток (1.000 т.)

9.160

10.202


10.300

Стальной профиль (1.000 т.)

813

975

990

Стальные трубы (1.000 т.)

1.569

1.869

1.914

Источник: Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.4.
Цемент.

В Турции действуют 57 цементных заводов. Многие из них раньше являлись госпредприятиями, а ныне уже все приватизированы и являются собственностью частных компаний и отдельных предпринимателей. Это «ADIYAMAN ÇIMENTO», «AŞKALE ÇIMENTO», «DENIZLI ÇIMENTO», «KURTALAN ÇIMENTO», «ANKARA ÇIMENTO», «KARADENIZ ÇIMENTO», «ÇİTOSAN» и др. Как уже видно из названий предприятий, они размещены во всех основных регионах Турции. В 2005 г. было продано 43 млн. т. цемента, из них 35 млн. т (81 %) употребилось внутри страны, 8 млн. т. (19 % - 525 млрд. долл.) - экспортировалось.1 По объему производимого цемента Турция занимает десятое место в мире (1,8 % мирового производства) и первое в Западной Европе. По объему экспорта цемента и клинкера Турция находится на первом месте в мире.2 Основными импортерами являются Ирак, США, Италия, Португалия, Израиль, Франция, Албания и Испания. Союз турецких производителей цемента (Türkiye Çimento Müstahsiller Birliği) является частной организацией, цель образования которой решать проблемы производителей цемента.

Арматура

В 2005 г. было произведено 17,5 млн. т. широко применяющейся в строительстве арматуры (пруток, профиль).3 В том же году в турецкую экономику за счет этой статьи экспорта поступило 3,1 млрд. долл. Арматуру у Турции покупают ОАЭ, США, Испания, Израиль и Ирак. Турция производит все виды продукции из железа для строительной промышленности.


Керамика

Традиция производства керамики, начатая Хеттами в Аладжахёюк 8000 лет назад на земле Анатолии и дошедшая до нынешнего времени, развиваясь в Византийские, Селджукские и Османские времена, достигнув индустриального развития после 1960-х гг. Турция, начав керамическое производство в промышленном масштабе, за короткий период стала одним из крупнейших мировых производителей керамики. За последние десятилетия, развивая быстрыми темпами это традиционное производство, турецкие мастера керамики обогатили многовековое и многоцветное историческое богатство Анатолии современным дизайном.

Турецкая керамическая промышленность за последнее десятилетие увеличила свое производство в десять раз. Крупнейшие мировые производственные объекты по производству керамической сантехники и керамических плит находятся в Турции. На сегодняшний день в данной отрасли работает 41 предприятия, 24 из которых занимаются производством настенной и напольной плитки, 17 -сантех­ники. В 2005 г. Турция произвела 3,2 млн. т керамической плитки и экспортировала на 404 млн. долл.4 В керамической отрасли занято более двадцати тысяч человек. Произ­водство керамических изделий промышленного назначения представлено двумя крупными компаниями. Крупнейшие производители керамических облицовочных материалов - это «KALE SERAMİK» (крупнейший производитель Турции), «TOPRAK SERAMİK», «EGE SERAMİK», «ECZACIBAŞI KAROSERAMİK», «KÜTAHYA SERAMİK» и др. Производители керамической сантехники – «SEREN SERAMİK», «KALEVİT», «KILINÇ SERAMİK», «ESKİŞEHİR SERAMİK» и др.5

Как производство, так и экспорт керамических изделий Турции в количественном выражении можно классифицировать следу­ющим образом: на первом месте - плитка, на втором - сантехника, на треть­ем - бытовые изделия. Турция находится на 3-м месте в мире и на 3-м месте в Европе по экспорту керамической плитки и сантехнического оборудования.6

Турецкие керамические предприятия, вкладывающие определенный процент оборота на проведение исследовательских работ, начиная с 1980-х гг., закладывают основы для модернизации и расширения производства. Эта деятельность, рассчитана на перспективу, позволяет турецкой керамической отрасли годами занимать лидирующие позиции в НИОКР страны. Все турецкие керамические предприятия, наряду с сертификатом качества ISO 9001, имеют сертификаты, показывающие соответствие их продукции установленным стандартам; они постоянно осуществляют инвестиции в развитие технологии в соответствии с последними мировыми новациями. 60 % общей производственных мощностей отрасли по производству плиток создано в 1990-х гг., а предприятия, начавшие производство ранее, за последние 10 лет обновили свои технологии. Турецкие керамические предприятия по уровню технологического развития занимают лидирующие позиции по сравнению со многими своими зарубежными конкурентами.

