birmaga.ru
добавить свой файл

1
"Таинства", преподается сейчас в нашей воскресной школе по предмету "Закон Божий". Данная статья не является оригинальной, а собрана по материалам следующих сайтов


http://www.orthedu.ru/books/sluzhen/s_3_1.htm

http://www.pravoslavie.ru/sm/6829.htm

http://www.yuzhny.orthodoxy.ru/?id=5

Что есть Таинство?

Согласно учению Православной Церкви, таинства — богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Отсюда необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, так как установлены Самим Господом нашим Иисусом Христом. Таинства существенно отличаются от обрядов (освящение воды, освящение дома, погребение умерших и проч.). Таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека.

В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати: в крещении сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в миропомазании — благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве елеосвящения (соборования) — благодать, исцеляющая недуги через прощение забытых и неосознанных грехов; в таинстве покаяния — благодать, прощающая грехи. В таинстве хиротонии (рукоположения) человек получает благодать священнодействия. В таинстве венчания подаются благодатные силы строить семью как спасительный жизненный союз на началах христианской любви.

В противоположность православному учению лютеране утверждают, что таинства суть только внешние знаки или символы нашего союза с Христом и нашего пребывания в церкви Христовой. В православной Церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Это число таинств всегда было в Церкви от начала христианства. Кроме соответствия седмиричного числа таинств семи дарам Святого Духа (Ис. 11:2-3), семи хлебам, чудесно насытившим несколько тысяч человек (Мф. 15:36-38), семи золотым светильникам, семи звездам, семи печатям, семи трубам (Апок.. I:12-13, 16; 5:1; 8:1-2) и т. д., семь таинств, через которые сообщается благодать Святого Духа, соответствуют всем существеннейшим потребностям нашей духовной жизни.


КРАТКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Крещение

Крещение совершается священником, при чем крещаемый три раза погружается в освященную воду, а священник говорит в это время: крещается раб Божий, или раба Божия (говорится имя), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Просвещенный крещением младенец очищается от греха, сообщенного ему родителями, а взрослому человеку, принимающему крещение, кроме греха первородного, оставляются и грехи его произвольные, совершенные до крещения. Через это таинство христианин примиряется с Богом и из чада гнева соделывается сыном Божиим, получает право на наследие царства Божия. От этого крещение святыми отцами Церкви называется дверию в царство Божие. Крещение иногда по милости Божией сопровождается исцелением от болезней тела: так были избавлены от глазной болезни св. апостол Павел и равноапостольный князь Владимир.

От приступающего к таинству крещения требуется раскаяние в своих грехах и вера в Бога. Для этого он торжественно, вслух всего народа, отказывается от служения сатане, дует и плюет на него в знак презрения к диаволу и отвращения от него. За этим готовящийся к крещению дает обещание жить по закону Божию, изреченному в св. Евангелии и прочих священных христианских книгах, и произносит исповедание веры, или, что то же, символ веры.

Перед погружением в воду священник крестообразно помазывает крещаемого освященным елеем потому, что в древние времена помазывали елеем готовящихся к борьбе на зрелищах. Крещаемый же готовится к борьбе с диаволом в продолжение всей своей жизни.

Белая одежда, надеваемая на крещенного, означает полученную им чрез святое крещение чистоту души от грехов.

Крест, возлагаемый священником на крещенного, указывает на то, что он, как последователь Христов, должен с терпением переносить скорби, какие угодно будет Господу назначить ему для испытания веры, надежды и любви.

Троекратное обхождение крещенного с возженною свечей вокруг купели делается в знак духовной радости, ощущаемой им от соединения со Христом для вечной жизни в царствии небесном.


Пострижение волос у новокрещенного означает то, что он со времени крещения сделался рабом Христовым. Обычай сей взят от обыкновения в древние времена стричь рабов в знак их рабства.

Если крещение совершается над младенцем, то за веру его поручаются восприемники; они же вместо него произносят символ веры и обязуются впоследствии заботиться о своем крестнике, чтобы он содержал веру православную и вел жизнь благочестивую.

