birmaga.ru
добавить свой файл

1
СПИСОК ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ


«Психология(психоанализ)»

 


  1. З. Фрейд о структуре сновидения. Манифестное и латентное содержание сновидения. Источник, повод, причина сновидения. Цензура. Задачи цензуры в сновидении. Результат работы цензуры в сновидении. Перспективы гипотетической утраты цензуры для содержания и структуры сновидения.




  1. “Смещение” во фрейдовском толковании сновидений. Результат деятельности “смещения” в содержании и структуре сновидения. Покажите работу этого механизма на примере какого-нибудь сновидения.




  1. “Сгущение” во фрейдовском толковании сновидении. Результат деятельности “сгущения” в содержании и структуре сновидения. Покажите работу этого механизма на примере какого-нибудь сновидения.




  1. З. Фрейд о судьбе аффекта в сновидении. Какова природа и механизм сновидений страха? Пример.




  1. “Вторичная обработка” во фрейдовском толковании сновидений. Влияние деятельности “вторичной обработки” на содержание и структуру сновидения. Покажите работу этого механизма на примере какого-нибудь сновидения.




  1. З. Фрейд о типических сновидениях. Особенности толкования. Основные мотивы типических сновидений: “о наготе”, “о смерти близких людей”, “об экзамене”, “о полетах и падениях” и прочее.



  1. З. Фрейд о средствах изображения в сновидении и их связи со смыслом. Процесс идентификации и образования сложных комбинаций. Суть процесса и его результаты. Каким образом передаются в сновидении логика и мышление, речь, причинная связь? Что такое “перенесение снизу вверх” Что такое “переворачивание” (инверсия) в сновидении? Каким образом передаются мотивы сходства, согласования, общности? По какому признаку, за той или иной фигурой сновидения можно узнать Эго сновидца?





  1. З. Фрейд и К. Г. Юнг. Причины и повод «разрыва». Сравнительный анализ снотолкования. Сходство и различия во взглядах на структуру и работу сновидения. Компенсаторная функция и варианты компенсации. Радиальное (контролируемое) и линейное (свободное) ассоциирование.

  2. Модель психики по Юнгу. Эго-сознание и психологические типы.

  3. Комплексы и личное бессознательное. Динамика формирования комплекса. Комплекс и архетип. Комплекс и Эго. Идентификация с комплексами.

  4. Архетипы и коллективное бессознательное. Архетип как паттерн.

  5. Адаптация и основные комплексы в структуре личности.

  6. Гомеостаз и развитие как функции психики. Принцип динамической оппозиции. Трансцендентная функция. Этапы развития личности. Архетипическая программа – детство

  7. Архетипическая программа – подростковый период. Ослабление родительских связей, конфликт поколений, активация сексуальной системы, инициация в роль взрослого.

  8. Архетипическая программа – ранняя зрелость. Брак и психологические отношения. Кризис середины жизни.

  9. Архетипическая программа – средний возраст и индивидуация. Принцип активности. Роль трансцендентной функции. Поздняя зрелость.

  10. Техники доступа к бессознательному. Три этапа интерпретации сновидения. Анализ Тени, Анимы/Анимуса.

  11. Алхимия в аналитической психологии. Алхимические мотивы в сновидениях.

  12. Психология переноса и психотерапевтический процесс.

  13. З. Фрейд и его работа “Тотем и табу”. Сравнительный анализ невроза и табу. Ребенок – невротик – дикарь. Психологические основания табу. Связь табу и амбивалентности. “Миф об Орде”. Динамика филогенетической прафантазии отцеубийства. Культурные, религиозные, психологические последствия убийства праотца. Психологический смысл жертвенной трапезы.



  1. Современный детский психоанализ: авторы; особенности подходов; доступность материала.





  1. Отличие детского и взрослого психоанализа: структура, техника, взаимоотношения.




  1. А. Фрейд и ее работа “Психология Я и защитные механизмы”. “Перенос либидных импульсов”, “перенос защиты”, “действие в переносе”. Сходство и различия. Особенности интерпретации, терапевтическая ценность и тактика аналитика.