В последние десятилетия наблюдается быстрый рост экспорта продукции данной отрасли. По сравнению с 2003 г. в 2005 г. экспорт из Турции керамической отрасли возрос на 35 % и составил 680,9 млн. долл.7 Экспорт в основном осуществляется в страны ЕС, США, Канаду и Израиль.

Турецкая отрасль по изготовлению керамической сантехники является крупнейшей по объему производства и 3-м (после Италии и Германии) по экспорту в Европе. Общий объем производства составляет в среднем 15 млн. ед. в год; приблизительно половина произведенной продукции экспортируется. Общий объем ее экспорта в 2005 г. составил на 180 млн. долл. Турецкая сантехника пользуется спросом главным образом в странах ЕС и США. Основным покупателем является Англия.8
Облицовочные материалы из природного камня
Турция - один из самых известных мировых производителей мрамора, имеющий 4000-летнюю историю. Из него возводились дворцы, статуи и другие памятники и произведения искусства, относящиеся к периодам правления Хеттов, Греции, Рима, Византии, Сельджуков и Османской Империи. Турция располагает 40 % мировых запасов мрамора, имея не только большое количество, но и широкий диапазон видов мрамора и травертина (известковый туф). Турции принадлежат также одни из крупнейших в мире запасов природного камня, обладающие высоким качеством и большим разнообразием цветов и текстуры. В настоящее время из подпочвенного слоя добывается приблизительно 200 различных видов мрамора, и более чем 100 видов экспортируются. Количество его доказанных, вероятных и потенциальных запасов турецкого мрамора оценивается в 13,9 млрд. т (5,1 млрд. мЗ)9. В Турции имеются также важные крупные запасы гранита.

Мрамор добывают в больших и в малых карьерах (всего разрабатывается приблизительно 1.000 карьеров), откуда он поступает на заводы (их число 1.500) не большие ателье (их число 7.500), где осуществляется его обработка. В этой отрасли занято примерно 250 тыс. чел. Приблизительно 90 % горючих сланцев, которыми богаты недра страны, расположены в западной части Турции; главным образом в прибрежных районах Мраморного моря, в Эгейском регионе и в области Афьона.10

Мраморная и каменная отрасль Турции, которая продемонстрировала существенное развитие в течение прошлого десятилетия, играет растущую роль в экономике Турции и ее экспорте. Стоимость экспорта мрамора и природного камня в 2003 г. составляла почти 400 млн. долл., а на конец в 2005 г. достигла 800 млн. долл.11

За прошлые 5 лет, темпы роста в условиях инвестиций, производства и экспорта промышленности природного камня Турции, которая обладает богатым разнообразием цветовой гаммы и образцов, достигли 25-40 %. Производственная деятельность осуществляется во всех источниках по всей стране.

Народная Республика Китай была главным рынком экспорта блоков мрамора в 2004 г. с экспортным показателем 51,3 млн. долл. Сирия, Греция и Италия были вторыми важными рынками этой группы продукции.

Турецкий мрамор успешно используется в строительстве многих зданий и сооружений во многих зарубежных государствах. Примеры некоторых знаменитых мировых архитектурных проектов, где были использованы турецкие природные камни; Отель Sandy Lane - Барбадос (Мраморные Мозаики), Строительный банк - Китай, Changcnun - Китай (Королевский Бежевый), Отель Марко-Поло - Китай (Розалия), The Peninsula Hotel Extension Tower - Гонконг (Белоснежный и Афьонский сахар), Marriot Hotel-Shenzen-Китай (Королевский Бежевый), Central Plaza- Гонконг (Cremo Bello), Xiamen Bank Center - Fuijan (Сирень и Tangelo), Trafalgar House – Лондон, аэропорт г.Баку-Азербайджан и отель Le Meridyen-Индия.