Крещение совершается над человеком (едино, симв. Веры) однажды и не повторяется даже в том случае, если бы оно совершено было христианином неправославным. При сем последнем случае требуется от совершителя крещения, чтобы оно совершено было чрез троекратное погружение с точным произношением имени Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Миропомазание

Это таинство совершается тотчас после крещения. Оно состоит в помазании чела (лба), груди, глаз, ушей, рта, рук и ног освященным миром. При этом священник поизносит слова: печать дара Духа Святаго. Благодать Св. Духа, сообщаемая в таинстве миропомазания, подает христианину силы к совершению добрых дел и подвигов христианских.

Миро - соединение нескольких ароматических жидкостей, смешанных с душистыми веществами, освящается исключительно епископами за литургией в четверг на Страстной неделе: В России св. миро заготовляется в Москве и Киеве. Из этих двух мест оно рассылается по всем русским православным храмам.

Таинство это не повторяется над христианами. При короновании, российские цари и царицы помазывались св. миром не в смысле повторения этого таинства, но для того, чтобы сообщить им сугубую благодать Св. Духа, потребную для прохождения чрезвычайно важного царского служения отечеству и Церкви православной.

Причащение

Таинство евхаристии ( по греч. «благодарение»), или причащения, занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть особого богослужения — литургии.


 Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделял учеников хлебом и вином, которые он называл Своими Телом и Кровью. Для православных верующих хлеб и вино не символизируют Тело и Кровь Христовы, а претворяются в них, вещественно оставаясь хлебом и вином.
«Причащение Христовых Тайн» призвано духовно изменить человека

В таинстве причащения христианин принимает под видом хлеба - истинное тело Христово, а под видом вина - истинную кровь Христову и соединяется с Господом для жизни вечной.

Оно совершается непременно в храме, на св. престоле, за литургией, или обедней: но тело и кровь Христовы, в виде запасных св. даров, могут быть приносимы в дома для приобщения больных.

В виду важности и спасительности этого таинства, св. Церковь приглашает христиан причащаться тела и крови Христовой как можно чаще. Каждый христианин, хотя бы один раз в год, должен обязательно освящать себя этим святейшим таинством. Сам Иисус Христос говорит об этом: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, т.-е. Имеет в себе жизнь вечную или залог вечного блаженства (Ев. Иоан. 6, 54).

Когда настанет время принятия св. Христовых Таин, христианин должен благочинно подойти к святой чаше, поклониться однажды до земли Христу, истинно присущему в тайнах под видом хлеба и вина, сложить руки крестообразно на груди, открыть уста пространно, чтобы свободно принять дары и чтобы не уронилась частица святейшего тела и капля чистейшей крови Господней. По принятии св. Таин Церковь повелевает причастнику облобызать край святой чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла кровь и вода. За этим причастникам не дозволяются поклоны до земли ради охранения и чести, принятых св. Таин пока не будет принят св. антидор, или часть освященной просфоры, и выслушаны благодарные молитвы Господу.

Покаяние

В таинстве покаяния христианин исповедует свои согрешения пред священником и получает невидимое разрешение от Самого Иисуса Христа.


Это таинство совершается на исповеди. Верующий христианин называет священнику свои грехи: исповедует их с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твёрдым намерением не повторять этого впредь.
Христос, видя, что человек просит Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Грех полностью изглаживается, исчезает.

Сам Господь дал апостолам власть отпускать и не разрешать грехи человекам, согрешающим после крещения. От апостолов эта власть, по благодати Св. Духа, дарована епископам, а от них и священникам. Чтобы желающему раскаяться на исповеди удобнее вспомнить свои согрешения, ему назначается Церковью говенье, т.-е. Пост, молитва и уединение. Эти средства помогают христианам одуматься, чтобы чистосердечно раскаяться во всех вольных и невольных согрешениях. Покаяние тогда особенно полезно кающемуся, когда оно сопровождается переменой греховной жизни на благочестивую и святую жизнь.

