birmaga.ru
добавить свой файл

1
Сравнительный анализ учебников по математике для начальной школы по теме «Понятие прямоугольника»»


1. Изучение понятия прямоугольника в учебниках математики для начальной школы.

В учебниках Л.Г. Петерсон для четырехлетней школы (2006 г) понятие прямоугольник изучается следующим образом:

В первом классе предлагаются задачи:

- измерь длины сторон: изображен прямоугольник, на сторонах которого надпись длина и ширина; учащиеся должны сделать вывод о равенстве соответствующих сторон.

- начерти в тетради прямоугольник со сторонами 5 см и 3см.

(способ построения не указан)

Во втором классе рассматриваются задачи:

- какие геометрические фигуры ты видишь на чертеже. Назови их. Нарисуй в тетради по клеточкам фигуры, равные данным (по каким признакам ребята определяют прямоугольник не ясно);

- после прохождения темы прямой угол вводится определение прямоугольника, после определяется ширина и длина прямоугольника.
В учебниках В.В. Давыдова и др для четырехлетней школы (2005г) понятие прямоугольник рассматривается начиняя со второго класса и только после введения темы прямой угол. Предлагаются задачи:

- на листе бумаги построй четырехугольник, у которого все углы прямые. Ты уже знаешь, что такой четырехугольник называется _________________.

- раскрась красным цветом все прямоугольники …

2. Задачи, позволяющие сформировать понятие «Прямоугольник в начальной школе»

Для формирования геометрических представлений работа должна проводится следующим образом: свойство фигур учащиеся выявляют экспериментально, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников, наблюдения и работы с геометрическими объектами.

Оперируя разнообразными предметами, моделями геометрических фигур, выполняя большое число наблюдений и опытов, учащиеся подмечают наиболее общие их признаки (не зависящие от материала, цвета, положения, массы и т.п.)

Подборка задач, позволяющая сформировать представление о прямоугольнике, выявить существенные признаки прямоугольника.


- Раздаются наборы выпуклых четырехугольников. Выясняется сначала то общее, что имеется у всех этих фигур — 4 стороны и 4 угла. Отсюда название — четырехугольники. Затем устанавливается различие. Ученики, конечно, будут называть и несущественные признаки (размеры фигур, их расположение). Надо направить внимание детей на виды углов, затем последовательно рассмотреть фигуры, имеющие 1, 2 и 4 прямых угла. Отсюда название фигуры с четырьмя прямыми углами — прямоугольник.

- Прямоугольник можно показать как грани параллелепипеда, прямой призмы как форму ряда предметов в классе и вне класса, что покажет детям, как широко распространен прямоугольник.

- Начертив целый ряд прямоугольников с самым различным соотношением сторон и расположением на плоскости, провести беседу о существенных и несущественных признаках.

- Изменив на чертеже у какого-либо прямоугольника величину одного из углов, выявить нарушение существенного признака. Удлинив на равную величину противоположные стороны прямоугольника, мы сохраняем существенные признаки.

- Прямоугольники надо чертить в различном расположении: сначала по клеткам тетради с заданными или произвольными размерами сторон, затем эти, задания изменяются. Пользуясь чертежным треугольником, ученики проводят недостающие стороны прямоугольников.

- Большое количество практических задач связано с вычислением периметра: длина забора, ограды, границ пришкольного участка, физкультурной площадки и т. Д

- Можно ввести обозначение вершин фигуры буквами русского алфавита.

- При изучении прямоугольника должны быть задания на развитие глазомера: определение на глаз длины сторон и периметра фигуры.