Экспорт природного камня Турции неизменно растёт в течение многих лет. Экспортный показатель промышленности вырос с3,2 млн. долл. в 1985 г. до 803 млн. долл. в 2005 г. Сегодня Турция экспортирует природные камни почти в 130 различных стран, от США до Народной Республики Китай, от Италии до Арабских стран.12

Экспорт природных камней зафиксировал увеличение на 23 % в количестве и на 45,26 % в сумме в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом, и составил 2,7 млн. т на сумму 626 млн. долл. Природные Камни имели самую большую долю в общем экспорте полезных ископаемых, которая была зарегистрирована в размере 53%.

Экспорт обработанного мрамора и травертина составляет 73,6 % в общем экспорте природных камней. Экспорт этой группы продукции продемонстрировал увеличение на 34,14 % в количестве и 51,41 % в сумме в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом. Экспорт обработанного мрамора в 2005 г. достиг 1.230 млн. т. на сумму 603,7 млн. долл.13

США был главным рынком экспорта турецкого обработанного мрамора и травертина в 2004 г. с показателем 217.4 млн. долл. Далее следовали Великобритания, Испания, Израиль и Саудовская Аравия.

Экспорт мраморных блоков и плит мрамора, оникса и травертина продемонстрировал увеличение на 8 % в количестве и 18 % в сумме в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом, и составил 1.3 млн. т на сумму 116 млн. долл.

В 2005 г. экспорт обработанного гранита составил 18 тыс. т. на сумму 9,8 млн. долл. с увеличением на 31 % по количеству и на 46 % по стоимости по сравнению с 2003 г. Российская Федерация была главным рынком экспорта обработанного гранита в 2005 г. с экспортным показателем 2.5 млн. долл. (40%). Вторыми важными рынками отрасли стали США, Казахстан, Азербайджан (Нахчеван) и Болгария.14

Экспорт блоков гранита показал уменьшение на 22,21 % в количестве и 19,61 % в сумме в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом. Экспорт этого вида продукции в 2004 г. составил 4,9 тыс. т. стоимость в 566.388 долл. Италия была главным покупателем блоков гранита на сумму в 235.673 долл. Другими рынками были Греция, Германия и Бельгия.

В то же время, экспорт гранитных плит составил 7.2 млн. долл. с увеличением на 29,27 %. В тот период Германия являлась главным экспортным рынком для турецких мраморных блоков на сумму в 4 млн. долл., за ней следовали Нидерланды, Италия, Швейцария, Франция и Греция.

Стекольная промышленность

В настоящее время около 90% производства в данной сфере осущес­твляется на частных предприятиях группы компаний АО «ŞİŞECAM», в которую вхо­дит 26 производственных предприятий в их числе «ÇAYİROVA CAM», построенная при содействии СССР, «TRAKYA CAM» «PAŞABAHÇE» и другие и две торговые компании. Продукция компания широко известна не только на западноевропейском, но и на других мировых рынках. Применяющая передовые технологии и обладающая богатым опытом производства турецкая стекольная промышленность по объему производства находится на третьем месте в Европе и на десятом в мире.15

В Турции производятся стеклянные изделия трех основных групп: листо­вое стекло, стеклотара и изделия бытового назначения. Последняя группа нас­читывает около 5.000 наименований различных изделий и преобладает в экс­порте стекольной продукции. Помимо традиционной, производится и продук­ция специального назначения: бронированное, тонированное, цветное, зер­кальное, закаленное стекло, стеклянная черепица и бруски, лабораторные ем­кости и др.

Турция экспортирует стекольную продукцию примерно в 100 стран, сре­ди которых основными покупателями являются Германия, Италия, Египет, Ве­ликобритания, Франция, Греция, страны СНГ.

