birmaga.ru | 1 по самообследованию межфакультетской кафедры иностранных языков Материалы самообследования кафедры содержат оценку профессиональных образовательных программ, условий их реализации, а также качества подготовки обучающихся по дисциплинам кафедры в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Для экспертизы были представлены нормативно-правовая документация, учебные планы и программы, учебно-методическое и информационное обеспечение, материалы о кадровом и материально-техническом обеспечении, научно-исследовательской деятельности кафедры. Предметом аттестационной экспертизы были также материалы самообследования.
Кафедра иностранных языков является межфакультетской и обеспечивает преподавание иностранных языков (английского, немецкого, французского) на 8 неязыковых факультетах университета на очном и заочном отделениях. Осуществляется ежегодное планирование работы кафедры с представлением плана в мае и утверждением в сентябре. В течение года проводятся 8 – 9 заседаний кафедры. Тематика рассматриваемых вопросов соответствует требованиям Устава университета. Учебные поручения по кафедре распределяются после предварительных собеседований заведующего кафедрой с преподавателями. Рабочие программы по дисциплинам кафедры утверждаются на первом заседании кафедры в сентябре. Итоги работы за полугодие и за год подводятся в январе и июне. Каждый преподаватель дважды в год отчитывается о проделанной работе. Отчеты обсуждаются и утверждаются кафедрой. Вопросов учебно-методической работы выносятся на заседания секций английского и немецкого языков. Контроль за качеством преподавания осуществляется в процессе взаимопосещений занятий, посещений занятий заведующим кафедрой и вышестоящими руководителями факультетов и вуза. Контроль за качеством работы преподавателей при проведении межсессионных аттестаций , зачетов, экзаменов, итогового тестирования. Работа по подбору и расстановке кадров на кафедре ведется в тесном контакте с комиссией по распределению специалистов, заведующими языковых кафедр, ОК университета. Все преподаватели кафедры прошли конкурсный отбор. Рабочие программы преподавателей основываются на типовых программах УМО, утвержденных МО РФ и соответствуют требованиям ГОС. На кафедре имеются в наличии примерные учебные планы по реализуемым программам подготовки. Рабочие программы преподавателей кафедры имеют своей целью повышение качества преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах. Разработанные преподавателями кафедры и представленные в учебных ресурсах на сайте КГПУ учебно-методические материалы используются преподавателями школ при организации учебных занятий. Рабочая программа включает в себя базовый минимум грамматических и лексических знаний по иностранным языкам для студентов неязыковых факультетов КГПУ. Программа учитывает опыт работы преподавателей кафедры иностранных языков, специфику отдельных факультетов, а также реальный уровень знаний иностранного языка студентами. Программа может рассматриваться как одно из звеньев, обеспечивающих обучение в системе “школа – неязыковой вуз”. Она включает в себя коррективно – повторительный курс иностранного языка и предназначена для восстановления и систематизации знаний грамматики и базовых навыков устной речи. Коррективный курс также направлен на исключение типичных школьных ошибок. Материал представлен по аспектам: грамматика и устные темы. Программа учитывает следующие условия:
Цель программы – подготовить студентов к дальнейшей работе с литературой, в том числе и по специальности, привить им навыки общения на иностранном языке, создать мотивацию на дальнейшее самостоятельное изучение иностранного языка, использование его как инструмента совершенствования своей профессиональной деятельности. Планирование учебной деятельности кафедры на учебный год отражено в плане работы кафедры и индивидуальных планах работы преподавателей, планы работы секции английского языка, которые утверждаются в сентябре текущего учебного года на первом заседании кафедры (см.протоколы заседаний кафедры). Кафедра не имеет почасового фонда. Контроль выполнения учебных поручений осуществляется заведующим кафедрой и учебной частью университета. Отчеты о выполнении индивидуальных планов работы преподавателей представляются в январе (результаты за 1 полугодие) и в июне (за второе полугодие и за год). Кафедра регулярно представляет информацию для составления расписания учебных занятий. Отклонения от расписания и графика учебного процесса связаны с изменениями в планировании учебного процесса на факультетах.