  1. А. Фрейд и ее работа “Психология Я и защитные механизмы”. Задачи защитного механизма в психике. Источник, повод и причина защитного процесса. “Вытеснение”, “соматизация”, “формирование реакции” Закономерности процесса. Последствия для Я, Сверх-Я, Оно.




  1. А. Фрейд и ее работа “Психология Я и защитные механизмы”. “Аскетизм”, “интеллектуализация”, “форма альтруизма”. Задачи в психике. Выгода и дефицит для Я, Сверх-Я, Оно. “Идентификация с агрессором”. Судьба тревоги и вины в рамках этого защитного механизма. Структура и составные части идентификации с агрессором. Смысловые пересечения с концепцией “проективной идентификации” М. Кляйн.




  1. Рекомендации А. Фрейд к проведению детского психоанализа: стадии; работа с родителями; воспитание и психоанализ.




  1. Рекомендации М. Кляйн к проведению детского психоанализа: психоанализ детей раннего возраста, игровая техника.




  1. Сексуальная симптоматика в детском и подростковом возрасте. Подростковые предшественники сексуальных отношений.




  1. Работа с родителями в детском психоанализе. Роль переносов, контрпереносов. Родительские проекции в формировании стилей родительско-детских отношений.



  1. Детский психоанализ по А. Адлеру. Техника работы с ранним детским воспоминанием. Основные идеи, направления индивидуального анализа





  1. Значение младенчества для сексуальности. Привязанность ребенка к матери. Сепарация и индивидуация.




  1. Р. Д. Лэйнг: Онтологическая неуверенность. Воплощенное и невоплощенное «Я». Внутреннее «Я» в шизоидном состоянии. Развитие психозов.




  1. Детские истоки сексуальных нарушений: влияние ранних отношений с родителями. Адекватность родителей в их родительской функции. Проблемы половой идентичности.




  1. Р. Д. Лэйнг. Модальности межличностного опыта: притворство и уклонение. Формы межличностного взаимодействия: комплементарная идентичность. Подтверждение и неподтверждение. Негласная договоренность. Ложная и безвыигрышная позиции. Атрибуции и предписания.




  1. Шандор Ференци: Анализ характера как основа симптоматического анализа. Активная техника и эксперименты с параметрами психоаналитической ситуации. Категория “мудрых детей” и травма преждевременной зрелости. Роль травмы в развитии и патогенезе.




  1. Шандор Ференци: Гуманистический, коллаборативный анализ. Использование эмпатии. Неизбежная ретравматизация пациентов в терапии. Возможность самораскрытия аналитика и “взаимный анализ”. “Терапевтическая” роль идентификации с агрессором и необходимость ее интерпретации. Признание немедицинского психоанализа.



  1. Гарри Стэк Салливен и интерперсональная теория: Межличностное поле. Личность во взаимодействии с другими. Потребности как интегрирующие тенденции. Тревога как дезинтегрирующая тенденция и ее основная роль в психопатологии. Эмпатическая эмоциональная связь. Развитие младенца – от дифференциации состояний к персонализациям. Формирование и функционирование Я-системы. Стадии – младенчества, детства, ювенильная, доподростковая, ранняя и поздняя подростковая. Потребности в новых отношениях и реинтеграция Я-системы на каждом этапе.





  1. Гарри Стэк Салливен: Формирование и функционирование Я-системы. Операции безопасности как регулятор тревожности. Психотерапевтическая техника Салливена. Детальный опрос в противоположность свободным ассоциациям. Контрпроективность.




  1. Мелани Кляйн и внутренний мир: История Британского психоанализа. “Дискуссии о противоречиях” в 40-е годы. Детский психоанализ. Бессознательные фантазии – центральный фактор теории М. Кляйн. Зависть – наиболее деструктивный ментальный процесс. Техника клейнианского психоанализа.