Группа «ŞİŞECAM» выходит с инвестициями на внешние рынки: в 2002 г. введен в эксплуатацию завод по производству стеклотары во Владими­рской области России и в середине 2006 г. фабрика в Уфе (Башкортостан) и в Болгарии.

Производство стекла в 2005 г. составило 800 тыс. т., стекловаты 43 тыс. т. бронированного стекла 32 тыс. т. и мозаики 8,5 тыс. т. Экспорт прямого стекла в 2005 г. составил на сумму в 55 млн. долл. Больше всего экспорт прямого стекла осуществился в Италию, Грецию, Россию и Германию.16

Строительные материалы из пластика

Отрасль строительных изделий из пластика наиболее молодая отрасль турецкой промышленности, но и наиболее пользующаяся спросом в последние 20 лет. Пластик идет на производство линолеумовых покрытий, он необходим для изготовления дверей и окон, в качестве отделочного материала для загородных домов, он дешев и прочен, более удобен в обработке, поэтому спрос на него растет с каждым годом. Еще до кризиса 1998-99 гг. в Турции ежегодно производилось 120 тыс. т. пластиковых дверей и окон, сейчас только их экспорт вырос до 429 млн. долл. (2005 г.). Производством строительных изделий из пластика в Турции занимается 50 фирм, в которых занято более 10 тыс. чел. В год производится около 300 тыс. т. пластиковых труб, дверей и окон, из них 10 % идет на экспорт. По производству этой продукции Турция – 3-я в Европе. Покупают ее в основном Россия, Ирак, Казахстан и Румыния.17

Лаки и краски
В этом сегменте Турция – шестой крупный производитель в Европе. В год 350 фирм производят лаков и красок около 400-470 тыс. т., но производственные мощности ее оцениваются в 650 тыс. т., поэтому страна активно развивает эту отрасль рынка.18 В отрасли занято более 250 тыс. чел. В 2005 г. экспорт краски и лаков составил на сумму в 133 млн. долл. Крупнейшими покупателями турецких промышленных лакокрасочных изделий являются Россия, Азербайджан и Грузия.19

Изделия деревообрабатывающей промышленности

Полное удовлетворение потребностей турецких строительных компа­ний в лесоматериалах за счет внутренних ресурсов невозможно. Несмотря на то, что Турция обладает значительными лесными ресурсами (леса занимают примерно 25% территории страны, или 20,2 млн. га), качество лесных масси­вов таково, что их использование для промышленных целей ограничено. Из 20 млн. куб.м. ежегодно заготавливаемой древесины на переработку направ­ляется примерно 45%, половина потребляется как топливо.

Заготовка древесины в Турции до последнего времени осуществлялось большей частью по ли­нии государственного сектора. В ведении Главного управления лесов Минис­терства лесного хозяйства находятся почти все лесные ресурсы Турции; соот­ветственно производство значительной части лесопродукции обеспечивалось предприятиями, входящими в структуру госкомпаний: «ORUS», «SEKA», «M.K.E.» и др. В результате приватизации большинство из них перешло в частные руки как местных, так и зарубежных компаний. Частный сектор представлен также мелкими цехами и мастерскими, нередко семейного характера, работающими, как правило, сезонно, так и крупными частными предприятиями.

Деревообработкой занимается более 8000 предприятий. 7900 из них производят доски, 21 – фанеру, 31 – ДСП - в их числе – завод древесно-волокнистых плит в Артвине, сооруженный в 1979 г. при содействии СССР.20

В последние годы деревообрабатывающая промышленность Турции сделала мощный рывок, в результате которого производство дверей, окон, кухонной и другой мебели достигло высоких стандартов и мирового уровня по качеству. Основные покупатели – Италия, Израиль и Туркменистан.

Годовой объем импорта лесных товаров в Турцию по наиболее крупным статьям составляет (данные на 2004 г.):

деловая древесина 1,6-1,8 млн. куб.м;

пиломатериалы 350-450 тыс. куб.м;

бумага газетная 250-300 тыс. тонн;

целлюлоза 250 тыс. тонн.
Турецкий рынок лесотехнических товаров характеризуется сильной конкуренцией, прежде всего со стороны экспортеров из Германии, России, скандинавских стран и американского континента.

