birmaga.ru
добавить свой файл

1
Ю.Ю. Галкин, А.Д. Урсул


СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

В структуре современной экологии самой «молодой» ее частью являет­ся пограничная область естественнонаучных и гуманитарных знаний, на­званная представителями гуманитарных наук «социальной экологией». Уче­ные-естественники чаще называют эту область «экологией человека» (см. 1.3.2), однако в данном пособии в качестве обобщающего применяет­ся первый термин.

Социальная экология - это научная дисциплина (по мнению Н. Ф. Реймерса и Данило Марковича, особая отрасль социологии), эмпирически ис­следующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа. Такая ориента­ция социальной экологии на среду обитания человека как предмета исследо­вания определяет ее понимание.

Человеческая среда в социальной экологии понимается как совокупность природных и социально-экологических условий, в которых живут люди и в которых они могут самореализоваться. Социальная экология, изучая соци­ально-политические причины деградации окружающей среды и меры по ее защите и совершенствованию, должна способствовать расширению сферы свободы человека за счет создания более гуманного отношения как к приро­де, так и к другим людям.

Социальная экология получила «права гражданства» в рамках социологи­ческих наук в 60-е годы XX века. Ее развитие ускорилось после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.), что позволило на экологичес­ком конгрессе (Варна, 1970 г.) создать комитет Международной социологи­ческой ассоциации по социальной экологии. Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для ее более быстрого развития и более четкого определения ее предмета. Сегодня социальная экология признана учебной дисциплиной, а ее развитие стимулируется потребностью становления экологического со­знания и научного управления качеством окружающей среды и ее защитой от разрушения.


Есть и другие определения социальной экологии. По мнению А.Д. Ур­сула, социальная экология - направление исследований на стыке обществен­ных и естественных наук, изучающее закономерности взаимодействия обще­ства (и отдельных его систем) и природы. Социальная экология акцентирует тем самым внимание на экосистемах, где субъектом оказываются соци­альные системы, включая отдельного человека. В перспективе социальная экология должна ориентироваться на решение проблем экологического выживания человечества и формирования экологической цивилизации (экосферы), обеспечение достойных человека природных условий жизне­деятельности1.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ

Социальная экология, изучая влияние человека через его трудовую дея­тельность на природную среду, исследует также влияние промышленной системы не только на систему отношений, в которых живет человек, но и на природные условия, необходимые для развития промышленной систе­мы, не только как технической, выступающей посредником между отноше­ниями человека и природы, но и как общественной.

Социальная экология исследует влияние не только окружающей среды на человека, но и самого человека на нее, и не только с позиции «присвоения», но и с позиции сохранения (и совершенствования) ее, так как без этого человек не мог бы существовать. Социальная экология изучает отношение общества (в целом и частично) к жизненной, природной и общественной среде че­ловека.

Социальная экология должна способствовать как реализации практичес­ких мер в решении экологических проблем, так и разработке концепции общества как социально-экологической производительной общности, в ко­торой виды производства будут разрабатываться и реализоваться с учетом экологических требований.

Хотя социальная экология должна способствовать и способствует реше­нию сложных экологических проблем (т. е. проблем окружающей среды), ее нельзя сводить только к прикладной дисциплине. Более того, следует делать теоретические обобщения и на этой базе предлагать решение эколо­гических проблем. Это означает, что социальная экология должна сохра­нить теоретические притязания в смысле социально-экологических целей производственной деятельности, но в то же время не должна отказываться от практической общественной роли. Ее можно трактовать и как прогнос­тическое научное исследование, направленное на решение конкретных про­блем, и как комплексное видение возможных альтернатив будущего истори­ческого развития.


Любая наука основывается на принципах и законах, свойственных имен­но ей. Систему основных законов (правил) социальной экологии сформу­лировал Н.Ф. Реймерс:

•правило социально-экологического равновесия;

• принцип культурного управления развитием;

• правило социально-экологической замены;

• закон исторической (социально-экологической) необратимости;

• закон ноосферы В.И. Вернадского.

