birmaga.ru
добавить свой файл

1
Открытый урок русского языка в 4 классе.


Тема: Спряжение глагола.

Цели: - ознакомить учащихся с изменением глаголов по лицам и числам – спряжением, путём сопоставления родовых окончаний прошедшего времени и личными – настоящего и будущего времени, предупредить попытки спряжения глаголов прошедшего времени, учить спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;

- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, речь, память;

- воспитывать коммуникативные качества, соблюдение правил письма, доброжелательные отношения между учащимися, учителем и учащимися.

Оборудование: учебник Л.М.Зеленина «Русский язык» 4 класс,

Опорная карточка - таблица о глаголе, карточки для индивидуальной работы,

В.Волина «Весёлая грамматика». Глагол.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Я рада видеть вас. У нас сегодня важная работа. Будем думать, рассуждать, запоминать. Желаю вам успеха.

  1. Актуализация знаний. (на доске)

БСВПЧРБЯУЖВЕБЧНВИБЕГЧЛБАВГОБЛЧАВ

- Вычеркните буквы БВЧ. Какие слова получились? (Спряжение глагола)

- Что вы знаете о глаголе? Обсудите в парах.

- Что знаете о глаголах начальной формы?

- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?

- Что сегодня узнаем на уроке? ( Что такое спряжение)

- Это первая задача.

III. Словарно – орфографическая работа.

1.Записать одним словом:

- Стремиться к осуществлению чего – либо, хотеть чего – то.

(желать – хотеть) – Как называются эти слова?

- Сиять ярким, искристым светом.

(сверкать –

- К этому слову подобрать однокоренное с помощью суффикса «ну».

^

( сверкнуть) – Что обозначает этот глагол? ( Этот глагол обозначает действие, которое происходит в один момент, имеет значение однократности.)

- К слову «сверкать» - подобрать синонимы.


( блестеть, сиять, светить, гореть)

Гореть – запишите звуковую схему [г а р' э т ].

- Поставьте вопрос к данным глаголам? Что заметили? ( глаголы неопределённой формы)

2. Спишите стихотворение. Укажите время глаголов.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А.Плещеев)

IV.Работа по теме урока.

1.- Изучая имена существительные, мы узнали, что имена склоняются.

А глаголы… ?

- Глаголы в русском языке дружат с местоимениями.

- Какого лица и числа бывают местоимения? Назовите парами.( по рядам)

- Будем изменять глаголы при помощи личных местоимений, вопросов, выделяя окончания глаголов.

- Это вторая задача урока.

2. С. 75 упр. 49 – прочитайте предложения. Обратите внимание, как и почему изменяется глагол идти. (Изменяется по лицам: меняется окончание глагола)

3. Всегда ли глаголы изменяются по лицам?

Упр. 50 с. 75 – обратите внимание на форму времени глагола.

Вывод: - В форме какого времени глагол изменяется по лицам?

(В форме настоящего и будущего времени.)

- Прочитайте сведения о языке на с. 76.

- Как вы поняли, что такое спряжение?

- Вам приходилось склонять имена существительные, прилагательные и местоимения.

- Теперь будете выполнять задание: проспрягать глаголы.

- Что станете делать, выполняя такое задание?

4. Упр. 51 с. 76

- В любом ли времени можно глаголы спрягать?

(В настоящем и будущем.)

- Почему окончания глаголов настоящего и будущего времени называются личными?

Физминутка (Проводит ученик).

- Я принц страны “глаголии”. И я хочу поиграть с вами. Вы согласны?

1 ряд - слуги прошедшего времени.

2 ряд - слуги настоящего времени.

3 ряд - слуги будущего времени.


Слуги присядают при названии своего глагола.

Ходил (п.в.), красит (н.в.), водит (н.в.), польет (б.в.), говорил (п.в.), рисует (н.в.), напишет (б.в.), прыгал (п.в.), встало (п.в.), живет (н.в.), согреет (б.в.), поет (н.в.), танцевал (п.в.), прилетят (б.в.).

- Какие слуги лучше работали? Молодцы!

V. Продолжение работы.

1. Упр. 53 с. 77 – прочитайте стихотворение.

Словарная работа Коляда – 1) старинный крестьянский обряд во время

(словарь Ожегова) праздника Рождества – хождение по домам

с поздравлениями и песнями, с получением

угощения.

2) песня, исполняемая во время такого обряда

Помело – палка, с намотанной на конце тряпкой, мочалкой,

хвоёй для обметания, метла. Ведьма верхом на помеле (сказочное).

- Найдите в тексте глаголы и определите их время.

- Выпишите сначала глаголы прошедшего времени, укажите их род, выделите родовые окончания; потом глаголы настоящего времени, укажите их число и лицо.

Пр. в. Н.в.

уснул - м.р. заметает – ед.ч., 3л.

забежала – ж.р. хочет – ед.ч., 3л.

взяла – ж.р.

- Почему окончания глаголов прошедшего времени называются родовыми?

(Изменяются по числам и родам, но «не умеют» изменяться по лицам.)

2. Тест. Выбрать правильный ответ. Работа в парах.

1) Глаголы: склоняются спрягаются

2) У глаголов при спряжении изменяется: окончание основа

3) Лицо глагола определяй: по местоимению окончанию по предлогу

4) Что называем спряжением: изменение глагола по падежам

изменение глагола по лицам и числам

изменение глагола по родам и числам

5) Глаголы настоящего и будущего времени: изменяются по лицам и числам

изменяются по родам и числам


6) Глаголы прошедшего времени: изменяются по лицам и числам

изменяются по родам и числам

VI. Самооценка.

- Оцените свою работу. Если считаете, что тему усвоили хорошо, покажите улыбающегося человечка. Если где – то неуверенны, то покажите задумчивого человечка.

Оценка учителя.

VII. Д/З – проспрягать глаголы упр. 54 с. 78;

творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы

настоящего и будущего времени.