Ведущими поставщиками основных товаров в Турцию являются:

по круглому лесу и пиломатериалам - Россия, Германия, Фин­ляндия, Болгария, Чили, США, Канада, ЮАР, страны Юго-Восточной Азии;

по бумаге и картону - Германия, Россия, Франция, Финляндия, Швеция, Австрия, Италия, США;

по целлюлозе и материалам для ее производства - США, Россия, Швеция, Франция, Португалия, Чили.

Наибольшим спросом турецких строительных и деревообрабатываю­щих компаний пользуются хвойные лесоматериалы следующего сортамента:


КРУГЛЫЙ ЛЕС (отборный):

диаметр 25 см и более

ПИЛОМАТЕРИАЛЫ:

толщина:


18-22 мм, 25-30 мм - 25% от потребности рынка

65 мм - 50% от потребности рынка

75 мм - 10% от потребности рынка

85 мм - 5% от потребности рынка

100 мм - 10% от потребности рынка ширина:

ширина 125-150,175-200-225 мм

длина бруса 210-420-630 см

длина доски: 1250-2500-3150-5000 мм


В 2004 г. экспорт деревообрабатывающей промышленности составил 30 млн. долл., а в 2005 г. - 48 млн. долл. Главные рынки экспорта турецкой обрабатывющей промышленности – Иран, Россия и Казахстан.21

Общий экспорт строительных материалов в 2004 г. составил 7,2 млрд. долл., а в 2005 г. увеличился на 20 % и составил 8,6 млрд. долл. Доля экспорта строительных материалов в общем экспорте составляет около 10 %.22

Таблица 2. Экспорт основных видов строительных материалов (тыс. долл.)






2000

2002

2005

Гипс

8.362

16.669

43.883

Цемент

210.329

293.060

525.645

Краски

51.959

64.215

133.537

Изделия из пластика

76.534

129.521

429.083

Изделия из деревообрабатывающей промышленности

1.857

13.475

48.329

Обои

2.415

1.695

2.049

Обработанный камень (мрамор, гранит)

152.575

234.717

628.423

Стекловата

2.434

3.947

14.534

Изделия из асфальта, гипса, цемента и бетона

12.417

15.363


73.440

Кирпич

224

82

2.847

Черепица

672

796

4.017

Керамическая плитка

199.040

246.265

404.581

Керамическая сантехника

59.655

94.651

178.789

Оконное стекло

56.049

73.358

55.076

Стекловата

37.161

47.547

81.068

Стальной пруток, профиль, проволока

818.621

913.319

2.719.927

Гвозди, болты, гайки, шурупы и т.п.

34.250

37.188

917.673

Стальная сантехника

16.319

24.974

450.877

Стальные трубы

258.696

575.108

98.545

Стальные радиаторы


46.393

81.007

285.586

Строительные крепления из стали

75.523

130.578

63.910

Сантехника из алюминия

12.114

12.983

400.097

Стройматериалы и крепления из алюминия

120.151

144.816

31.977

Замки и крепления

28.233

56.209

181.363

Отопительное и холодильное оборудование

69.698

122.022

285.045

Лифты

1.172

1.557

5.709

Электротехнические изделия

56.704

80.206

205.183

Изолированные электр. кабели

114.208

39.559

91.200

Осветительные приборы

38.065

50.790

129.598

Источник: Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.6.


Бумажное производство
Основным производителем бумажно-целлюлозной отрасли в Турции выступала Корпорация по производ­ству целлюлозы и бумаги «SEKA». Вследствие приватизации Корпорации «SEKA» в 2005 г. многие ее дочерние предприятия обрели новых хозяев в частном секторе. Это «BOLU», «DALAMAN», «AFYON», «BALIKESIR», «AKSU», «KASTAMONU» и «ÇAYCUMA».23

Наряду с пиломатериалами российские экспортеры выступают на турец­ком рынке с продукцией целлюлозно-бумажного производства. Наиболее устойчивыми статьями российского экспорта среди этой группы товаров являются крафт-бумага и газетная бумага.