Первый закон (правило) содержит мысль, что общество развивается тог­да и настолько, насколько сохраняется равновесие между его «давлением»

______________________

1 Введение в социальную экологию. В 2-х частях / Под ред. А.Д. Урсула. М., 1999.

на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или ис­кусственным путем.

Второй закон (принцип) культурного управления развитием говорит об ограниченности экономического развития экологическими рамками и ука­зывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком и теми общественными группами, в которых человек живет.

Третий закон (правило) содержит мысль о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены специфическими характерными особенностями природной среды и которые на нее влияют.

Четвертый закон содержит мысль об исторической необратимости про­цесса развития общества.

В качестве пятого закона приводится утверждение Вернадского, в соот­ветствии с которым биосфера неизбежно переходит в ноосферу, то есть в такую сферу, в которой человеческий разум играет преобладающую роль в развитии системы человек - природа. Тем самым хаотическое саморазви­тие природы в процессе естественной саморегуляции заменяется разумной стратегией, которая основывается на принципах прогнозирования и плано­вого регулирования процессом развития природы.


Специалисты в области социальной экологии считают, что:

- человек как природно-общественное существо живет в природе, со­зданной таким способом, который не мог бы быть результатом человеческо­го сознания. В природе все формы органического и неорганического мира составляют нерушимое единство, и человек - часть этого единства;

- жизненная среда человека состоит из ранее заданных природных усло­вий и обстоятельств, возникших помимо человеческой деятельности, а так­же из условий и обстоятельств, созданных человеческой деятельностью;

- возможности развития социотехнических систем, которые возникают как результат способности к осмыслению и творчеству, неограниченны, хотя природные ресурсы ограниченны, а некоторые из них и невосполнимы;

- использование природы человеком ограничено необходимостью поддер­живать экологическое равновесие в данном пространстве и времени, а эко­логические проблемы возникают из-за отсутствия гармонии между биосфе­рой, техносферой и социосферой;

- быстрое и всеобъемлющее технологическое развитие сопровождается ростом возможностей нарушения экологического равновесия, а природа сама не может освобождаться от такого отрицательного воздействия с помощью са­морегуляции, для этого необходимы действия общества по сохранению и за­щите природной среды;

- существует взаимосвязь между состоянием экосистемы человека, кон­цепцией и целями общественного развития и качеством жизни человеческих сообществ и отдельно взятого человека;

- экологические проблемы имеют глобальный характер; все общество, пред­ставляющее собой составные части человечества в целом, существующего на Земле, стоит перед лицом опасности, вызванной нарушением экологического равновесия, поэтому покорение и освоение человеком природы как в локальном, так и в глобальном плане должны соответствовать экологическим возможностям;

- для преодоления неразумного освоения природы (которое становится все сильнее с развитием производительных сил человека) необходимо раз­вивать экологическое сознание и понимание того, что пренебрежение эко­логическими закономерностями природы ведет к разрушению биологичес­кой системы, от которой зависит жизнь человека на Земле;


- существует связь между концепцией защиты жизненной среды челове­ка в отдельных обществах и общественно-экономических системах и системами ценностей, культурно-духовным развитием;

- социальная экология призвана выполнять регулятивную функцию по отношению к другим уровням экологических исследований, анализирую­щих те или иные частные аспекты взаимодействия общества и природы. Ее задача - выявление законов природопреобразующей деятельности общества, что позволяет наметить оптимальную перспективу практического освоения природы и, соответственно, некоторые общие ориентиры развития науки.

Законы социальной экологии окончательно еще не установлены. Но уже сейчас очевидно, что социальная экология призвана формулировать каче­ственно новые типы законов, отражающих взаимосвязь общества с техни­кой и природой «в рамках единого целого.

Вопрос об интегративно-общенаучном статусе социальной экологии тес­но связан с проблемой существования ее особых законов, причем это стало понятным в ходе формирования социологии. Наполнение экологии соци­альным содержанием привело к тому, что она стала рассматривать не толь­ко социальные системы в рамках биоэкологии, но и специфическое значение и развитие этих систем, отличное от биоэкологии. Этот «социологический» переворот в экологии привел к совершенно новому пониманию социоэколо­гии, а следовательно, и тех законов, которые она выявляет и исследует.