Исповедываться пред принятием св. Таин тела и крови Христовых уставом православной Церкви полагается с семилетнего возраста, когда появляется у нас сознание и с ним ответственность за дела наши пред Богом. Чтобы помочь христианину отвыкнуть от греховной жизни, иногда, по рассуждению его духовного отца, назначается епитимья, или такой подвиг, исполнение которого напоминало бы о его грехе и содействовало исправлению жизни.

Крест и Евангелие при исповеди означают невидимое присутствие Самого Спасителя. Возложение священником епитрахили на кающегося - возвращение кающемуся милости Божией. Он приемлется под благодатный покров Церкви и присоединяется к верным чадам Христовым.  

Кающемуся грешнику Бог не допустит погибнуть.

Священство

В этом таинстве Дух Святой чрез молитвенное возложение рук архиерейских поставляет правильно избранного совершать богослужение и наставлять людей в вере и добрых делах.

Посвящение в священнический сан называется рукоположением или хиротонией. В таинстве священства человеку через возложение на него рук епископом подаётся особая благодать — на священнослужение. В Православной Церкви существует три степени священства: низшая — диакон (служитель), затем.— пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей).


Священнослужители и их священные одежды, употребляемые при богослужении

Лица, совершающие богослужение в православной Церкви, суть: епископы, или архиереи, священники, или иереи, и диаконы.

Епископы суть преемники святых апостолов; они посвящают священников и диаконов посредством возложения рук. Только то архиерейство и священство имеет благодать и власть апостольскую, которое без малейшего перерыва ведет свое начало от самих апостолов. А то архиерейство, у которого в преемстве был перерыв, промежуток, как бы пустота, есть ложное, самочинное, безблагодатное. А таково и есть лжеархиерейство у называющихся старообрядцами.

Диакон не совершает таинств, но помогает священнику в богослужении; священник совершает таинства (кроме таинства священства) с благословения архиерейского. Архиерей не только совершает все таинства, но и поставляет священников и диаконов.

Старшие из епископов именуются архиепископами и митрополитами; но благодать, которую имеют они по обилию даров Св. Духа, одинакова с епископами. Старшие из епископов суть первые между равными. Такое же понятие о достоинстве касается и священников, из которых иные именуются протоиереями, т.-е. Первыми священниками. Архидиаконы и протодиаконы, встречающиеся в некоторых монастырях и соборах, имеют преимущество старшинства между равными им диаконами.

В монастырях монашествующие священники называются архимандритами, игуменами. Но ни архимандрит, ни игумен не имеют благодати архиерейской; они старшие между иеромонахами, и им поручается епископом управление монастырями.

Между прочими священнодействиями епископов и священников, имеет значение для всякого православного христианина их благословение рукою. В сем случае епископ и священник слагают свою благословляющую руку так, чтобы пальцы изображали начальные буквы имени Иисуса Христа: Ič. 35;č. Этим показывается, что пастыри наши преподают благословение именем Самого Иисуса Христа. Божие благословение низводится на того, кто с благоговением принимает благословение епископа или священника. Издревле народ неудержимо стремился к лицам священным, чтобы осениться крестным знамением от их рук. Цари и князья, свидетельствует св. Амвросий Медиоланский, преклоняли свои выи (шеи) пред священниками и целовали их руки, в надежде оградить себя их молитвами (О достоинст. Священства, гл. 2)


Священные одежды диакона: а) стихарь, б) орарь, надевающийся на левое плечо, и в) поручи, или нарукавники. Орарем диакон возбуждает людей к молитве.

Священные одежды священника: подризник, епитрахиль (по-русски нашейник) и фелонь. Епитрахиль для священника служит знаком благодати, полученной им от Господа. Без епитрахили ни одна служба не отправляется священником. Фелонь, или риза, носится поверх всех одежд. Заслуженные священники получают архиерейское благословение употреблять за богослужением набедренник, привешивающийся на ленте с правого боку, под фелонью. Как отличие, награду священники носят на головах скуфьи, камилавки. В отличие от диаконов священники употребляют поверх собственной одежды и церковного облачения наперстные кресты, установленные Государем Императором Николаем Александровичем в 1896 году.