  1. Мелани Кляйн: Развитие младенца на первом году жизни. Параноидно-шизоидная позиция. Расщепление и проективная идентификация. Часть-объекты и расщепление первичного объекта. Депрессивная позиция. Вина и репарация. Маниакальные защиты. Ранний эдипов комплекс и суперэго.




  1. Постклейнианцы: Современное развитие – понятие аутистической позиции. Страх распада и аутистические защиты. Аутистические объекты. Элементы теории знания Уилфрида Биона. Бета-элементы и альфа-элементы. Проективная идентификация как коммуникация. Альфа-функция матери.




  1. Рональд Фэйрберн и теория объектных отношений: Объектно-направленное либидо и динамическая структура Эго. Базовая потребность в отношениях. Интернализация отношений и внутренние объекты. Структура личности. Процессы вытеснения в динамической структуре. Шизоидные особенности. Развитие от инфантильной зависимости к зрелой взаимозависимости. Агрессия как реакция на фрустрацию. Модификации психоаналитической теории и техники.



  1. Михаэль Балинт: Значимость травматизации. Роль характера человека и степени психологической поддержки при травме. Доэдипов период. Базовый дефект – структурное нарушение. Слаженность – базовый фактор развития и терапии. Регрессия в терапии. Развитие от архаической зависимости к зрелой и необходимость наличия “кооперирующего” партнера.





  1. Маргарет Малер: теория сепарации-индивидуации. Аутистическая фаза. Симбиотическая фаза. Фаза сепарации-индивидуации и ее подфазы.




  1. Отто Ранк. Травма рождения и первичная тревога. Первичное удовольствие. Концепция воли. Невротическая дилемма и творчество.




  1. Вильгельм Райх. Функция оргазма и оргастическая потенция. Анализ структуры характера. Телесно-ориентированная терапия (вегетотерапия). Оргон.




  1. Карен Хорни. Базовая тревога. Потребность в безопасности. Нормальное и невротическое развитие. Невротические потребности и стили. Базовый конфликт. Идеализированный образ и тирания долженствований. Невротические типы характера.




  1. Хайнц Хартманн и эго-психология. Первичные автономные функции эго. Вторичная автономия и область эго, свободная от конфликтов. Значение адаптации. Процесс развития и изменение функций. Нейтрализация энергии.




  1. Эрик Х. Эриксон. Эпигенетический принцип. Мотивация. Понятие идентичности. Стадии развития.




  1. Дональд Вудс Винникотт: Первичная материнская озабоченность и субъективное всемогущество младенца в ситуации холдинга. Организация области субъективного всемогущества – ядра личности – и момент иллюзии, создаваемый матерью. Переходный объект и переходный опыт. Развитие потенциального пространства. Игра, творчество и культура.




  1. Дональд Вудс Винникотт: Использование объекта и роль агрессии в развитии и психотерапии. Зрелая любовь и доверие к партнеру. Истинное и ложное Я. Патология “идеальной матери”. Развитие психотерапевтической техники.



  1. Хайнц Кохут и селф-психология: Эмпатия как метод сбора субъективных данных. Эмпатия как инструмент наблюдения, психологическая связь и необходимое условие психического здоровья. Я родителя как эмпатическая матрица для развивающегося Я ребенка. Использование эмпатии в психотерапии.





  1. Хайнц Кохут и селф-психология: Нарциссизм и его трансформации. От архаического нарциссизма к зрелому. Формы зрелого нарциссизма. Целостное Я и проницаемость его границ.




  1. Хайнц Кохут и селф-психология: Нарциссические переносы: зеркальный, идеализирующий, двойниковый. Основные нарциссические потребности. Опасность и предотвращение инфляции грандиозного Я. Процесс отражения грандиозности в психотерапии. Сопротивление идеализации и контрпереносные реакции терапевта. Перенос слияния.




  1. Хайнц Кохут и селф-психология: Селфобъектные переживания и понятие селфобъекта. Развитие понятия селфобъекта, фоновые селфобъекты первичной идентификации. Я-система, самость. Троичная структура самости. Интернализация в процессе оптимальной фрустрации. Селфобъектные неудачи. Структуризация в процессе эмпатического взаимодействия.