Производство крафт-бумаги в Турции осуществляется только на двух фабриках, это «ÇAYCUMA» и «AKDENİZ». Оборудования в фабриках находятся в плохом состоянии и требуют обновления.

В турецких фабриках производится ежегодно 2-2,5 млн. т. бумаги и бумажных изделий (табл. 1.). Турция может себя обеспечить бумажной продукцией только на 30%, а остальное вынуждена импортировать.


Таблица 1. Производство бумаги и бумажных изделий

(Количество - тыс. т.; Стоимость – млрд. тур. лир)




Вид бумаги

2003

2004

2003

2004

Кол-во

Стоимость

Кол-во

Стоимость

Рост, %

Письменная

285

53.723

294

554.419


31,3

3,2

Газетная

32

4.054

34

4.308

-40,7

6,3

Оберточная

28

5.740

28

5.740

-9,7

0,0

Крафтовая

25

3.363

28

3.766

-32,4

12,0

Пазовая картонная

794

76.621

823

79.227

-7,2

3,7

Картон

343

44.762

372

48.546

15,9

8,5

Сигаретная

4

3.400

5

4.250

-20,0

25,0

Салфеточная

165

43.725

179


47.435

13,0

8,5

ВСЕГО

1.676

235.387

1.763

248.863

5,4

5,7

Бумага и бумажные изделия

577

100.944

616

107.387

20,6

6,4

Прочие

47

5.584

53

6.160

10,4

10,3

ВСЕГО

2.300

341.915

2.432

362.430

9,6

6,0

Источник: Sönmez A.E. İGEME. Kağıt Ürünleri Sanayi. Ank., 2006, s.2.
Экспорт отрасли в 2005 г. составил на сумму в 580 млн. долл., а импорт - 1.755 млн. долл. (табл.2).
Таблица 2. Экспорт и импорт бумаги и бумажных изделий в 2005 г. (тыс. долл.)


Вид бумаги

Экспорт

Импорт

Разница, (+,-)

Письменная и печатная

11.754


407.950

-396.196

Газетная

408

308.153

-307.745

Оберточная

29.718

66.743

-37.025

Крафтовая

8.585

174.205

-165.620

Пазовая картонная

18.120

121.204

-103.084

Картон

10.562

79.341

-68.779

Сигаретная

384

35.936

-35.552

Салфеточная

260.654

52.780

207.874

Обои

57.932

5.653

52.279

Тетради, , папки, документы

116.335

70.382

45.953

Картонные коробки

34.338

60.733

-26.395

Прочие


34.338

91.410

-57.072

ВСЕГО

581.048

1.755.837

- 1.174.789

Источник: Sönmez A.E. İGEME. Kağıt Ürünleri Sanayi. Ank., 2006, s.4-5.
Основными импортерами турецкой бумажно-целлюлозной отрасли являются Израиль, Болгария, Румыния, Ирак, Англия и Украина. Основными экспортерами – Германия, Финляндия, Швеция, Россия и Италия.



1 Türkiye Çimento Müstahsiller Birliği. http://www.tcma.org.tr/files/WEBAMBALAJ2005.xls

2 Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.1.

3 Там же, s.2.

4 Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.2

5 Yılmaz B. İGEME. Seramik Sanayi. Ank., 2006, s.1.

6 Там же, s.1.

7 Там же, s.3.

8 Там же, s.3.

9 Uyanık T. İGEME. Doğal Taşlar. Ank., 2006, s.1.

10 Там же, s.1.

11 Там же, s.2.

12 Там же, s.3.

13 Там же, s.2.

14 Uyanık T. İGEME. Doğal Taşlar. Ank., 2006, s.3.

15 Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.2

16 Там же, s.2.

17 Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.3.

18 Bektaşoğlu S. İGEME. Boya Sanayi. Ank., 2006, s.1.


19 Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.3.

20 Там же, s.4.

21 Sezgin T. İGEME. İnşaat Malzemeleri. Ank., 2006, s.3.

22 Там же, s.3.

23 Sönmez A.E. İGEME. Kağıt Ürünleri Sanayi. Ank., 2006, s.2.