Священные одежды епископа, или архиерея: саккос, похожий на стихарь диакона, и омофор. Саккос это - древняя одежда царей. Епископы стали облачаться в саккос уже после IV века по Рожд. Хр. Древние цари греческие усвоили эту одежду архипастырям из уважения к ним. Вот поэтому все святители, жившие до IV столетия, изображаются на иконах в фелонях, которые у них были украшены многими крестами. Омофор носится епископами на плечах, поверх саккоса. Омофор походит на дьяконский орарь, только шире его, и означает, что Христос, принесши Себя в жертву на кресте, предоставил людей Богу Отцу чистыми и святыми.

Кроме одежд, нами указанных, архиерей во время богослужения носит палицу, которая видна на иконах святителей с правого бока в виде платка, с крестом посредине. Палица есть меч духовный, она изображает власть и обязанность архиерея действовать на людей словом Божиим, которое называется в св. писании мечом духовным. Палица дается архимандритам, игуменам и некоторым заслуженным протоиереям в виде награды.

Во время богослужения архиерей носит на голове митру, которая также присваивается архимандритам и некоторым заслуженным протоиереям. Истолкователи церковного богослужения присваивают митре напоминание тернового венца, возложенного на Спасителя во время Его страданий.


На груди, поверх рясы, архиерей носит панагию, т.-е. овальный образ Богоматери, и крест на цепи. Это знак архиерейского достоинства.

При архиерейском служении употребляется мантия, длинная одежда, надеваемая архиереем поверх рясы в знак его монашества.

К принадлежностям архиерейского служения относятся: жезл (трость), в знак пастырской власти, дикирий и трикирий, или двухсвечник и трехсвечник; дикирием и трикирием архиерей осеняет народ, выражая таинство Св. Троицы в едином Боге и два естества в Иисусе Христе, источнике духовного света. Рипиды употребляются при архиерейском служении в виде металлических херувимов в кругах на рукоятях во образ сослужения с людьми херувимов. Круглые ковры, по вышитым на них орлам называемые орлецами, изображают в архиерее власть епископства над городом и знак его чистого и правого учения о Боге.

Таинство брака

В таинстве брака жених и невеста, по подобию духовного союза Христа с Церковью (обществом верующих в Него), благословляются священником на взаимное сожитие, рождение и воспитание детей.

Непременно в храме Божием совершается это таинство. При этом новобрачные трижды обручаются друг другу кольцами и обводятся кругом святых креста и Евангелия (положенных на аналогии), в знак взаимной, всегдашней и неразрывной любви друг к другу.

Венцы возлагаются на жениха и невесту как в награду за их честную жизнь до брака, так и в знак того, что они чрез брак становятся родоначальниками нового потомства, по древнему названию, князьями будущего поколения.

Общая чаша с красным виноградным вином подается новобрачным в знак того, что со дня благословения их св. Церковью у них должно быть общее житие, одни желания, радости и горе.

В брак должно вступать сколько по взаимному согласию жениха и невесты, столько же и с благословения родителей, поелику благословение отца и матери, по учению слова Божия, утверждает основание домов.


Таинство сие не обязательно для всех; гораздо спасительнее, по учению слова Божия, вести жизнь безбрачную, но жизнь чистую, непорочную, по примеру Иоанна Предтечи, Пресвятой Девы Марии и других святых девственников. Кто не может проводить такую жизнь, для того установлен Богом благословенный брак.

Развод мужа и жены осуждается учением Спасителя.

Таинство елеосвящения, или соборование

Христос Спаситель, врач душ наших, не оставил без Своего благодатного попечения и одержимых тяжкими телесными болезнями.