Кафедра не является выпускающей, но преподаватели кафедры оказывают консультативную помощь студентам, которые включают в свои курсовые и дипломные проекты оригинальные статьи и материалы на иностранном языке, участвуют в международных конференциях. 3. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса Обеспеченность кафедры учебной литературой в целом составляет приблизительно 85 % (из этого числа электронные источники около 25%). Наиболее обеспеченной дисциплиной является английский язык, наименее обеспеченной – французский язык. В учебном процессе используются как российские издания, так и зарубежные. Нормативный коэффициент обеспеченности составляет 0,5 ед. на студента. В соответствие с планом на кафедре разрабатываются и издаются учебно-методические материалы по темам грамматики и устной практике. Активно используются электронные пособия, подготовленные преподавателями и включенные в учебные ресурсы кафедры на сайте университета, а также пособия TOEFL, MURPHY, а также материалы методических сайтов. В качестве дополнительной учебной литературы используются оригинальные газетно-журнальные публикации, в том числе с учетом специфики факультетов (англоязычные журналы National Geographic, Reader’s Digest и т.п.). Ведется работа по дисциплинам кафедры, которые не в полной мере обеспечены учебной литературой. За последние 5 лет кафедрой подготовлено значительное количество учебно-методических материалов различного уровня по темам грамматики и устной речи (см. приложение № 1 к справке). На кафедре работают секция английского языка, преподаватель немецкого и французского языков работают в контакте с соответствующими языковыми кафедрами на ФИЯ (см. планы работы секций). Постоянно действует методологический семинар “Теория и опыт преподавания иностранных языков в вузе”. Практикуются регулярные выступления преподавателей по актуальным проблемам преподавания ИЯ, обзоры журналов “Иностранные языки в школе”. Регулярно проводятся открытые занятия с последующим обсуждением на заседаниях кафедры и секций. На кафедре представляются и обсуждаются подготовленные преподавателями к изданию методические материалы и пособия. Фонд таких материалов накапливается на кафедре. Кафедра координирует свою деятельность с языковыми кафедрами вуза (преподаватели кафедры принимают участие в работе языковых кафедр, на кафедру приглашаются специалисты). Преподаватели кафедры, используют возможности повышения квалификации, участвуя в работе международных конференций, летнего языкового университета, семинаров на базе ведущих вузов России, семинаров и презентаций по линии Карельского Центра Образования, внутривузовских конференциях и семинарах. Кафедра осуществляет обучение в рамках курсов по выбору на факультетах физического воспитания и филологического, психологического. Как правило, курсы по выбору организуются по инициативе студентов и факультетов. Они направлены на развитие навыков общения, углубление грамматических знаний, навыков работы с литературой на иностранном языке по специальности.
Учебный процесс на межфакультетской кафедре иностранных языков в полной мере соответствует графику-календарю учебных планов. Занятия осуществляются в дневную и вечернюю смены (сборные группы, заочное отделение) и проходят в соответствии с расписанием. Планирование самостоятельной работы студентов отражено в рабочих программах кафедральных дисциплин. Основной формой организации СРС являются консультации (графики консультаций утверждаются деканами факультетов). Студенты имеют возможность пользоваться материалами, разработанными преподавателями кафедры и помощью преподавателей в процессе самостоятельной работы. Ведется регулярный контроль за СРС. В организации СРС упор делается на специфику факультетов (чтение текстов по специальности, подготовка докладов к конференции и т.п.). 4. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 4.1. Оценка уровня подготовленности абитуриентов Основной формой оценки уровня подготовленности абитуриентов по иностранному языку является стартовый тест (Starting Test) и собеседование. Количество студентов имеющих достаточный уровень подготовки по иностранному языку по результатам тестирования составляет по разным факультетам в среднем 55%., в связи с чем рабочими программами предусматривается коррективно-повторительный курс в объеме 40-60 часов. Ряд студентов в силу объективных причин (отсутствие в школе преподавателя) не изучали иностранный язык в течение длительного времени. Для таких студентов кафедра организует нулевые сборные группы английского, немецкого, французского языков.