В литературе, посвященной взаимодействию общества и природы, в осо­бенности исследующей экологическую проблематику, прослеживаются два основных подхода. Традиционный (социоцентрический) акцентирует внима­ние на обществе, воздействии отрицательных последствий его взаимодействия с природой и мероприятиях, которые надлежит осуществить человечеству для гармонизации своих отношений с окружающей средой. Второй подход - не­традиционный (натуроцентристский), обращает основное внимание на воздей­ствие общества на природу, на ее защиту от губительного воздействия человека.


Проблема более общих законов, чем социальные или чисто природные, существует не только в области социальной экологии, но и во всех тех обла­стях знания, которые тесно связаны со взаимодействием общества и приро­ды. Неслучайно даже человеческая история рассматривается как естествен-ноисторический процесс и в принципе должна быть воспроизведена в теории как единая история природы и общества.

Обоснование необходимости более общих законов, чем законы природы и общества, уже давалось в ряде работ, но здесь мы приведем аргументы в плане обсуждаемых проблем. Законы социоэкологии как более общие, чем природные (естественные) и общественные, существуют потому, что они отличаются как от естественных (иначе бы они изучались биоэкологией), так и от чисто социальных, ведь в этом случае не надо было бы создавать и но­вую - социальную - ветвь экологии. Интересно и то, что чисто социальные законы, или общесоциологические, почти не учитывают взаимодействие общества и природы, ограничиваясь лишь взаимодействием внутри социума.

Можно ли рассматривать общество в его взаимодействии с природой как систему общество - природа? В нашей литературе существует понимание системы как совокупности, в которой проявляются качественно новые, интегративные синергетические свойства, не совпадающие с простой о свойств составляющих ее элементов и частей. И в согласии с этой узкой интерпретацией понятия «система» совокупность общество - природа оказывается системой, поскольку в ходе взаимодействия общества с природой появ­ляются новые, несвойственные обеим частям черты и характеристики. Таким образом, у нас есть все основания считать, что совокупность общество - при­рода представляет собой систему в широком и узком смысле слова, или социприродную систему. Кстати, такой же социоприродной системой, но пока лишь на концептуальном уровне оказывается и модель устойчивого развития.

Разумеется, формы этой системности и системообразующие факторы меняются во времени и пространстве. То, что мы называем сейчас глобаль­ными проблемами цивилизации, представляют собой проявление системы общество - природа на современном этапе развития и в планетарном масш­табе. Именно ограниченность нашего земного шара формирует ту целост­ность системы общество - природа, которая выражается в его глобально-экологических характеристиках.


Исходя из учения В.И. Вернадского, в качестве теоретической основы научной стратегии социальной экологии можно выделить следующие осно­вополагающие принципы:

1. Принцип функционального единства общества и окружающей природы и постоянства их взаимодействия в эволюционно сформировавшейся двухкомпонентной глобальной социоэкосистеме. При изучении разных аспектов этого взаимодействия следует руководствоваться законами экологического, соци­ального и экономического развития составных ее блоков.

2. Принцип целостного социально-экономического и экологического под­хода к изучению взаимодействия общества с природной средой как матери­альной и духовной основы бытия человека.

3. Принцип целевой направленности научной мысли и технических дости­жений на оптимизацию взаимодействия между природой и обществом, ибо в противном случае научно-технический прогресс становится бессмысленным.

4. Принцип многоцелевого использования природных экосистем и эко­логического обеспечения постоянства природопользования как экономичес­кой основы процветания общества.

5. Принцип реальности устранения потенциальных противоречий между научно-техническим прогрессом и необходимостью сохранения экологичес­кого равновесия.

Для более глубокого изучения основных законов, принципов и норм со­циальной экологии рекомендуется указанная далее литература [1-9].