Святые апостолы Его научили своих преемников - епископов и пресвитеров - совершать моление над болящими христианами, помазывая их освященным деревянным маслом, соединенным с красным виноградным вином.

Священнодействие, в сем случае совершаемое, называется елеосвящением; оно же называется соборованием, потому что для совершения его обыкновенно собирается семь священников, чтобы усилить молитву о даровании здоровья болящим. По нужде соборует больного и один священник. При этом бывают семь чтений из апостольских посланий и святого Евангелия, которые напоминают болящему милосердие Господа Бога и силу Его даровать здравие и прощение вольных и невольных согрешений.

Молитвы, читаемые при семикратном елеопомазании, вселяют в человека крепость духа, мужество против смерти и твердую надежду вечного спасения. Самые зерна пшеницы, обыкновенно поставляемые при елеосвящении, внушают больному надежду на Бога, имеющего силу и средства даровать здравие, как Он по Своему всемогуществу силен даровать жизнь сухому, по видимому, безжизненному зерну пшеницы.

Это таинство может повторяться многократно, но у многих современных христиан существует мнение, что елеосвящение есть напутствие в будущую загробную жизнь, и что по совершении этого таинства нельзя даже вступать в брак, а потому и редко кто пользуется этим святым, многополезным таинством. Это крайне ошибочное мнение. Предки наши знали силу этого таинства, а потому прибегали к нему часто, при каждом трудном заболевании. Если же после елеосвящения не все больные выздоравливают, то это бывает или по недостатку веры болящего, или по воле Божией, так как и при жизни Спасителя не все больные исцелялись, не все мертвые воскресали. Кто из особорованных христиан умирает, тот, по учению православной Церкви, получает прощение в тех грехах, в которых больной не раскаялся на исповеди священнику по забвению и немощи тела.


Использованы материалы сайтов
http://www.orthedu.ru/books/sluzhen/s_3_1.htm

http://www.pravoslavie.ru/sm/6829.htm

http://www.yuzhny.orthodoxy.ru/?id=5

Для словаря.

Стихарь- богослужебное облачение священно и церковнослужителей. Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея. Священнический и архиерейский стихарь - см. подризник. Стихарь дьякона (и церковнослужителя) - длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и шьется из материи светлого цвета.

Орарь - принадлежность богослужебного облачения дьякона и иподьякона - длинная узкая лента. Дьякон носит орарь на левом плече - один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидьякон и протодьякон имеют двойной орарь - два ораря, из которых один одет как у дьякона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Орарь является символическим изображением благодатных дарований дьякона как священнослужителя. Иподьякон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя


Поручи - часть богослужебного облачения духовенства - широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подрясника или подризника у запястья. При надевании поручей произносится молитва, напоминающая о силе Божией и содержащая просьбу просветить надевающего (см. Исх. 15, 6-7. Пс. 118, 74). Впервые упоминаются в богослужебной литературе ок. XII в.

Подризник- - богослужебное облачение священника и архиерея - род стихаря - длинная до пят одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета, обычно шелковая. Архиерейский подризник имеет т.н. гамматы, или источники - ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы рассматриваются как символическое изображение тока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник надевается архиереем и священником вместо рясы при совершении литургии.

Епитрахиль-(греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

Фелонь- . Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до нач. XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается при посвящении в церковнослужители. В других богослужениях не употребляется.
Камилавка (греч. - верблюд) - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.

Набедренник- часть богослужебного облачения священника - прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия - слова Божия. Появился в Русской православной церкви ок. XVI в.. возможно как измененная форма палицы.


Палица - часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) - матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия. Происхождение палицы неизвестно, вероятно первоначально это был плат для отирания рук.

Саккос - богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

Скуфия - принадлежность облачения - головной убор в виде небольшой пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время монахи и архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам из белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве награждения.


Омофор - (греч. носимый на плечах) - принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор - длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим - на спину. Малый омофор - широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме литургии, совершаемой в малом омофоре.

Использованы материалы сайта http://days.pravoslavie.ru/