birmaga.ru
добавить свой файл

1



http://img.rg.ru/img/rg_logo_bw.gif


http://www.rg.ru/2011/07/25/bulgaria.html




http://img.rg.ru/img/dot.gif

http://img.rg.ru/img/dot.gif

http://img.rg.ru/img/dot.gif

Со дна на день

Операция по подъему "Булгарии" завершена. После того, как следователи закончат свою работу, судно-могилу разрежут на металлолом



с места событий

Светлана Брайловская , Олег Корякин, Казань



Официально завершилась операция по подъему "Булгарии" со дна Волги. Однако следователи пока не могут попасть на судно - продолжаются работы по его герметизации и осушению. Видимых повреждений в теплоходе не обнаружено. Тем временем при обследовании "Булгарии" водолазы обнаружили тела нескольких погибших пассажиров.

Вчера около шести утра водолазы при обследовании "Булгарии" обнаружили тела трех женщин, одна из них была на шлюпочной палубе, вторая - на правой стороне носовой части второй палубы, где нашли третью погибшую - не сообщили. Пассажирок обнаружили там, куда раньше спасатели проникнуть не могли. Все тела доставили в Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы около полудня, где через пару часов эксперты заявили, что опознали двух пассажирок "Булгарии".

Пока шла экспертиза, водолазы обнаружили еще трех погибших. Таким образом, на момент подписания номера всего было опознано 119 человек. Поиски тел не прекращаются ни на минуту. Людей по-прежнему ищут на береговой зоне протяженностью 120 километров и на 12 островах.

Поднять теплоход по изначально запланированному сценарию так и не получилось. Да сам термин "подъем" слишком сух, чтобы передать всю сложность операции. Скорее "Булгарию" вырывали у стихии. С самого начала замминистра транспорта РФ Виктор Олерский предупредил, что операция по своей сложности сродни космической. И говорить о четких сроках и планах здесь нельзя.

Все эксперты по подъему, задействованные в работах, также подчеркивали, что ни одна подобная операция не обходится без осложнений. Так оно и вышло. Теплоход упорно не хотел подниматься на ровный киль. Сначала оборвался один из тросов, потом работам помешал огромный холм из грунта, образовавшийся под боком корабля. Наконец, непосредственно подъем "Булгарии" затянулся на несколько дней. Носовая часть судна настолько заполнилась илом, что перевесила корму и создала непредвиденные нагрузки для крана.http://img.rg.ru/img/content/50/70/19/5536_21.gif

В итоге после безуспешных попыток завершить работы непосредственно в районе крушения, оперативный штаб перешел к запасному варианту, или так называемому плану "Б". Корабль, который только на одну треть выглядывал из воды, с помощью плавкранов повели на мель близ дока. Однако даже здесь не все вышло гладко.

Как уже позже рассказал заместитель министра транспорта РФ, руководитель операции Виктор Олерский, место трагедии до последнего их не отпускало. Около десяти часов им не удавалось снять краны с якорей, пока один из них в конце концов не оборвался.

Теплоход повезли в сопровождении двенадцати судов. Впереди шел корабль, указывающий путь, а сзади буксиры и толкачи, на тот случай если кранам потребуется дополнительная помощь. К этому каравану присоединилась баржа "Сосновка-1", на которой в числе пятидесяти журналистов находились и корреспонденты "РГ".

Краны "Могучий" и "Шторм" шли вплотную друг к другу, соединившись платформами. Они как бы прижимали к себе подвешенную на тросах "Булгарию". Виднелась верхняя палуба грязно-белого цвета с выбитыми иллюминаторами. Судно было слегка накренено на правый борт, как и в свой последний рейс.

Перевозили его очень медленно, со скоростью три километра в час, так что поначалу казалось, что краны почти не движутся. Больше всего это напоминало похоронную процессию: размеренную, молчаливую, торжественную. Ее не стал тревожить даже своенравный волжский ветер, доставивший столько хлопот во время операции.