Уровень подготовки студентов определяется по результатам межсессионной аттестации, зачетов, экзамена и сравнительного анализа специального стартового и итогового теста (Starting, Finishing Tests). Средние показатели по 8 факультетам (студенты, получившие хорошие и отличные оценки за последние пять лет) составляют: 2003/2004–62% 2004/2005–66% 2005/2006–47% 2006/2007–68% 2007/2008– 67% Несмотря на то, что иностранный язык преподается на первом и втором году обучения, студенты старших курсов успешно применяют знания иностранного языка при подготовке курсовых и дипломных проектов, лучшие участвуют в международных конференциях и семинарах. По оценке преподавателей специальных дисциплин, в целом, студенты способны использовать иностранный язык в качестве инструмента для приобретения специальных знаний (чтение текстов со словарем, аннотирование, реферирование, подготовка докладов и сообщений). Считаем, что текущие формы контроля знаний студентов и требования по их использованию позволили кафедре достаточно объективно оценить знания студентов по иностранному языку. Непременными условиями обеспечения высокого качества подготовки специалистов является взаимодействие преподавателей кафедры с преподавателями специальных дисциплин, подбор и расстановка кадров, развитие материальной базы (приобретение ТСО, оргтехники), использование Интернета в учебных целях, учебной и научной литературы, создание условий для организации СРС. 5. Воспитательная работа
Преподаватели кафедры стремятся создавать условия для самоопределения, самоактуализации и самореализации студентов неязыковых факультетов - будущих учителей на занятиях по иностранному языку; развивать у студентов личностные и профессионально-значимые качества; создавать условия для активной плодотворной эмоционально-творческой работы студентов с разным уровнем языковой подготовки, различных факультетов и специальностей, разных курсов на основе предлагаемого учебного материала, совершенствовать опыт продуктивной творческой деятельности средствами иностранного языка; социально адаптировать студентов, развивать эмоционально-оценочное отношение к миру; создавать благоприятный психологический климат для максимально полного раскрытия личностного потенциала каждого студента; организовать межпредметные связи в обучении английскому языку (в рамках основной программы) со специальными дисциплинами факультета. Кафедра учитывает особенности работы со cтудентами неязыковых языковых факультетов (языковой подготовки студентов, учебное время практических занятий по английскому языку, второстепенность данного учебного предмета по отношению к предметам по основным специальностям студентов и др.); психофизиологические особенности студенческого возраста; стремится развивать интеллектуальные и познавательных способности, память, вербальное мышление, внимание, фонематический слух, коммуникативные способности мышления; формирует иноязычную коммуникативную компетентность; вырабатывает у студентов стратегии самонаблюдения за собственным коммуникативным развитием, уважение к иноязычным культурам и готовность к сотрудничеству и взаимодействию в диалоге культур.Используемый в работе со студентами материал отражает субъективный опыт студентов, их интересы, расширяет культурный кругозор, готовит студентов к будущей профессиональной деятельности учителя – предметника, учителя – воспитателя, побуждает к размышлениям, решению нравственных проблем, развитию эстетического вкуса, дает возможность для самоактуализации, самовыражения и самореализации студента, полного раскрытия личностного потенциала студентов и его дальнейшее обогащение. Основными формами воспитательной работы со студентами являются: планирование, организация и проведение практических учебных занятий и внеаудиторных мероприятий, индивидуальное консультирование студентов, руководство проектно-исследовательской работы студентов по темам учебной программы изучения иностранного языка, организация и проведение студенческих тематических конференций по специальностям (“My View on English and American Literature”, “Sports in My Life” и др.), участие студентов в научно-практической конференции КГПУ, тематические праздники на иностранном языке (“Christmas Party” и др.), организация и проведение ежегодной олимпиады по английскому языку среди студентов 1-ого курса неязыковых факультетов КГПУ, материальной поощрение победителей олимпиады, посещение музея изобразительных искусств Республики Карелия, спектаклей на английской языку студенческого театра “Подвальчик” КГПУ, фестиваля британской анимации и др., проведение творческих конкурсов среди студентов (перевод англоязычных стихотворений, конкурс обложек и иллюстраций учебно-методического пособия, мультимедийных презентация произведений английской и американской литературы и др.),
В настоящее время на кафедре иностранных языков работают 12 штатных преподавателей и методист. Состав кафедры:
Преподаватели кафедры иностранных языков ежегодно в соответствии с планом работы кафедры разрабатывают учебно-методические пособия, разработки по темам устной речи и грамматике, контрольно-тестовые задания, активно используемые студентами в процессе обучения. Большинство материалов представленные в учебных ресурсах кафедры на сайте КГПУ. Преподаватели кафедры награждались Почетными грамотами Министерства Образования России, Республики Карелия и Почетными грамотами университета. Многие преподаватели кафедры имеют звание “Ветеран труда”, «Отличник просвещения», «Отличник образования», «Почетный работник системы высшего профессионального образования» Штатное совместительство имеют три преподавателя. На кафедре имеется должность методиста (1 ставка). Все преподаватели кафедры и методист имеют соответствующую занимаемой должности квалификацию. 6.2. Руководство научно-исследовательской деятельностьюЗа последнее пятилетие преподаватели кафедры активно работают над проблемами развития положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых факультетов и использования КТЗ (контрольно-тестовых заданий) в процессе обучения студентов неязыковых факультетов педвуза иностранному языку. Исследования имеют прикладной характер и проводятся с целью определить оптимальные условия формирования положительной мотивации у студентов и выявить способы эффективного использования КТЗ при обучении иностранному языку. В русле обозначенных тем определены конкретные направления исследования (см. индивидуальные планы преподавателей). Преподаватели кафедры внесли необходимые коррективы в учебный процесс, опираясь на результаты исследований. Типичными формами отчета по научно-методической деятельности преподавателей являются научные доклады и сообщения на конференциях, тезисы и статьи по исследуемым проблемам, учебно-методические разработки по отдельным темам грамматики и устной практики. Кафедра активно взаимодействует с языковыми кафедрами КГПУ и ПГУ (приглашения с докладами и сообщениями, участие в совместных заседаниях, семинарах и конференциях). За последние пять лет была защищена кандидатская диссертация на тему “Гуманизация образования студентов-нефилологов педагогического вуза средствам англоязычной литературы” (Володина О.В.). Подготовлена к защите диссертация на тему «Семантические отношения реального и сакрального в культуре (на примере Валаама)» (Михайлова Л.В.). Основными формами повышения квалификации преподавателей кафедры являются соискательство, заочная аспирантура, участие в международных, внутрироссийских и внутривузовских конференциях и семинарах, зарубежные стажировки преподавателей, Летний Университет. Преподаватели кафедры участвуют в работе методологического семинара “Опыт и методики преподавания иностранных языков в вузе” при кафедре, посещают заседания языковых кафедр университета, лекции и практические занятие зарубежных специалистов. Формой повышения квалификации для преподавателей является взаимопосещение занятий и их обсуждение на кафедре. Преподаватели кафедры принимают активное участие в организации научно-исследовательской работы студентов, помогая, консультируя, направляя студентов, использующих оригинальную литературу на английском, немецком, французском языках при подготовке курсовых и дипломных проектов. Занятия со студентами проводятся в форме кружковой работы, проблемных групп и индивидуальных консультаций. Одной из форм подведения итогов по НИРС являются ежегодные тематические конференции (мини-конференции) на неязыковых факультетах по проблемам основной специальности студентов. Преподаватели кафедры принимали активное участие в международных и Всероссийских научных конференциях (см. Приложение № 2 к справке).
В этом учебном году кафедра получила два новых компьютера с ж/к мониторами. Преподаватели кафедры имеют возможность использовать ТСО Центра информационных технологий (видеопроектор, видеозал по предварительной записи). Использование компьютерной техники дает возможность применения современных технологий обучения. Преподавателями осуществляется разработка обучающих и контрольных программ, заданий для СРС по дисциплинам кафедры. Учебно-методические пособия находятся на странице кафедры на сайте http://kspu.karelia.ru (см. Приложение № 3) Активно используются контрольно-тестовые задания с многовариантным выбором ответов. Кафедра имеет доступ к Интернет-ресурсам различных методических сайтов. Начиная с 2002 года ведение документации кафедры ведется с помощью компьютерной техники, хранение информации осуществляется на магнитных носителях. Большинство преподавателей являются уверенными пользователями ПК. Преподаватели кафедры имеют возможность получать новости в сфере образования, информацию о документах, регламентирующих учебный процесс, информации по учебным дисциплинам с использованием интернет-технологий. Кафедра располагает определенным объемом внебюджетных средств, которые расходуются на оплату работы преподавателей с коммерческими группами, проведение языковых Олимпиад и приобретение ТСО.
15.09.2008
Председатель комиссии ________________ Максютенко В.И., зав. кафедрой, доцент, к.п.н. Члены комиссии: _________________ Соловьева Т.И., ст. преподаватель
ст. преподаватель _________________ Алексеева А.М., ассистент ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Список публикаций, учебных пособий:
Приложение № 2 Доклады на международных и Всероссийских научных конференциях
Приложение № 3 Список учебно-методических пособий, находящихся на странице кафедры на сайте http://kspu.karelia.ru):
3. «WHO IS WHO IN GREAT BRITAIN» (пособие для студентов филологического факультета. Составитель: Заболотских И.В., КГПУ 2001г.) 4. ”Sports”(сборник текстов для чтения по английскому языку для студентов факультета физической культуры. Составитель: Корхонен С.В., КГПУ 2001) 5. «The System Of Education In the USA» (сборник текстов для чтения. Составитель: Гольдэр Е.В.)
|