  1. Столороу, Этвуд и теория интерсубъективности. Перенос как организующий принцип. “Объективизация” и иерархическое позиционирование субъективных реальностей как источник негативных терапевтических реакций. Интерсубъективное поле. Клиническое значение тупиков в психотерапии. Конкретизация. Примеры конкретизации.




  1. Возрастная психодинамика: классическая теория. Первый год – стадия зависимости. Функциональные изменения при рождении. Психический аппарат новорожденного, его раннее развитие. Концепция оральности, интроекция, проекция. Развитие ранних объектных отношений.




  1. Возрастная психодинамика: классическая теория. Второй год – овладение телом. Области развития в этот период. Анальный эротизм, способы взаимодействия ребенка и родителя в процессе туалетного тренинга. Дальнейшая эволюция анально-садистических импульсов.



  1. Возрастная психодинамика: классическая теория. Третий год и стадия первичной социальной и сексуальной дифференциации. Линии развития сексуального влечения. Эдипов комплекс. Следствия эдипова комплекса в развитии отношений детей и родителей.





  1. Возрастная психодинамика: классическая теория. Разрешение эдипова комплекса, развитие суперэго. Период латентности. Формирование характера. Интеллектуальное развитие, эволюция суперэго и социальная адаптация. Групповая динамика в латентный период.




  1. Возрастная психодинамика: классическая теория. Подростковый период. Ситуация кризиса. Подростковое развитие юношей и девушек. Защитные эго-паттерны подростков.




  1. Возрастная психодинамика: классическая теория. Развитие психического аппарата взрослого человека. Эго-функции, функции суперэго, влечения, идентичность и объектные отношения. Нормативное развитие мужчины и женщины.




  1. Возрастная психодинамика: модель Гринспана. Стадии эго-развития. Стадии гомеостаза, привязанности и соматопсихологической дифференциации (целенаправленной коммуникации). Уровни организации опыта и их значение.




  1. Возрастная психодинамика: модель Гринспана. Стадии эго-развития. Стадии организации поведения и сложного чувства Я, способности к репрезентации и дифференциации репрезентаций. Уровни организации опыта и их значение



  1. Рабочий альянс. Определение, смысл, вкладываемый в понятие.




  1. Перенос. Определение, виды, особенности работы при развитии переноса.




  1. Контрперенос, виды, особенности работы при наличии контрпереноса.




  1. Негативная терапевтическая реакция. Причины возникновения, способы работы с ней.




  1. Структура психического аппарата. Модели и принципы функционирования.



  1. Процессуальные модели в психоанализе. Особенности работы в их рамках.





  1. Теории развития в психоанализе. Различие в подходах к классификации и их следствия эти различий в возникших теориях.




  1. Теория психосексуального развития З. Фрейда, стадии, особенности фиксации на каждой из стадий в личностных особенностях.




  1. Истинная и ложная самость Д. В. Винникотта, влияние истинной и ложной самости на личность.




  1. Уровни психической организации. Причины разграничения уровней, особенности работы.




  1. Психотическая личностная организация, характерные защиты, особенности работы.




  1. Пограничная личностная организация, характерные защиты, особенности работы.




  1. Невротическая личностная организация, характерные защиты, особенности работы.




  1. Параноидные личности. Защиты, особенности работы




  1. Психопатические личности. Защиты, особенности работы.




  1. Нарциссические личности Защиты, особенности работы




  1. Шизоидные личности Защиты, особенности работы




  1. Мазохистические личности. Защиты, особенности работы




  1. Обсессивные и компульсивные личности. Защиты, особенности работы




  1. Маниакальные личности. Защиты, особенности работы




  1. Депрессивные личности. Защиты, особенности работы




  1. Истерические личности. Защиты, особенности работы



  1. Диссоциативные личности. Защиты, особенности работы