Затонувшее судно вели по ровной речной глади, мимо живописных утесов, тем маршрутом, по которому оно не раз ходило. Телеоператоры и фоторепортеры снимали "Булгарию" со всевозможных ракурсов и на максимальном приближении. Их так долго не допускали до места операции, и они, что называется, дорвались.

И вот, казалось бы, настал тот момент, которого они так долго ждали. Судно показалось на поверхности, его ведут на мель, операция закончена. Но при взгляде на на "Булгарию" не возникало того самого чувства удовлетворения. Ведь изначально в голове "рисовалась" некая величественная картина. Краны с жутким скрипом поднимают целиком из воды судно, и вода потоками извергается с его бортов вниз. Но этого не произошло. Мы видели лишь верхнюю палубу несчастной "Булгарии", которую бережно и очень медленно, словно спящего ребенка, доставляли на мель два огромных крана.

- Эта операция технически уникальна, - говорит замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. - Хотя такой термин здесь не к месту. Я не помню, чтобы когда-нибудь доставали столь большие пароходы с таких глубин на реке. Да и аварий, подобной этой, в России не было. Неделя для такой работы это совсем немного. По планам специалистов, на нее должно было уйти 18-20 суток. Я не хочу сказать, что мы досрочно ее завершили, но сценарий мог бы быть гораздо хуже.

Тем временем генеральному директору компании ООО "Аргоречтур" - арендатору теплохода "Булгария" Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову предъявлены обвинения по статье 238 часть 3 Уголовного кодекса РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Если они будут признаны виновными по данной статье, им грозит до 10 лет лишения свободы. Сейчас оба обвиняемых находятся под стражей. И Инякина, и Ивашов просили в своих кассационных жалобах, которые рассматривал Верховный суд Татарстана, освободить их из-под стражи.

Адвокаты Светланы Инякиной приводили веские доводы в пользу того, что женщину необходимо освободить из-под ареста. В частности, упирали на то, что она мать двоих детей, у которых серьезные проблемы со здоровьем. Причем младшему ребенку еще нет двух лет.

Против освобождения Инякиной выступил исполняющий обязанности транспортного прокурора Татарстана Руслан Цечоев. Согласное его доводам, женщина имеет доступ ко всем документам, имеющим отношение к данному делу, и может помешать расследованию. На что Инякина сказала суду, что "готова помочь следствию и предоставить все документы".

Однако коллегия судей решила оставить женщину под стражей. Как высказался источник в прокуратуре Татарстана, это было сделано для ее же блага, не исключено, что родственники погибших могут устроить самосуд.

После рассмотрения кассационной жалобы Инякиной Якову Ивашову рассчитывать на благосклонность судей не приходилось. Защита упирала на то, что если эксперта отпустят на свободу, то он не будет скрываться от следствия и препятствовать расследованию дела. В качестве веского аргумента адвокат привел тот факт, что Яков Ивашов сам приехал в Казань по вызову следователя и уже здесь был арестован. И вновь возразила прокуратура. Согласно их доводам, подозреваемый живет в Перми, и если он выйдет на свободу, с ним сложно будет общаться следствию. К тому же он может оказать давление на свидетелей. Якову Ивашову 62 года. Он вместе со своей семьей проживает в Перми. Как следует из материалов дела, 15 июня эксперт Камского филиала речного регистра подготовил ежегодный отчет о состоянии "Булгарии", в котором написал, что ремонт дизель-электрохода соответствует речному регистру по своей конструкции, состоянию и техническим данным. По предварительной информации, это было далеко не так.

Кроме того, как сообщили в Следственном комитете РФ, в субботу в Казани допросили капитана судна "Арбат" Юрия Тучина, который подозревается в совершении преступления, предусмотренного статьей 270 Уголовного кодекса РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). Так как он добровольно явился к следователю, с него взяли подписку о невыезде. Покидать пределы Казани ему запрещено.

Опубликовано в РГ (Столичный выпуск) N5536 от 25 июля 2011 г.